ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-74748/2020-ГК от 27.01.2021 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-74748/2020-ГК

г. Москва Дело № А40-193705/20

29 января 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2021 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Е.А. Птанской,

судей В.Р. Валиева, Д.В. Пирожкова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 ноября 2020 года

по делу № А40-193705/20, принятое судьей Лежневой О.Ю.,

по иску Публичного акционерного общества «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер»

(ОГРН: <***>; юр. адрес: 125047, <...>)

к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»

(ОГРН: <***>; юр. адрес: 107174, <...>)

о взыскании 1 699 473 рублей 94 копеек

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: извещен, представитель не явился

от ответчика: извещен, представитель не явился

У С Т А Н О В И Л:

Публичное акционерное общество «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер» (далее – ПАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер», истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», ответчик) о взыскании 1 699 473 рублей 94 копеек.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.11.2020г. исковые требования удовлетворены в заявленном объёме.

Ответчик не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения настоящего спора.

Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.

В заседание суда апелляционной инстанции 27.01.2021г. стороны своих представителей не направили. От истца в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против её удовлетворения.

Повторно рассмотрев дело в отсутствие представителей сторон по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2020г. на основании следующего.

Как установлено судом апелляционной инстанции, между ПАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «РЖД» заключен Договор на организацию расчетов от 27.12.2007 № 120-жд, который действует в редакции Дополнительных соглашений от 05.03.2015 № 15, от 26.04.2019, № 16, от 27.09.2019 №17 к указанному договору (Договор на организацию расчетов).

Договор на организацию расчетов (согласно п. 1.1 в редакции Дополнительного соглашения от 26.04.2019 г. №16) регулирует, в том числе взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой Клиентом провозных платежей, сборов, неустоек, иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей за транспортные услуги по экспортным, импортным, транзитным внутригосударственным перевозкам грузов и/или порожних вагонов в междугородном сообщении с участием железнодорожного транспорта, в прямом и непрямом смешанном, в международном железнодорожно-паромном и внутригосударственном железнодорожно-паромном сообщениях (далее –Платежи).

По Договору на организацию расчетов Клиент имеет право осуществлять Платежи за третьих лиц, не являющихся сторонами Договора на организацию расчетов, то есть выступать в качестве плательщика (абзац второй пункта 1.1 Договора на организацию расчетов в редакции Дополнительного соглашения от 26.04.2019 № 16).

Согласно пункту 1.2 Договора на организацию расчетов в редакции Дополнительного соглашения от 26.04.2019 г. №16 Клиенту присвоен код плательщика 4000000123 и открыт лицевой счет (далее - ЛС).

Согласно пункту 1.3 Договора на организацию расчетов в редакции Дополнительного соглашения от 26.04.2019 №16 основанием для проведения расчетов с Клиентом и взыскания ОАО «РЖД» с Клиента Платежей является указание в перевозочных и/или иных документах кода плательщика и наименования Клиента.

По Договору на организацию расчетов между Клиентом и Перевозчиком не урегулированы разногласия в расчетах за январь 2020 года на сумму 1 699 473 рублей 94 копейки (НДС 0%) согласно расчету (т. 1, л.д. 12-17) за перевозку контейнеров в составе международного контейнерного поезда, сформированного на станции Питняк Узбекской железной дороги (УТИ) назначением на станцию Находка-Восточная (эксп.) Дальневосточной железной дороги (РЖД) по отправкам, включенным в перечни первичных документов к акту оказанных услуг № 4000000123/2020013 от 15.01.2020 по Договору на организацию расчетов.

Разногласия возникли вследствие начисления Перевозчиком и списания с ЛС.

Истца провозных платежей за перевозку контейнеров в составе контейнерных поездов, рассчитанных в АС ЭТРАН на станции назначения Находка-Восточная (эксп.) Дальневосточной железной дороги (РЖД), без применения тарифной отметки «Контейнерный поезд» и без учета понижающего коэффициента 0,45, предусмотренного пунктом 1.3 Раздела 2 Приложения 3 Тарифной политики (ТП) железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) на перевозки грузов в международном сообщении на 2020 фрахтовый год (далее также - ТП СНГ на 2020 г.).

В соответствии со статьей 1 заключенного 17.02.1993г. Тарифного соглашения железнодорожных администраций (железных дорог) государств участников Содружества Независимых Государств, участницами которого являются, в том числе Республика Узбекистан, Республика Казахстан и Российская Федерация, при перевозках грузов в прямом и смешанном международных сообщениях применяется Тарифная политика железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении (в дальнейшем -Тарифная политика), которая разрабатывается в свободно конвертируемой валюте на основе единых принципов, устанавливает максимальный уровень ставок на фрахтовый год для каждой железнодорожной администрации и ежегодно принимается Тарифной конференцией.

Согласно пл. 1, 1.3 Раздела 2 Приложения 3 ТП СНГ на 2020 г. при перевозке грузов из/в государств, железнодорожные администрации (Железные дороги) которых являются участницами Тарифного Соглашения, в/из третьи страны, а также между станциями железнодорожных администраций (Железных дорог) - участниц Тарифного Соглашения в среднетоннажном и крупнотоннажном контейнерах к ставкам, рассчитанным в соответствии с пунктом 3.4 настоящей Тарифной политики, дополнительно применяется по РЖД при перевозке приватного груженого и возврат порожнего крупнотоннажного контейнера на приватной (не принадлежащей перевозчику) специализированной платформе, предназначенной для перевозки крупнотоннажного контейнера, в составе контейнерных поездов (длиной не менее чем из 57, но не более чем из 71 условного вагона) в сообщении с государствами Азии, не имеющими выхода к открытым морям, свыше 6405 км, - коэффициент 0,45.

В Перечне международных контейнерных поездов на 2019/2020 (приложение № 36 к Протоколу семьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества) предусмотрено курсирование в международном сообщении контейнерных поездов №№ 1229/1230 Россия-Казахстан-Узбекистан (с указанием станций отправления и назначения), длиной 57 усл. Вагонов.

Согласно п. 4.3 Плана формирования грузовых поездов (ПФГП) на 2019/2020 год (Часть 1) (Приложение № 39 к Протоколу 71 заседания Совета по железнодорожному транспорту СНГ) Контейнерный поезд (далее также -КП) - поезд установленной длины, номера и маршрута следования, сформированный из вагонов с крупнотоннажными контейнерами одним или несколькими грузоотправителями на одной станции формирования в адрес одного или нескольких грузополучателей на одну станцию расформирования без переработки в пути следования, предусмотренный в Перечне международных контейнерных поездов.

Специализированные поезда, к которым относятся контейнерные поезда, формируются и пропускаются на всем пути следования установленной нормой веса и (или) длины поезда для каждого назначения (п. 4.2 ПФГП на 2019/2020 год). Сдача специализированных поездов соседней железнодорожной администрацией по межгосударственному стыковому пункту (МГСП) сдачи составом, принятым по МГСП приема (4.11 ПФГП на 2019/2020 год).

В силу п.п. 7.1, 7.1.1. ПФГП на 2019/2020 год к нарушениям порядка формирования поездов относится включение в маршруты вагонов назначением на другие станции.

В декабре 2019 года в соответствии с Перечнем международных контейнерных поездов на 2019/2020 г., согласованным железнодорожными администрациями СНГ, с территории Узбекистана транзитом через Казахстан в Россию согласно перевозочным документам был сформирован и отправлен 26.12.2019 г. контейнерный поезд № 1229 индексом 7387-031-9861 с установленной длиной - 57 условных вагонов (31 физический вагон) - по маршруту Питняк - Находка-Восточная (эксп.), что подтверждается натурным листом станции Питняк.

КП передан на территорию России в том же составе (31 вагон) и с той же условной длиной (57 усл.), но за № 3104 и индексом поезда 7322-034-9861, что подтверждается натурным листом станции Локоть.

При этом внесенные в перевозочные документы на контейнеры, следовавшие в составе КП, исправления (зачеркивание штемпельной отметки «Контейнерный поезд») не заверены установленным в п. 7.4 Приложения 1 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) порядком, соответственно, не должны приниматься в расчет и являться основанием для изменения РЖД договоров перевозки.

При следовании по территории России РЖД не обеспечило пропуск КП без включения в него других вагонов в пути следования, что является нарушением установленного ПФГП порядка пропуска международных КП (п. 7.1.2).

Так, по станции Инская ЗСБ в состав КП было включено 4 вагона, а по станции Хабаровск 2 к КП прицеплено еще 8 вагонов. В результате КП прибыл на станцию назначения под номером 2116 индексом 9700-236-9859 длиной 43 физических вагона (71 усл.), что подтверждается натурным листом станции Находка-Восточная.

Таким образом, произведенное перевозчиками изменение номера контейнерного поезда привело к включению в него других вагонов в пути следования, что является нарушением установленного ПФГП порядка пропуска международных контейнерных поездов, а также к необоснованному расчету провозной платы по РЖД.

Согласно параграфам 1, 5 статьи 14 СМГС перевозчик обязуется за плату перевезти вверенный ему отправителем груз до станции назначения по маршруту, согласованному отправителем и договорным перевозчиком. Каждый последующий перевозчик, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства.

Международным законодательством не предусматривается изменение перевозчиком договора перевозки в одностороннем порядке.

Истец направил в адрес ответчика письмо от 04.02.2020 № 128/ТК о корректировке провозных платежей на 1 699 473 рубля 94 копейки (НДС 0%), на которое ртветчик ответил письмом от 03.04.2020 № 8106/ЦФТО с приложением писем Западно-Сибирского ТЦФТО от 10.03.2020 № исх-3328/З-С ТЦФТО и заместителя ДС Находка-Восточная от 17.03.2020 № исх-430, из которых следовало, что работниками РЖД исправления в перевозочные документы не вносились.

Согласно письму ОАО «РЖД» от 21.01.2018 № Исх-1628/ЦФТО ПАО «ТрансКонтейнер» проинформировано о переходе на безбумажную технологию в переписке с ОАО «РЖД».

Согласно п. 9.1 Договора на организацию расчетов (в редакции Дополнительного соглашения от 26.04.2019 № 16) ПАО «ТрансКонтейнер» направило ОАО «РЖД» претензию от 15.05.2020 № ИСХ-1214/ЦКП о корректировке провозных платежей за перевозку контейнеров в составе международного контейнерного поезда по маршруту Питняк - Находка-Восточная (эксп) от 22.12.2019 и возврате на ЛС истца денежных средств в сумме 1 699 473 рублей 94 копеек (далее - Претензия). В связи с переходом ОАО «РЖД» на электронный документооборот претензия направлена ответчику посредством единой автоматизированной системы документооборота (ЕАСД) 15.05.2020 за № ИСХ-602/ТК.

Ответ на Претензию истца поступил 03.07.2020 от Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (письмо от 09.06.2020 № исх-8012/ЗС ТЦФТО). Ответчик отклонил требования истца на основании того, что с территории Республики Казахстан на территорию Российской Федерации вагоны, следовавшие в составе КП переданы в составе грузового поезда № 3104 (индекс поезда 7322-034-9861) и направлены на станцию назначения в составе грузового поезда № 2116 (индекс поезда 9700-236-9859); в перевозочных документах, принятых от Казахстанской железной дороги, штемпельная отметка «Контейнерный поезд» была зачеркнута.

Таким образом, допущенные перевозчиками нарушения Плана формирования грузовых поездов, выразившиеся в неправомерном изменении номера и индекса международного контейнерного поезда, а также в пополнение вагонами контейнерного поезда, явились причиной того, что провозная плата за перевозку контейнеров по РЖД, следующих в составе сформированного при отправлении со станции Питняк контейнерного поезда, взыскана с Плательщика на станции назначения (Находка-Восточная (эксп.) Дальневосточной железной дороги) без применения тарифной отметки «Контейнерный поезд» и без учета понижающего коэффициента 0,45, предусмотренного Разделом 2 Приложения 3 ТП СНГ на 2019 год.

Следовательно, действия ответчика привели к неосновательному обогащению в виде взысканной РЖД провозной платы с превышением стоимости спорных перевозок в составе контейнерного поезда в размере 1 699 473 рублей 94 копеек (НДС 0%).

Согласно п. 1. ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Эти правила применяются и в отношении требований одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (п. 3 ст. 1103 ГК РФ).

Исходя из смысла указанной нормы, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факту приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединения к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.

Суд первой инстанции, учитывая, что ответчик не представил доказательств возврата денежных средств истцу, суд считает, что требования истца о взыскании денежных средств в размере 1 699 473 рублей 94 копеек предъявлены правомерно и подлежат удовлетворению, а сумма денежных средств в размере 1 699 473 рублей 94 копеек принудительному взысканию с ответчика, поскольку от него не поступили в суд доказательства устранения нарушения прав истца.

В решении правильно указано, что РЖД, как последующий перевозчик, принявший для дальнейшей перевозки груз, следовавший с нарушением установленного Планом формирования грузовых поездов (ПФГП) порядка, должно принимать меры по выявлению нарушений порядка пропуска поездов и организовать рассмотрение с причастными железнодорожными администрациями факта нарушения плана формирования.

Понятия «регулирующий перевозчик», к которому предъявлена претензия, и «ответственный перевозчик», которого устанавливает по результатам совместного рассмотрения с другими перевозчиками, регулирующий перевозчик, а также порядок рассмотрения предъявленных к перевозчикам по СМГС требований, определены в п. п. 9.1.1., 9.1.5 и 9.1.6, п. 9.4 Служебной инструкции к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СИ к СМГС).

Ответчиком не предоставлены арбитражному суду доказательства проведенного им совместного рассмотрения с другими перевозчиками предъявленных истцом требований о возврате перебора провозных платежей за перевозку контейнеров по РЖД в составе сформированного и отправленного со станции Питняк Узбекской железной дороги на станцию Находка-Восточная (эксп.) Дальневосточной железной дороги международного контейнерного поезда.

ПАО «ТрансКонтейнер» считает, что ответчик, заявляя о том, что судом не исследовался вопрос о том, какой из железных дорог были внесены изменения в перевозочные документы, пытается тем самым обосновать неисполнение своих обязанностей, возложенных на него СМГС.

Таким образом, арбитражным судом установлено и подтверждается предоставленными в дело доказательствами, что допущенные перевозчиками нарушения Плана формирования грузовых поездов, выразившиеся в неправомерном изменении номера и индекса международного контейнерного поезда, а также в пополнении вагонами контейнерного поезда, явились причиной того, что провозная плата за перевозку контейнеров по РЖД, следующих в составе сформированного при отправлении со станции Питняк контейнерного поезда, взыскана с Плательщика на станции назначения (Находка-Восточная (эксп.) Дальневосточной железной дороги) без применения тарифной отметки «Контейнерный поезд» и без учета понижающего коэффициента 0,45, предусмотренного Разделом 2 Приложения 3 ТП СНГ на 2019 год.

В Перечне международных контейнерных поездов на 2019/2020 годы (приложение № 36 к Протоколу семьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества) предусмотрено курсирование в международном сообщении контейнерных поездов №№ 1229/1230 Россия-Казахстан-Узбекистан (с указанием соответствующих станций отправления и назначения), длиной 57 условных вагонов.

В соответствии с Перечнем международных контейнерных поездов на 2019/2020 с территории Узбекистана транзитом через Казахстан в Россию согласно перевозочным документам был сформирован и отправлен 26.12.2019 контейнерный поезд № 1229 индексом 7387-031-9861 с установленной длиной - 57 условных вагонов (31 физический вагон) - по маршруту Питняк – Находка-Восточная (эксп.). В перевозочные документы на контейнеры, следовавшие в составе КП, при отправлении внесены штемпельные отметки «Контейнерный поезд».

Следовательно, сформированный и отправленный по маршруту Питняк – Находка-Восточная (эксп.) международный контейнерный поезд должен был пропускаться на всем пути следования без включения в него других вагонов, однако, перевозчики не обеспечили надлежащее проследование международного контейнерного поезда, допустив нарушение установленного ПФГП порядка пропуска международных КП (п. 7.1.2 ПФГП).

Арбитражным судом в Решении сделан правильный вывод, что международным законодательством не предусматривается изменение перевозчиком договора перевозки в одностороннем порядке.

Согласно параграфам 1, 5 статьи 14 СМГС перевозчик обязуется за плату перевезти вверенный ему отправителем груз до станции назначения по маршруту, согласованному отправителем и договорным перевозчиком. Каждый последующий перевозчик, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2020 года по делу
№ А40-193705/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: Е.А. Птанская

Судьи: В.Р. Валиев

Д.В. Пирожков

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.