ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-4362/2022 от 05.07.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                          Дело № А67-11303/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме  12 июля 2022 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                              Бородулиной И.И.,

судей                                                              Кривошеиной С.В.,  

                                                                        ФИО1,  

при ведении протокола судебного заседания с использование средств аудиозаписи до перерыва  секретарем судебного заседания Полевый В.Н., после перерыва секретарем судебного заседания Волковой Т.А. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РБиК» (№07АП-4362/2022) на решение от 07.04.2022 Арбитражного суда Томской области по делу № А67-11303/2021 (судья Идрисова С.З.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РБиК» (634050, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту инвестиций Томской области (634050, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным требования о предоставлении документов, изложенного в письме от 15.12.2021 № 20-03-0510, о признании незаконными действий по проведению выездной проверки.

В судебном заседании до перерыва приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «РБиК»: ФИО2 по доверенности от 15.09.2021 (на 1 год), Пуль Е.В. по доверенности от 15.03.2022 (на 1 год).

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «РБиК» (далее - ООО «РБиК») обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту инвестиций Томской области (далее – Департамент) о признании незаконным требования о предоставлении документов, изложенного в письме от 15.12.2021 № 20-03-0510, о признании незаконными действий по проведению выездной проверки.

Решением от 07.04.2022 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права,  просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

  Департамент возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.

В судебном заседании апелляционной инстанции представители общества поддержали  доводы апелляционной жалобы.

Департамент, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направил.

Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.

   В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 час. 20 мин. 04.07.2022.

  В связи с проведением правоохранительными органами в здании апелляционного суда проверочных мероприятий по сообщению о минировании здания, учитывая, что дело не относится к числу споров безотлагательного характера, судом апелляционной инстанции в порядке статей 113, 118 АПК РФ изменены дата и время судебного разбирательства на 05.07.2022 на 11 час. 20 мин.

    В судебное заседание, продолженное 05.07.2022, участвующие в деле лица не явились. От Департамента представлены дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва,   проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, между обществом и Департаментом заключено соглашение о предоставлении субсидий от 22.12.2020 №3 на возмещение части затрат в связи с реализацией инвестиционного проекта «Внедрение современных технологий в городских пассажирских перевозках».

Согласно уведомлению Департамента от 15.12.2021 №20-03-0510 в соответствии с планом проведения обязательных проверок соблюдения субъектами инвестиционной деятельности условий, целей и порядка предоставления субсидий на 2021 год, утвержденным распоряжением Департамента инвестиций Томской области от 14.12.2020 №41-р, в отношении общества на 17.12.2021 назначена обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии от 22.12.2020 №3.

Проверка проводится по месту реализации заявителем инвестиционного проекта «Внедрение современных технологий в городских пассажирских перевозках» - <...>.

К дате проверки обществу необходимо подготовить копии следующих документов (по состоянию на 01.10.2021):

 - карточки счетов бухгалтерского учета 70 «Заработная плата», 68 «Налоги» (в разрезе субсчетов), 69 «Внебюджетные фонды» (в разрезе субсчетов),

- штатное расписание, оборотно-сальдовые ведомости, расчеты среднемесячной заработной платы и среднесписочной численности работников организации.

Не согласившись с проведением проверки и истребованными документами, заявитель обратился в суд с заявленными требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что проведение проверки и запрос у общества документов для ее проведения обусловлены полномочиями Департамента на осуществление контроля за соблюдением получателем субсидии условий, цели и порядка предоставления субсидии, которые определены нормами действующего законодательства и условиями соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между заявителем и Департаментом.

Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с названным Кодексом.

Законом Томской области от 18.03.2003 №29-03 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Томской области» (далее – Закон №29-03) установлены формы и порядок поддержки инвесторов со стороны органов государственной власти Томской области, а также дополнительные гарантии осуществления инвестиционной деятельности на территории Томской области.

Согласно пункту 2.5 части 2 статьи 2 Закона №29-03 государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности со стороны органов государственной власти Томской области осуществляется, в том числе в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: положения об осуществлении в отношении получателей субсидий и лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, проверок главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, соблюдения ими порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов их предоставления, а также проверок органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 настоящего Кодекса (статья 78 БК РФ).

Пунктом 9 Положения о Департаменте инвестиций Томской области, утвержденного постановлением губернатора Томской области от 27.12.2012 №190, предусмотрено, что для реализации целей и задач, указанных в положении, орган контролирует реализацию инвестиционных проектов и выполнение инвестиционных соглашений субъектами инвестиционной деятельности с целью решения вопроса о возможности продолжения их государственной поддержки, в том числе, являясь главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий субъектами инвестиционной деятельности в случаях и порядке, предусмотренных бюджетным законодательством.

Постановлением администрации Томской области от 02.06.2020 №260а утвержден Порядок предоставления субсидий в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов (далее – Порядок предоставления субсидии).

Получатели субсидий представляют ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в департамент инвестиций Томской области отчеты о достижении результата предоставления субсидии, показателя, указанного в пункте 31 настоящего Порядка, по форме, определенной типовой формой Соглашения, установленной Департаментом финансов Томской области (пункт 33 Порядка предоставления субсидии).

Отчеты о достижении результата предоставления субсидии, показателя представляются по состоянию на первое января, первое апреля, первое июля, первое октября текущего финансового года в течение периода, на который определены показатели (пункт 34 Порядка предоставления субсидии).

Департамент инвестиций Томской области и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательные проверки соблюдения условий, цели и порядка предоставления субсидий получателями субсидий (пункт 36 Порядка предоставления субсидии).

Пункт 36 Порядка предоставления субсидии соответствует подпункту «а» пункта 7 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1492 (далее - Общие требования), согласно которому требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включает: требование о проверке главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий.

В соответствии с пунктом 52 Положения о предоставлении субсидий в целях возмещения части затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в рамках реализации инвестиционных проектов, утвержденным постановлением администрации Томской области от 22.02.2008 N 27а, установление факта недостижения субъектом инвестиционной деятельности (инвестором) показателей результативности реализации проекта, определенных в Соглашении, с отклонением от планового значения показателей результативности реализации проекта в меньшую сторону более 10 процентов осуществляется посредством проведения Департаментом инвестиций Томской области проверки отчетов о достижении указанных показателей результативности, представляемых субъектами инвестиционной деятельности (инвесторами) в порядке, установленном разделом 3 настоящего Положения.

Пунктом 5.2 соглашения о предоставлении субсидии от 22.12.2020 №3 (далее - соглашение) определено, что главный распорядитель средств областного бюджета вправе запрашивать у получателя документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением условий предоставления субсидий.

Согласно пункту 5.1.4 соглашения главный распорядитель средств областного бюджета обязан осуществлять контроль за соблюдением получателем субсидии условий, цели и порядка предоставления субсидии.

Полномочие Департамента на проведение проверки условий, цели и порядка предоставления субсидии предусмотрено законодательством и является одним из неотъемлемых условий соглашения.

Действующим законодательством запрета или ограничения к форме проведения проверки условий, цели и порядка предоставления субсидии не установлено.

Предоставление ООО «РБиК» государственной поддержки в связи с реализацией инвестиционного проекта «Внедрение современных технологий в городских пассажирских перевозках» подтверждено изданием распоряжения губернатора Томской области от 26.03.2020 № 71-р «О государственной поддержке инвестиционного проекта», согласно п.1 которого решение о государственной поддержке инвестиционного проекта, реализуемого ООО «РБиК», принято в соответствии с решением Координационного совета по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий (далее - Координационный совет) (протокол от 10.12.2019 № 183).

Координационный совет рассматривает вопрос о предоставлении или об отказе в предоставлении субъектам инвестиционной деятельности (инвесторам) государственной поддержки с учетом положений распоряжения губернатора Томской области от 04.06.2007 № 294-р «Об утверждении Порядка проведения экспертизы и методики оценки эффективности инвестиционных проектов» (далее – Порядок проведения экспертиз). В соответствии с пунктом 8 Порядка проведения экспертизы ответчик проводит экспертизу инвестиционного проекта.

ООО «РБиК» с заявлением на получение государственной поддержки представлен бизнес-план инвестиционного проекта «Внедрение современных технологий в городских пассажирских перевозках» с показателями, признанными в экспертном заключении, а также решением Координационного совета соответствующими критериям бюджетной и социальной эффективности.

Поскольку бюджетная эффективность оценивается в зависимости от реализации инвестиционного проекта, рабочие места создаются в процессе реализации инвестиционного проекта, а по заработной плате инвестиционный проект предусматривает прогнозные значения, то инвестиционный проект ООО «РБиК» должен соответствовать критериям бюджетной и социальной эффективности не только на дату подачи заявления (т.е. декларативно), но и в период его реализации.

Период реализации инвестиционного проекта приходится на 2017-2024 годы. Следовательно, Департамент обязан осуществлять контроль за соблюдением ООО «РБиК» условий, целей и порядка предоставления субсидии (пункт 5.1.4 Соглашения) в течение всего периода реализации инвестиционного проекта - до конца 2024 года.

В целях оценки бюджетной и социальной эффективности реализации проекта ООО «РБиК» к дате проведения проверки ответчиком запрошены копии следующих документов (по состоянию на 01.10.2021):

- карточки счетов бухгалтерского учета 70 «Заработная плата», 68 «Налоги» (в разрезе субсчетов), 69 «Внебюджетные фонды» (в разрезе субсчетов),

- штатное расписание, оборотно-сальдовые ведомости, расчеты среднемесячной заработной платы и среднесписочной численности работников организации.

В карточках счетов 70 и 69 содержатся сведения, которые необходимы для расчета совокупного фонда оплаты труда организации с учетом анализа отчислений во внебюджетные фонды, что в итоге необходимо для определения соответствия критерию социальной эффективности. В карточке счета 68 «Налоги» указываются перечисленные суммы налогов, в разрезе субсчетов - по видам налогов. Сведения необходимы для расчета бюджетной эффективности, которая рассчитывается как разница между суммой всех уплаченных налогов за период реализации проекта и суммой субсидии. В штатном расписании указывается количество штатных единиц организации. Разница между количеством штатных единиц на отчетную дату и количеством созданных рабочих мест на дату начала реализации проекта (показатель социальной эффективности). Среднесписочная численность работников организации - расчетная величина, в которой учитываются совместительство, работа на неполной ставке и движение работников за период.

Запрошенные документы в рамках проверки отчета за 9 месяцев 2021 года необходимы для мониторинга ежемесячной величины заработной платы, выплачиваемой работникам в 2021 году, а также уплаты НДФЛ и страховых взносов во внебюджетные фонды.

Оборотно-сальдовая ведомость (далее - ОСВ) — один из бухгалтерских документов, содержащий остатки на начало и на конец периода и обороты по дебету и кредиту за данный период. ОСВ составляется по счетам, по которым отражаются дебетовые и кредитовые обороты за период, начальное и конечное сальдо.

Таким образом, Департамент запросил у заявителя документы, необходимые для проведения проверки условий, цели и порядка предоставления субсидии. Без совокупности запрошенных документов осуществить проверку условий, цели и порядка предоставления субсидии, в том числе с учетом соответствия критериям бюджетной и социальной эффективности, невозможно.

Проведение проверки и запрос у общества документов для ее проведения обусловлены полномочиями Департамента на осуществление контроля за соблюдением получателем субсидии условий, цели и порядка предоставления субсидии, которые определены нормами действующего законодательства и условиями соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между заявителем и Департаментом.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.

Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.

Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.

Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 271, пунктом 1  статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.04.2022 Арбитражного суда Томской области по делу № А67- 11303/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РБиК» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.

      Председательствующий                                                                          И.И. Бородулина

      Судьи                                                                                                        С.В. Кривошеина

                                                                                                                         ФИО1