ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-10631/20 от 07.12.2020 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Томск                                                                                            Дело № А27-13456/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  08 декабря 2020 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                               Логачева К.Д.,

судей                                                               Бородулиной И.И.,  

                                                                         ФИО1,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мизиной Е.Б., с использованием средств аудиозаписи и веб-конференции, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «РОССЕТИ СИБИРЬ»  (№  07АП-10631/2020) на решение от 05.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области  по делу № А27-13456/2020 (судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению публичного акционерного общества «РОССЕТИ СИБИРЬ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Красноярск к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Кемерово о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу № 042/04/9.21-1208/2019 об административном правонарушении от 15.06.2020, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания», город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>),

без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

У С Т А Н О В И Л:

публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Управление, УФАС, административный орган орган) по делу №042/04/9.21-1208/2019 об административном правонарушении от 25.05.2020, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 700000 рублей.

Согласно записи в едином государственном реестре юридических лиц от 05.08.2020 наименование заявителя изменено на публичное акционерное общество "РОССЕТИ СИБИРЬ" (далее – ПАО «Россети Сибирь», заявитель, общество).

Судом на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее – третье лицо, ООО «КЭНК»).

Решением суда от 05.10.2020 заявленное требование оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО «Россети Сибирь» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.10.2020 полностью и принять новый судебный акт, которым признать незаконным и полностью отменить постановление Кемеровского УФАС России от 25.05.2020 по делу №042/04/9.21-1208/2019.

Заявитель полагает, что судом не применены подлежащие применению нормы Правил технологического присоединения, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 04.05.2012, считает, что в данном случае отсутствовали основания для исполнения ПАО «Россети Сибирь» требований, предусмотренных п.п.72, 73 Правил, также указывает, что суд при этом допустил неверное применение частей 1 и 2 статьи 9.21 КоАП РФ, статей 4.3 и 4.6 КоАП РФ.

ООО «КЭнК» в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

От административного органа отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО «КЭНК» о нарушении антимонопольного законодательства Кемеровским УФАС России были выявлены признаки нарушения Правил технологического присоединения, вынесено определение от 25.07.2019 о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении №042/04/9.21-1208/2019 и проведении административного расследования по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

23.12.2019 должностным лицом Кемеровского УФАС России составлен протокол по делу №042/04/9.21-1208/2019 об административном правонарушении.

Постановлением о назначении административного наказания по делу №042/04/9.21- 1208/2019 об административном правонарушении от 25.05.2020 ПАО «МРСК Сибири» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 700000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился с настоящим заявлением.

Оставляя заявление без удовлетворения, суд первой инстанции поддержал выводы административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Апелляционный суд считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 1 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 № 250-ФЗ).

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).

Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Объективная сторона правонарушения заключается в повторном несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов в течение одного календарного года.

Субъективная сторона может быть выражена в формах умысла ил неосторожности.

Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике, Закон № 35-ФЗ).

Статьей 3 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; территориальной сетевой организацией - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Как следует из материалов дела, ООО «КЭнК» на основании договора аренды имущества от 13.05.2019, заключенного с ООО «Буревестник», переданы во владение и пользование объекты электросетевого хозяйства:

ТП-513 кадастровый номер 42:04:0306001:1463, по адресу: <...>;

ТП-273П кадастровый номер 42:04:0305002:1082, по адресу: Российская Федерация, <...>;КТП-086 кадастровый номер 42:04:0320001:2719, по адресу: Российская Федерация, <...> расположен в 80 м по направлению на юг от границ земельного, участка, расположенного по адресу: <...>;

КТП-397 кадастровый номер 42:04:0320001:2721, по адресу: Российская Федерация, <...> расположен в 7,5 м по направлению на север от жилого дома, расположенного по адресу: <...>;

КТП-246 кадастровый номер 42:04:0320001:2718, по адресу: Российская Федерация, обл. Кемеровская, р-н Кемеровский, с. Ягуново, расположен в 230 м по направлению на восток от жилого дома, расположенного по адресу: <...>;

ВЛ-0,4 кВ, отходящая от ТП-248 ф 10-3-Я, кадастровый номер 42:04:0320001:2756, по адресу: Кемеровская область. Кемеровский муниципальный район, Ягуновское сельское поселение, <...>;

ВЛ-0,4 кВ, отходящая от ТП-086 ф 10-3-Я, кадастровый номер 42:04:0320001:2757, по адресу: Кемеровская область. Кемеровский муниципальный район, Ягуновское сельское поселение, <...>;

ВЛ-0,4 кВ кадастровый номер 42:04:0320001:2758, по адресу: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный район, Ягуновское сельское поселение, <...>;

ТП-667 кадастровый номер 42:04:0334001:2479, по адресу: Российская Федерация, <...> в 3 метрах севернее дома №19;

ВЛ-0,4 кВ от ТП-667, кадастровый номер 42:04:0334001:2477, по адресу: Российская Федерация, обл. Кемеровская, р-н Кемеровский, д. Береговая, уд. Сиреневая, с 1 по 28 дома;

ВЛ-0, 4 кВ, отходящая от ТП-035 кадастровый номер 42:04:0334001:2484 по адресу: Российская Федерация, <...>;

ТП-347П кадастровый номер 42:04:0340001:3937 по адресу: <...> метров по направлению на юго-восток от фермы №3 ООО СХО «Заречье»;

КТП-001 кадастровый номер42:04:0000000:1371 по адресу: <...> метров от дома №8 по ул. Абызова по направлению на юго-запад;

ТП-026П кадастровый номер 42:04:0000000:1362, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, пустырь в м-не «Лесной» по направлению ул. Лесная юго- восточная сторона с. Березово;

ТП-119П кадастровый номер 42:04:0340001:3938, по адресу: Российская Федерация, обл. Кемеровская, р-н Кемеровский, <...> метров по направлению на юго-восток от фермы №3 ООО СХО «Заречье»;

ТП-346П, кадастровый номер 42:04:0000000:1363, по адресу: Российская Федерация, обл. Кемеровская, Кемеровский район, по направлению на юго-восток с. Березово, в районе сушилки фермы №3 ООО СХО «Заречье»;

ТП-403П, кадастровый номер 42:04:0340001:3936, по адресу: <...> метров от деревообрабатывающего цеха по ул. Северная 1 по направлению на юг;

сооружение, ВЛ-6-10 кВ, кадастровый номер 42:04:0000000:1378, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, пустырь в м-не «Лесной» около ТП-026 по направлению ул. Лесная юго-восточная сторона с. Березово 0,5 км до территории ГЦО «Притомье»;

ТП-238-П, кадастровый номер 42:04:0340001:3935, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Березово территория ГЦО «Притомье»;

ТП-381-П, кадастровый номер 42:04:0340001:3934, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, с. Березово территория ГЦО «Притомье»;

электроподстанция КТП-Э/04 400 кВт, кадастровый номер 42:04:0337004:50, по адресу: Кемеровская область, р-н Кемеровский (на втором километре по федеральной трассе Кемерово - Ленинск-Кузнецкий от ориентира с. Березово, на территории Губернского центра отдыха «Притомье»);

ВЛ 0,4 кВ, отходящая от ТП-696, кадастровый номер 42:04:0311001:2688, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, Ясногорское сельское поселение, <...> в 80 м по направлению на запад от жилого дома, расположенного по адресу: ул. Центральная, 13;

ВЛ-0,4 кВ, отходящая от ТП-164, кадастровый номер 42:04:0313001:1271, по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, Ясногорское сельское поселение, <...> по направлению на юго-восток от границ земельного участка, расположенного по адресу: ул. Лесная, д. 12-1;

ВЛ-0,4 кВ, отходящая от ТП-665, кадастровый номер 42:04:0311001:2689, по адресу: Российская Федерация, Российская Федерация, Кемеровская область, Кемеровский район, Ясногорское сельское поселение, <...> западнее котельной, расположенной в границах земельного участка по адресу: ул. Центральная, 1в.

Указанные объекты электросетевого хозяйства присоединены к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири».

06.06.2019 ООО «КЭнК» направило в адрес ПАО «Россети Сибирь» (до смены наименования ПАО «МРСК Сибири») заявления исх. №11/ПТО-26/3381, №11/ПТО-26/3382, №11/ПТО-26/3383, №11/ПТО-26/3384, №11/ПТО26/3387, №11/ПТО-26/3452 о переоформлении документов о технологическом присоединении объектов ООО «КЭнК» к электрическим сетям ПАО «Россети Сибирь» в связи с со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Заявления получены заявителем с письмом от 07.06.2019 вх. №11/ПТО-26/3452-10.06.2019.

Вместе с тем обязанность сетевой организации по переоформлению (восстановлению) документов о технологическом присоединении ООО «КЭнК», предусмотренную Правилами технологического присоединения, заявитель не исполнил.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (Правила № 861), определяющие порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; регламентирующие процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации; определяющие существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (пункт 1 названных Правил).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 861 документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимаюших устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Порядок восстановления (переоформления) документов сетевой организацией определен в разделе VIII Правил технологического присоединения.

Согласно пункту 57 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей в спорный период) восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.

ООО «КЭнК» и ПАО «Россети Сибирь» являются смежными сетевыми организациями, оказывающими услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области.

В силу пункта 59 Правил технологического присоединения в рамках договора (в период его действия) собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:

а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;

б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;

в) переоформление документов о технологическом присоединений в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.

Таким образом, одним из оснований для обращения в сетевую организацию является переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 62 Правил к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:

а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);

б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося е заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается в сетевую организацию представителем заявителя;

в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего I собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимаюпщх устройств (при наличии);

г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);

д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);

е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта.

Таким образом, Правилами регламентирован состав документов, подлежащих представлению заявителем.

В соответствии с пунктом 63 Правил технологического присоединения при отсутствии документов у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, предусмотренных подпунктами "в" - "е" пункта 62 настоящих Правил, в заявлении о переоформлении документов делается отметка об отсутствии документа (документов).

В заявлении ООО «КЭнК» о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении в соответствии с пунктом 63 указано на то, что документы, предусмотренные подпунктами "в" - "е" пункта 62 Правил технологического присоединения, у общества отсутствуют. Также в материалах дела отсутствует информация о наличии вышеуказанных документов у ПАО «Россети Сибирь».

Из чего следует, что ООО «КЭнК» обратилось в ПАО «Россети Сибирь» за переоформлением документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств не только в связи со сменой собственника, но и по существу и за восстановлением утраченных документов о технологическом присоединении.

На основании пп. «а» пункта 72 Правил технологического присоединении при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами «в», «г» и «е» пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий), в случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела установлено, что письмами вх. №5601 от 11.09.2019, вх. №б/н от 23.09.2019, вх. №6320 от 21.10.2019 ПАО «Россети Сибирь» указало, что право собственности (владения) объектами электросетевого хозяйства, в отношении которых ООО «КЭнК» направило заявление на переоформление (восстановление) документов о технологическом присоединении, является спорным, в том числе с наличием притязаний на данные объекты ПАО «Россети Сибирь».

При этом, ни в Правилах технологического присоединения, ни в ином нормативном правовом акте, регулирующем отношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям сетевой организации, законодателем не делегировано сетевой организации полномочие по установлению наличия или отсутствия у заявителя права на объекты капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства, а лишь установлена обязанность заявителя по предоставлению соответствующих сведений, отраженных в копиях документов.

ООО «КЭнК» представило в составе заявления о восстановлении документов документы о технологическом присоединении объекта заявителя копию документов, подтверждающих иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (договор аренды), в связи с чем у ПАО «Россети Сибирь» возникла обязанность по переоформлению (восстановлению) документов о технологическом присоединении данных объектов.

В период административного расследования общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к ООО «Буревестник» об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании отсутствующим прав собственника в отношении объектов электросетевого хозяйства, в том числе объектов, в отношении которых ООО «КЭНК» направлено заявление переоформлении (восстановлении) документов о технологическом присоединении (дело №А27-24629/2019), антимонопольный орган во избежание предрешения гражданско-правового спора как нарушения Правил технологического присоединения, исключил спорные объекты из рассмотрения дела №042/04/9.21-1208/2019 об административном правонарушении.

Письмом вх. №7460 от 13.12.2019 заявителем представлены в материалы административного дела №042/04/9.21-1208/2019 сведения об объектах ООО «КЭНК», которые не являются предметом спора по делу № А27-24629/2019.

В отношении данных объектов на заявителе лежала обязанность исполнения п. п. 72, 73 Правил технологического присоединения.

Согласно пункту 73 Правил технологического присоединения в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 настоящих Правил, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления (в случаях если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, а при их отсутствии - на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

В случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 настоящих Правил, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления (в случаях, если технические условия в соответствии е настоящими Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, а при их отсутствии - на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

В восстанавливаемых технических условиях указываются следующие сведения:

схемы приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции);

максимальная мощность и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

требования к устройствам релейной защиты, регулированию реактивной мощности, противоаварийной и режимной автоматике, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, а также к контролю и поддержанию качества электроэнергии, к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной).

В восстанавливаемых технических условиях заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, указываются следующие сведения:

схемы приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции);

максимальная мощность и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Включение других требований в технические условия не допускается.

В целях определения фактической схемы электроснабжения сетевая организация с участием заявителя осуществляет осмотр ранее присоединенных энергопринимающих устройств, по результатам которого сетевой организацией и заявителем составляется и подписывается акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению № 15, включающий однолинейную схему электрических сетей внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств.

Из системного толкования пунктов 72, 73 Правил технологического присоединения следует, что пятнадцатидневный срок подготовки и направления переоформленного (восстановленного) акта об осуществлений технологического присоединения является предельным и включает в себя проведение осмотра энергопринимающих устройств в целях определения фактической схемы электроснабжения, выдачу сетевой организацией технических условий, а также проверку выполнения Заявителем технических условий и составления акта о выполнении технических условий по форме согласно приложению № 15 Правил технологического присоединения.

В сроки, установленные пунктом 72 Правил технологического присоединения, заявитель не предпринял никаких действий по проведению вышеуказанных мероприятий, по переоформлению (восстановлению) документов, а также не направило мотивированный отказ от переоформления.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

При этом получили надлежащую правовую оценку доводы заявителя о том, что ранее заявитель не выдавал технические условия на технологическое присоединения данных объектов, а также не владеет информацией об уровне максимальной мощности, подлежит отклонению, поскольку разделом VIII Правил технологического присоединения предусмотрен правой механизм переоформления (восстановления) документов о технологическом присоединении при данных обстоятельствах, которые не являются препятствием для отказа от переоформления.

Принцип однократности технологического присоединения распространяется на энергопринимающие устройства, ранее надлежащим образом присоединенные к электрическим сетям сетевой организации, а именно: соблюдение условия выдачи технических условий на технологическое присоединение, а также проверка соблюдения их выполнения, что гарантирует соответствие выполнение мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств требованиям соответствующих нормативно-технических документов.

Таким образом, ПАО «Россети Сибирь» в соответствии с требованиями вышеуказанного пункта обязано было провести с участием ООО «КЭнК» осмотр энергопринимающих устройств, подготовить и направить в адрес ООО «КЭнК» технические условия и Акт об осуществлении технологического присоединения объектов до 13.09.2018 (включительно).

Диспозиция части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что наличие квалифицирующего признака - повторности совершения правонарушения антимонопольным органом не установлено и не доказано, ввиду следующего.

Под повторным совершением правонарушения понимается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Следовательно, для привлечения общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ должны иметься доказательства, что лицо ранее привлекалось по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и на момент вынесения постановления № 042/04/9.21-1208/2019 об административном правонарушении от 15.06.2020 не истек период установленный понятием повторного совершения правонарушения установленного пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.

Кемеровским УФАС России учтено обстоятельство привлечения ПАО «Россети Сибирь» к административной ответственности за нарушение Правил технологического присоединения постановлением по делу №558/03-АДМ-2017 от 21.03.2018, вступившим в законную силу 06.09.2018 (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 по делу №А27-6204/2018).

Как следует из судебных актов, размещенных на сайте арбитражного суда (https://kad.arbitr.ru/) в течение года, предшествующего совершению вменяемого правонарушения, заявитель неоднократно привлекался к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (дела об оспаривании постановлений №№А27-12175/2018, А27-6204/2018, иные).

Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что из судебных актов, размещенных на сайте арбитражного суда (https://kad.arbitr.ru/) в течение года, предшествующего совершению вменяемого правонарушения, ПАО "МРСК Сибири" неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (дела об оспаривании постановлений № А02-1499/2019 (публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети", А02-1473/2019 публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Горно-Алтайские электрические сети", иные).

Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, имеет квалифицирующий признак правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи - повторность.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о правомерности квалификации Кемеровским УФАС России совершенного обществом правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений Правил N 861 в материалы дела не представлено. При этом доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем считает, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Содержание протокола об административном правонарушении соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность, и др.

Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным органом с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, поскольку в нем приведены описание события и основания привлечения к ответственности.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности общества на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.

Существенных нарушений при производстве дела об административном правонарушении коллегия суда апелляционной инстанции не усматривает.

Отклоняя довод общества о том, что при рассмотрении административного дела № 042/04/9.21- 1208/2019 были допущены существенные процессуальные нарушения, в обоснование доводов общество указывает, что антимонопольным органом не было разрешено ходатайство о запросе у ООО «СХО Заречье» документов, подтверждающих отчуждение КТП №347П, КТП №346П, КТП №119П, КТП №267П, у ПАО «Кузбассэнергосбыт» - сведений о том, какое лицо (лица) являлось (являлись) потребителем (потребителями) электрической энергии по точкам поставки КТП №347П, КТП №346П, КТП №119П, КТП №267П с 2016 года до настоящего времени, суд правомерно указал, что он не подтверждается материалами дела.

Согласно ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

Из материалов административного дела явствует, что 21.02.2020 в Кемеровское УФАС России поступило ходатайство ПАО «Россети Сибирь» об отложении рассмотрения дела №042/04/9.21-1208/2019 и запросе у ООО «СХО Заречье» и ПАО «Кузбассэнергосбыт» вышеуказанных документов.

Определением от 21.02.2020 по делу №042/04/9.21-1208/2019 в удовлетворении заявленного ходатайства отказано, при этом мотивируя отказ в удовлетворении ходатайства о запросе документов, антимонопольный орган указал, что само по себе переоформление (восстановление) документов о технологическом присоединении не влечет перераспределения вещных прав на объекты электросетевого хозяйства, в отношении которых подано заявление о переоформлении (восстановлении) документов о технологическом присоединении, документы, предусмотренные пп. «а» п. 62 Правил технологического присоединения в материалы административного дела ООО «КЭНК» представлены.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела и другое.

С учетом изложенного, существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, апелляционным судом не установлено.

В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, апелляционным судом не установлены, назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.

Достаточных доказательств того, что взыскание штрафа при имеющемся финансовом положении заявителя повлечет за собой для общества необратимые финансовые последствия, заявителем в материалы дела не представлено.

Назначение наказания в виде штрафа в размере 700000 руб., при установленном размере штрафа, предусмотренном указанной нормой, от 600000 руб. до 1000000 руб., правомерно признано судом справедливым и соразмерным с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя.

Апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого постановления и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статей 24.5 КоАП РФ и оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.

Поскольку факт нарушения и вина общества подтверждены материалами дела, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области № 042/04/9.21-1208/2019 об административном правонарушении от 15.06.2020 требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов у суда первой инстанции не имелось, нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов заявителя не подтверждено.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно оставил заявленное требование без удовлетворения.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.

Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1  статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу №А27-13456/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества «РОССЕТИ СИБИРЬ» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

      Председательствующий                                                               К.Д. Логачев

                                                                                                              И.И. Бородулина

                                                                                                              ФИО1