ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
11 августа 2022 года | Дело № А56-104433/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Зайцевой Е.К., Пивцаева Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Прохоровой А.Ю.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованных лиц: 1) ФИО1 – по доверенности от 10.01.2022;
2) Кубанских И.Ю. – по доверенности от 16.09.2021;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регист АП-13784/2022 ) Общества с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Авеллиус» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2022 по делу № А56-104433/2021 (судья Бойкова Е.Е.),
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Авеллиус» (адрес: 195269, <...>, ОГРН: <***>);
заинтересованные лица: 1) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу (адрес: 191124, <...>, лит. «О», ОГРН: <***>); 2) Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (адрес: 191180, <...>, ОГРН: <***>);
третье лицо: государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Юридическая фирма «Авеллиус» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило:
– признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу (далее – Инспекция, регистрирующий орган) от 03.08.2021 № 149282А об отказе в государственной регистрации;
– обязать Инспекцию зарегистрировать произведенные Обществом изменения (о ликвидации), сведения о которых предоставлены в регистрирующий орган 27.07.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее – Отделение ПФР).
Решением суда от 23.03.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 23.03.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ее податель указал, что обязанность Общества как работодателя предоставлять сведения в органы пенсионного фонда отсутствовала, поскольку с 28.07.2020 трудовые отношения с ликвидатором были прекращены.
В апелляционный суд поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых Инспекция и Отделение ПФР просили решение суда от 23.03.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по основаниям, изложенным в отзывах.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 10.09.2015 за основным государственным регистрационным номером <***>.
Участниками Общества на общем собрании, состоявшемся 29.07.2020, принято решение о ликвидации Общества, ликвидатором назначена ФИО2
27.07.2021 Обществом представлен в регистрирующий орган пакет документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, включая заявление на ликвидацию по форме № Р15016, протокол об утверждении ликвидационного баланса и ликвидационный баланс.
По результатам рассмотрения представленных документов Инспекций принято решение от 03.08.2021 № 149282А об отказе в государственной регистрации ликвидации Общества на основании подпункта «г» пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно в связи с наличием сведений о невыполнении требований о предоставлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 15.10.2021 № 16-19/61443 жалоба Общества на решение Инспекции от 03.07.1011 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением Инспекции, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции в удовлетворении требований Общества отказал.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).
Перечень документов, которые должны быть представлены для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, определен статьей 21 Закона № 129-ФЗ.
Согласно подпункту «г» пункта 1 данной статьи в состав таких документов входит, в том числе документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу указанных норм права Общество обязано представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения:
– об открытии застрахованным лицом индивидуального лицевого счета с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов). В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата рождения; место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, гражданство;
– о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), указывая страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу, дату увольнения, периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
– реестры застрахованных лиц, формируемые отдельно в отношении сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и в отношении сумм взносов работодателя, где указываются общая сумма перечисляемых средств, включающая в себя сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (сумму всех уплачиваемых взносов работодателя); номер платежного поручения и дата его исполнения; страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица; фамилию, имя и отчество каждого застрахованного лица; сумму перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию каждого застрахованного лица (сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица); период уплаты.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные данным пунктом. Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, страхователь представляет в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при которых допускается отказ в государственной регистрации. К таким основаниям, в частности, относится наличие в регистрирующем органе сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «г» пункта 1 статьи 21 указанного Закона (подпункт «з» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует и судом первой инстанции верно установлено, что Обществом при подаче заявления в Инспекцию в числе документов, представленных на государственную регистрацию ликвидации Общества, не было представлено документа, предусмотренного «г» пункта 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ, что также подтверждается ответом Отделения ПФР от 22.10.2021 № 4274/90501, согласно которому Обществом не были выполнены требования подпункта «г» пункта 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ.
Доказательства представления Обществом необходимого перечня сведений (документов) в регистрирующий орган заявителем в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Обязанность страхователя - юридического лица представлять при ликвидации либо реорганизации в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него застрахованных лицах, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Закона № 27-ФЗ, предусмотрена пунктом 1 статьи 9 указанного закона.
Пункт 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ также предусматривает представление перечисленных в нем сведений страхователем о каждом работающем у него застрахованном лице один раз в год, но не позднее 11 марта.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» обязанность по формированию реестра застрахованных лиц, содержащего необходимые сведения, одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии возложена на работодателя.
При таких обстоятельствах, Инспекция, исходя из находящихся в ее распоряжении документов, обоснованно посчитала, что имеется предусмотренное подпунктом «з» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ основание для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица, а судом первой инстанции правомерно сделан вывод об отсутствии со стороны Инспекции нарушений пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.
Довод подателя жалобы о том, что основания для направления сведений в Пенсионный фонд отсутствовали со ссылкой на то, что 28.07.2020 все трудовые отношения с работниками Общества были прекращены, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку протоколом общего собрания участников Общества от 29.07.2020 № 3 ФИО2 только назначена на должность ликвидатора Общества.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку с 29.07.2020 в силу статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации к ликвидатору перешли полномочия по управлению делами юридического лица и право выступать от его имени без доверенности, применительно к статьям 15, 16, 273 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении ликвидатора Общества, являющегося застрахованным лицом, Общество обязано было представлять соответствующие сведения в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ссылки Общества на то, что ответ Отделением ПФР был предоставлен уже после принятия решения от 03.08.2021 об отказе в регистрации ликвидации юридического лица, также подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку соответствующий запрос был направлен Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу в ходе рассмотрения жалобы Общества на решение Инспекции от 03.08.2021, в связи с чем каких-либо противоречий в означенной части апелляционной коллегией также не выявлено.
С учетом приведенного вопреки позиции подателя жалобы суд первой инстанции, придя к верному выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа соответствует действующему законодательству, в связи с чем не нарушает права и законные интересы Общества, обоснованно и правомерно отказал в удовлетворении требований последнего в полном объеме.
На основании изложенного, суд первой инстанции при вынесении решения оценил представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, нормы материального права судом не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, при вынесении решения от 23.03.2022 судом первой инстанции также не допущено, а потому у апелляционного суда не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2022 по делу № А56-104433/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | С. А. Нестеров | |
Судьи | Е. К. Зайцева Е. И. Пивцаев |