ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Верификация сертификатов происхождения - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Статья 11.
печатей должны быть оригинальными и четкими, чтобы позволить провести их однозначную идентификацию на предмет подлинности. Уполномоченные органы государств Сторон незамедлительно информируют друг друга в случае любых изменений указанной информации. 2. Без представления указанной в пункте 1 настоящей статьи информации и (или) в случае представления информации, не соответствующей требованиям, изложенным в пункте 1 настоящей статьи, режим свободной торговли в отношении ввозимых товаров не предоставляется. 3. Уполномоченные органы государств Сторон осуществляют последующую проверку ( верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений. 4. В случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 (ред. от 10.07.2020) "Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)"
недостоверные сведения, таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации). К запросу о верификации прилагается копия проверяемого сертификата о происхождении товара. В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате о происхождении товара могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации на основе выборочности. 30. Ответ на запрос о верификации должен поступить в таможенный орган государства-члена в срок, не превышающий 6 месяцев с даты направления такого запроса. 31. Для целей рассмотрения сертификата о происхождении товара в качестве документа о происхождении товара
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60 (ред. от 03.04.2020) "Об утверждении Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран"
33. Сертификат о происхождении товара заполняется на английском или французском языке. 34. Сертификат о происхождении товара представляется таможенному органу государства-члена на бумажном носителе в напечатанном виде, за исключением случая, указанного в пункте 35 настоящих Правил. 35. При наличии договоренности между таможенным органом государства-члена и уполномоченным органом (организацией) о применении электронной системы верификации происхождения товаров, позволяющей осуществить проверку выдачи сертификата о происхождении товара и достоверности содержащихся в нем сведений (далее - электронная система верификации), оригинал сертификата о происхождении товара может не представляться по решению декларанта при таможенном декларировании товара. При этом реквизиты такого сертификата должны быть указаны в таможенной декларации. В случае если обнаружены признаки того, что заявленные в таможенной декларации сведения о происхождении товара, содержащиеся в сертификате о происхождении товара, являются недостоверными, или если данные о сертификате о происхождении товара отсутствуют в электронной системе верификации, то по мотивированному запросу таможенного органа государства-члена декларантом должен быть представлен оригинал сертификата о
Определение № А40-61851/20 от 27.10.2021 Верховного Суда РФ
установлено. Согласно пункту 3 статьи 11 Правил определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Протокола от 22.07.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 (далее - Правила), уполномоченные органы государств Сторон осуществляют последующую проверку ( верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений. Пунктом 4 статьи 11 Правил установлено, что в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность
Определение № 01АП-3030/19 от 13.04.2020 Верховного Суда РФ
не установлено. Согласно пункту 3 статьи 11 Правил определения происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Протокола от 22.07.2011 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 (далее – Правила) уполномоченные органы государств Сторон осуществляют последующую проверку ( верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений. Пунктом 4 статьи 11 Правил установлено, что в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность
Постановление № 20АП-3504/20 от 17.12.2020 Двадцатого арбитражного апелляционного суда
неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению ООО «Тамерлан», суд первой инстанции ошибочно согласился с доводами Брянской таможни о несоблюдении департаментом происхождения товаров Таможенной администрации Республики Сербия положений пункта 7 статьи 11 Правил, выразившееся в нарушении 6-месячного срока представления ответа на запросы Управления товарной номенклатуры Федеральной таможенной службы. Общество обращает внимание на то, что Брянская таможня уклонилась от проведения мероприятий дополнительного контроля по верификации сертификатов происхождения товаров формы СТ-2. Апеллянт полагает, что сербским таможенным органом устранены все причины, указанные в запросах ФТС России. Следовательно, выполнение критерия происхождения товара «Р» (товар полностью произведен в стране экспортера) не может быть поставлено под сомнение. Вместе с тем ООО «Тамерлан» указывает, что им самостоятельно получены у контрагента «PDM AGRO FRUIT» документы, подтверждающие происхождение ввезенного товара. Указанные документы представлены в Брянскую таможню с целью добровольного урегулирования спора. Общество считает, что ссылка суда первой инстанции
Постановление № А79-7274/2021 от 04.04.2022 Первого арбитражного апелляционного суда
обязанности по уплате антидемпинговой пошлины в сумме 708 318,86 руб., которую Ответчик должен уплатить в связи непредставлением оригинала сертификата происхождения (л.д. 63-67). 13.05.2021 ООО «ПК «Промтрактор» представило в таможенный орган письмо, которым сообщило о наличии у него сертификата происхождения только в электронном виде, предоставило верификационный отчет и информацию об электронных ресурсах, на которых можно осуществить верификацию документа (т.е. установить его подлинность и достоверность содержащихся в нем сведений) (л.д. 68-70). 14.05.2021 таможенный орган осуществил верификацию сертификата происхождения и произвел выпуск товаров по ДТ № 10418010/040521/0131160. Таким образом, после проведения таможенным органом таможенного контроля и только после представления ООО «ПК «Промтрактор» в таможенный орган всех необходимых сведений о сертификате происхождения товара и возможности его верификации, и осуществления после этого таможенным органом действий по верификации такого сертификата, таможенный орган 14.05.2021 разрешил выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Вследствие несвоевременного таможенного декларирования товаров доставка груза от таможенного
Постановление № А40-235552/20 от 27.07.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда
товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых выдан такой сертификат. Однако, таможенный орган с запросом о верификации не обращался, признал неподтвержденным происхождение товаров задекларированных в декларации на товары № 10013110/210119/0001931, начислены суммы антидемпинговой пошлины и пени. Вместе с тем, адрес сайта для верификации сертификата происхождения указан на самом сертификате в правом нижнем углу - www.CertificateOfOriin.com. код AHZQ-R8NE-4U5N-NS811-YW 1-Х (скриншот сайта представлен). Указанный сайт является крупнейшей в мире базой по проверке электронных сертификатов происхождения (ЕСО и является главным инструментом аутентификации сертификатов). Таможенные органы, банки, продавцы, экспедиторы грузов и другие компании, которым необходима проверка подлинности сертификата о происхождении, могут использоваться данным инструмент проверки на данном сайте. Кроме того, ООО «РусНефтеГаз Групп» обратилось с запросом 05.03.2021 в Торгово-промышленную палату <...> G2
Постановление № А40-133140/2021 от 20.10.2022 АС Московского округа
проверке указанных в сертификате сведений, не могут являться безусловными основаниями для признания их недействительными. Суды признали, что сертификат, представленный декларантом действителен и подтверждает страну происхождения товара, до момента их отмены страной, его выдавшей,- Эстонией, приняв во внимание, что для ТПП Эстонии факт отзыва сертификатов Таиланда не явился основанием для признания недействительными сертификатов, выданных на товар, приобретенный заявителем. Суды отклонили ссылку таможни на непредставление ТПП Эстонии в установленный срок ответа на запрос таможни о верификации сертификатов происхождения , поскольку в материалы дела таможней не представлен документ, подтверждающий факт получения ТПП Эстонии запроса таможни, отметив также, что фактически в основу акта камеральной таможенной проверки положено бездействие таможни, выраженное в направлении запроса и ожидании ответа на запрос без подтверждения его получения адресатом. Кроме того, в ходе камеральной таможенной проверки, которая проводилась больше 10 месяцев, таможенный орган не информировал заявителя - декларанта, о проверке факта выдачи его контрагенту сертификата формы А, ТПП Эстонии.
Постановление № 510002-01-2021-001050-13 от 09.03.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)
представленном сертификате происхождения в графе 5 страна назначения указана EU (Евросоюз). *** в Евросоюз не входит. В соответствии с п.34 Решения - сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в следующих случаях: 1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров, в том числе с учетом ответа на запрос о верификации, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил, выявлена недостоверность сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара; 2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к настоящим Правилам. Таким образом, представленный сертификат не соответствует Требованиям к сертификату происхождения. 2. На основании выявленных несоответствий сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным вне зависимости от