ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
января 2024 года | Дело № | А33-14658/2023 |
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «16» января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен «19» января 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Бутиной И.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии: от ответчика (акционерного общества «Росгеология») - ФИО2, представителя по доверенности от 26.10.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана»
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «02» ноября 2023 года по делу № А33-14658/2023 ,
установил:
краевое государственное казенное учреждение «ЛЕСНАЯ ОХРАНА»
(ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу «РОСГЕОЛОГИЯ»
(ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – АО «РОСГЕОЛОГИЯ», ответчик) об обязании:
- в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда первой инстанции направить в министерство лесного хозяйства Красноярского края по адресу: 660036, <...> заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, взамен вырубленных лесных насаждений по договору аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых от 26.04.2019 № 176 на площади 4,1545 га;
- в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда первой инстанции разработать проект лесовосстановления к договору аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых от 26.04.2019 № 176 и выполнить работы по лесовосстановлению, взамен вырубленных лесных насаждений на площади 4,1545 га.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 26.06.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.11.2023 в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает следующее:
-факт соответствия объектов, строительство которых осуществляло
АО «Росгеология» на лесном участке, Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013
№ 849-р, судом первой инстанции не исследован;
-согласно подпункту «л» пункта 3.4. договора аренды лесного участка от 26.04.2019 № 176 АО «Росгеология» обязано осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответчик представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал свои доводы, изложенные в отзыв на апелляционную жалобу.
Краевое государственное казенное учреждение «ЛЕСНАЯ ОХРАНА», Министерство лесного хозяйства Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодателем) и акционерным обществом «Росгеология» (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 26.04.2019 № 176, согласно пункту 1 которого арендодатель на основании приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 26.04.2019 № 743-од обязуется предоставить, в арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 2 договора.
В пункте 2 договора указан лесной участок общей площадью 4,5084 га с номером учетной записи в государственной лесном реестре 24-02410-2019-01-3329-11, имеет следующие характеристики:
- площадь 2,1347 га, местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Курагинское лесничество, Кордовское участковое лесничество, квартал 31 (часть выд. 7,8, 11, 15, 16,18), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 34:23:0000000:9427;
- площадь 2,3737 га, местоположение: Красноярский край, Курагинский район, Курагинское лесничество, Кордовское участковое лесничество, квартал 44 (часть выд. 6, 7, 8, 9, 10, 12, 46), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 34:23:0000000:9421;
категория защищенности: леса, расположенные в водоохранных зонах, защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации,
вид разрешенного использования: для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 1.3 договора арендатору передается лесной участок с целью размещения объекта «Поисковые работы на рудное золото в пределах Джебской площади в южной части в южной части Ольховско-Чибижекского рудно-рассыпного района (Красноярский край).
По пункту 6.1 договора срок действия договора устанавливается с даты подписания и составляет 11 месяцев.
В период действия договора ответчиком осуществлялось использование лесов на основании договора аренды лесного участка в соответствии с лесной декларацией от 24.06.2019 № 1.
В техническом (геологическом) задании (приложение № 1 к государственному контракту от 10.07.2017 № 41) предусмотрено, что целями вышеуказанных работ являются локализация перспективных площадей со свинцово-цинковым оруднением, оценка прогнозных ресурсов свинца и цинка категорий Р1 и Р2 и выработка рекомендаций по направлению дальнейших геологоразведочных работ (пп. 1.1 п. 1 Технического задания).
В подпунктах 2.1.1 - 2.1.10 пункта 2.1 Технического задания (приложение № 1 к государственной контракту) определены геологические задачи.
В соответствии с отчетом об использовании лесов по договору аренды лесного участка за январь - сентябрь 2019 года, предоставленным ответчиком, рубка лесных насаждений осуществлялась на площади 4,1545 га. Работы по лесовосстановлению арендатор должен выполнить до 25.03.2021.
Оответчик, не выполнив работы по лесовосстановлению в течение одного года со дня окончания срока действия лесной декларации, нарушил пункт 5 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2020 № 1014.
Ненадлежащее обеспечение арендатором лесного участка осуществления воспроизводства лесов, отсутствие деятельности по улучшению качества лесов и повышению их продуктивности послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 2 статьи 4 ЛК РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
По пункту 1 статьи 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 2.1. статьи 96 ЛК РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1.1, 1.3, 1.4 Устава КГКУ «Лесная охрана» является унитарной некоммерческой организацией, созданной Красноярским краем в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства лесного хозяйства Красноярского края в области лесных отношений путем изменения типа существующего краевого государственного бюджетного учреждения в соответствии с Распоряжением Правительства Красноярского края от 28.04.2011 №287-р«О создании краевых государственных казенных учреждений путем изменения типа существующих краевых государственных бюджетных учреждений».
Учредителем и собственником имущества учреждения является Красноярский край.
Функции и полномочия учредителя от имени Красноярского края осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства, компетенция которого определена в разделе 2 устава.
По пункту 1.4 Устава КГКУ «Лесная охрана» для достижения целей своей деятельности вправе, в том числе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава учреждение создано в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителей в области лесных отношений, соблюдения требований лесного законодательства, обеспечения реализации лесохозяйственного регламента, реализации государственных функций в области лесных отношений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что КГКУ «Лесная охрана» вправе обращаться в арбитражный суд к арендаторам лесных участков с исками, в том числе об обязании направить в Министерство лесного хозяйства Красноярского края заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению взамен вырубленных лесных насаждений по договору аренды лесного участка и обязании разработатать проект лесовосстановления к договору аренды лесного участка и выполнить работы по лесовосстановлению взамен вырубленных лесных насаждений.
Статьей 12 ЛК РФ определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление геологического изучения недр.
Исходя из части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в том числе в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
В силу части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
Воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление (пункт 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации).
По правилу части 3 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых ЛК РФ возложена обязанность по лесовосстановлению.
Действующая на момент заключения договора редакция статьи 63.1 ЛК РФ предусматривала обязанность лиц, использующих леса в соответствии со статьей 43 ЛК РФ в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений не позднее чем через год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством РФ.
Федеральным законом от 02.03.2021 № 303-ФЗ (далее - Закон № 303-ФЗ) в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом № 303-ФЗ статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи:
1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 ЛК РФ;
2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр;
3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 303-ФЗ настоящий закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона № 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции названного Закона № 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего закона.
Таким образом, учитывая внесенные Законом № 303-ФЗ в статью 63.1 путем ее дополнения частью 7 изменения с приданием им обратной силы, устанавливающие случаи, при которых лица, использующие леса, освобождаются от предусмотренной указанной статьей обязанности по проведению работ по лесовосстановлению, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении требования об осуществлении лесовосстановительных работ является фактически осуществляемый арендатором лесного участка вид деятельности.
В силу этого указания заявителя апелляционной жалобы на условия договора не могут иметь значения для настоящего спора.
Предметом настоящего спора является требование об обязании ответчика направить в министерство лесного хозяйства Красноярского края заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, взамен вырубленных лесных насаждений по договору аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых от 26.04.2019 № 176 на площади 4,1545 га; а также разработать проект лесовосстановления к указанному договору.
Коллегия судей принимает во внимание письмо Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 18.07.2022 № ИС-02-54/17843, согласно которому в случае осуществления геологического изучения недр на основании разрешения уполномоченного органа обязанность по компенсационному лесовосстановлению у недропользователя не возникает.
Кромке того, в определении от 19.07.2022 № 304-ЭС22-3799 по делу
№ А70-10453/2021 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала нижестоящим судам, что при новом рассмотрении дела № А70-10453/2021 необходимо правильно установить фактические обстоятельств дела, в частности, для какой цели был заключен спорный договор аренды лесного участка, в какой период времени была осуществлена рубка лесных насаждений, был ли возведен линейный объект на предоставленном в аренду лесном участке, продлено ли действие договора для эксплуатации линейного объекта и не применены перечисленные выше нормы Лесного кодекса в редакциях Закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ и Закона № 303-ФЗ к спорным правоотношениям.
При этом Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отметила, что «Законом № 303-ФЗ ст. 63.1 Лесного кодекса дополнена ч. 7, согласно пункту 2 которой данная статья не распространяется на осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр. В силу ч. 4 ст. 4 Закона № 303-ФЗ положения ч. 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона № 303-ФЗ».
Таким образом, для правильного рассмотрения дела по иску, содержащему требования об осуществлении лесовосстановительных работ, суду необходимо установить вид деятельности, которая фактически осуществлялась арендатором на арендованном лесном участке, а также наличие возможности применения норм Лесного кодекса в редакциях Закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ и Закона № 303-ФЗ к правоотношениям сторон такого договора аренды лесного участка (с учетом деятельности, которая фактически осуществлялась арендатором на арендованном лесном участке).
Материалами дела подтверждается, что 07.08.2017 АО «Росгеология» выдана лицензия на пользование недрами серии КРР № 03087 БП для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 условий пользования недрами, являющихся приложением № 1 к лицензии, наименование участка недр, предоставленного в пользование: Джебская площадь. Участок недр расположен на территории: Красноярский край. Вид пользование недрами: для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых
Из содержания пунктов 4.1.2 и п. 4.1.3 Условий следует, что целью вышеуказанных работ является завершение работ по геологическому изучению участка недр, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, и предоставление подготовленных в установленном порядке материалов по результатам геологического изучения недр на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, а также подготовка и утверждение в установленном порядке проектной документации на проведение работ по разведке месторождения.
Право пользования лицензионным участком недр предоставлено акционерному обществу «Росгеология» на основании государственного контракта от 01.08.2018 № 30, заключенного между Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центрсибнедра) и акционерным обществом «Росгеология», согласно пункту 1.1 которого подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по объекту «Поисковые работы на рудное золото в пределах Джебской площади в южной части в южной части Ольховско-Чибижекского рудно-рассыпного района (Красноярский край).
В апелляционной жалобе истец указывает, что согласно подпункту «л» пункта 3.4. договора аренды лесного участка от 26.04.2019 № 176. АО «Росгеология» обязано осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Апелляционным судом установлено, что использование лесов на арендованном лесном участке осуществлялось ответчиком в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, что подтверждается: выкопировкой из проекта освоения лесов, подготовленного в 2019 году ООО «Красноярский лесной девелопмент»; лесной декларацией от 24.06.2019 № 1, отчетом об использовании лесов формы 1-ИЛ от 30.09.2019, лицензией от 29.09.2018 серии КРР № 03087 БП; государственным контрактом от 01.08.2018 № 30; техническим (геологическим) заданием - приложением к указанному государственному контракту).
В подтверждение характера работ по определению суда ответчик представил соответствующие документы: акты выполненных работ, подписанные со стороны заказчика (Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу) и ответчиком, по государственного контракту от 01.08.2018 № 30, в том числе акт от 17.12.2020 сдачи-приемки выполненных работ в целом по объекту 640-25 Поисковые работы на рудное золото в пределах Джебской площади в южной части в южной части Ольховско-Чибижекского рудно-рассыпного района (Красноярский край).
Из содержания соответствующих разделов указанных актов (акты №№ 1 -10) следует, что ответчиком на территории арендованного по договору участка выполнялись:
- геофизические работы, в том числе, электроразведка, магниторазведка и геофизические исследования в скважинах (пп. 2.2.1.1-2.2.1.5, 2.2.2.1-2.2.2.2
п. 2.2 «Геофргзические работы» раздела V «Подрядные работы»);
- горнопроходческие работы, в том числе, работы по проходке и засыпке канав механизированным и ручным способом (пп. 2.3.1-2.3.4 п. 2.3 «Горнопроходческие работы» раздела V «Подрядные работы»);
- буровые работы, в том числе, работы побурению поисковых и поисково-картировочных (пп. 2.4.1-2.4.3 п. 2.4 «Буровые работы» раздела V «Подрядные работы»);
- топографо-геодезические работы, в том числе, работы по разбивке магистралей и профилей, прорубке просек, закреплению на местности точек ГРР (пп. 2.5.1-2.5.3 п. 2.5 «Топографо-геодезические работы» раздела V «Подрядные работы»);
- прочие полевые работы, в том числе, работы по прорубке просек шириной 5-12 м, по подготовке подъездных путей к горным и буровым выработкам, по обустройству площадок под поисковые скважины и оборудованию рабочего палаточного лагеря (пп. 2.6.1.1-2.6.1.8 п. 2.6 «Прочие полевые работы» раздела V «Подрядные работы», пп. 6-1-6.10 п. 6 «Временное строительство на участке полевых работ» раздела V «Подрядные работы»).
Согласно акту от 17.12.2020 сдачи-приемки выполненных работ в целом по объекту 640-25 Поисковые работы на рудное золото в пределах Джебской площади в южной части в южной части Ольховско-Чибижекского рудно-рассыпного района (Красноярский край), краткое описание результатов работ за 2018-2020 годы:
- разработан комплекс геолого-структурных, магматических, гидротермально-метасоматических, минералого-геохимических, геофизических и других критериев и признаков для поисков золото-сульфидно-кварцевого оруденения применительно к площади работ. Подготовлена геолого-поисковая модель золото-сульфидно-кварцевого оруденения применительно к Джебской площади;
- составлена карта прогноза на рудное золото Джебской площади масштаба 1:25 000, геолого-поисковые планы участков детализационных ГРР;
- в пределах перспективных участков выявлены и локализованы минерализованные зоны золото-сульфидно-кварцевого состава, изучено их строение и морфология;
- подготовлен электронный каталог данных геолого-геофизической и аналитической информации Джебской площади;
- разработаны рекомендации по направлению дальнейших ГРР.
Эффективность и значимость выполненных работ:
В ходе работ на объекте был проведен оптимальный комплекс поисковых работ, включающий поисковые геологические маршруты, поиски по вторичным ореолам рассеяния масштаба 1:25000 и 1:10000, проходку горных выработок (канав механизированной проходки, шурфов и канав ручной проходки), бурение поисковых и поисково-картировочных скважин с комплексом ГИС, наземных геофизических работ, отбор штуфных, бороздовых, керновых проб, лабораторные исследования, камеральные работы.
Участок опоискован в достаточной степени надежно. В результате проведения работ получены новые данные по геологическому строению и золотоносности площади. В пределах пронозируемого Краснореченского золоторудного узла потенциально золоторудных объектов не выявлено. Золотоносность развитых в пределах поисковой площади кор выветривания не подтверждена. Установлены незначительные содержания золота в ордовикских интрузивных образованиях.
По совокупности полученных на участках Осиповский, Дьячковский, Приречный и Северо-восточный результатов поисковых работ, им присвоена низкая степень перспективности на выявление промышленно значимого золотого оруденения. На участке Горный выявлена потенциально рудная зона, включающая в себя серию минерализованных зон, однако рудные интервалы малых мощностей с низкими содержаниями золота (0,05-0,1 г/т в большинстве проб) разобщены в пространстве.
В связи с отсутствием рудных пересечений, соответствующих оценочным параметрам, принято решение о нерациональности технологических исследований, оценки прогнозных ресурсов категорий Р2 и P1 и геолого-экономической оценки.
Как верно указал суд первой инстанции, совокупностью представленных истцом доказательств подтверждается, что АО «Росгеология» на арендуемых по договору аренды лесного участка от 26.04.2019 № 176 на лесном участке осуществлялись работы по геологическому изучению недр, проведение которых не предусматривает обязанности осуществлять лесовосстановление или лесоразведение в силу внесенных Законом
№ 303-ФЗ изменений, имеющих обратную силу, принимая во внимание, что деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых, в целях осуществления которой предоставлялся лесной участок, не могла проводиться акционерным обществом «Росгеология», поскольку не предусмотрена лицензией.
Более того, в акты выполненных работ за 2020, 2019, 2018 годы ответчиком включены мероприятия по рекультивации земель и лесных угодий и соответствующие расходы на них.
Довод заявителя о том, что факт соответствия объектов, строительство которых осуществляло АО «Росгеология» на лесном участке, Перечню объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р, судом первой инстанции не исследован, отклоняется коллегией судей.
Из лесной декларации следует, что категории используемых лесов – защитные и эксплуатационные.
Распоряжение Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» утратили силу с 23 апреля 2022 года в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 23.04.2022 № 999-р «Об утверждении Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов».
И в соответствии с отмененным, и в соответствии с действующим в настоящий момент Перечнем объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.04.2022 N 1084-р (взамен приведенного выше Распоряжения Правительства РФ от 27.05.2013 N 849-р), допускается создание объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе могут быть: объекты по добыче, подготовке и обогащению полезных ископаемых; карьер; канавы водоотводные и нагорные; скважины добычные и разведочные; траншея капитальная; допустимо строительство автомобильных дорог.
В лесной декларации от 24.06.2019 № 1 указано, что в период 04.07.2019 по 25.03.2020 ответчик будет использовать леса, находящиеся на арендованном по договору, с целью геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых. Перечень работ, указанный ответчиком, совпадает с допустимым.
При этом истцом не представлены доказательства того, что леса на территории арендованного по договору лесного участка использовались ответчиком для выполнения иных работ, не связанных с работами по геологическому изучению недр.
Указывая в жалобе на неисследованность судом первой инстанции вопроса о соответствии, истец не приводит доводов в чем заключается не соответствие, и не доказывает свои утверждения.
Вместе с тем, в настоящем споре истец участвует в состязательном процессе, в котором полномочия по доказыванию он должен реализовать самостоятельно (статьи 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Отказ от доказывания влечет негативные последствия – в данном случает отказ в иске.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Решение суда является законным и обоснованным.
На основании статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от «02» ноября 2023 года по делу № А33-14658/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий | Н.А. Морозова |
Судьи: | И.Н. Бутина О.Ю. Парфентьева |