ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Установление опеки и попечительства - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 145 СК РФ. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.
Статья 145. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (в ред. Федерального закона от 24.04.2008 N 49-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. 2. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. 3.
Статья 98. Информационные системы в системе образования
(последнее - при наличии) ребенка и его родителей (законных представителей); 2) дата рождения ребенка; 3) реквизиты свидетельства о рождении ребенка; 4) адрес места жительства ребенка; 5) сведения о наличии потребности в обучении ребенка по адаптированной образовательной программе дошкольного образования и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии); 6) реквизиты документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка; 7) реквизиты документов, подтверждающих установление опеки или попечительства (при наличии); 8) адрес электронной почты, номер телефона (при наличии) родителей (законных представителей) ребенка. (часть 20 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 515-ФЗ) 21. При ведении персонифицированного учета в региональных информационных системах, указанных в части 14 настоящей статьи, обеспечиваются конфиденциальность и безопасность персональных данных с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных. (часть 21 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 515-ФЗ) 22. Лица, указанные в части 28 настоящей статьи и
Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства 1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся: 1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; 2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; 3) установление опеки или попечительства ; 4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; 6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; 7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации; 8) представление законных интересов
Статья 14. Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства
Статья 14. Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства 1. Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. 2. Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или
Определение № 74-КГ19-8 от 10.09.2019 Верховного Суда РФ
Кыргызстан, уклоняется от воспитания своей дочери и от защиты ее прав и интересов, не заботится о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии и не содержит ее. По мнению органа опеки и попечительства, установление факта отсутствия родительского попечения необходимо для определения социально- правового статуса несовершеннолетней, включения в реестр на получение жилого помещения, а также для возможности получения государственной поддержки. Определением судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 февраля 2019 г. вышеуказанное заявление оставлено без рассмотрения. Заявителю разъяснено право на разрешение спора в порядке искового производства. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 марта 2019 г. определение судьи городского суда оставлено без изменения. В кассационной жалобе органом опеки и попечительства ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений, как незаконных. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М. от 9 августа 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной
Апелляционное определение № АПЛ19-510 от 28.01.2020 Верховного Суда РФ
от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ), регулирующим отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, установлено, что указанные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 3). Согласно части 4 статьи 6 приведенного закона полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства , а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. На основании приведенных законоположений правильным является вывод
Постановление № 04АП-2424/14 от 25.06.2014 Четвёртого арбитражного апелляционного суда
и договором. Пунктом 6 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). В силу положений статьи 14 Федерального закона от 24.042008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или
Решение № А19-16269/14 от 03.06.2015 АС Иркутской области
договором. Пунктом 6 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). В силу положений статьи 14 Федерального закона от 24.042008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или
Решение № А19-10807/15 от 20.10.2015 АС Иркутской области
договором. Пунктом 6 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). В силу положений статьи 14 Федерального закона от 24.042008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или
Решение № 2-1186/2014 от 17.04.2014 Воскресенского городского суда (Московская область)
из родителей (законных представителей) в многодетной семье. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, освобождаются от уплаты транспортного налога в отношении следующих отдельных категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы. Налоговые льготы предоставляются не более чем по одному транспортному средству за налоговый период… Право на применение налоговых льгот, установленных настоящей статьей, наступает с даты возникновения статуса многодетной семьи (рождение (усыновление, установление опеки и попечительства ) третьего и последующих детей). Льготы, установленные настоящей статьей, предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего статус заявителя в соответствии с законодательством Московской области.» Судом установлено, что ФИО2, как отец троих несовершеннолетних детей –ФИО3, <дата> года рождения, ФИО4, <дата> года рождения, и ФИО5, <дата> года рождения, с <дата> является многодетным отцом, что подтверждается данными удостоверения от <дата> на л.д.6. Исходя из данных налоговых уведомлений (л.д.7,8,9), ФИО2 является плательщиком транспортного налога, поскольку ему
Решение № 12-131/2015 от 18.01.2016 Кармаскалинского районного суда (Республика Башкортостан)
что заявления ФИО2 о передаче под опеку поступило ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день указанное обращение передано на рассмотрение Хасановой Ф.Ф. Обращение заявителя в 30-дневный срок ею не рассмотрено, постановление об установлении опеки издано ДД.ММ.ГГГГ, ответ заявителю не дан, срок рассмотрения указанного обращения в установленном законом порядке не продлевался, поскольку считает, что данное обращение должны были быть рассмотрены в порядке, установленном Федеральным Законом от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установление опеки и попечительства является муниципальной услугой. Считает, что действия статьи 5.59 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации не распространяется на обращения граждан, связанные с нарушением прав граждан на информацию и порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, поэтому считает, что незаконно привлечена к административной ответственности. В судебном заседании главный специалист по охране прав детей Администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан Хасанова Ф.Ф. жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней. Помощник прокурора Абакаров Э.А. в судебном заседании