ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-4365/2022 от 04.07.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«07» июля 2022 года                                                     Дело № А43-37094/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2022 года

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,

судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05 мая 2022 года по делу № А43-37094/2021, принятое по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива (артель) "Весна" (ОГРН 1155246000832, ИНН 5246047657) о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области, выразившегося в неисключении из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748, расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", об обязании Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия необходимых мер направленных на исключение из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748, расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Федерального агентства лесного хозяйства, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области

при участии:

от заявителя –Даньшина Т.В. по доверенности от 03.09.2021 сроком действия до 31.12.2022, представлен диплом о высшем юридическом образовании от 21.01.2009 № ВСГ 3367367;

от ответчика – не явились, извещены;

от третьих лиц – не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Нижегородской обратился сельскохозяйственный производственный кооператив (артель) "Весна" (далее по тексту - заявитель, СПК (артель) "Весна") с заявлением к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области, выразившегося в неисключении из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", и обязании Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия необходимых мер направленных на исключение из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748, расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства, Управления Росреестра по Нижегородской области.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05 мая 2022 года заявленные требования удовлетворены, бездействие Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области выразившееся в неисключении из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино" признано незаконным. Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области обязано в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу в установленном действующим законодательством порядке устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия необходимых мер направленных на исключение из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино". С Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива (артель) "Весна" взысканы  расходы по госпошлине в сумме 3000,00 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилась с апелляционной  жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.04.2022   по делу № А43-37094/2021 отменить, вынести по делу новый судебный акр об отказе в удовлетворении исковых требований СПК (Артель) «Весна» в полном объеме.

Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области считает решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05 мая 2022 года незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права, поскольку оснований для удовлетворения иска у суда не имелось. Ответчик настаивает, что в отношении указанного в заявлении участка имеется судебный спор (дело №А43- 30020/2021), имеются противоречивые сведения в отношении заявленного участка по его принадлежности одновременно к землям лесного фонда и к землям сельхозназначения. Спорный земельный участок имеет пересечение и частично расположен на землях лесного фонда, что означает, что в нарушение требований законодательства он был сформирован из земель лесного фонда, без согласования с собственником - Российской Федерацией. При этом статус земель сельхозназначения впервые получил при постановке на кадастровый учет, право собственности истца зарегистрировано 23.07.2021, т.е. после 01.01.2016.

От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором СПК (артель) "Весна" просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, СПК (артель) "Весна" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748 (дата присвоения кадастрового номера 29.12.2012), расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства" (запись государственной регистрации от 23.07.2021 №52:20:0000000:748-52/156/2021-1).

28 сентября 2021 СПК (артель) "Весна" направило в адрес Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области письмо с просьбой исключить принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства" из состава земель лесного фонда, в которые данный земельный участок был включен в качестве земель лесного фонда.

Письмом от 25.10.2021 №Исх-331-495020/21 Министерство сообщило о невозможности в настоящее время устранить пересечение в связи с наличием судебного спора в отношении указанного в заявлении участка, сославшись на п.п 11.8 Порядка рассмотрения заявлений о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями единого государственного реестра недвижимости, утвержденного постановление Правительства Нижегородской области от 26.01.2021 №68 "О межведомственной рабочей группе по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями единого государственного реестра недвижимости".

Полагая, что Министерством допущено бездействие, выразившееся в неисключении из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", которое не соответствует закону и нарушает его права, СПК (артель) "Весна" обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области, выразившееся в неисключении из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя, поскольку действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости над сведениями государственного лесного реестра, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748 относится к категории земель категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства", при этом, решения Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2020 по делу №А43-32590/2019 и от 05.04.2021 по делу №А43-38012/2020 являются самостоятельными основаниями для внесения изменений в государственный лесной реестр и являются основанием для исключения из государственного лесного реестра территории в границах земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748.

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктами 1.1, 3.9 Положения о Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 №964, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области являлся органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанной сфере в соответствии с федеральным законодательством, в том числе организующим ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Нижегородской области.

Указом Губернатора Нижегородской области от 11.02.2021 №17 "О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15.01.2018 №6" было принято решение о реорганизации Департамента лесного хозяйства Нижегородской области путем присоединения к нему Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области с переименованием Департамента лесного хозяйства Нижегородской области в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области.

В соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 15.03.2021 №185, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области является правопреемником Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области.

В соответствии с пунктами 1.1., 3.1.20. Постановления Правительства Нижегородской области от 15.03.2021 №185 "Об утверждении Положения о министерстве лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области" Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в сфере товарного рыбоводства, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанных сферах в соответствии с федеральным законодательством, в том числе организует ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Нижегородской области.

Ведение государственного лесного реестра осуществляется в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации в соответствии с Порядком ведения государственного лесного реестра, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.07.2020 №491.

В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Порядка ведения государственного лесного реестра государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, ведение которого осуществляется для организации рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов и обеспечения достоверными сведениями о лесах органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, заинтересованных граждан и юридических лиц, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Ведение государственного лесного реестра осуществляется непрерывно путем внесения в него документированной информации, отражающей сведения о лесах, а также все документально подтвержденные изменения сведений о лесах, установленные при проведении лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, в результате осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, использования лесов, стихийных бедствий, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на лесные участки, на основании документов, предусмотренных частью 2.1. статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частями 1, 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах.

Согласно части 2.1. статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.05.2012 № 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.

В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра (Определение Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 № 1793-О).

Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 ноября 2013 года №496.

В соответствии с пунктом 2.1. Перечня формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие Акты: 2.1.1. Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1); 2.1.2 Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2); 2.1.3 Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3). В соответствии с пунктом 2.2.10 Перечня, формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, судебные акты являются основанием для внесения документированной информации в Акты.

В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в целях реализации Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" Правительство Нижегородской области постановлением от 26.01.2021 №68 создало межведомственную рабочую группу по приведению сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и утвердило Порядок рассмотрения заявлений о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно пункту 11.8 Порядка рассмотрения заявлений о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями единого государственного реестра недвижимости,  основаниями для отказа в приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН в имеющей пересечение с землями лесного фонда части земельного участка, указанного в заявлении являются наличие судебного спора в отношении указанного в заявлении участка.

В рассматриваемом случае, в обоснование поданного в Министерство заявления  СПК (артель) "Весна" ссылалось на зарегистрированное 23.07.2021 за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748, расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", дата присвоения кадастрового номера 29.12.2012, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства" (запись государственной регистрации №52:20:0000000:748-52/156/2021-1).

В письме от 25.10.2021 №Исх-331-495020/21 Министерство сообщило о невозможности в настоящее время устранить пересечение в связи с наличием судебного спора в отношении указанного в заявлении участка, без указания, в рамках какого дела спор инициирован.

Согласно позиции Министерства, изложенной в ходе рассмотрения настоящего дела, в настоящее время имеется спор о праве собственности РФ на земельный участок кадастровый номер 52:20:0000000:748 в рамках дела № А43- 30020/2021.

Между тем, как установлено судом, в рамках дела № А43-30020/2021 на рассмотрении суда находится спор по заявлению СПК (артель) "Весна", в том числе  о признании недействительными распоряжения Правительства Нижегородской области № 2858-р от 20.11.2009 года "О предоставлении права пользования охотничьими животными на территории Борского муниципального района Нижегородской области" и долгосрочной лицензии № 0000064 серия 52 от 27.11.2009 года, в части включения в состав территорий охотугодий, предоставленных ОО "Борское районное общество охотников и рыболовов" в целях пользования объектами животного мира, являющимися охотничьими животными, земельного участка земельного участка кадастровый номер: 52:20:0000000:748, расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", дата присвоения кадастрового номера 29.12.2012 года, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства".

Таким образом, спор не направлен на установление принадлежности земельного участка кадастровый номер 52:20:0000000:748 к определенной категории, не является рассмотрением спора о праве на данный земельный участок, а направлен на оспаривание предоставления земельного участка кадастровый номер 52:20:0000000:748 в состав охотутодий без согласия СПК (артель) «Весна», его правопредшественников и настоящих собственников в качестве земель сельскохозяйственного назначения.

При этом, спор о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 был предметом рассмотрения в рамках дела №А43-32590/2019, по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации городского округа город Бор Нижегородской области о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748, обусловленный тем, что названный земельный участок имеет границы пересечения и частично расположен на землях лесного фонда площадью 36 515 279 кв.м в каталоге координат поворотных точек, указанных в заключении Филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Поволжский леспроект" о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от 09.07.2019 (земельными участками с кадастровыми номерами 52:20:0000000:2, 52:20:0000000:3, 52:20:0000000:223, 52:20:0000000:230, 52:20:0000000:1274, 52:20:0000000:1276).

В обоснование заявленных требований Федеральное агентство лесного хозяйства указывало, что фактически часть земель лесного фонда, находящаяся в собственности Российской Федерации была незаконно, без разрешения собственника, изъята из земель лесного фонда. Соответственно постановка земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 должна быть признана недействительной и из Единого государственного реестра недвижимости должны быть исключены сведения о земельном участке с кадастровым номером 52:20:0000000:748.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2020 по делу №А43-32590/2019 в удовлетворении исковых требований было отказано, поскольку правоудостоверяющими документами на земельный участок подтверждена категория земельного участка 52:20:0000000:748 "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства", а проектом землеустройства, межевым планом, актом согласования границ земельного участка подтверждается установление границ спорного земельного участка в соответствии с Федеральным законом "О кадастровой деятельности". При этом земельные участки с кадастровыми номерами 52:20:0000000:2, 52:20:0000000:3, 52:20:0000000:223, 52:20:0000000:230, 52:20:0000000:1274, 52:20:0000000:1276 не имеют установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства границ. Поскольку действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости над сведениями государственного лесного реестра, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 52:20:0000000:748 относится к категории земель категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для сельскохозяйственного производства".

Право собственности на данный земельный участок возникло у СПК (артель) "Весна" на основании договора купли-продажи, заключенного между Администрацией город Бор Нижегородской области и СПК (артель) "Весна" на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 05.04.2021 по делу №А43-38012/2020.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, решения Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2020 по делу №А43-32590/2019 и от 05.04.2021 по делу №А43-38012/2020 являются самостоятельными основаниями для внесения изменений в государственный лесной реестр и являются основанием для исключения из государственного лесного реестра территории в границах земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748.

Довод Министерства о том, что Министерство лесного хозяйства к участию в деле А43-38012/2020 не привлекалось, в связи с чем, не знало об отчуждении земельного участка кадастровый номер 52:20:0000000:748, противоречит фактическим обстоятельствам, установленным  решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2020 по делу №А43-32590/2019.

Доводы Министерства лесного хозяйства о том, что право постоянного (бессрочного пользования) за СПК (артель) «Весна» зарегистрировано не было, земля получена СПК (артель) «Весна» в нарушение закона без торгов после 01.07.2012 года в нарушение Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земля получена СПК (артель) «Весна» в нарушение закона без торгов после 01.07.2012 года в нарушение Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", уже являлись предметом оценки при рассмотрении дела №А43-32590/2019 и дела №А43-38012/2020, решения по которым вступили в законную силу и фактически направлены на переоценку выводов судов, изложенных во вступивших в законную силу решениях Арбитражного суда Нижегородской области от 22.06.2020 по делу №А43-32590/2019 и от 05.04.2021 по делу №А43-38012/2020.

На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области, выразившееся в неисключении из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:20:0000000:748 расположенном по адресу: Нижегородская область, г.Бор, с/с Останкинский, ТОО "Останкино", не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя, что в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.

Все доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.

По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области  принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05 мая 2022 года по делу № А43-37094/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира по Нижегородской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                      

М.Н. Кастальская

Судьи 

М.Б. Белышкова

А.М. Гущина