ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-4052/11 от 18.10.2011 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

  672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

Дело №А10-1621/2011

20 октября 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года

Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2011 года

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Куклина О.А.,

судей Клепиковой М.А., Ошировой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Куликовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 августа 2011 года по делу №А10-1621/2011 по иску администрации г. Улан-Удэ ОГРН <***> ИНН <***> к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации ОГРН <***> ИНН <***> о взыскании за счёт средств казны Российской Федерации 1 164 856,34 руб., третье лицо – ФИО1 (суд первой инстанции: судья Бурлаков М.Н.),

установил:

Администрация г. Улан-Удэ обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия, о взыскании убытков, образовавшихся в результате предоставления жилья военнослужащему, в размере 1 164 856,34 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1.

Как установлено судом из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20.10.2009, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования ФИО1. Суд обязал администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения по адресу: <...>.

25.12.2009 администрацией Октябрьского района г. Улан-Удэ и ФИО1 был заключён договор социального найма жилого помещения, по которому администрация Октябрьского района передала ФИО1 в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности города Улан-Удэ, общей площадью 33,7 кв.м, по адресу: <...>.

Согласно техническому паспорту на указанное жилое помещение, составленному федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учёта объектов недвижимости – Федеральное Бюро технической инвентаризации» филиалом по Республике Бурятия по состоянию на 28.01.2010 общая полезная площадь квартиры составила 33,8 кв.м.

Истец в обоснование исковых требований указал, что обеспечение жильем военнослужащих не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти. Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Администрация г. Улан-Удэ, предоставив ФИО1 жилое помещение по договору социального найма с возможностью его дальнейшей приватизации, то есть обеспечив жильем, приняла на себя расходные обязательства Российской Федерации, что противоречит требованиям Бюджетного кодекса. Переданная по договору социального найма квартира являлась собственностью муниципального образования «Городской округ «Город Улан-Удэ». В результате выбытия квартиры из владения муниципального образования бюджету г. Улан-Удэ причинены убытки. Для осуществления собственных полномочий по обеспечению жильем малоимущих граждан администрация г. Улан-Удэ будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости. Убытки истца составляют 1 164 856,34 руб. и рассчитаны исходя из средней цены одного квадратного метра жилья в г. Улан-Удэ.

Ответчик исковые требования не признал, считает, что надлежащим ответчиком по делу должно являться Министерство обороны Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 августа 2011 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылаясь на положения пунктов 1, 2, 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» от 29.12.2008 №1053 Министерства обороны Российской Федерации, указал, что ответчиком по данному делу является Министерство обороны.

Стороны и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В силу положений пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин несёт военную службу в соответствии с федеральным законом. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 и пунктом 1 статьи 15 указанного выше Закона социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом в силу пункта 14 статьи 15 названного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.

Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения, в размере, определяемом одновременно с принятием соответствующего решения.

В соответствии с правовой позицией, сформированной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 8.07.2004 №303-О и от 15.02.2005 №58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей Российской Федерации, возникших в результате принятия Федерального закона «О статусе военнослужащих», а именно, по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счёт средств бюджета муниципального образования.

В соответствии со статьями 1069 и 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда причинённый субъекту в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Предоставив жилое помещение ФИО1, истец в силу положений жилищного законодательства утратил возможность свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан. Соответственно, за счёт данного жилого помещения истец не может исполнить собственные обязательства, для исполнения которых он будет вынужден приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.

Право требования возмещения Российской Федерацией понесённых истцом расходов по приобретению жилья военнослужащему не связано с включением либо невключением в федеральный бюджет средств на компенсацию этих расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению таких расходов обусловлена самим фактом предоставления муниципалитетом жилья гражданам-военнослужащим.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку доказательств выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию расходов, связанных с выделением жилья военнослужащим, главному распорядителю бюджетных средств – Министерству обороны Российской Федерации – Минфином России не представлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены либо изменения не усматривается.

Руководствуясь статьёй 268, частью 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 августа 2011 года по делу №А10-1621/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий: О.А. Куклин

Судьи: Л.В.Оширова

М.А.Клепикова