ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита
Дело №А19-3081/2010
8 декабря 2010 года
Резолютивная часть постановления объявлена 7 декабря 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 8 декабря 2010 года
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Клепиковой М.А., Стрелкова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2010 года по делу №А19-3081/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью «Бубновка» к Бубновскому сельскому поселению, администрации Бубновского сельского поселения, Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области, администрации Киренского муниципального района о взыскании 4 245 375,62 руб. (суд первой инстанции: судья Ибрагимова С.Ю.)
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, представителя по доверенности от 1.11.2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Бубновка» обратилось в арбитражный суд Иркутской области с иском к Бубновскому сельскому поселению в лице администрации Бубновского сельского поселения о взыскании 4 245 375,62 руб. задолженности по возмещению убытков от предоставления услуг по теплоснабжению населению, проживающему в пос. Бубновка по договорам №1/09 от 1.01.2009, №7/09 от 1.04.2009, №10/09 от 1.08.2009, №16/09 от 1.10.2009, №5 от 1.01.2009, №8/09 от 1.07.2009, №15/09 от 1.11.2009, №12/09 от 1.09.1009, №14/09 от 1.10.2009.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 18 мая 2010 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Бубновского сельского поселения, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области и администрация Киренского муниципального района.
Истец просил считать ответчиками по делу Иркутскую область в лице Министерства финансов Иркутской области, администрацию Киренского Муниципального района, которые были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
В обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Законом Иркутской области от 10.10.2005 №62-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию», Законом Иркутской области от 11.12.2008 №104-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию», Постановлением администрации Киренского муниципального района Иркутской области от 21.11.2008 №410 и Решением Думы Бубновского муниципального образования Киренского района Иркутской области от 10.12.2008 №23 утверждены тарифы на коммунальные услуги, оказываемые организацией коммунального комплекса обществом с ограниченной ответственностью «Бубновка», на 2009 год, а именно: на тепловую энергию установлен тариф для населения в размере 534,03 руб., при этом, экономически обоснованным признан тариф в размере 4706,45 руб.; на холодное водоснабжение установлен тариф для населения в размере 18,96 руб., при этом, экономически обоснованным признан тариф в размере 75,33 руб.; на горячее водоснабжение установлен тариф для населения в размере 51,59 руб., при этом, экономически обоснованным признан тариф в размере 362,89 руб. В силу прямого указания нормативно-правовых актов органы местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа правомерно снизили тарифы на коммунальные услуги с учётом заключёния экспертизы и при условии обязательного обеспечения возмещения экономически обоснованных затрат ООО «Бубновка».
Во исполнение вышеуказанных нормативно-правовых актов между ООО «Бубновка» и администрацией Бубновского муниципального образования был заключён ряд договоров на возмещение убытков.
1.01.2009 между ООО «Бубновка» и администрацией Бубновского муниципального образования был заключён договор на возмещение убытков от предоставления услуги по холодному водоснабжению населению, проживающему в пос. Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, №1/09, по условиям которого исполнитель в 1 квартале 2009 года оказывал услуги по холодному водоснабжению для населения, проживающего в посёлке Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и сдал услуги за период с 1.01.2009 по 31.03.2009 по акту №000063 от 17.04.2009. Заказчик обязался возместить убытки от предоставления услуги по утверждённому тарифу, не обеспечивающему возмещение издержек. Во исполнение данного договора сторонами был утверждён расчёт дотаций для водоснабжения населения на 1 квартал 2009 года. Сумма договора составляет 234 809,25 руб., в соответствии с разделом 3 договора оплата по договору производится за счёт средств бюджета администрации Бубновского муниципального образования в пределах лимита установленных бюджетных обязательств путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя. Заказчик обязательства по оплате оказанных услуг в сумме 234 809,25 руб. не исполнил.
1.04.2009 между ООО «Бубновка» и администрацией Бубновского муниципального образования был заключён договор на возмещение убытков от предоставления услуги по холодному водоснабжению населению, проживающему в пос.Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, №7/09, по условиям которого исполнитель в 2 квартале 2009 года оказывал услуги по холодному водоснабжению для населения, проживающего в посёлке Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и сдал услуги за период с 1.04.2009 по 30.06.2009 по акту №000134 от 30.06.2009. Заказчик обязался возместить убытки от предоставления услуги по утверждённому тарифу, не обеспечивающему возмещение издержек. Во исполнение данного договора сторонами был утверждён расчёт дотаций для водоснабжения населения на 2 квартал 2009 года. Сумма договора составляет 201 429,40 руб., в соответствии с разделом 3 договора оплата по договору производится за счёт средств бюджета администрации Бубновского муниципального образования в пределах лимита установленных бюджетных обязательств путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя. Заказчик обязательства по оплате оказанных услуг в сумме 201 429,40 руб. не исполнил.
1.07.2009 между ООО «Бубновка» и администрацией Бубновского муниципального образования был заключён договор на возмещение убытков от предоставления услуги по холодному водоснабжению населению, проживающему в пос.Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, №9/09, по условиям которого исполнитель в июле 2009 года оказывал услуги по холодному водоснабжению для населения, проживающего в посёлке Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и сдал услуги за период с 1.07.2009 по 31.07.2009 по акту №000165 от 14.08.2009. Заказчик обязался возместить убытки от предоставления услуги по утверждённому тарифу, не обеспечивающему возмещение издержек. Во исполнение данного договора сторонами был утверждён расчёт дотаций для водоснабжения населения на июль 2009 года. Сумма договора составляет 51 079,95 руб., в соответствии с разделом 3 договора оплата по договору производится за счёт средств бюджета администрации Бубновского муниципального образования в пределах лимита установленных бюджетных обязательств путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя. Заказчик обязательства по оплате оказанных услуг в сумме 51 079,95 руб. не исполнил.
1.08.2009 между ООО «Бубновка» и администрацией Бубновского муниципального образования был заключён договор на возмещение убытков от предоставления услуги по холодному водоснабжению населению, проживающему в пос.Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, №10/09, по условиям которого исполнитель в августе, сентябре 2009 года оказывал услуги по холодному водоснабжению для населения, проживающего в посёлке Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и сдал услуги за период с 1.08.2009 по 30.09.2009 по акту №000209 от 30.10.2009. Заказчик обязался возместить убытки от предоставления услуги по утверждённому тарифу, не обеспечивающему возмещение издержек. Во исполнение данного договора сторонами был утверждён расчёт дотаций для водоснабжения населения на август, сентябрь 2009 года. Сумма договора составляет 106 082,44 руб., в соответствии с разделом 3 договора оплата по договору производится за счёт средств бюджета администрации Бубновского муниципального образования в пределах лимита установленных бюджетных обязательств путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя. Заказчик обязательства по оплате оказанных услуг в сумме 106 082,44 руб. не исполнил.
1.10.2009 между ООО «Бубновка» и администрацией Бубновского муниципального образования был заключён договор на возмещение убытков от предоставления услуги по холодному водоснабжению населению, проживающему в пос.Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, №16/09, по условиям которого исполнитель в октябре 2009 года оказывал услуги по холодному водоснабжению для населения, проживающего в посёлке Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и сдал услуги за период с 1.10.2009 по 31.10.2009 по акту №000246 от 30.11.2009. Заказчик обязался возместить убытки от предоставления услуги по утверждённому тарифу, не обеспечивающему возмещение издержек. Во исполнение данного договора сторонами был утверждён расчёт дотаций для водоснабжения населения на октябрь 2009 года. Сумма договора составляет 73 066,63 руб., в соответствии с разделом 3 договора оплата по договору производится за счёт средств бюджета администрации Бубновского муниципального образования в пределах лимита установленных бюджетных обязательств путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя. Заказчик обязательства по оплате оказанных услуг в сумме 73 066,63 руб. не исполнил.
1.01.2009 между ООО «Бубновка» и администрацией Бубновского муниципального образования был заключён договор на возмещение убытков от предоставления услуги по теплоснабжению населению, проживающему в пос.Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, №5, по условиям которого исполнитель в период с 1 января по 30 июня 2009 года оказывал услуги по отоплению жилых домов населения, проживающего в посёлке Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и сдал услуги за период с 1.01.2009 по 30.06.2009 по акту №000136 от 30.06.2009. Заказчик обязался возместить убытки от предоставления услуги по утверждённому тарифу, не обеспечивающему возмещение издержек. Во исполнение данного договора сторонами был утверждён расчёт дотаций для теплоснабжения (отопления) населения на первое полугодие 2009 года. Сумма договора составляет 6 241 314,46 руб., в соответствии с разделом 3 договора оплата по договору производится путём зачёта взаимных обязательств на основании предъявленных счетов-фактур на выделение ТЭР и оказание услуг по обеспечению в границах муниципального образования теплоснабжения населения, за счёт средств бюджета администрации Бубновского муниципального образования в пределах лимита установленных бюджетных обязательств путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя. Заказчик обязательства по оплате оказанных услуг в сумме 6 241 314,46 руб. не исполнил.
1.07.2009 между ООО «Бубновка» и администрацией Бубновского муниципального образования (заказчик) заключён договор на возмещение убытков от предоставления услуги по теплоснабжению населению, проживающему в пос.Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, №8/09, по условиям которого исполнитель в июле, августе 2009 года оказывал услуги по отоплению жилых домов населения, проживающего в посёлке Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и сдал услуги за период с 1.07.2009 по 31.08.2009 по акту №000154 от 7.08.2009. Заказчик обязался возместить убытки от предоставления услуги по утверждённому тарифу, не обеспечивающему возмещение издержек. Во исполнение данного договора сторонами был утверждён расчёт дотаций для теплоснабжения (отопления) населения на июль, август 2009 года. Сумма договора составляет 1 971 718,80 руб., в соответствии с разделом 3 договора оплата по договору производится путём зачёта взаимных обязательств на основании предъявленных счетов-фактур на выделение ТЭР и оказание услуг по обеспечению в границах муниципального образования теплоснабжения населения, за счёт средств бюджета администрации Бубновского муниципального образования в пределах лимита установленных бюджетных обязательств путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя. Заказчик обязательства по оплате оказанных услуг в сумме 1 971 718,80 руб. не исполнил.
1.09.2009 между ООО «Бубновка» и администрацией Бубновского муниципального образования был заключён договор на возмещение убытков от предоставления услуги по теплоснабжению населению, проживающему в пос.Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, №12/09, по условиям которого исполнитель в сентябре 2009 года оказывал услуги по горячему водоснабжению населения, проживающего в посёлке Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и сдал услуги за период с 1.09.2009 по 30.09.2009 по акту №000214 от 6.11.2009. Заказчик обязался возместить убытки от предоставления услуги по утверждённому тарифу, не обеспечивающему возмещение издержек. Во исполнение данного договора сторонами был утверждён расчёт дотаций для теплоснабжения (по горячему водоснабжению) населения на сентябрь 2009 года. Сумма договора составляет 49 985,59 руб., в соответствии с разделом 3 договора оплата по договору производится путём зачёта взаимных обязательств на основании предъявленных счетов-фактур на выделение ТЭР и оказание услуг по обеспечению в границах муниципального образования теплоснабжения населения, за счёт средств бюджета администрации Бубновского муниципального образования в пределах лимита установленных бюджетных обязательств путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя. Заказчик обязательства по оплате оказанных услуг в сумме 49 985,59 руб. не исполнил.
1.10.2009 между ООО «Бубновка» и администрацией Бубновского муниципального образования был заключён договор на возмещение убытков от предоставления услуги по теплоснабжению населению, проживающему в пос. Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, №14/09, по условиям которого исполнитель в октябре 2009 года оказывал услуги по горячему водоснабжению населения, проживающего в посёлке Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек и сдал услуги за период с 1.10.2009 по 31.10.2009 по акту №000243 от 30.11.2009. Заказчик обязался возместить убытки от предоставления услуги по утверждённому тарифу, не обеспечивающему возмещение издержек. Во исполнение данного договора сторонами был утверждён расчёт дотаций для теплоснабжения (по горячему водоснабжению) населения на октябрь 2009 года. Сумма договора составляет 101 222,91 руб., в соответствии с разделом 3 договора оплата по договору производится: путем зачёта взаимных обязательств на основании предъявленных счетов-фактур на выделение ТЭР и оказание услуг по обеспечению в границах муниципального образования теплоснабжения населения; за счёт средств бюджета администрации Бубновского муниципального образования в пределах лимита установленных бюджетных обязательств; путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя. Заказчик обязательства по оплате оказанных услуг в сумме 101 222,91 руб. не исполнил.
1.11.2009 между ООО «Бубновка» и администрацией Бубновского муниципального образования был заключён договор на возмещение убытков от предоставления услуги по теплоснабжению населению, проживающему в посёлке Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, №15/09, по условиям которого исполнитель в ноябре 2009 года оказывал услуги по отоплению жилых домов населения, проживающего в посёлке Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, и сдал услуги за период с 1.11.2009 по 30.11.2009 по акту №000242 от 30.11.2009. Заказчик обязался возместить убытки от предоставления услуги по утверждённому тарифу, не обеспечивающему возмещение издержек. Во исполнение данного договора сторонами был утверждён расчёт дотаций для теплоснабжения (отопления) населения в ноябре 2009 года. Сумма договора составляет 985 859,40 руб., в соответствии с разделом 3 договора оплата по договору производится путём зачёта взаимных обязательств на основании предъявленных счетов-фактур на выделение ТЭР и оказание услуг по обеспечению в границах муниципального образования теплоснабжения населения, за счёт средств бюджета администрации Бубновского муниципального образования в пределах лимита установленных бюджетных обязательств путём перечисления денежных средств на расчётный счёт исполнителя. Заказчик обязательства по оплате оказанных услуг в сумме 503 061,69 руб. не исполнил.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил взыскать солидарно за счёт казны Бубновского сельского поселения с администрации Бубновского сельского поселения и с муниципального образования Бубновское сельское поселение в пользу истца сумму задолженности по возмещению убытков от предоставления услуги по холодному водоснабжению населения в размере 666 467,67 руб. Взыскать солидарно за счёт казны Бубновского сельского поселения с администрации Бубновского сельского поселения и с муниципального образования Бубновское сельское поселение; за счёт казны муниципального образования Киренский муниципальный район с муниципального образования Киренский муниципальный район в лице администрации Киренского муниципального района; за счёт казны Иркутской области с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области сумму задолженности по возмещению убытков от предоставления услуги по теплоснабжению населения в размере 3 578 907,95 руб. Также истец просил взыскать с администрации Бубновского сельского поселения, с муниципального образования Бубновское сельское поселение в лице администрации муниципального образования Бубновского сельского поселения; с муниципального образования Киренский муниципальный район в лице администрации Киренского муниципального района, с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области сумму государственной пошлины в размере 32 726,88 руб.
При этом истец пояснил, что администрация Бубновского сельского поселения при заключении договоров на возмещение убытков действовала в рамках исполнения возложенных на неё Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий по решению вопросов местного значения в интересах поселения и его населения и на основании актов муниципального образования. Указанные договоры заключены в целях организации исполнения муниципального заказа на обеспечение населения муниципального образования услугами тепло-, водоснабжения, то есть для нужд Бубновского сельского поселения.
В силу прямого указания нормативно-правовых актов органы местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа вправе снизить тарифы на жилищно-коммунальные услуги населению только с учётом назначения независимой экспертизы и с условием обязательного обеспечения возмещения экономически обоснованных затрат организации, представляющей такие услуги. При этом бремя финансирования разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, возложено на муниципальное образование и осуществляется за счёт принимаемого с этой целью бюджета муниципального образования. Определив в нормативных актах и договорах порядок и источники возмещения убытков от предоставления услуги организации, предоставляющей населению услуги, и не обеспечив такое возмещение, органы муниципального образования допустили неправомерное бездействие. Тот факт, что 30.12.2009, то есть после оказания истцом услуг населению, Думой Бубновского муниципального образования было принято решение №20 «О внесении изменений в бюджет Бубновского муниципального образования на 2009 год», которым были уменьшены расходы Бубновского муниципального образования на возмещение убытков, правового значения не имеет, поскольку в таком случае истец имеет право возмещения ущерба, причинённого в результате бездействия муниципального образования, выразившиеся в не установлении порядка (источника) возмещения разницы между платежами за коммунальные услуги. Также истец указал, что в результате поставок тепловой энергии населению по ценам, установленным на основании Постановления Киренского муниципального района №410 от 21.11.2008 «Об установлении тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую обществом с ограниченной ответственностью «Бубновка», образовалась разница между стоимостью тепловой энергии для населения и фактической стоимостью, в связи с чем истец понёс убытки в размере 3 578 907,95 руб.
Истец считает, что возникшие убытки (выпадающие доходы) подлежат взысканию с муниципального образования Бубновское сельское поселение и Киренского муниципального района, а в случае если рассматриваемые расходные обязательства Киренского муниципального района не обеспечены субвенциями из областного бюджета в вышеизложенном порядке, то убытки подлежат взысканию с Иркутской области в солидарном порядке.
Администрация Бубновского муниципального образования исковые требования не признала, указав, что Бубновское муниципальное образование не может нести материальной ответственности в форме возмещения убытков в случае, если причинение этих убытков обусловлено принятием решения лицом, за действия которого Бубновское муниципальное образование не отвечает. Считает, что в сложившейся ситуации имеет место незаконное бездействие администрации Киренского муниципального района, выразившееся в неправомерном удержании денежных средств, переданных в бюджет муниципального района в качестве субсидий для осуществления государственной функции по регулированию тарифов на тепловую энергию. Договоры на возмещение убытков от предоставления услуги по теплоснабжению населения, проживающего в посёлке Бубновка, по утверждённым тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, №5 от 1.01.2009, №8/09 от 1.07.2009, №12/09 1.09.2009, №14/09 от 1.10.2009, №15/09 от 1.11.2009, по мнению ответчика, следует квалифицировать как незаключённые, поскольку Бубновскому муниципальному образованию не передавалась государственная функция по регулированию тарифа и соответствующие средства бюджета.
Также, по мнению ответчика, каждый из договоров, являющихся основанием заявленного иска, предусматривает условие оплаты, сформулированное следующим образом: «оплата производится за счёт средств бюджета администрации Бубновского муниципального образования в пределах лимита установленных бюджетных обязательств», исходя из которого можно заключить, что оплата по договорам на возмещение убытков от предоставления услуги по теплоснабжению вообще не может быть произведена, поскольку тарифы на тепловую энергию были установлены администрацией Киренского муниципального района и именно его бюджет в соответствии с действующим законодательством должен был предусматривать лимиты на возмещение убытков от предоставления услуги. Убытки от предоставления услуги по холодному водоснабжению должны были быть компенсированы в пределах лимита бюджета Бубновского муниципального образования. Законом Иркутской области №132-оз «Об областном бюджете на 2009 год» в редакции от 17.12.2008 на нужды администрации Бубновского сельского поселения, связанные с субсидированием коммунальных услуг, предполагалось отнесение суммы в размере 9 198 000 руб., однако, Законом Иркутской области №43/9-оз от 3.07.2009 бюджет секвестрирован и субсидия уменьшена до суммы, составляющей 762 000 руб., указанная сумма после зачисления в бюджет муниципального образования в полном размере перечислена истцу. Иных средств на финансирование выпадающих доходов в бюджете Бубновского муниципального образования не предусмотрено, поскольку финансирование на указанные нужды не подлежит формированию за счет доходов местного бюджета, а подлежит финансированию от органа государственной власти, передавшего соответствующую государственную функцию муниципалитету.
Администрация Киренского муниципального района исковые требования не признала, указав, что согласно заключённым Бубновским муниципальным образованием договорам с истцом на возмещение убытков от предоставления услуг по теплоснабжению, администрация должна была оформить заявку на предоставление субсидий в Министерство ЖКХ Иркутской области, которое, в свою очередь, должно довести суммы по выпадающим доходам в Министерство финансов Иркутской области. В силу требований федерального законодательства и заключённых договоров Бубновское муниципальное образование должно возместить убытки (выпадающие доходы) предприятию, оказывающему услуги населению в границах муниципального образования. Постановлением мэра Киренского муниципального района №410 от 21.11.2008 были установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию на 2009 год в размере 4706,45 руб./Гкал. Данный нормативно-правовой акт не устанавливал льготы и порядок компенсации выпадающих доходов энергоснабжающим организациям.
Министерство финансов Иркутской области исковые требования не признало, считает, что размер убытков истцом не обоснован и не доказан. А также считает, что суду необходимо выяснить, какой главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2010 года с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счёт казны Иркутской области в пользу истца взыскано 3 578 907,95 руб. убытков, 2000 руб. госпошлины. С администрации Бубновского сельского поселения в пользу истца взыскано 666 467,67 руб. убытков. В иске к администрации Киренского муниципального района и Бубновскому сельскому поселению отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Иркутской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя апелляционной жалобы, из договоров на возмещение расходов обязательства возникли только у истца и администрации Бубновского муниципального образования. Размер убытков, причинённых истцу, не обоснован и не доказан. Кроме того, по мнению ответчика, надлежащим представителем Иркутской области по данному делу является Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области.
На основании части 1 статьи 163 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 30 ноября 2010 года до 14 часов 30 минут 7 декабря 2010 года, о чём сделано публичное извещение, размещенное на официальном сайте Четвёртого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
После перерыва представители истца и ответчиков в судебное заседание не явились.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалованной части, то есть в части взыскания с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счёт казны Иркутской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Бубновка» 3 578 907,95 руб. в качестве возмещения убытков.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Законом Иркутской области от 10.10.2005 №62-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию», Законом Иркутской области от 11.12.2008 №104-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию» постановлением администрации Киренского муниципального района Иркутской области от 21.11.2008 №410 и решением думы Бубновского муниципального образования Киренского района Иркутской области от 10.12.2008 №23 утверждены тарифы на коммунальные услуги, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Бубновка» – истцом по делу.
В дальнейшем обществом с ограниченной ответственностью «Бубновка» и администрацией Бубновского сельского поселения были заключены договоры на оказание услуг населению пос. Бубновка по холодному водоснабжению и теплоснабжению. При заключении указанных договоров администрация Бубновского сельского поселения действовала в рамках исполнения возложенных на неё Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий по решению вопросов местного значения в интересах поселения.
Истец во исполнение заключённых договоров в 2009 году оказал населению пос. Бубновка услуги по холодному водоснабжению и отоплению жилых домов. Факт оказания услуг и их объём ответчиками не оспаривается и подтверждается материалами дела.
В силу положений пункта 3 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств несут органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Иркутской области от 11.12.2008 №104-оз финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. При этом, пунктом 1 статьи 11 указанного Закона определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что положения Закона Иркутской области от 11.12.2008 №104-оз позволяют сделать вывод: органы государственной власти Иркутской области обязаны осуществлять соответствующее бюджетное регулирование по вопросам финансового обеспечения при реализации переданных полномочий по правовому регулированию тарифов, которое осуществляется Киренским муниципальным районом в части установления тарифов и Бубновским сельским поселением в части заключения договоров на компенсацию выпадающих доходов в рамках организации в границах муниципального образования электро-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в соответствии со статьёй 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Более того, в соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 1.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Передача Иркутской областью муниципалитету своих полномочий по установлению тарифов на тепловую энергию не привела к тому, что обязательства по финансированию льгот в сфере теплоснабжения населения перестали быть расходными обязательствами бюджета субъекта федерации. Соответственно, надлежащим ответчиком по иску о возмещении убытков, возникших вследствие предоставления ресурсоснабжающей организацией льгот населению по оплате тепловой энергии, является именно субъект федерации, то есть в данном случае Иркутская область, интересы которой в настоящем процессе представляет Министерство финансов.
В соответствии со статьями 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306 и №307, от 14.07.2008 №520 органами местного самоуправления ежегодно устанавливается предельный размер платы граждан за коммунальные услуги, в том числе отопление и горячее водоснабжение.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18.12.2008 №960 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009-2011 года» органам местного самоуправления предписано при установлении тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учётом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Таким образом, орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа вправе снизить тарифы на жилищно-коммунальные услуги населению только с учётом заключения независимой экспертизы и с условием обязательного обеспечения возмещения экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Решением думы Бубновского муниципального образования Киренского района Иркутской области от 10.12.2008 №23 «Об отмене решения №12 думы Бубновского муниципального образования на установление тарифов, оказываемых ООО «Бубновка» на 2009 год» на горячее водоснабжение установлен тариф для населения в размере 51,59 руб. и экономически обоснованный тариф в размере 362,89 руб.
То есть органы местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа снизили тарифы на коммунальные услуги с учётом заключения экспертизы и с условием обязательного обеспечения возмещения экономически обоснованных затрат организации коммунального комплекса общества с ограниченной ответственностью «Бубновка», предоставляющей населению Бубновского сельского поселения такие услуги.
В соответствии с Законом Иркутской области №132-оз «Об областном бюджете на 2009 год» в редакции от 17.12.2008 на нужды администрации Бубновского сельского поселения, связанные с субсидированием коммунальных услуг, изначально предполагалось выделение 9 198 000 руб. Однако в дальнейшем Законом Иркутской области от 3.07.2009 №43/9-оз бюджет был секвестрирован и субсидия уменьшена до 762 000 руб.
Таким образом, Иркутская область снизила лимиты бюджета, что привело к невозможности покрытия расходов истца, которые он понёс, оказав услуги по теплоснабжению населению пос. Бубновка с применением льготного тарифа, на сумму 3 578 907,68 руб.
Статьями 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причинённых ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе вследствие издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерации, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
С учетом изложенного, исковые требования о взыскании с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области указанной выше суммы удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Доводы заявителя жалобы о том, что интересы Иркутской области в настоящем процессе должно представлять не Министерство финансов, а иное лицо, суд оценивает критически.
Рассматривая данный гражданско-правовой спор, суд руководствуется нормами гражданского (не бюджетного) законодательства. Истребуемая истцом сумма подлежит взысканию с Иркутской области в качестве возмещения убытков на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При этом в силу требований статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации любые иные лица, кроме финансовых органов (государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане), могут представлять интересы самих публично-правовых образований (но не их казны) только по специальному поручению. В данном случае такое специальное поручение Иркутская область какому-либо государственному органу, юридическому лицу или гражданину не давало.
Соответственно, интересы казны публично-правового образования в гражданских правоотношениях в соответствии с нормами гражданского права может представлять только финансовый орган соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалованной части является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьёй 268, частью 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2010 года по делу №А19-3081/2010 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий: О.А. Куклин
Судьи: М.А.Клепикова
А.В.Стрелков