ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-25/2022 от 29.03.2022 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апреля 2022 года

Дело №

А69-951/2021

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «29» марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен «05» апреля 2022 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Барыкина М.Ю.,

судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ким С.Д.,

без участия лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Республики Тыва «Госстройзаказ» на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 30.11.2021 по делу № А69-951/2021,

установил:

государственное казенное учреждение Республики Тыва «Госстройзаказ» (далее также – заявитель, учреждение, ГКУ РТ «Госстройзаказ») обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Тыва (далее также – управление, УФК по РТ, казначейство) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 5, 6 представления от 25.12.2020 № 12-12-20/22-8161.

Решением суда от 30.11.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на то, что наличие вмененных заявителю нарушений не подтверждается материалами проверки, выводы суда первой инстанции о наличие нарушений ошибочны.

Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, указав, что просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Лица, участвующие в деле, которым были удовлетворены ходатайства об участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания), в судебное заседание апелляционного суда в установленном порядке не подключились.

Техническая возможность проведения онлайн-заседания в апелляционном суде имелась, что проверено и установлено судом апелляционным инстанции, возможность подключения к веб-конференции обеспечена сторонам на всем протяжении судебного заседания суда апелляционной инстанции.

Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании требования прокуратуры о проведении внеплановой проверки № 7-25-2020 от 25.08.2020, в соответствии с приказом № 425 от 27.08.2020, полученным учреждением 31.08.2020 (входящий № 3315), проведена внеплановая выездная проверка учреждения на предмет использования иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развития дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

По результатам проверки казначейством составлен акт внеплановой выездной проверки государственного казенного учреждения «Республики Тыва «Госстройзаказ» от 30.11.2020, на основании которого в адрес учреждения было вынесено представление от 29.12.2020 № 12-12-20/22-8161, которым предписано: устранить бюджетные нарушения и принять меры по устранению причин и условий нарушений по пунктам 1, 4 до 01.06.2021; принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений по пунктам 2, 3, 5 и 6 в течение 60 календарных дней со дня получения представления. О результатах исполнения представления следует проинформировать управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов не позднее 10 дней с даты исполнения представления.

Полагая, что пункты 1, 2, 3, 5, 6 представление от 29.12.2020 № 12-12-20/22-8161 не соответствуют действующему бюджетному законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, нарушают права и законные интересы учреждения, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями о признании представления незаконным в соответствующей части.

Третий арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, оценив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального и материального права, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах настоящего дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из системного толкования приведенных правовых норм, а также части 1 статьи 198 и статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Судом первой инстанции, исходя из положений статей 265, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также – БК РФ), пункта 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», правомерно установлено, что проверка проведена, акт и представление вынесены уполномоченными должностными лицами УФК по РТ.

Соблюдение казначейством процедуры проведения проверки, составления акта и вынесения представления от 29.12.2020 № 12-12-20/22-8161 подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.

Из пункта 1 представления следует, что УФК по РТ вменяет ГКУ РТ «Госстройзаказ» нарушение пункта 5 статьи 161, пункта 3 статьи 162 БК РФ, пункта 1 статьи 702, пункта 1 статьи 711, пункта 1 статьи 720, пункта 1 статьи 740, пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) в виде неправомерного расходования иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в общей сумме 7 996 529,03 руб., а именно: приняты к оплате акты о приемке выполненных работ формы КС-2, содержащие не выполненные работы по 8 государственным контрактам (от 11.09.2019 № 83-19 ООО «Каменщик», от 30.06.2019 № 54-19 ООО «Энесай-Тудуг», от 11.01.2019 № 101-18 ООО «Энергострой», от 14.02.2019 № 108-18 ООО «Атриум», от 07.08.2019 № 70-19 «Атроник-Сервис», от 19.08.2019 № 74-19 ООО «Строй-Экспресс», от 06.08.2019 № 69-19 ИП Сырат А.С., от 21.08.2019 № 76-19 ИП Сырат А.С.) и 5 концессионным соглашениям (от 25.06.2019 с ООО «Олчей» (2 соглашения), ООО «Тарыс» (2 соглашения), ООО «МонолитСтрой»). Вместо металлокассет на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор» применены профилированные металлические листы, не установлены малые архитектурные формы, вместо противопожарных металлических однопольных и алюминиевых дверей поставлены и установлены деревянные двери.

В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципе эффективности использования бюджетных средств.

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает, в том числе, следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В силу пункта 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

Согласно материалам проверки казначейством осуществлялась сверка фактически выполненных работ с данными отображенными в представленных актах о приемке выполненных работ по форме КС-2, исполнительной и проектной документацией, при этом контрольные обмеры выполнялись комиссией с участием представителей объектов контроля, учреждения и подрядных организаций.

В ходе указанных мероприятий установлено следующее:

1. в рамках контракта от 11.09.2019 № 83-19, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Каменщик», учреждением приняты работы «облицовка стен мателлокассетами на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор», а фактически при облицовке фасада здания применены профилированные металлические листы.

Стоимость невыполненных работ по результатам контрольного обмера составила 1 054 385,57 руб., из них иные межбюджетные трансферты – 1 001 666,29 рублей, средства республиканского бюджета – 52 719,28 руб.

2. В рамках контракта от 30.06.2019 № 54-19, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Энесай-Тудуг», учреждением приняты работы «облицовка стен мателлокассетами на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор», а фактически при облицовке фасада здания применены профилированные металлические листы.

Стоимость невыполненных работ по результатам контрольного обмера составила 509 253,54 руб., из них иные межбюджетные трансферты – 483 790,86 руб., средства республиканского бюджета – 25 462,68 руб.

3. В рамка контракта от 11.01.2019 № 101-18, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Энергострой», учреждением приняты работы «облицовка стен мателлокассетами на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор», а фактически при облицовке фасада здания применены профилированные металлические листы.

Стоимость невыполненных работ по результатам контрольного обмера составила 527 192,78 руб., из них иные межбюджетные трансферты – 500 833,14 руб., средства республиканского бюджета – 26 359,64 руб.

4. В рамках контракта от 14.02.2019 №108-18, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Атриум», учреждением приняты работы «облицовка стен мателлокассетами на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор», а фактически при облицовке фасада здания применены профилированные металлические листы.

Стоимость невыполненных работ по результатам контрольного обмера составила 515 978,66 руб., из них иные межбюджетные трансферты – 490 179,73 руб., средства республиканского бюджета – 25 798,93 руб.

5. В рамках контракта от 07.08.2019 № 70-19, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Атроник-Сервис», учреждением приняты работы «облицовка стен мателлокассетами на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор», а фактически при облицовке фасада здания применены профилированные металлические листы.

Стоимость невыполненных работ по результатам контрольного обмера составила 527 192,78 руб., из них иные межбюджетные трансферты – 500 833,14 руб., средства республиканского бюджета – 26 359,64 руб.

6. В рамках контракта от 19.08.2019 № 74-19, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Строй-Экспресс», учреждением приняты материалы «Алюминиевые двери» в объеме 4 шт., фактический объем составил 0 шт.; приняты материалы «Дверь противопожарная металлическая однопольная ДПМ-01/30, размером 800x2100 мм» в объеме 5 шт., фактический объем составил 0 шт.; приняты работы «Облицовка стен металлокассетами на галлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор» в объеме 235,1 кв.м., фактический объем составил 0 кв.м.

Стоимость невыполненных работ по результатам контрольного обмера составила 786 877,11 руб., из них иные межбюджетные трансферты – 747 533,25 руб., средства республиканского бюджета – 39 343,86 руб.

7. В раках контракта от 06.08.2019 № 74-19, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ИП Сырат А.С., учреждением приняты работы «облицовка стен мателлокассетами на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор», а фактически при облицовке фасада здания применены профилированные металлические листы. Также учреждением принят «Дымосос правого вращения ДН 3.5/1500» в объеме 1 шт, однако при обмере фактический объем составил 0 шт.

Стоимость невыполненных работ по результатам контрольного обмера составила 571 074,88 руб., из них иные межбюджетные трансферты – 542 521,14 руб., средства республиканского бюджета – 28 553,74 руб.

8. В рамках контракта от 21.08.2019 № 76-19, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ИП Сырат А.С., учреждением приняты материалы «Ограждение площадок для детей ОГ-16 850*2000*50» в объеме 33 шт., при обмере фактический объем составил 0 шт.; приняты материалы «Теневой навес ТН-5» объеме 3 шт., при обмере фактический объем составил 2 шт.; приняты работы «Облицовка стен металлокассетами на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор» в объеме 235,1 кв.м., при обмере фактический объем составил 8 кв.м.

Стоимость невыполненных работ по результатам контрольного обмера составила 913 880,74 руб., из них иные межбюджетные трансферты – 868 186,74 руб., средства республиканского бюджета – 45 694 руб.

9. В рамках концессионного соглашения от 25.06.2019, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Олчей», учреждением приняты работы «облицовка стен мателлокассетами на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор», а фактически при облицовке фасада здания применены профилированные металлические листы.

Стоимость невыполненных работ по результатам контрольного обмера составила 267 080 руб., из них иные межбюджетные трансферты – 253 726 руб., средства республиканского бюджета – 13 354 руб.

10. В рамках концессионного соглашения от 25.06.2019, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Олчей», учреждением приняты работы «облицовка стен мателлокассетами на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор», а фактически при облицовке фасада здания применены профилированные металлические листы.

Стоимость невыполненных работ по результатам контрольного обмера составила 267 080 руб., из них иные межбюджетные трансферты – 253 726 руб., средства республиканского бюджета – 13 354 руб.

11. В рамках концессионного соглашения от 25.06.2019, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Тарыс», установлено, что принятые учреждением материалы - малые архитектурные формы: горка Г-3 в количестве 2 шт., домик Д-3 в - 2 шт., скамья С-5 - 2 шт., песочница с крышей — П-1-1 - 2 шт., качалка на пружинке КЧ-13 - 2 шт., качалка на пружинке КЧ-11 - 2 шт., теневой навес - 2 шт., лабиринт - 2 шт., навес для хранения колясок - 1 шт., стойка для сушки белья СШ-2 фактически не установлены.

Стоимость не выполненных работ по результатам контрольного обмера составила 957 102,84 рубля, из них средства межбюджетного трансферта - 909 247,70 рублей, средств республиканского бюджета - 47 855,14 рублей.

12. В рамках концессионного соглашения, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Тарыс», также установлено, что учреждением приняты малые архитектурные формы: домик Д-3 в количестве 2 шт., теневой навес - 2 шт, приняты работы «Облицовка стен металлокассетами на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор». Однако при проведении контрольного замера установлено, что фактически при облицовке фасада здания применены профилированные металлические листы, малые архитектурные формы ООО «Тарыс» не установлены.

Стоимость не выполненных работ по результатам контрольного обмера составила
997 479,69 руб., из них средства межбюджетного трансферта - 947 605,71 руб., средств республиканского бюджета - 49 873,98 руб.

13. В рамках концессионного соглашения от 25.06.2019, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «МонолитСтрой», учреждением приняты работы «Облицовка стен металлокассетами на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор, а фактически при облицовке фасада здания применены профилированные металлические листы.

Стоимость невыполненных работ по результатам контрольного обмера составила 522 820,33 руб., из них иные межбюджетные трансферты – 496 679,33 руб., средства республиканского бюджета – 26 141 руб.

Указанные обстоятельства отражены в акте внеплановой выездной проверки государственного казенного учреждения «Республики Тыва «Госстройзаказ» от 30.11.2020 и подтверждены документально (государственные контракты; концессионные соглашения; справки о стоимости выполненных работ и затрат; акты о приемке выполненных работ; акты контрольного замера (обмера); ведомости перерасчета стоимости работ к актам контрольного замера (обмера); проектно-сметная документация, размещенная на официальном сайте - zakupki.gov.ru). 

Из апелляционной жалобы и письменных пояснений учреждения, содержащихся в материалах дела, следует, что учреждением не отрицается факт того, что на объектах были использованы профилированные металлические листы, вместо металлокассет на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор» (статья 70 АПК РФ).

Доводы апелляционной жалобы о том, что профилированные металлические листы, вместо металлокассет на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор», использованы на спорных объектах правомерно, что суд первой инстанции и казначейство нарушили права и законные интересы учреждения и подрядчиков, так как фактически выполненные на объекте работы не учтены вовсе, отклоняются, поскольку из материалов дела следует, что на объектах подлежали выполнению работы по облицовке стен металлокассетами на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор». Учреждение путем подписания актов о приемке выполненных работ приняло указанный вид работ. Вместе с тем, фактически на объектах были использованы профилированные металлические листы. Следовательно, учреждением были приняты фактически не выполненные работы.

В апелляционной жалобе также указано, что на момент принятия готовых объектов дымосос правого вращения, теневые навесы, ограждения площадок для детей и прочие материалы были установлены, однако сохранность указанных материалов не обеспечили муниципальные органы, которым переданы объекты. Указанные доводы апелляционной жалобы, в отсутствие доказательств, подтверждающих реальное наличие материалов на даты передачи объектов муниципальным учреждениям, отклоняются, как противоречащие материалам проведенной проверки.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что вследствие ненадлежащего осуществления контроля со стороны государственного заказчика за строительством объектов по указанным контрактам ГКУ РТ «Госстройзаказ» допустило неправомерное расходование иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие дошкольного и общего образования» в виде принятия стоимости фактически не выполненных работ на общую сумму 7 996 529,03 руб.

В пункте 2 представления указано, что в нарушение пункта 2 статьи 72, пункта 5 статьи 161, пункта 3 статьи 219 БК РФ ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» в 2019 году приняты бюджетные обязательства при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на строительство пристроек к детским садам для создания дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в период осуществления закупок и до момента заключения 7 государственных контрактов и 7 концессионных соглашений от 25.06.2019, что является нарушением порядка принятия бюджетных обязательств, в размерах превышающих лимиты бюджетных обязательств, за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2019 году на общую сумму 326 048 990,41 руб.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (пункт 5 статьи 161 Кодекса).

На основании пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В силу пункта 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пункте 3 настоящей статьи.

Частью 7 статьи 17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (действовавшей в спорный период) предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

По государственному контракту от 30.07.2019 №54-19 строительство ясельного корпуса МДОУ «Детский сад № 28» Кечил-оола 7/1 закупка размещена - 30.04.2019, итоги электронного аукциона подведены - 18.07.2019; по государственному контракту от 06.08.2019 № 69-19 строительство ясельного корпуса МДОУ Челээш с. Самагалтай закупка размещена - 12.07.2019, итоги электронного аукциона подведены - 25.07.2019; по государственному контракту от 07.08.2019 №70-19 строительство ясельного корпуса МДОУ Дамырак с. Кызыл-Мажалык закупка размещена - 12.07.2019, итоги электронного аукциона подведены - 25.07.2019; по государственному контракту от 21.08.2019 №74-19 строительство ясельного корпуса МДОУ Диинчигеш с. Суг-Аксы закупка размещена - 24.07.2019, итоги электронного аукциона подведены - 01.08.2019; по государственному контракту от 21.08.2019 № 76-19 строительство ясельного корпуса МДОУ Дамырак с. Самагалтай закупка размещена - 29.07.2019, итоги электронного аукциона подведены - 06.08.2019; по государственному контракту от 21.08.2019 №77-19 строительство ясельного корпуса МДОУ Чечек с. Хандагайты закупка размещена - 29.07.2019, итоги электронного аукциона подведены - 06.08.2019; по государственному контракту от 10.09.2019 №81-19 Салгал с. Сесерлиг Пий-Хемский кожуун закупка размещена - 07.08.2019, итоги электронного аукциона подведены - 19.08.2019.

По состоянию на 01.08.2019 лимиты бюджетных обязательств на строительство пристроек к детским садам для создания дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет отсутствуют.

На основании расходных расписаний: по КБК 932 0701 071Р251590 виду расходов 414 лимиты бюджетных обязательств доведены только 09.08.2019 на сумму 84 508 640 руб., по состоянию на 12.08.2019 доведено лимитов бюджетных обязательств на сумму 298 163 170 руб., что подтверждается расходным расписанием от 09.08.2019 № 153-ГСЗ, отчетами о состоянии лицевого счета по состоянию на 01.01.2019 - 01.09.2019, карточкой счета 1501 15 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств»; по КБК 932 0701 071P25159F виду расходов 414 лимиты бюджетных обязательств доведены только 29.08.2019 на сумму 125 773 700 руб., что подтверждается расходным расписанием от 29.08.2019 № 201-ГСЗ, отчетами о состоянии лицевого счета по состоянию на 01.01.2019 - 01.09.2019, карточкой счета 1501 15 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств».

Концессионные соглашения по строительству ясельного корпуса МДОУ №3 Ручеек г. Шагонар, ясельного корпуса МДОУ «Детский сад №39» «Сказка» г. Кызыл, МДОУ №1 Солнышко г. Шагонар, МДОУ «Малышок» пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна, МДОУ «Детский сад № 38» г. Кызыл, МДОУ «Детский сад №36» г. Кызыл, МДОУ «Детский сад №30» г. Кызыл заключены с исполнителями 25.06.2019.

По состоянию на 01.08.2019 лимиты бюджетных обязательств на строительство пристроек к детским садам для создания дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет отсутствуют.

На основании расходных расписаний: по КБК 932 0701 071Р251590 виду расходов 415 лимиты бюджетных обязательств доведены только 12.08.2019 на сумму 185 020 230 руб., что подтверждается расходным расписанием от 12.08.2019 № 156-ГСЗ, отчетами о состоянии лицевого счета по состоянию на 01.01.2019 - 01.09.2019, карточкой счета 1501 15 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств»; по КБК 932 0701 071P25159F виду расходов 415 лимиты бюджетных обязательств доведены только 29.08.2019 на сумму 100 560 930 руб., что подтверждается расходным расписанием от 29.08.2019 № 201-ГСЗ, отчетами о состоянии лицевого счета по состоянию на 01.01.2019 - 01.09.2019, карточкой счета 1501 15 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств».

С учетом изложенного, учреждением в нарушение пункта 2 статьи 72, пункта 5 статьи 161, пункта 3 статьи 219 БК РФ, при отсутствии лимитов бюджетных обязательств, в период осуществления закупки на строительство пристроек к детским садам для создания дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и в момент заключения 7 государственных контрактов и 7 концессионных соглашений приняты бюджетные обязательства на общую сумму 343 209 496,75 руб.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствие нарушения, заявленные со ссылкой на то, что лимиты считаются доведенными до казенного учреждения в момент получения им расходного расписания от распорядителя, отклоняются, поскольку вышеуказанными обстоятельствами наличие нарушения подтверждено.

В пункте 3 представления установлено, что в нарушение статей 34, 130, 132.1 БК РФ, пункта 25 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации обеспечение мероприятий по создании, в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, утвержденных приложением № 14(1) постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642, пунктов 4.3.3 соглашений о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета от 29.05.2018 № 074-17-2018-039, от 14.02.2019 № 073-17 - ГКУ Республики Тыва не достигнут показатель результативности использования иных межбюджетных трансфертов на сумму 459 024 200 руб. выделенных из федерального бюджета в 2019 году на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях в результате не соблюдения графиков выполнения работ по строительству объектов строительства пристроек к детским садам, установленных в государственных контрактах и соглашениях, также в результате не достижения значения показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов, установленных приложениями № 1 и 2 к соглашению о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета от 14.02.2019 № 073-17-2019-028, дополнительных соглашений от 30.04.2019 № 073-17-2019-028/1, от 19.07.2019 № 073-17-2019-028/2 от 20.09.2019 № 073-17-20.9-028/3, тогда как дата достижения результата установлена 31.12.2019 (по день завершения проверки на объектах строительства ясельных корпусов (пристроек) к детским садам ведутся работы по благоустройству территории ясельных корпусов, построенные ясельные корпуса к детским садам, не функционируют).

В абзаце 38 статьи 6 БК РФ указано, что получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящийся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющий право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает, в рамках бюджетных полномочий, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1642 от 26.12.2017, которым утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» в 2019 году между Министерством просвещения Российской Федерации и правительством Республики Тыва заключено соглашение от 14.02.2019 № 073-17-2019-028 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Республики Тыва на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

Предметом соглашения от 14.02.2019 № 073-17-2019-028  является предоставление иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в 2019 году бюджету Республики Тыва на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

В 2019 году по коду бюджетной классификации доходов 2 02 45159 02 0000 150 «Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования» бюджет Республики Тыва поступило средств в сумме 459 024 200 руб.

В 2019 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва на лицевой счет № 03122013890 в УФК по РТ получателя бюджетных средств - ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» на строительство ясельных корпусов в Республике Тыва доведены лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 489 371 926 руб. (в том числе средства иного межбюджетного трансферта на сумму 459 024 200 руб., средства республиканского бюджета на сумму 30 347 726 руб.).

В соответствии с пунктом 25 Правил представления и распределения иных межбюджетных трансферов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (в редакции, действующей на момент проведения проверки), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642, иной межбюджетный трансферт предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации сроком на 2 финансовых года (с возможностью продления указанного срока в целях осуществления мероприятий, источником софинансирования которых являются остатки иного межбюджетного трансферта, не использованного на начало текущего финансового года), при этом объекты строительства (пристройка к зданию) или приобретения (выкупа) должны быть введены в эксплуатацию не позднее 31 декабря второго года предоставления иного межбюджетного трансферта либо не позднее 31 декабря года увеличения в текущем финансовом году иного межбюджетного трансферта в размере, не превышающем остатка иного межбюджетного трансферта, не использованного на начало текущего финансового года.

Согласно уставу учреждения заявитель является казенным учреждением, которое принимает и исполняет бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, является государственным заказчиком по заключенным государственным контрактам.

Управлением проведен анализ достижения целевых показателей региональных программ при использовании иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Тыва на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

В ходе проверки в адрес Министерства образования и науки Республики Тыва для раскрытия вопроса обеспечения достижения значений результата регионального проекта при использовании иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета» направлялись запросы от 22.10.2020 № 12-12-16/22-6194, от 17.11.2020 № 12-12-16/22-6799 о предоставлении информации.

УФК по РТ по результатам оценки предоставленной информации, а именно данных отчета о достижении значений показателей результативности расходов бюджета субъекта Российской Федерации на 01.01.2020, установлено следующие обстоятельства: значение конечного результата: значение показателя результативности количества дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях: плановое - 630 мест; фактическое – 630 мест; дата достижения результата по плану - 31.12.2019; фактически - 14.02.2020. По состоянию на 31.12.2019 обеспечен ввод 7 объектов на 210 мест, по состоянию на 14.02.2020 обеспечен ввод 12 объектов на 420 мест.

При таких обстоятельствах, казначейство пришло к правомерному выводу о том, что показатель результативности использования иных межбюджетных трансфертов выделенных из федерального бюджета в 2019 году на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях не достигнут, в результате несоблюдения графиков выполнения работ по строительству объектов капитального строительства, установленных в государственных контрактах, а также соглашениях о предоставлении иных межбюджетных трансфертов.

Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что учреждение не является субъектом соглашения и, что в настоящее время законченные строительством объекты функционируют, апелляционным судом отклоняются, так как учреждение, как получатель бюджетных средств, обязано было обеспечить результативность использования доведенных ему бюджетных ассигнований. Показатель результативности должен был быть достигнут к определенной дате, к моменту наступления которой соответствующий показатель не был достигнут.

Пунктом 5 представления установлено, что в нарушение пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о контрактной системе) ГКУ РТ «Госстройзаказ» допущено неприменение проектно-сметного метода при определении начальной (максимальной) цены контракта закупки на строительство ясельных корпусов на общую сумму 136 841 134 руб. в результате применения метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) (ясельного корпуса МДОУ «Детский сад № 28» г. Кызыла Республики Тыва (под ключ) на сумму 23 140 950 руб.; ясельного корпуса МДОУ «Детский сад Челээш» с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна Республики Тыва (под ключ) на сумму 23 140 950 руб.; ясельного корпуса МДОУ Детскии сад «Дамырак» с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна Республики Тыва (под ключ) на сумму 23 140 950 руб.; 2 пристроек ясельного корпуса МБДОУ № 17 «Салгал» Республики Тыва на сумму 44 277 334 руб.; ясельного корпуса МДОУ Детский сад № 11 г. Кызыла Республики Тыва на сумму 23 140 950 руб.).

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта (далее также - НМЦК) и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения, в том числе, проектно-сметного метода.

Пунктом 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено казначейством, из извещений о проведении электронных аукционов по закупке на строительство ясельного корпуса МДОУ «Детский сад № 28» г. Кызыла Республики Тыва (под ключ), ясельного корпуса МДОУ «Детский сад Челээш» с. Самагалтай, Тес-Хемского кожууна Республики Тыва (под ключ), ясельного корпуса МДОУ Детский сад «Дамырак» с. Самагалтай, Тес-Хемского кожууна Республики Тыва (под ключ), размещенных на сайте zakupki.gov.ru, следует, что начальная (максимальная) цена контрактов установлена в размере 23 140 950 руб.

Из извещения о проведении электронного аукциона на строительство пристроек ясельного корпуса МБДОУ № 17 «Салгал» г. Кызыла Республики Тыва следует, что начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 44 277 334 руб.

К указанным извещениям приложены обоснования начальной (максимальной) цены контракта определенные методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

Изложенное свидетельствует о том, что спорное нарушение доказано, поскольку, исходя из предмета контрактов, у учреждения отсутствовали правовые основания для определения начальной (максимальной) цены контрактов на основании метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).

Доводы апелляционной жалобы о возможности применения в данном случае метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) отклоняются, как противоречащие вышеприведенным нормам права, предписывающим применение проектно-сметного метода при заключении спорных контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Согласно пункту 6 предписания внарушение пункта 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе осуществлена приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в виде несоответствия этих товаров, работы, услуги и результатов выполненных работ условиям контрактов на общую сумму 5 405 836,06 рублей, ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» приняты не выполненные работы по облицовке стен фасада металлокассетами, установке малых архитектурных форм, противопожарных и алюминиевых дверей, дымососа на общую сумму 5 405 836 06 рублей.

Частью 1 статьи 101 Закона о контрактной системе возлагает на заказчика обязанность осуществлять контроль за исполнением исполнителем условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Таким образом, при исполнении государственного контракта не допускается изменение условий контракта как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о контрактной системе.

В соответствии с условиями контрактов работы выполняются в соответствии с проектной документацией, нормами и правилами, действующим на момент выполнения работ, а также техническим заданием.

В ходе проверки документов подтверждающих замену материалов в проектно-сметной документации не представлено. Объективная, не зависящая от воли сторон контрактов, и предусмотренная законом необходимость замены материалов, имеющих иные характеристики в сравнении с определенными контрактами, по имеющимся в деле документам не установлена.

Спорными контрактами предусмотрена облицовка из окрашенных оцинкованных металлических панелей «КраспанМеталлКолор», использование иных материалов для облицовки не предусмотрено.

В свою очередь, отступление от проектной документации без надлежащего изменения проекта, предъявление к оплате актов формы № КС-2, содержащих сведения о фактически невыполненных работах является нарушением требований бюджетного законодательства по исполнению бюджета по расходам.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно согласился в выводом казначейства о том, что по указанным ранее контрактам на строительство пристроек в детским садам ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» приняты невыполненные работы по облицовке стен металлокассетами на металлическом каркасе «КраспанМеталлКоллор, установке малых архитектурных форм, противопожарных и алюминиевых дверей, дымососа на общую сумму 5 405 836,06 руб.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, по форме и содержанию представление соответствует требованиям действующего законодательства, является четким и ясным, исполнимым. Приведенные в представлении формулировки не вызывают двоякого понимания, неопределенности, направлены на понуждение учреждения не допускать в будущем подобных нарушений и не свидетельствуют о невозможности исполнения оспариваемого представления.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого представления в обжалуемой части (пункты 1, 2, 3, 5 ,6 представления).

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, заявленные в апелляционной жалобе доводы заявителя признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

В связи с чем, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Поскольку при принятии апелляционной жалобы к производству учреждению была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета Российской Федерации (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.03.2021 по делу № А69-709/2020).

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от 30.11.2021 по делу № А69-951/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Тыва «Госстройзаказ» в доход федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

М.Ю. Барыкин

Судьи:

О.А. Иванцова

Д.В. Юдин