ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-153/19 от 26.02.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

«05» марта 2019 года                                                    Дело № А39-2690/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2019.

Полный текст постановления изготовлен 05.03.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.11.2018 по делу № А39-2690/2018,

принятое судьей Александровым С.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр» о признании незаконным бездействия администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия,

при участии в деле в качестве заинтересованных лиц – Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

 Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Между муниципальным образованием Ковылкинский муниципальный район Республики Мордовия, от имени которого действовала администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (далее – администрация) (концедент), и обществом с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр» (далее - ООО «Сервис-Центр») (концессионер) 22.06.2016 заключено концессионное соглашение № 1 в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.

По условиям указанного концессионного соглашения ООО «Сервис-Центр» обязуется осуществлять производство, передачу и реализацию тепловой энергии потребителям с использованием объектов соглашения, за свой счет производить работы по созданию объектов, реконструкции и замене морально устаревшего и физически изношенного имущества, а муниципальное образование Ковылкинский муниципальный район Республики Мордовия, от имени которого действует администрация, обязуется предоставить ООО «Сервис-Центр» на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектами соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1).

Объектами соглашения являются объекты теплоснабжения, указанные в Приложении № 1 к соглашению и иные объекты коммунального хозяйства, предназначенные для осуществления концессионной деятельности, подлежащие созданию и реконструкции, а также имущество, которое образует единое целое с объектом соглашения и предназначено для использования по общему назначению с объектом соглашения, в целях осуществления концессионной деятельности (пункт 2).

Объекты соглашения, подлежащие реконструкции и замене, принадлежат концеденту на праве собственности (пункт 4).

Пунктом 9 концессионного соглашения стороны установили, что объекты теплоснабжения, указанные в Приложении № 1 к соглашению, будут переданы администрацией и приняты ООО «Сервис-Центр» по акту приема-передачи в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашения.

Данное условие выполнено и указанные в Приложении № 1 объекты теплоснабжения переданы ООО «Сервис-Центр» в день заключения соглашения, что подтверждено актом приема-передачи объектов концессионного соглашения.

Пунктами 22, 23 указанного соглашения предусмотрено, что земельные участки, на которых располагаются объекты соглашения и которые необходимы для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, а также которые необходимы для создания, реконструкции объектов концессионного соглашения, предоставляются концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах на срок, который устанавливается концессионным соглашением в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством, законодательством Российской Федерации о недрах и не может превышать срок действия концессионного соглашения.

Договоры аренды (субаренды) земельных участков должны быть заключены с концессионером не позднее чем через 60 рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения.

Поскольку не все земельные участки, на которых располагаются объекты соглашения, предоставлены ООО «Сервис-Центр» в аренду, в частности земельный участок, на котором расположена котельная ст. Запищиково, по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, пос.  рзд.Запищиково, 10.05.2017 ООО «Сервис-Центр» направило в администрацию заявление о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка.

Письмом от 08.06.2017 № 1763 администрация сообщила о невозможности заключения договора аренды в связи с тем, что земельный участок находится в собственности Российской Федерации и для его предоставления в аренду необходимо произвести работу по его разграничению из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность муниципального образования Ковылкинского муниципального района.

ООО «Сервис-Центр» 25.12.2017 повторно обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположена котельная ст. Запищиково.

Письмом от 24.01.2018 № 228 администрация вновь сообщила о невозможности заключения договора аренды в связи с тем, что работа по разграничению земельного участка из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность муниципального образования Ковылкинского муниципального района не завершена.

ООО «Сервис-Центр» обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным бездействия администрации,выражающегося в неисполнении взятого на себя по концессионному соглашению от 22.06.2016 № 1 обязательства по передаче в аренду ООО «Сервис-Центр» земельного участка, на котором расположена котельная ст. Запищиково (кадастровый номер 13:12:0325007:32) по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, пос. рзд. Запищиково; об обязании администрации предоставить земельный участок, на котором расположена котельная ст. Запищиково (кадастровый номер 13:12:0325007:32) по адресу: Ковылкинский район, пос. рзд. Запищиково и заключить с ООО «Сервис-Центр» договор аренды в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России), Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее – МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области).

Решением от 21.11.2018 суд отказал в удовлетворении заявленного требования.

ООО «Сервис-Центр» обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

По мнению заявителя жалобы, вопрос о незаконности оспариваемого бездействия администрации судом по существу не рассмотрен.

ООО «Сервис-Центр» считает, что судом не учтены пункты 22 и 23 концессионного соглашения. Как полагает ООО «Сервис-Центр»,  администрация, располагая информацией об отсутствии в муниципальной собственности спорного земельного участка, должна была заблаговременно позаботиться о возможности исполнения взятых на себя обязательств.

Администрация и МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России и ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ во взаимосвязи с частями 2 и 3 статьи 201 названного Кодекса для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

       Отношения, возникающие в связи с заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, регулирует Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», статьей 3 которого предусмотрено, что к концессионным соглашениям применяются общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации как к гражданско-правовой сделке.

Истец (заявитель) свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

         В рамках настоящего дела требования Общества направлены на побуждение администрации, являющейся стороной по концессионному соглашению, к надлежащему исполнению принятых на себя обязательств по этому концессионному соглашению.

        Требование о понуждении исполнить гражданско-правовой договор в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, рассмотрению не подлежит. В данном случае применяется порядок искового производства.

        В связи с изложенным ссылка Общества на не рассмотрение судом первой инстанции его требования о признании незаконным бездействия администрации несостоятельна.

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что котельная ст. Запищиково (кадастровый номер 13:12:0325007:32) расположена на земельном участке с кадастровым номером 13:12:0316008:338, площадью 3 500 000 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения комической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - для нужд обороны, собственником которого является Российская Федерация (запись от 21.11.2004 № 13-1/12-26/2004-37), правообладатель Войсковая часть 04059.

В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 29.11.2017 № 3347 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Войсковой части 04059 Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 13:12:0316008:338, и он предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России.

За ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России 10.07.2018 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 13:12:0316008:338 (запись регистрации от 10.07.2018 № 13:12:0316008:338-13/003/2018-1).

Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (статья 125 ГК РФ).

Процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена Федеральным законом от 17.07.2001 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Для исполнения концессионного соглашения администрация обращалась в ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России о согласовании и утверждении схемы расположения двух земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером13:12:0316008:338 на земельные участки:

с кадастровым номером 13:12: 0316008:338 ЗУ 1, площадью 3 498 359 кв.м;

с кадастровым номером 13:12: 0316008:338 ЗУ 2, площадью 1641 кв. м с дальнейшим разграничением участка из государственной собственности в муниципальную собственность Ковылкинского муниципального района.

В ответе от 29.03.2018 ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России просило указать обоснование площади земельного участка, необходимого для обслуживания и эксплуатации объекта. Администрацией 03.04.2018 в адрес ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России предоставлено обоснование площади земельного участка и схема для утверждения.

Администрация 20.04.2018 обращалась с ходатайством о разграничении имущества - земельного участка с государственной собственности Российской Федерации в муниципальную собственность Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республики Мордовия.

В силу положений статьи 607 ГК РФ в аренду может быть передана только индивидуально-определенная вещь. Такой вещью может быть  земельный участок, который имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

Индивидуализация земельного участка заключается в установлении (уточнении) на местности границ земельного участка (кадастровые работы), определении иных его характеристик и кадастровом учете.

Как установлено судом первой инстанции, на момент рассмотрения дела земельный участок под зданием котельной ст. Запищиково (кадастровый номер 13:12:0325007:32) не образован и схема расположения двух земельных участков, образованных путем раздела участка с кадастровым номером 13:12:0316008:338, не утверждена.

Письмом от 30.07.2018 № 141/4/06-8722 ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России сообщило администрации о необходимости исправления допущенных нарушений в оформлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставления дополнительных документов, необходимых для согласования схемы расположения земельного участка.

После поступления от администрации исправленной схемы расположения земельного участка и документов, необходимых для принятия решения о разделе земельного участка 13:12:0316008:338, схема расположения земельного участка для утверждения направлена в Министерство обороны Российской Федерации, как лицу, осуществляющему управление и распоряжение федеральным недвижимым имуществом, находящимися в ведении Вооруженных Сил Российской Федерации.

Поскольку спорный земельный участок не находится в муниципальной собственности, то администрация не вправе им распоряжаться, в том числе заключать договоры аренды. Правовых оснований для понуждения администрации заключить договор аренды и распорядиться земельным участком, который администрации не принадлежит, не имеется.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал ООО «Сервис-Центр» в удовлетворении заявленного требования.

Доводы апелляционной жалобы признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, не опровергающими законность выводов суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены им правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ООО «Сервис-Центр». Излишне уплаченная по платежному поручению от 19.12.2018 № 1393 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату ООО «Сервис-Центр» из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.11.2018 по делу № А39-2690/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Сервис-Центр» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 19.12.2018                 № 1393.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                       

А.М. Гущина

Судьи 

М.Б. Белышкова

Ю.В. Протасов