ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-24786/2023 от 20.09.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

1343/2023-148562(2)



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г. 

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер  13АП-24786/2023) общества с ограниченной ответственностью «Актив» на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от  05.07.2023 по делу № А56-122474/2022, принятое в порядке упрощенного  производства 

 по иску Некоммерческой организации «Фонд-региональный оператор капитального  ремонта общего имущества в многоквартирных домах» 

к обществу с ограниченной ответственностью «Актив»
о взыскании

установил:

Некоммерческой организации «Фонд-региональный оператор капитального  ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее - НО «ФКР МКД  СПБ», Фонд, Региональный оператор) обратилось с иском к обществу с  ограниченной ответственностью «Актив» (далее - ООО «Актив», Общество) о  взыскании 55 069 руб. 70 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный  ремонт общего имущества МКД расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр.  Невский, д. 130, литер А, пом. 17-Н за период с 01.11.2014 по 31.07.2022. 

В соответствии со статьями 227 - 229 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по  имеющимся в деле доказательствам. 

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области в  виде резолютивной части от 03.02.2023 иск удовлетворен в полном объеме. 

В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой  инстанции норм материального и процессуального права, просит решение  отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых  требований. 

В обоснование заявленной позиции указано на то, что ранее был отменен  судебный приказ (А56-88434/2020) между теми же сторонами и тому же предмету.  Кроме того, ответчик обращает внимание на ненадлежащее извещение судом  первой инстанции о рассмотрении настоящего спора, а также на неполучение копии  искового заявления от НО «ФКР МКД СПБ». 

От Фонда поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в ее  удовлетворении отказать. 

Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, и ознакомившись с  письменными позициями сторон, апелляционный суд установил следующее. 


Некоммерческая организация «Фонд - региональный оператор капитального  ремонта общего имущества в многоквартирных домах» создана Правительством  Санкт-Петербурга на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от  10.10.2013 N 765 «О создании некоммерческой организации «Фонд - региональный  оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» во  исполнение норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в  многоквартирных домах в Санкт-Петербурге». 

В соответствии с пунктом 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской  Федерации одной из функций регионального оператора является аккумулирование  взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в  многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта  формируются на счете регионального оператора. 

В соответствии с пунктом 165 распоряжения Администрации Центрального  района Санкт-Петербурга от 14.10.2014 № 2164-р, фонд капитального ремонта  многоквартирного дома, расположенного по адресу: Невский пр., д.130 литера А  формируется на счете истца. 

Данное распоряжение в части включения в него многоквартирного дома по  адресу: <...> литера А, - не оспорено в  судебном порядке ни Ответчиком, ни иным лицом. 

Общество является правообладателем помещения, расположенного по  адресу: <...>, литер А, пом. 17-Н. 

Поскольку ответчик в период с 01.11.2014 по 31.07.2022 не исполнял  обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в  многоквартирном доме, где расположено спорное помещение, Региональный  оператор обратился в суд с настоящим иском. 

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в  апелляционном порядке. 

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации  собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное  не предусмотрено законом или договором. 

Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме  принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в  многоквартирном доме. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан  нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также  участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме  соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем  внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.  Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в  многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом  доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме  (части 1 и 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации). 

Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации,  обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников  помещений не позднее восьми календарных месяцев начиная с месяца,  следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная  региональная программа капитального ремонта. 

Региональная программа утверждена постановлением Правительства Санкт- Петербурга № 84 от 18.02.2014 и официально опубликована 21.02.2014 на сайте  http://www.gov.spb.ru. Следовательно, обязанность по уплате взносов на 


капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирных  домах, включённых в Региональную программу при ее утверждении, с 01.11.2014. 

Таким образом, согласно положениям Жилищного кодекса Российской  Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает не на  основании заключения договора, выставления и (или) получения счета на оплату, а  на основании обладания помещением в многоквартирном доме на праве  собственности (праве оперативного управления, праве хозяйственного ведения),  включении данного дома в Региональную программу и истечения соответствующего  срока. 

Обязательство собственников по уплате взносов на капитальный ремонт и  обязательство Фонда по проведению капитального ремонта не являются  встречными по смыслу Гражданского кодекса Российской Федерации. 

Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации,  собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать  ежемесячные взносы на капитальный ремонт за исключением случаев,  перечисленных в данной норме. К перечню таких исключений не относится  невыполнение Фондом работ по капитальному ремонту. 

Возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт не  связывается с фактическим несением Фондом расходов на капитальный ремонт.  Основанием для возникновения данной обязанности является включение  соответствующего многоквартирного дома в Региональную программу. 

Как следует из пояснений истца, в настоящий момент правовые основания  для проведения работ в спорном многоквартирном доме отсутствуют. 

В соответствии с пунктом 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской  Федерации, Региональная программа подлежит актуализации не реже чем один раз  в год. Согласно Региональной программе в редакции постановления Правительства  Санкт-Петербурга от 31.07.2023 № 790, период капитального ремонта фасадов в  спорном многоквартирном доме - 2033-2035 гг. 

Согласно части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в  целях реализации Региональной программы, конкретизации сроков проведения  капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения  планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества  в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной  поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы  государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать  краткосрочные планы реализации Региональной программы. 

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона СПб № 690-120, краткосрочный план  составляется на основе Региональной программы и утверждается Правительством  Санкт-Петербурга сроком на три года с распределением по годам в пределах  указанного срока; краткосрочный план утверждается до начала первого  финансового года периода, на который формируется краткосрочный план. 

Согласно пункту 3.2.48 Положения о Жилищном комитете, утвержденного  постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 175,  утверждение краткосрочных планов реализации региональной программы относится  к полномочиям Жилищного комитета. 

Таким образом, Фонд обеспечивает проведение капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных домах на основании утвержденных  Жилищным комитетом краткосрочных планов реализации Региональной программы. 

Из изложенного следует, что неутверждение Жилищным комитетом  краткосрочных планов реализации Региональной программы для проведения работ  по капитальному ремонту в сроки, предусмотренные Региональной программы, или 


непроведение Истцом работ, включенных в утвержденные краткосрочные планы  реализации Региональной программы, может являться основанием для заявления  Ответчиком отдельных требований к соответствующим лицам, а не основанием для  освобождения Ответчика от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. 

Согласно части 4 статьи 229.5 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, судебный приказ подлежит отмене судьей, если от  должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения;  в определении суда об отмене судебного приказа указывается, что заявленное  взыскателем требование может быть предъявлено в порядке искового  производства. 

В связи с поступлением от ответчика возражений определением суда от  01.04.2021 судебный приказ отменен. 

Таким образом, определение об отмене судебного приказа выносится в  случае поступления возражений (в том числе, немотивированных) и не является  судебным актом, устанавливающим факт отсутствия задолженности и какие бы то  ни было иные факты, кроме факта поступления возражений. 

Довод Общества о ненадлежащем извещении о рассмотрении настоящего  дела отклоняется апелляционным судом. 

Нормы процессуального права судом первой инстанции не нарушены.

В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации  заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые  сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые  последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента  доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение  считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно  направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему  вручено или адресат не ознакомился с ним. 

Почтовый адрес ответчика: 195248, Санкт-Петербург, пр. Ириновский, д. 1,  лит. Ф, что не отрицается ООО «Актив». В апелляционной жалобой ответчик указал  этот же адрес. 

Копия определения о принятии искового заявления от 08.12.2022, направлена  в адрес Общества по адресу: 195248, Санкт-Петербург, пр. Ириновский, д. 1, лит. Ф. 

В силу пункта 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются извещенными  надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение,  адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной  арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи  уведомила арбитражный суд. 

Обязанность обеспечить получение корреспонденции по адресу регистрации  относится к субъекту предпринимательской деятельности, и бремя негативных  последствий, связанных с неполучением заказной почтовой корреспонденции,  отправленной надлежащим образом, также лежит на этом лице. 

Довод о неполучении копии Искового заявления признан апелляционную  судом необоснованным, в силу следующего. 


Фонд направил в адрес Ответчика Исковое заявление от 22.08.2022 № 0322- ВА0595 почтовым отправлением (почтовый идентификатор 0082576117654),  доказательства направления подтверждаются материалами дела - приложение № 8  к исковому заявлению. 

Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором  подтверждает, что 15.09.2022 данное почтовые отправление вручено адресату. 

В силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обязательства на  которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации лица участвующие в деле, несут риск наступления  последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. 

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит  доводы апелляционной жалобы несостоятельными и подлежащими отклонению. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи  270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями  для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом  апелляционной инстанции не установлено. 

Руководствуясь статьями 269 - 271.2 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 05.07.2023 по делу № А56-122474/2022 оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Судья Я.Г. Смирнова