ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-8098/2022 от 26.09.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город  Томск                                                                              Дело № А03-6629/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2022 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд  в составе:

председательствующего                              Бородулиной И.И.

судей                                                              Кривошеиной С.В.,

                                                                        ФИО1

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (№07АП-8098/2022) на решение от 22.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-6629/2022 (судья Ильичева Л.Ю.) по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в увеличении срока рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки и вывоза древесины, оформленное письмом от 28.04.2022 № 24/П/5471, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО2 путём выдачи разрешения об увеличении срока рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки и вывоза древесины согласно лесной декларации от 11.06.2021 № 1 в квартале 18 выдел 17 в Горно- Колыванском лесничестве Змеиногорском участковым лесничестве сроком до 11.06.2023,

                                             У С Т А Н О В И Л:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее – ответчик, Министерство) о признании недействительным решения об отказе в увеличении срока рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки и вывоза древесины, оформленное письмом от 28.04.2022 № 24/П/5471 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.

       Решением от 22.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены.

       Министерство обратилось Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела,  просит отменить решение суда первой инстанции отказать в удовлетворении заявленных требований.

        Доводы жалобы мотивированы неправильным истолкованием судом пункта 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 №993(далее – Правила заготовки древесины); о неправомерных, построенных на предположениях при отсутствии подтверждающих доказательств, выводах суда о значительном количестве выпавших осадков в январе-феврале 2022 года, повлекших резкий подъем уровня рек в районе нахождения лесного участка и заполнение талыми водами низинных и болотистых участков и не позволивших предпринимателю осуществить порубку и заготовку леса.

       Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.

       В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, поданное в день судебного заседания  представителем Министерства ходатайство об участии в судебном заседании посредством онлайн-заседания протокольным определением суда от 26.09.2022 отклонено ввиду несвоевременной подачи и, соответственно, технической возможности.

         Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.

          Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам аукциона между предпринимателем и Министерством заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 09.11.2020 № 9/27.

          Во исполнение условий  договора арендодатель предоставил  арендатору лесной участок: площадь 7780 га, местоположение: Алтайский край. Третьяковский район, Горно-Колыванское лесничество, кадастровый номер лесного участка: 22:50:120001:1, номер учетной записи в лесном реестре: 1093-11-2020, целевое назначение лесов эксплуатационные для заготовки древесины в объемах согласно приложению № 3, сроком его действия 49 лет (пункт 6.1 договора) с даты государственной регистрации права аренды лесного участка.

       Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 04.12.2020 № 22:50:120001:1- 22/111/2020-3.

        Арендная плата составила 1 020 300 руб. в год, рассчитана исходя из ежегодно допустимого объема изъятия древесины на арендуемом лесном участке.

         Объемы использования лесов для заготовки древесины на лесном участке представлены в приложении 3 к вышеуказанному договору и составили 10 700 куб. м. в год.

          Приказом Минприроды Алтайского края от 14.05.2021 № 634 утверждено заключение государственной экспертизы подготовленного арендатором Проекта освоения лесов № 33.

          Согласно подпункту «д» пункта 3.4 договора арендатор обязан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации подавать лесную декларацию, действующую в течение 12 месяцев с момента принятия решения о ее принятии.

         Рассмотрев направленную предпринимателем лесную декларацию от 11.06.2021 №1, Министерством отказано в ее приеме как несоответствующую Порядку заполнения и подачи лесной декларации, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 № 539.

         Данный отказ оспорен предпринимателем в судебном порядке, решением от 11.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-11860/2021, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2022, признан незаконным.

          Предприниматель 08.04.2022 обратился в Министерство с заявлением о продлении срока заготовки и вывоза древесины, которое основано невозможностью использования лесного участка ввиду непринятия Министерством лесной декларации и неблагоприятными метеорологическими условиями: теплой зимой, раннего наступления теплой погоды, паводка, таяния снега, повышения влажности почвенного покрова, резкого подъема уровня рек в районе нахождения лесного участка (на участке находится  ручей  «Кипешный ключ»), заполнение низинных и болотистых участков талыми водами, возможностью осуществления заготовки древесины только в летнее и зимнее время. 

          Рассмотрев заявление, Министерство приняло решение об отказе от 28.04.2022 №24/11/5471.

         Полагая отказ незаконным, нарушающим его законные права и интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд.

         Удовлетворяя заявление предпринимателя, суд первой инстанции руководствовался статьями 16,29,29.1,75,77, 77.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Правилами заготовки древесины,198,200,201 АПК РФ и исходил из незаконности оспариваемого отказа Министерства.

          Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционная инстанция исходит из следующего.

          В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

          В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 16 ЛК РФ определено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

Согласно части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

          Использование лесов может осуществляться в виде заготовки древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ; заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины; граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (части 1, 8 статьи 29 ЛК РФ); в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 2 статьи 29.1 ЛК РФ).

В соответствии со статьей 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (пункт 1); правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 9).

Частью 4 статьей 29.1 ЛК РФ установлено, что в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

На основании статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено данным кодексом.

Таким образом, при рассмотрении споров, вытекающих из договоров аренды (субаренды) лесных участков нормы лесного законодательства, являются специальными по отношению к положениям об аренде, предусмотренных ГК РФ и ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого кодекса.

           В силу статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 указанной статьи, частью 1 статьи 74 Кодекса. Типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 кодекса.

 Лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации ежегодно.

Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 11 статьи 29 ЛК РФ).

         Согласно пункту 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 (действуют с 01.01.2021; далее - Правила
№ 993), рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.

Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.

         Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.

В качестве основания увеличения срока рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки и вывоза древесины заявителем в Министерство  представлена справка от 13.04.2022, выданная Алтайским ЦГМС - филиалом ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», из которой не представляется возможным установить вид осадков, силу ветра и температуру воздуха, указаны лишь сумма и норма осадков, а также % от нормы.

           Помимо этого, из представленной справки следует, что сумма осадков в январе 2022 года была в пределах нормы (сумма осадков -55, норма-50), а в феврале 2022 года сумма осадков была лишь только 60 % от нормы (менее нормы: сумма осадков – 27, норма - 45). Данное обстоятельство исключает невозможность выполнения лесосечных работ в январе, феврале 2022 года ввиду неблагоприятных метеорологических условий.

Срок выполнения работ, предусмотренных пунктом 11 Правил заготовки древесины, увеличивается при наличии объективных причин, препятствующих осуществлению рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины. Лицо, ходатайствующее об увеличении указанного срока, обязано не только указать на независящие от него обстоятельства, которые могли воспрепятствовать заготовке древесины, но и доказать, каким образом обстоятельства (погодные условия), на которые это лицо ссылается, воспрепятствовали осуществлению рубки, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины.

Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

           Из материалов дела не следует, каким образом неблагоприятные метеорологические условия затруднили, либо сделали невозможным проезд автотранспорта к месту выполнения лесосечных работ, повлияли на работу техники и оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки и вывоза из леса древесины.

Кроме того, предприниматель в заявлении при обращении в суд указывает на то, что использование лесного участка (рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз древесины) не представлялось возможным до 06.04.2022 ввиду отказа Министерства в приеме лесной декларации от 11.06.2021 № 1.

Таким образом, неблагоприятные метеорологические условия в период с 01.11.2021 по 31.03.2022 не являются правовым основанием для увеличения сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины на арендованном ИП ФИО2 лесном участке, так как указанные работы заявитель не мог осуществлять в отсутствие лесной декларации.

Суд апелляционной инстанции исходит также их того, что в рамках настоящего дела проверяется законность отказа Министерства, изложенного в письме от 28.04.2022 №24/П/5471, по заявлению предпринимателя, указавшего как основание для удовлетворения его заявления справку  от 13.04.2022, выданная Алтайским ЦГМС - филиалом ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», оцененную уполномоченным органом и признавшей содержащуюся в ней информацию недостаточной для увеличения срока рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины.

          Заключая договор, ИП ФИО3 как лицо, осуществляющее в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательскую деятельность на свой риск, не мог не осознавать последствий заключения договора на указанных в нем условиях, должен был предвидеть условия исполнения соответствующих обязательств и предполагать различные стратегии исполнения договора. Спорный договор заключен по результатам конкурентной процедуры, что предполагает ответственное, осмотрительное и добросовестное ознакомление предпринимателя с условиями такового, включая срок и иные обстоятельства выполнения работ.

          Установив отсутствие предусмотренной статьями 198, 200, 201 АПК РФ совокупности условий для признания оспариваемого решения Министерства, изложенного в письме от 28.04.2022 №24/П/5471, незаконным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения  заявления предпринимателя.

Решение Арбитражного суда Алтайского края по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба Министерства – удовлетворению.   

         В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой  арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

          апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края удовлетворить.

Решение от 22.07.2022  Арбитражного суда Алтайского края  по делу № А03-6629/2022  отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований   отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется  лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Председательствующий                                                           И.И. Бородулина

Судьи:                                                                                        С.В. Кривошеина

                                                                                                               ФИО1