ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Временно проживающее лицо - гражданское законодательство и судебные прецеденты

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.05.2018 N АКПИ18-238 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 29 пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498>
него обязанность оплачивать не оказанные ему фактически услуги (либо оплачивать одну и ту же услугу два раза) и при этом он лишается возможности требовать перерасчета платы за коммунальные услуги в период его фактического непроживания в жилом помещении, хотя такая возможность предусмотрена частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как указывает административный истец, он является собственником жилого помещения, в котором отсутствуют приборы учета газоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, а также отсутствуют постоянно и временно проживающие лица , при этом он сам зарегистрирован и проживает в другом жилом помещении. С 1 января 2017 г. ему стали начислять коммунальные платежи по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и газоснабжению за обе квартиры. В связи с этим, пользуясь коммунальными услугами только в одной квартире по адресу регистрации и фактического проживания, он вынужден оплачивать коммунальные платежи по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и газоснабжению, которыми фактически не пользуется, по адресу жилого помещения, где никто
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.03.2018 N АКПИ18-5 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 30, 31 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498>
Федерации 26 декабря 2016 г. издало постановление N 1498, утвердившее изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Изменения). Пунктом 30 Изменений Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, дополнены пунктом 57(1), предусматривающим, что дата начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении для применения при расчете платы за коммунальные услуги и проведения в случае необходимости перерасчетов за прошлые периоды указывается в заявлении собственника (постоянно проживающего потребителя) о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями. При отсутствии такого заявления или при отсутствии в таком заявлении даты начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении такой датой считается 1-е число месяца даты составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, в соответствии
Решение Верховного Суда РФ от 11.06.2013 N АКПИ13-205 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца второго пункта 42, абзацев второго - четвертого пункта 44, подпункта "б" пунктов 57 - 58, подпунктов "ж", "и", "к" пункта 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, формул 4, 5 приложения N 2 к данным Правилам, частично недействующим пункта 6 данного Постановления, недействующими абзацев третьего и девятого пункта 2, пункта 3, подпункта "а" пункта 4, пунктов 9 - 12, 14, подпункта "а" пункта 16, пунктов 21, 22, 24, 31, 33, 34, абзаца первого пункта 35, пункта 36, подпункта "а" пункта 37, подпунктов "а", "в" - "е" пункта 38, пунктов 40, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, формул 6, 7, 8, 22, 23, 26 и таблицы 5 приложения к названным Правилам>
административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная норма направлена на недопущение заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав, полностью согласуется с положениями пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и не нарушает прав потребителей, управляющей организации и иных лиц. При этом федеральное законодательство не содержит запрета на использование сведений, полученных при производстве по делу об административном правонарушении. Доводы заявителей о том, что правило данного пункта не позволяет определять количество временно проживающих лиц , не являющихся гражданами Российской Федерации, не может являться основанием для признания оспариваемой нормы недействующей. В силу положений пункта 56.1 Правил N 354 исполнителю предоставлено право в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, составить соответствующий
Постановление № 53-АД20-7 от 12.08.2020 Верховного Суда РФ
иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации. Форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно статье 25.1 названного Федерального закона в зависимости от цели въезда иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию и цели их пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной или транзитной визой либо визой временно проживающего лица . В соответствии с частью 1 статьи 25.6 Закона № 114-ФЗ в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй. 1 статьи 14 Федерального закона
Постановление № 78-АД22-61 от 17.10.2022 Верховного Суда РФ
соответствии с пунктом 12 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых - на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи. В силу подпункта «Ь» пункта 2 статьи 41 Конвенции о дорожном движении (с изменениями от 28 сентября 2004 года) заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года (далее - Конвенция), государства-участники признают любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям Приложения 6 к настоящей Конвенции. Исходя из положений приведенных выше норм, управление в Российской Федерации транспортными средствами при наличии иностранного национального водительского удостоверения допустимо для лиц , временно пребывающих на ее территории. Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных
Определение № 302-КГ14-4138 от 21.11.2014 Верховного Суда РФ
беременности и родам, пособий гражданам, имеющим детей, и пособия на погребение определяются с учетом этих районных коэффициентов. В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц , работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Постановление № 309-АД14-692 от 01.10.2014 Верховного Суда РФ
проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем. Между тем положениями пункта 58 Правил № 354 определено, что количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления собственника или постоянно проживающего потребителя, которое направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Из представленных документов усматривается, что ООО «УК Доверие» на основании договора управления многоквартирным домом от 11
Постановление № А51-6055/16 от 18.01.2017 АС Приморского края
имеют предположительный характер и их использование для расчета платы за коммунальные услуги противоречит принципу несения собственником бремени содержания жилья соразмерно его площади. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно принял в качестве относимого и допустимого доказательства площади спорной квартиры свидетельство о праве. Также судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований у ответчика для начисления истцу коммунальных платежей из расчета троих проживающих в спорной квартире лиц. Довод ответчика о том, что временно проживающее лицо вселилось в спорную квартиру до внесения изменений в Правила №354 о необходимости составления акта подлежит отклонению ввиду следующего. В соответствии с пунктами 57, 58 Правил N 354, в редакции, действовавшей до 01.06.2013, размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Количество временно проживающих потребителей в жилом помещении определяется на основании заявления, указанного в подпункте «б» пункта 57
Постановление № А66-10679/2021 от 19.01.2022 АС Тверской области
требования удовлетворены в полном объеме. Также с ответчика в пользу истца взыскано 17 087 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что общество рассчитывает плату за холодное водоснабжение и водоотведение без учета фактического количества постоянно и временно проживающих лиц . Апеллянт считает, что размер пеней должен быть уменьшен судом применительно к статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) до размера пеней, подлежащих взысканию с граждан, имеющих задолженность по оплате коммунальных услуг, за аналогичный период просрочки. Ответчик считает неправомерным отказ суда в удовлетворении его ходатайства о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. Отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не поступил. Согласно части 1 статьи 272.1
Постановление № А29-11753/2021 от 16.02.2022 АС Республики Коми
из нормативов, выявлено занижение объема электроэнергии, выставляемого собственникам помещений к оплате, что ведет к необоснованному увеличению затрат Общества на содержание общего имущества. При проведении анализа потребления КР на СОИ электроэнергии по спорному МКД за отчетный период июль 2021 года, Общество выявило сверхнормативное потребление в размере 2 779,23 кВт на сумму 14 118 руб. 50 коп., которое предъявляется ответчику к оплате. Общество не имеет возможности в силу закона получить сведения о количестве зарегистрированных и временно проживающих лиц , сведения из ЕГРН содержат только количество собственников помещений. При проведении поквартирного обхода достоверное представление сведений о количестве зарегистрированных и временно проживающих лиц от собственников помещений не может быть получено, поскольку ответчик не имеет возможности проверить достоверность таких сведений путем сверки с данными о количестве зарегистрированных и временно проживающих лиц. Таким образом, Общество несет необоснованные дополнительные затраты на СОИ спорного МКД в размере 14 118 руб. 50 коп., исковые требования должны быть уменьшены
Постановление № 03АП-299/2015 от 02.03.2015 Третьего арбитражного апелляционного суда
пункта 2 статьи 207 НК РФ резидентами признаются физические лица, находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение12 следующих подряд месяцев. Согласно статье 25.6 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица . Обыкновенные визы подразделяются па частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища. Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на один год. Форма визы, порядок и условия ее оформления, выдачи и прекращения установлены Постановление Правительства РФ от 09.06.2003
Постановление № А56-102456/2022 от 09.08.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
- Правила N 491), ответчик, являясь титульными владельцем спорных квартир и потребителем услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества в МКД, а значит, обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг. Доводы подателя жалобы о том, что истцом не представлено доказательств того, что жилые помещения являются пустующими, а также доказательств невозможности получения платежей с непосредственных пользователей помещений; истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, подлежат отклонению в силу следующего. Если исполнитель располагает сведениями о временно проживающих лицах в помещении, не оборудованном ИПУ, он вправе составить акт об установлении количества таких граждан (п. 56 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354). В соответствии с п. 56(2) данного Постановления при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. В связи с непредоставлением ответчиками сведений о наличии в спорных квартирах приборов учета горячего водоснабжения и отсутствием передачи показаний приборов учета, расчет
Апелляционное определение № 33-962/14 от 09.10.2014 Верховного Суда Чеченской Республики (Чеченская Республика)
требования префектура обосновывает тем, что семья ответчика проживает в указанном общежитии по договору « на временное проживание в общежитии», срок действия которого истек 31 декабря 2013г., при этом за ответчиками имеется задолженность по коммунальным платежам, погашать которую они отказываются. В соответствии с п.5.1 договора « на временное проживание в общежитии» в случае неисполнения временно проживающим лицом обязательств по оплате за проживание префектура Октябрьского района имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор, при этом временно проживающее лицо подлежит выселению. Решением Октябрьского районного суда г. Грозного от 04 июля 2014 года Чигаева Зулай Рамзановна, Чигаев Аида Даудович, Чигаева Асет Аидовна, Чигаев Али Аидович, Чигаев Абдулла Аидович, Чигаев Ибрагим Аидович и Чигаева Рахима Аидовна выселены из общежития по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения. В апелляционной жалобе Чигаева З.Р., Чигаев А.Д., Чигаева А.А., Чигаев А.А. просят решение суда отменить и принять по делу новое решение. Извещенные надлежащим образом о месте и
Апелляционное определение № 33-963/14 от 02.10.2014 Верховного Суда Чеченской Республики (Чеченская Республика)
проживает в указанном общежитии по договору « на временное проживание в общежитии», срок действия которого истек 31 декабря 2011 г., при этом за ответчиками имеется задолженность по коммунальным платежам, погашать которую они отказываются. В соответствии с п.п.1 п.18 раздел 4 «типового договора найма жилого помещения в общежитии» в случае неисполнения временно проживающим лицом обязательств по оплате (более 6-ти месяцев) за проживание префектура Октябрьского района имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор, при этом временно проживающее лицо подлежит выселению. Решением Октябрьского районного суда г. Грозного от 01 июля 2014 года Цигаров Иса Мауладиевич, Цигарова Хава Мауладиевна со своими несовершеннолетними членами семьи: Цигаровым Ю.И., Цигаровой Я.И., Цигаровым И.И. выселены из общежития по адресу: <адрес>, комн.1, без предоставления другого жилого помещения. В апелляционной жалобе Цигаров И.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. Согласно
Апелляционное определение № 33-961/14 от 09.10.2014 Верховного Суда Чеченской Республики (Чеченская Республика)
жилого помещения. Свои требования префектура обосновывает тем, что семья ответчика проживает в указанном общежитии по договору « на временное проживание в общежитии», срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГг., при этом за ответчиками имеется задолженность по коммунальным платежам, погашать которую они отказываются. В соответствии с п.5.1 договора « на временное проживание в общежитии» в случае неисполнения временно проживающим лицом обязательств по оплате за проживание префектура <адрес> имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор, при этом временно проживающее лицо подлежит выселению. Решением Октябрьского районного суда г. Грозного от 04 июля 2014 года Осмаева Таисия Сайпиевна и Мальсагова Дашубика Эдильбековна выселены из общежития по адресу: г. Грозный, ул. Тобольская, д.34, без предоставления другого жилого помещения. В апелляционной жалобе Осмаева Таисия Сайпиевна просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда. Согласно материалам дела семья Осмаевой Т.С. была