ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
01 ноября 2019 года | Дело № А70-2904/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2019 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Веревкина А.В., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-12443/2019 ) общества с ограниченной ответственностью «РосЮграПроект» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29 июля 2019 года по делу № А70-2904/2019, по иску государственного казенного учреждения Тюменской области «Управление капитального строительства» (ОГРН 1087232002252, ИНН 7202180535) к обществу с ограниченной ответственностью «РосЮграПроект» (ОГРН 1088603010814, ИНН 8603159490) о взыскании неустойки,
установил:
государственное казенное учреждение Тюменской области «Управление капитального строительства» (далее – истец, ГКУ ТО «УКС») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РосЮграПроект» (далее – ответчик, ООО «РосЮграПроект») о взыскании неустойки в размере 261 516 рублей за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту от 28.05.208 № 10/18 ( с учетом заявления об уточнении размера исковых требований).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29 июля 2019 года по делу № А70-2904/2019 исковые требования удовлетворены частично, с ООО «РосЮграПроект» в пользу ГКУ ТО «УКС» взыскано 130 758 рублей неустойки, в доходы федерального бюджета – государственная пошлина в размере 4115 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, судом неверно определена неустойка по не стоимостному параметру: согласно пункту 3.3.14 контракта заявитель обязан предоставить к определённому сроку часть работ по контракту для организации государственной экспертизы , которая, в свою очередь, не выделена в этап и не выражена в стоимостном выражении. Ответчик указывает, что несвоевременное предоставление документов задерживает конечный результат, следовательно имеет место к двойное начисление неустойки за одно нарушение. При начислении неустойки не учтено, что Акт приемки выполненных работ № 1 подписан заказчиком 14.03.2019, а накладная по передаче сметной документации от 21.03.2019. Необоснованно не принято во внимание, что технические условия на радиофикацию, спутниковое телевидение, сети интернет, диспетчеризацию, испрашиваемые у ответчика, не относятся к техническим условиям, и должны быть предоставлены заказчиком. Также ответчик отмечает, что 13.06.2018 ООО «РосЮграПроект» приостановило работы обоснованно.
От ГКУ ТО «УКС» поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ГКУ ТО «УКС».
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ГКУ ТО «УКС» (заказчик) и ООО «РосЮграПроект» (подрядчик) по результатам проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), заключен государственный контракт от 28 мая 2018 года № 10/18 (далее – контракт) на выполнение проектных и изыскательских работ.
По условиям контракта подрядчик обязался выполнить изыскательские работы и разработать проектную документацию по объекту: «Строительство школы на 360 учебных мест в д. Казарово в г. Тюмень».
Срок выполнения работ: 190 дней с даты заключения контракта (пункт 2.1). Цена контракта составляет 3420000 рублей, без НДС (пункт 4.1).
В соответствии с пунктами 3.1.1., 3.1.2., 3.1.6., 3.1.7. договора, заказчик обязан:
Передать подрядчику информацию и документы, необходимые для выполнения изыскательских работ и разработки документации (исходные данные) в течение 5 дней с момента заключения настоящего контракта.
В течение 50 дней после предоставления подрядчиком заказчику расчетных нагрузок на инженерное обеспечение предоставить подрядчику технические условия от организации коммунальной инфраструктуры (при необходимости).
В течение 30 дней с момента получения от подрядчика проектной документации и документа, содержащего результаты инженерных изысканий, в порядке, предусмотренном пунктом 33.14 контракта, рассмотреть предоставленные документы и при отсутствии замечаний направить указанные документы на экспертизу. При наличии замечаний к представленым документам направить в указанный выше срок подрядчику перечень замечаний с указанием сроков их устранения.
В течение 3 дней с момента получения положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий уведомить подрядчика о получении указанного заключения экспертизы.
Согласно пунктам 3.3.3., 3.3.4., 3.3.5., 3.3.7., 3.3.9., 3.3.10., 3.3.14. договора при выполнении работ подрядчик обязан:
В течение 5 дней после получения от заказчика исходных данных рассмотреть их и, при наличии замечаний, направить заказчику перечень этих замечаний в письменном виде. В случае нарушения, подрядчик не вправе ссылаться на неточности в исходных данных при несоблюдении сроков выполнения работ.
В течение 15 дней со дня заключения контракта предоставить заказчику расчетные нагрузки на инженерное обеспечение, подтвержденные расчетом.
В течение 30 дней со дня заключения контракта предоставить заказчику предварительную схему планировочной организации земельного участка с нанесением границ земельного участка в местной системе координат.
В течение 15 дней со дня заключения контракта предоставить заказчику на согласование: - карточку основных технических решений на строительные материалы, конструкции и инженерное оборудование; - поэтажные планы зданий и сооружений с приведением экспликаций помещений.
В течение 15 дней со дня заключения контракта предоставить заказчику на согласование: - решения по отделке помещений и экспликации полов; - поэтажные планы расстановки технологического оборудования и спецификацию оборудования.
Необходимые в процессе подготовки проектной документации данные по представленным техническим условиям самостоятельно уточнять в органах архитектуры, в организациях коммунального комплекса, в муниципальных образованиях с последующим согласованием заказчиком.
Выполнять согласование документации со всеми заинтересованными организациями, в том числе: - разделы проекта, выполняемые согласно техническим условиям – с соответствующими организациями коммунального комплекса; - при проектировании прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог согласовывать в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог.
Предоставить заказчику оригиналы вышеуказанных согласований документации, сформированные в отдельную книгу.
В соответствии с пунктом 5.1. контракта сдача-приемка результата работ оформляется актом сдачи - приемки выполненных работ после предоставления подрядчиком документации в соответствии с требованиями контракта и действующих нормативно-правовых актов. Результатом выполненной работы по контракту являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Работы считаются принятыми с момента подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ (пункт 5.2).
Пунктом 6.4. контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Из материалов дела следует, что акт сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ по контракту подписан между сторонами 15 марта 2019 года.
Таким образом, в соответствии с пунктом 6.4 контракта размер неустойки за нарушение срока окончания работ за период с 05.12.2018 по 15.03.2019 составляет 88350 рублей.
Согласно пункту 3.3.14 контракта для организации проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий подрядчик обязан в течение 100 дней со дня заключения контракта предоставить заказчику проектную документацию и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, на бумажном носителе в 2 экземплярах и один экземпляр на электронном носителе (графическую часть в программе Autocad и в формате PDF, сметную документацию в программе «Гранд- Смета» и в формате Excel) по накладной, оформленной в соответствии с приложением №2 (то есть до 05.09.2018).
Письмом от 23.11.2018 подрядчиком представлены заказчику разделы проектной документации на согласование по объекту государственного контракта. Из материалов дела следует, что сметная документация передана заказчику по накладной 21 марта 2019 года.
Таким образом, в соответствии с пунктом 6.4 контракта размер неустойки за нарушение подрядчиком срока по предоставлению документации для проведения экспертизы за период с 06.09.2018 по 21.03.2019 составил 173166 рублей.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (часть 2 статьи 763 ГК РФ).
Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 6 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 7 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ).
Выполнение предусмотренных контрактом обязательств с нарушением установленных им сроков подтверждается материалами дела.
По утверждению общества, в просрочке исполнения обязательств имеется вина ГКУ ТО «УКС», которая выражается в несвоевременном предоставлении исходных данных.
На основании части 9 статьи 34 Закона № 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Согласно статье 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
В силу части 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Устанавливая презумпцию вины нарушителя обязательства, Кодекс возлагает на него бремя доказывания отсутствия вины.
В обоснование своих доводов ответчик указывает, что неоднократно обращался с запросами к заказчику о необходимости предоставления исходных данных для надлежащего исполнения своих обязательств, что подтверждается имеющейся в материалах дела многочисленной перепиской.
Статьей 759 ГК РФ установлена обязанность заказчика передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации; подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
Согласно части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в случае если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу: градостроительный план земельного участка; результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий); технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, которым установлен состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов.
Пунктом 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию предусмотрено, что раздел 1 «Пояснительная записка» Проектной документации должен содержать в текстовой части реквизиты технических условий, предусмотренных частью 7 статьи 48 ГрК РФ и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования.
Согласно части 7 статьи 48 ГрК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней, в том числе по запросам правообладателей земельных участков.
Как следует из материалов дела, письмами от 29.05.2018 исх.2739/18, от 29.05.2018 № 2739/18 заказчиком были представлены подрядчику исходные данные.
В пункте 3.3.4 контракта говорено, что подрядчик обязан в течение 15 дней со дня заключения контракта предоставить заказчику расчетные нагрузки на инженерное обеспечение, подтвержденные расчетом.
В соответствии с пунктом 3.1.2 контракта заказчик обязан течение 50 дней после предоставления подрядчиком заказчику расчетных нагрузок на инженерное обеспечение предоставить подрядчику технические условия от организации коммунальной инфраструктуры (при необходимости).
Расчетные нагрузки на водопотребление и водоотведение предоставлены подрядчику письмами от 05.06.2018 №30, от 14.06.2018 №332.
Расчет тепла и топлива для заявки на технические условия на газоснабжение объекта истец направил письмом от 15.06.2018 исх. № 334.
Письмом от 10.07.218 №3536 заказчиком представлены ТУ на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения, а также ТУ на подключение к сетям газораспределения (вх. 366 от 03.08.2018).
Письмом от 03.07.2018 №364 подрядчик направил в адрес заказчика сведения о расчетных нагрузках на систему электроснабжения.
Письмами от 10.08.2018 №4177/18 и от 13.07.2018 №3623/18 заказчиком предоставлены ТУ на подключение объекта капитального строительства к электрическим сетям, к телефонной сети.
Письмом от 15.06.2018 №3089/18 заказчиком также даны разъяснения на запрос подрядчика от 13.06.2018 №322 относительно выявленных разночтений в исходных данных для проектирования объекта, полученных подрядчиком 29.05.2018
Условия подключения объекта к централизованной системе водоснабжения и водоотведения выданы заказчику ООО «Тюмениь Водоканал» письмом от 04.09.2018, направлены подрядчику письмом от 12.09.2018 исх. № 4771/18.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, срок предоставления заказчиком ТУ не нарушен.
Судом первой инстанции мотивированно отклонены доводы ответчика о том, что технические условия на радиофикацию, спутниковое телевидение, сети интернет, диспетчеризацию должны быть переданы заказчиком.
Технические условия - это условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства, которые будут построены на земельном участке, к сетям инженерно- технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 24 статьи 1 ГрК РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Из положительного заключения экспертизы проектной документации не следует, что технические условия радиофикации, спутникового телевидения, сети интернет, лифт являлись необходимыми и использовались при подготовке проектной документации.
Также из нормативных документов (СП 134.13330.2012) не следует, что в состав технических условий, предоставляемых заказчиком, должны входить условия радиофикации, спутниковое телевидение, сети интернет, лифт.
Таким образом, указанные данные не относятся к техническим условиям, обязательным для предоставления заказчиком и собираются подрядчиком самостоятельно.
Учитывая, что пунктом 3.3.9 контракта предусмотрена обязанность подрядчика самостоятельно уточнять в органах архитектуры, в организациях коммунального комплекса, в муниципальных образованиях с последующим согласованием заказчиком дополнительную информацию, необходимую для выполнения работ, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по сбору исходных данных является обязанностью подрядчика в силу условий контракта.
Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок (часть 1 статьи 716 ГК РФ).
Вопреки возражениям ответчика, приостановка работ по контракту в связи с непредоставлением технических условий и расхождению информации в отношении земельного участка не обоснована, все технические условия, предусмотренные контрактом, предоставлены заказчиком подрядчику в полном объеме.
В части доводов о необоснованном начислении неустойки за нарушение срока, предусмотренного пунктом 3.3.14 контракта, суд апелляционной инстанции указывает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки)
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы
Сроки выполнения работ являются существенным условием договора подряда.
Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательством о контрактной системе не ограничено право заказчика начислять неустойку за нарушение промежуточных сроков.
По мнению суда, установленный в пункте 3.4.14 контракта срок является промежуточным применительно к статье 708 ГК РФ, следовательно, не имеется оснований считать, что неустойка начислена истцом за одно и тоже нарушение. Нарушение разных сроков исполнения обязательства не является одним нарушением. Поэтому не имеет значение то, что нарушение конечного срока повлекло нарушение промежуточного срока.
В данном случае начисление неустойки за один и тот же период дважды ответчику не происходит, поскольку подрядчик нарушил срок окончания выполнения работ, а также срок представления исполнительной документации заказчику.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела полно и всесторонне рассмотрел все доказательства, представленные в деле, дал им соответствующую оценку, что и отразил в мотивировочной части обжалуемого судебного акта.
Отказ в удовлетворении иска в полном объеме не является предметом апелляционного обжалования (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ. В удовлетворении жалобы следует отказать.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 29 июля 2019 года по делу № А70-2904/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно- Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий | Л.И. Еникеева | |
Судьи | А.В. Веревкин Е.Б. Краецкая |