ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Зона световой маскировки - гражданское законодательство и судебные прецеденты

"Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании" (утв. МЧС России 13.12.2012 N 2-4-87-30-14)
тактики проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. Зонирование территорий по степени возможных опасностей и отнесение территорий (городов, населенных пунктов) к группам по гражданской обороне осуществляется с целью дифференцированного подхода к определению содержания, объемов и сроков проведения мероприятий гражданской обороны, заблаговременной разработки и реализации их в объемах, необходимых и достаточных для обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного времени и чрезвычайных ситуаций в мирное время. К основным зонам по гражданской обороне относятся: зона световой маскировки - территории субъектов Российской Федерации, расположенные вдоль внешней границы Российской Федерации (согласно СНиП Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны); зона возможных разрушений - территория, на которой в результате воздействия средств поражения возможно возникновение избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, равного 10 кПа (0,1 кгс/см.кв.) и более, а также сейсмическое воздействие, вызывающее разрушение зданий, сооружений и коммуникаций. Границы зон возможных разрушений устанавливаются в границах проектной застройки городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, на расстоянии
Приказ МЧС РФ от 10.06.1996 N 383 "О совершенствовании экспертной деятельности в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по проведению государственной экспертизы раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства")
на зональной схеме и генплане объекта зон возможных разрушений от воздействия средств поражения вероятного противника; - обоснование выбора технических решений сетей водо-, газо- и электроснабжения и транспорта, обеспечение надежности их работы в условиях военного времени; - наличие и качество проектных решений по созданию систем связи, сигнализации и управления гражданской обороной проектируемого объекта; - условия обеспечения проезда аварийно - спасательных и пожарных команд; - наличие и пропускная способность путей эвакуации, транспортные возможности объекта по выполнению эвакуационных мероприятий; - наличие и обоснованность схемы размещения защитных сооружений на территории объекта; - противопожарные мероприятия в условиях применения средств поражения; - устройство пунктов санитарной обработки. 3.3. При рассмотрении проектов строительства учреждений здравоохранения должны быть оценены подготовленность объекта к функционированию в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также мероприятия по защите медицинского персонала и нетранспортабельных больных. 3.4. В ходе экспертизы проверяются решения по обеспечению световой маскировки на объектах, проектирование которых должно осуществляться
Решение № А71-545/17 от 14.06.2017 АС Удмуртской Республики
является органом исполнительной власти, научно-исследовательской, проектной, строительной и монтажной организацией и т.п. Вменяя в вину обществу нарушение обязательных требований по гражданской обороне, действующих с 19.12.2008, орган государственного надзора (ответчик) должен доказать, что объект защиты введен в эксплуатацию позже этой даты, либо факт проведения на объекте защиты капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения, при проведении которых должны быть учтены действующие требования по гражданской обороне, но такие требования не были соблюдены. Согласно п.3.15 указанного стандарта зона световой маскировки : территория между государственной границей и рубежом, расположенным на удалении до 600 км от государственной границы. Административный орган доказательств того, что объекты заявителя находятся на удалении до 600 км от государственной границы, не представил. На основании изложенного заявитель просит признать незаконным п. 9 предписания. У государственного органа отсутствует паспорт убежища, заверенный эксплуатирующей организацией, это видно из п.12 указанного предписания. Следовательно, доказательств того, что заявитель эксплуатирует защитное сооружение гражданской обороны, у государственного органа на
Решение № А76-4071/13 от 10.06.2013 АС Челябинской области
в военное время; строительство убежищ гражданской обороны для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций; разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки. 16.5. По световой и другим видам маскировки : определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке; разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке; проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций,
Решение № А05-15840/13 от 10.04.2014 АС Архангельской области
хозяйства, содержит положения о том, что световая маскировка должна проводиться для создания в темное время суток условий, затрудняющих обнаружение городских и сельских поселений и объектов народного хозяйства с воздуха путем визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рассчитанных на видимую область излучения (0,40 - 0,76 мкм). Требования этого раздела распространяются на городские и сельские поселения и объекты народного хозяйства, расположенные в зоне светомаскировки, включающей территории союзных и автономных республик, краев и областей, согласно табл. 7. В таблицу 7 включена Архангельская область. В соответствии с пунктом 9.4 световая маскировка городских и сельских поселений и объектов, входящих в зону светомаскировки, должна предусматриваться в двух режимах: частичного и полного затемнения. Подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление светомаскировки в этих режимах, должны проводиться заблаговременно, в мирное время. С учетом изложенного суд считает, что оснований для признания пункта 3 предписания ответчика недействительным нет. В пункте 4 оспариваемого предписания указано на необходимость определить и создать запасы материально
Апелляционное определение № 33А-3916/2018 от 20.06.2018 Омского областного суда (Омская область)
выполнение мероприятий по световой и другим видам маскировки, а пунктом 4.4 данного Положения определены специальные задачи такой службы, в том числе участие в разработке и осуществлении мероприятий по световой маскировке объектов экономики, населенных пунктов (л.д. 79-84). В соответствии с п. 3.15 «ГОСТ Р 55201-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства» зона световой маскировки : территория между государственной границей и рубежом, расположенным на удалении до 600 км от государственной границы. Учитывая протяженность территории всей Омской области, которая с юга на север составляет 600 км., световой и другим видам маскировки подлежит вся территория Омской области. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает верным вывод районного суда о том, что обязанность по определению перечня объектов, подлежащих маскировке, и по созданию и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению
Решение № 2А-28/2018 от 19.03.2018 Большеуковского районного суда (Омская область)
и другим видам маскировки; проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне. Кроме того, в соответствии с п. 3.15 ГОСТ Р 55201-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства», утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2012 г. № 1193-ст под зоной световой маскировки понимается территория между государственной границей и рубежом, расположенным на удалении до 600 км от государственной границы. При этом, протяженность территории всей Омской области с юга на север составляет 600 км, что подтверждается сведениями, опубликованными на официальном сайте ГУ МЧС России по Омской области в информационно-телекоммуникационной сети ИНТЕРНЕТ. Таким образом, обязанности органов местного самоуправления относительно мероприятий по светомаскировке ставиться в зависимость от отнесения территории к группе по гражданской обороне только при разработка планов осуществления
Решение № 12-81/20 от 07.02.2020 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)
действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля»; не спланирован порядок выдачи средств индивидуальной защиты работникам Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, а также других подведомственных организаций, расположенных на территории г. Уфы, попадающих в зону химического загрязнения; также не выполнены требования по световой и другим видам маскировки, а именно: в перечень объектов, подлежащих маскировке, включены только объекты, имеющие категорию по гражданской обороне, другие объекты, попадающие в зону световой маскировки , не учтены; также не выполнены требования по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций, а именно: не созданы силы охраны общественного порядка; не выполнены требования по срочному захоронению трупов в военное время, а именно: силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов созданы формально; не выполнено требование по обеспечению устойчивости
Решение № 12-888/2021 от 27.09.2021 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)
порядок использования иных средств оповещения, предусмотренных пунктом 21 Положения о системах оповещения. 23. Администрацией города Дзержинска Нижегородской области допущено нарушение по выполнению мероприятий гражданской обороны но световой и другим видам маскировки, а именно: для г.о.г. Дзержинск не спланированы мероприятия по комплексной маскировке территории. По факту спланировано проведение мероприятий по световой маскировке, осуществление которой согласно пункту 4.5 СП 264.1325800.2016, пункту 3.15 ГОСТ Р 55201-2012 не требуется в связи с непопаданием территории г.о.г. Дзержинск в зону световой маскировки . 24. Администрацией города Дзержинска Нижегородской области допущено нарушение по выполнению мероприятий гражданской обороны по световой и другим видам маскировки, а именно: в перечень организаций, подлежащих маскировке, включены объекты, для которых выполнение маскировочных мероприятий не требуется в связи с положениями СП 264.1325800.2016. 25. Администрацией города Дзержинска Нижегородской области допущено нарушение по выполнению мероприятий гражданской обороны по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также
Постановление № 16-3422/2022 от 06.06.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
профессиональная подготовка дежурство персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения; м) созданы, поддерживаются в исправном состоянии соответствующие потребностям резервы стационарных и мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения, спланировано их использование в соответствии с руководящими документами; н) своевременно проводятся мероприятия по созданию и совершенствованию муниципальной системы оповещения и КСЭОН (фактически отсутствует КСЭОН в зоне экстренного оповещения населения об угрозе возникновения и быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с авариями на химически-опасных объектах); - не разработан план осуществления комплексной маскировки территорий, не определен перечень объектов, подлежащих маскировке (представленный план отражает только мероприятия по световой маскировке ); - не созданы запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки; не проводятся инженерно-технические мероприятия по уменьшению демаскирующих признаков территории города Ангарска; - статус материальных ценностей администрации Ангарского городского округа, спланированных к эвакуации, не подтвержден экспертной оценкой; - не созданы в полном объеме запасы материально-технических, продовольственных и медицинских