ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Ленина, 100б, г. Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита дело №А19-20057/2019
21 мая 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года
В полном объеме постановление изготовлено 21 мая 2020 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Юнусовой К.О., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области 04 декабря 2019 года по делу №А19-20057/2019 по иску Саянского муниципального унитарного предприятия «Рыночный комплекс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666302, Иркутская область, г. Саянск, мкр-н Центральный, д. 1) к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664027, <...>) о взыскании денежных средств,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального казенного учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «Город Саянск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 666304, Иркутская область, г. Саянск, мкр-н Олимпийский, д. 30), Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664073, <...>),
у с т а н о в и л :
Саянское муниципальное унитарное предприятие «Рыночный комплекс» (далее – истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Министерству финансов Иркутской области (далее – ответчик, министерство) с требованием о взыскании 27 199,41 руб. убытков, возникших в результате оказания услуг по захоронению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «Город Саянск», Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – третьи лица).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04.12.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик его обжаловал в апелляционном порядке, просил отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Жалоба мотивирована тем, что возмещение расходов на погребение невостребованных умерших должно производиться за счет средств Российской Федерации, потому надлежащим ответчиком по иску является Российская Федерация; министерство не является распорядителем бюджетных средств на возмещение спорных расходов истца, полномочия по распоряжению финансами на спорные расходы наделено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Третье лицо Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в отзыве на апелляционную жалобу выразило согласие с позицией ответчика, что Иркутская область ненадлежащий ответчик по требованиям истца и возражало на то, что оно (третье лицо) является распорядителем бюджетных средств на выплату спорного возмещения истцу, поскольку такими полномочиями обладает министерство финансов, которое не подтвердило предоставление денежных средств на спорные выплаты. Полагало решение суда отменить, в иске отказать.
Истец и третье лицо муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «Город Саянск» в письменных возражениях на апелляционную жалобу полагали решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению как не основанную на нормах права и не соответствующую фактическим обстоятельствам.
Участвующие в деле лица извещены о возбуждении судебного производства, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей сторон и третьих лиц не препятствовала судебному разбирательству.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует и установил суд первой инстанции, на основании постановления администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» 08.02.2011 №110-37-62-11 «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного» и Постановлением администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от 11.01.2016 № 110-37-1-16 «О присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела и оказанию услуг при погребении умерших территории муниципального образования «город Саянск» предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела и оказанию услуг при погребении умерших на территории муниципального образования «город Саянск».
Постановлением администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от 30.01.2017 №110-37-66-17 утверждены тарифы на предоставляемые предприятием услуг по погребению умерших (погибших), личность которых не установлена, в размере 6 674,70 руб. Постановлением администрации городского округа муниципального образования «город Саянск» от 26.12.2017 № 110-37-1356-17 утверждены тарифы на предоставляемые предприятием услуг по погребению умерших (погибших), личность которых не установлена, в размере 6 841, 57 руб.
В 2017 году истец оказал услуги по захоронению одного невостребованного умершего новорожденного ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти от 24.08.2017, справкой о смерти от 24.08.2017 №318, справкой о проведенном захоронении от 27.09.2017, нарядом-заказом от 04.08.2017 №174.
Стоимость услуг согласно гарантированному перечню составила 6 674,70 руб.
В 2018 году истец оказал услуги по захоронению трех невостребованных умерших ФИО2, ФИО3, ФИО4 Факт смерти указанных лиц и захоронение умерших подтверждены сведениями свидетельств и справок о смерти от 29.05.2018, от 05.01.2019, от 12.04.2018, справок о захоронении от 20.07.2018, от 16.01.2019, наряд-заказовот 25.08.2018 №106, от 25.12.2018, от 10.04.2018, соответственно. По сведениям справок ГУ УПФР в г. Саянске Иркутской области от 07.09.2018, 17.01.2019 и от 07.09.2018 названные лица не являлись получателями пенсии и иных социальных выплат.
Стоимость услуг согласно гарантированному перечню составила всего 20 524,71 руб.
Общая стоимость оказанных услуг по захоронению четырех невостребованных умерших в 2017-2018 годах - 27 199,41 руб.
Предприятие не получило возмещения расходов на указанные погребения умерших, погибших, что послужило основанием обращения в арбитражный суд с иском.
Предметом спора стало взыскание учреждением с Иркутской области в лице - Министерства финансов Иркутской области 27 199,41 руб. стоимости услуг по захоронению в 2017-2018 годах 4 умерших граждан, не являвшимся получателями пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, не подлежавшими обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 1, 15, 16, 125, 126, 214, 215, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 9, 26 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статей 85, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 №120- пп. Суд учел правовую позицию, изложенную в пунктах 1, 2, 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2016 №303-ЭС15-18506 по делу №А51-775/2015, в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2018 №302-ЭС18-17001. Суд исходил из обоснованности требований по праву и размеру, поскольку возмещение стоимости услуг по погребению умерших граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности стоимость услуг подлежит возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда по фактическим обстоятельствам, полагал решение суда первой инстанции правильным.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 9 Закона о погребении предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников.
При погребении умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности стоимость услуг подлежит возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Закона о погребении предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение. В силу статьи 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.
Предприятие оказало услуги по захоронению 4 невостребованных умерших, которые по сведениям ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саянске Иркутской области и ГУ Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации не являлись пенсионерами и лицами, добровольно вступившими в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхователями отделения Фонда и не подлежали социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, соответственно. Общая стоимость услуг предприятия на эти захоронения составила всего 27 199,41 руб., рассчитанная по установленной уполномоченным органом для предприятия стоимости одного захоронения. Ответчик не представил иного расчета расходов.
В силу прямого указания в законе возмещение спорных расходов предприятия на захоронение умерших следует производить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и в спорном случае надлежащим ответчиком по делу является Иркутская область в лице его финансового органа (министерства финансов).
Согласно положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 №120пп (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений и действующей в настоящий период времени) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности.
Выделение из бюджета области в достаточном объеме денежных средств на финансирование спорных услуг ответчик не доказал.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, возражая на доводы ответчика о распорядителе денежных средств областного бюджета на спорные услуги, сослалось на неполучение необходимой суммы финансов на выплату спорного возмещения, что министерство финансов не оспорило и не опровергло.
По изложенным причинам в рассмотренном случае министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не является лицом, обязанным перед истцом по возмещению спорных расходов учреждения.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования предприятия, имеющего право на получение возмещения стоимости оказанных услуг по захоронению невостребованных умерших.
При определении публично-правового образования, за счет казны которого осуществляется финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших, суд первой инстанции правомерно исходил из изложенных норм положений материального права и документально подтвержденных фактических обстоятельств дела.
Доводы жалобы не соответствовали фактическим обстоятельствам, не основаны на законе и не содержали сведений о фактах, которые в силу части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют правовое значение для разрешения спора. По изложенным причинам суд апелляционной инстанции их не принял.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство, как государственный орган, выступающий в деле в качестве ответчика, освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 декабря 2019 года по делу №А19-20057/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Капустина Л.В.
Судьи Скажутина Е.Н.
Юдин С.И.