ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Внесение изменений в регистрационные данные - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Определение № 09АП-71134/18 от 26.08.2019 Верховного Суда РФ
в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, по результатам проведения электронного аукциона по продаже имущества должника, признанного несостоятельным (банкротом) вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2016 по делу № А56-6149/2016, между ООО «Компания «Ай-Ти-Си» в лице конкурсного управляющего (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор купли-продажи транспортных средств. Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные в отношении транспортного средства в связи со сменой его собственника, представив договор купли-продажи № 1 от 24.01.2017. По результатам рассмотрения заявления управление отказало обществу в совершении регистрационных действий со ссылкой на пункт 3 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 (далее – Правила № 1001). В обоснование отказа регистрирующий орган указал на
Определение № 09АП-70845/18 от 02.09.2019 Верховного Суда РФ
транспортных средств. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2016 по делу № А56-6149/2016 ООО «Компания «Ай-Ти-Си» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника. По результатам проведения электронного аукциона по продаже имущества должника между ООО «Компания «Ай-Ти-Си» (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор купли-продажи транспортных средств от 24.01.2017 № 1. Общество как новый собственник транспортных средств 04.09.2018 обратилось в управление с заявлениями о внесении изменений в регистрационные данные в отношении транспортных средств «Форд-Фокус» г/н <***>, «Форд-Фокус» г/н <***> в связи со сменой собственника, представив пояснительную записку по регистрационным действиям, в которой сообщило о том, что ООО «Компания «Ай-Ти-Си» признана несостоятельной (банкротом). По результатам рассмотрения заявлений обществу 04.09.2018 отказано в совершении регистрационных действий. Не согласившись с действиями управления, общество обратилось в арбитражный суд. Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями
Апелляционное определение № АПЛ21-214 от 22.06.2021 Верховного Суда РФ
нарушены нормы материального и процессуального права. Согласно письменным возражениям МВД России на апелляционную жалобу содержащиеся в Письме выводы касаются ситуации, при которой владельцами транспортных средств являются граждане, получившие право собственности на транспортное средство не в порядке наследования по закону, что регулируется абзацем вторым пункта 67 Правил государственной регистрации транспортных средств, а посредством заключения сделки с прежним собственником до его смерти и не подавшие в установленные законодательством сроки заявление в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные . Суд первой инстанции правильно определил и признал доказанными все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, судом не нарушены и правильно применены нормы материального и процессуального права. Министерство юстиции Российской Федерации в поступивших возражениях на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами, изложенными в ней, и просило рассмотреть жалобу без участия представителя Министерства. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для
Постановление № 19-АД22-5 от 26.05.2022 Верховного Суда РФ
постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в управлении транспортным средством, в отношении которого не выполнена предусмотренная законом обязанность по его регистрации (постановке на государственный учет) или по внесению изменений в регистрационные данные транспортного средства в случаях, установленных законом, в том числе когда транспортное средство было снято с регистрационного учета, и при этом не реализована обязанность по его регистрации в установленный законом срок, либо регистрация транспортного средства прекращена (аннулирована). Таким образом, действия ФИО1 верно квалифицированы по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доводы жалобы со ссылкой на заключенный 23 апреля 2021 года договор купли-продажи автомобиля «Мерседес-Бенц - МЬ 350», а также
Постановление № А56-60744/13 от 20.01.2015 АС Северо-Западного округа
ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждены приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее – Правила регистрации). В соответствии с пунктом 15 Правил регистрации внесение изменений в регистрационные данные похищенных и обнаруженных транспортных средств, возвращенных их собственникам или владельцам, с измененной маркировкой, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, производится на основании постановления органов внутренних дел (предварительного следствия и дознания), осуществляющих расследование уголовного дела, с предоставлением заверенной копии справки об исследовании (заключения экспертизы) с результатами исследования номеров агрегатов, выданной органом (организацией), уполномоченным на проведение данных исследований. Однако в силу пункта 3 Правил регистрации не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными
Постановление № А82-18667/14 от 16.09.2015 АС Волго-Вятского округа
в предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств. К числу таких оснований отнесено обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также установление наличия сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных). В соответствии с пунктом 15 Правил № 1001 внесение изменений в регистрационные данные похищенных и обнаруженных транспортных средств, возвращенных их собственникам или владельцам, с измененной маркировкой, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, производится на основании постановления органов внутренних дел (предварительного следствия и дознания), осуществляющих расследование уголовного дела, с предоставлением заверенной копии справки об исследовании (заключения экспертизы) с результатами исследования номеров агрегатов, выданной органом (организацией), уполномоченным на проведение данных исследований. Таким образом, как верно указали суды, уничтожение маркировочных обозначений при отсутствии признаков подделки, скрытия, изменения, умышленного уничтожения
Постановление № А51-2493/2021 от 28.04.2022 АС Дальневосточного округа
транспортного средства или дополнительная маркировка основного компонента транспортного средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1, 2 статьи 20 Закона № 283-ФЗ). Согласно пункту 51 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764 (далее – Правила № 1764). Внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства осуществляется при изменении содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесении соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство Возобновление государственного учета транспортного средства может осуществляться одновременно с внесением изменений в регистрационные данные транспортного средства на основании документов, предусмотренных частями 2- 5 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Постановление № 13АП-27520/2022 от 12.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
совершении регистрационных действий установлены статьей 20 Федерального закона № 283-ФЗ, среди которых запрещается совершение регистрационных действий в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов (пункт 4 части 1 и пункт 1 части 5 ). Частью 5 стать 10 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства может сопровождаться присвоением транспортному средству нового государственного регистрационного номера взамен ранее присвоенного. Порядок и условия присвоения транспортному средству государственного регистрационного номера определяются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1764 от 21.12.2019 «О государственной регистрации транспортных средств» утверждены Правила регистрации транспортных средств. В соответствии с пунктами 36, 60, 61 указанных Правил государственный учет транспортного средства, зарегистрированного на ограниченный срок, при отсутствии сведений о его возобновлении прекращается автоматически на следующий
Постановление № А49-11644/14 от 07.07.2015 АС Поволжского округа
и фактическое уничтожение ранее присвоенного производителем идентификационного номера автомобиля, поскольку согласно Техническому регламенту это номер крепится на кузове автомобиля, замена которого произведена. УГИБДД УМВД России по Пензенской области не представлено доказательств скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки на транспортное средство, или каких-либо иных доказательств недобросовестности действий заявителя. При этом, ни Административный регламент, ни Правила регистрации, ни постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938, не содержат положений, запрещающих замену номерных агрегатов и внесение изменений в регистрационные данные транспортных средств в связи с заменой их номерных агрегатов. Необоснованной является ссылка УГИБДД УМВД России по Пензенской области на норму Технического регламента, регулирующую допуск к участию в дорожном движении единичного транспортного средства, поскольку в пункте 3 Технического регламента указано, что единичным транспортным средством является транспортное средство, изготовленное в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленное в Российской Федерации в
Решение № 2-216/2021 от 04.06.2021 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)
договоре купли-продажи автомобиля ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, выполнены не ФИО5, а другим лицом. Поскольку при проведении данной экспертизы эксперт был предупрежден об уголовной ответственности должностным лицом органа полиции, и данное заключение сторонами не оспорено, суд также принимает его в качестве доказательства по настоящему делу. Таким образом, материалами дела установлено, что ФИО5 доверенность на имя ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, доверенность на имя ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, не выдавал, договоры купли-продажи автомобиля ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ не подписывал. Внесение изменений в регистрационные данные автомобилей Ныса 522 и ФИО2 в части замены регистрационного номера и собственника автомобиля с ФИО4 на ФИО5 и обратно, были произведены в результате вышеперечисленных неправомерных действий посторонних лиц. В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Пунктом 2 статьи 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной
Решение № 2А-2497/20 от 16.02.2021 Володарского районного суда г. Брянска (Брянская область)
были приложены все необходимые документы, в том числе, копия договора купли - продажи на силовой агрегат (двигатель) №№.... от ДД.ММ.ГГГГ, установленный им на автомобиль марки NISSANX-TRAIL. Сотрудником МОРЭР и ТН ГИБДД УМВД России по Брянской области был произведен осмотр вышеуказанного автомобиля. По результатам было установлено полное соответствие нового силового агрегата, требуемым показателям номер, модель, марка двигателя, о чем была сделана сотрудником полиции запись в его заявлении. Однако, в проведении регистрационных действий на внесение изменений в регистрационные данные ПТС ему было отказано на основании п.4 ч.5 ст.20 Федерального закона от 3 августа 2018 г. «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также п.92.8 Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД РОСИИИ от ДД.ММ.ГГГГ №...., поскольку не предоставлены документы, необходимые для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств- несоответствие