ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Упущенная выгода перевозчик - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 17-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами (пункт 2). Таким образом, ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику: она характеризуется ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом (законом могут вводиться ограничения, в силу которых исключается возможность взыскания той части убытков, которая называется упущенной выгодой, и даже части реального ущерба, - пункт 2 статьи 15 ГК Российской Федерации), запретом на уменьшение или устранение ответственности перевозчика , определенной законом, и возможностью определения ее размера и пределов по соглашению сторон в случаях, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами. Дифференциация в имущественной ответственности перевозчиков и грузоотправителей (грузополучателей) в процессе железнодорожных перевозок представляет собой пример оправданных различий в отношении лиц, находящихся в существенно различных ситуациях (обстоятельствах). Вводя такие различия, законодатель исходит из того, что использование транспортных средств, представляющих собой источник повышенной
Определение № А60-38279/20 от 20.08.2021 Верховного Суда РФ
с ограниченной ответственностью «Техномаш» к обществу с ограниченной ответственностью «ИнтерТрансАвто» о взыскании 2 240 308 рублей 80 копеек убытков вследствие утраты груза и 816 483 рублей 88 копеек упущенной выгоды с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Иркутская нефтяная компания», установила: Арбитражный суд Свердловской области решением от 30.12.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2021, удовлетворил иск в части взыскания 300 000 рублей убытков вследствие утраты груза. Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 27.05.2021 решение от 30.12.2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2021 оставил без изменения. В кассационной жалобе общество «Техномаш» просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное толкование договора в отношении пределов ответственности перевозчика , неосновательные отклонение ходатайства об истребовании доказательств и отказ во взыскании упущенной выгоды. В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или
Определение № А08-11158/18 от 21.01.2021 Верховного Суда РФ
интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая условия договора оказания транспортных услуг по доставке кормов от 25.12.2017 № ПК-01-18-ЧС об оплате заказчиком (ответчиком) перевозчику (истцу) упущенной выгоды и порядке ее расчета, установив, что передача груза перевозчику за период с 01.09.2018 по 14.11.2018 произведена в объеме меньше согласованного договором, груз за период с 15.11.2018 по 19.12.2018 не предъявлен к перевозке, признав доказанным факт расторжения договора с 19.12.2018, руководствуясь положениями статей 15, 393, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суды пришли к
Определение № А51-10543/16 от 10.11.2017 Верховного Суда РФ
установлено, что основанием обращения общества «Магаданрыба» в арбитражный суд с настоящим требованием явилось допущенное обществом «Южморрыбфлот» (перевозчиком) нарушение температурного режима в пути следования груза, вследствие чего у истца возникли убытки в виде упущенной выгоды в размере 21 248 196 руб. 45 коп. Отказывая в удовлетворении требований, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 15, 401, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из недоказанности факта принятия спорного груза к перевозке ответчиком, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для возмещения ответчиком убытков, возникших в результате несоблюдения температурного режима во время транспортировки и хранения продукции в пути следования. Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что ответчик является перевозчиком груза и надлежащим ответчиком по настоящему спору, относительно расчета размера предъявленного к возмещению ущерба, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены. Приведенные заявителем возражения о ненадлежащей оценке судами представленных доказательств
Постановление № А33-12025/08 от 14.04.2009 АС Восточно-Сибирского округа
7.2., 7.3. договора подтверждением факта оказания услуг является акт приемки оказанных услуг, оплата оказанных услуг производится в течение 10 календарных дней с момента подписания акта приемки оказанных услуг, на основании выставленного перевозчиком счета на оплату. В соответствии с пунктом 8.1.1 договора, при осуществлении перевозок с оказанием услуг по экспедированию груза, перевозчик, в случае недостачи, утраты, хищения, повреждения или приведения в негодность груза, произошедшие по вине перевозчика – возмещает реальный ущерб и упущенную выгоду. Упущенную выгоду перевозчик возмещает в случае виновного нарушения принятых по договору обязательств. При осуществлении перевозок без оказания услуг по его экспедированию, перевозчик несет полную материальную ответственность за повреждение или приведение в негодность груза, произошедшие по вине перевозчика (п. 8.1.2 договора). Согласно пункту 8.2 договора, перевозчик возмещает заказчику причиненный ущерб в полном объеме в течение 15 банковских дней с момента выявления фактов, указанных в п. 8.1 договора. Претензии заказчика направляются перевозчику в течение 10 календарных дней с
Решение № А33-12025/08 от 26.01.2009 АС Восточно-Сибирского округа
услуг производится в течение 10 календарных дней с момента подписания акта приемки оказанных услуг, на основании выставленного Перевозчиком счета на оплату. Тарифы на транспортные услуги, а также скидки, согласованы сторонами в приложении№ 2 к договору. В соответствии с п. 8.1.1 договора, при осуществлении перевозок с оказанием услуг по экспедированию груза, перевозчик, в случае недостачи, утраты, хищения, повреждения или приведения в негодность груза, произошедшие по вине перевозчика – возмещает реальный ущерб и упущенную выгоду. Упущенную выгоду перевозчик возмещает в случае виновного нарушения принятых по договору обязательств. При осуществлении перевозок без оказания услуг по его экспедированию, перевозчик несет полную материальную ответственность за повреждение или приведение в негодность груза, произошедшие по вине перевозчика (п. 8.1.2 договора). Согласно п. 8.2 договора, перевозчик возмещает заказчику причиненный ущерб в полном объеме в течение 15 банковских дней с момента выявления фактов, указанных в п. 8.1 договора. Претензии заказчика направляются перевозчику в течение 10 календарных дней с
Решение № А78-5627/11 от 02.08.2011 АС Забайкальского края
В отзыве ответчик указал, что плата за пользование вагонами составила 31089,10 руб., при этом истец начислил штраф в сумме 46200,00 руб. Размер сборов за подачу и уборку вагонов в указанной ответчиком сумме истцом не оспорен (ч.3.1 ст.70 АПК РФ). Исходя из периода времени, на который была допущена просрочка возврата вагонов (от 1 часа до 16 часов), суд полагает соразмерным определить сумму штрафа в размере платы за пользование вагонами за полные сутки, соответствующей предполагаемой упущенной выгоде перевозчика за указанный период. Поскольку задержка уборки вагонов имела место в течение небольшого периода времени, а начисленный штраф составляет порядка 150% от стоимости оказанных услуг за период с 01.10.2010 г. по 08.10.2010 г., суд считает возможным уменьшить размер штрафа до 31089,10 руб. Доводы ответчика о необходимости уменьшения штрафа до размера стоимости одного часа нахождения вагона у владельца в предусмотренный договором технологический срок оборота вагонов, суд считает необоснованными, поскольку штраф, предусмотренный УЖТ, является повышенной мерой
Решение № 2-541 от 17.10.2011 Костромского районного суда (Костромская область)
должен составлять 754,94 п/км. Ответчики ежедневно (в будни и выходные) осуществляют по три оборотных рейса в утреннее время (с 6.30 до 11.00) и по два оборотных рейса в понедельник, среду и пятницу в вечернее время (с 19.20 до 20.30). Вместимость каждого транспортного средства № и № 13 посадочных мест. Своими действиями Зуев Е.И., Поспелова Ю.И. наносят ущерб предприятию пропорционально. Под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые ГП «Костромское ПАТП № 3» получило бы при работе на маршруте № «» по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому предприятие является единственным перевозчиком , если бы его право не было нарушено. Размер упущенной выгоды равен величине, на которую моли бы увеличиться, но не увеличились доходы предприятия. Согласно Минимально - необходимого уровня транспортного обслуживания населения (МНУТО), утвержденному Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области для работы на пригородном маршруте № «», ГП «Костромское ПАТП № 3» должно перевезти в среднем за 1 оборотный рейс
Решение № 2-228/20 от 31.07.2020 Родниковского районного суда (Ивановская область)
доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено ( упущенная выгода). В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (абзац второй пункта 1 указанной статьи). Пунктом 1 статьи 1081 ГК РФ установлено, что лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а
Решение № 2-324/21 от 19.10.2021 Сарапульского городского суда (Удмуртская Республика)
возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено ( упущенная выгода). В силу пункта 2 статьи 796 ГК РФ в случае утраты или недостачи груза ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза. В рассматриваемом случае размер ущерба определен исходя из стоимости груза, указанного в транспортной накладной от 18.12.2018, в соответствии с которой производилась перевозка груза. При этом факт оплаты стоимости груза истцом поставщику (ООО Компания «Бизнес-Партнер») подтверждается платежным поручением № 1 от 18.12.2018 на сумму 735000 руб. Доказательств отсутствия вины ответчика в утрате груза суду не представлено.