ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-25636/2022 от 26.10.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 октября 2022 года

Дело № А56-24918/2022

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Полубехиной Н.С.

судей  Серебровой А.Ю., Тарасовой М.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Шахрзаевым М.И.

при участии:  согласно протоколу судебного заседания от 26.10.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-25636/2022 )  общества с ограниченной ответственностью "Агентство по развитию нежилых территорий Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2022 по делу № А56-24918/2022, принятое по заявлению: заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Агентство по развитию нежилых территорий Ленинградской области" заинтересованное лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Агентство по развитию нежилых территорий Ленинградской области" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее – МТУ Росимущества), в котором просило:

1. признать незаконными действия МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области по отказу в выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1046001:36, 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86.

2. обязать МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской выдать разрешение на вырубку зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1046001:36, 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86.

3. признать незаконными действия МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области по отказу в принятии в собственность древесины, образованной в результате вырубки зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1046001:36, 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86.

4. обязать МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области реализовать полномочия собственника по принятию в собственность древесины, образованной в результате вырубки зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1046001:36, 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86, в объеме 6,615 тыс. куб. м. в течение 10 дней с момента вступление решения суда в законную силу.

            Решением от 21.06.2022 в удовлетворения заявления отказано.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд основывался на положениях Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 N 516 (ред. от 30.07.2020) "Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" и Постановления Правительства РФ от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации" (вместе с "Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации"), которыми не урегулированы вопросы вырубки и реализации древесины, расположенной на земельных участках, предоставленных в аренду из состава земель населенных пунктов.

            Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на уклонение МТУ Росимущества от совершения действий по распоряжению федеральным имуществом, что нарушает права и законные интересы Общества при реализации целей, для которых предоставлены лесные участки.

В судебном заседании  19.10.2022 представитель Общества заявил отказ от требований в части признания незаконными действия МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области по отказу в выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1046001:36, 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86 и в части обязания выдать разрешение на вырубку зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1046001:36, 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86.

Представитель МТУ Росимущества против принятия судом частичного отказа не возражал.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Согласно части 5 названной статьи арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Апелляционный суд, проверив наличие условий, предусмотренных частью пятой статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не усмотрел препятствий для принятия заявленного отказа от части требований.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в указанной части производство по делу подлежит прекращению.

В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.

Представитель МТУ Росимущества указал на отсутствие нормативно-правового акта о порядке распоряжения древесиной, вырубленной на земельных участках, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации и отнесенных к землям населенных пунктов, в связи с чем МТУ Росимущества было вынуждено отказать Обществу в удовлетворении заявлений.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела,истец являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером 47:07:1046001:36 на основании договора аренды: № 42/Р-2010-02 от 12.02.2010 (в редакции дополнительного соглашения от 20.01.2016).

В связи с изданием распоряжения МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области от 29.01.2020 №78-49-р «Об образовании земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:07:1046001:36 с сохранением исходного земельного участка в измененных границах» из указанного земельного участка были образованы 3 новых земельных участка с кадастровыми номерами 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86.

В результате чего между истцом и ответчиком заключены договоры аренды на 3 вновь образованных земельных участка, а именно: № 665-ГП от 27.05.2020, № 666-ГП от 27.05.2020, № 667-ГП от 27.05.2020 и дополнительное соглашение от 27.05.2020 о внесении изменений в договор аренды № 42/Р-2010-02 от 12.02.2010 (далее – договоры аренды земельных участков).

Земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86 отнесены к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования – предприятия торговли.

Согласно п. 1.1 договоров аренды земельных участков, земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86 предоставлены для целей, установленных в соответствии с выпиской из ЕГРН, являющейся неотъемлемой частью договора.

Как указал заявитель, для реализации целей, для которых предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86, у него возникла необходимость в вырубке лесных насаждений, находящихся на данных участках и препятствующих проектированию и строительству.

Согласно абз. 3 пп. в) п. 13 договора аренды лесного участка, в целях строительства объектов для осуществления рекреационной деятельности в лесах Арендатору предоставляется право на проведение рубок лесных насаждений.

20.01.2016 заключено дополнительное соглашение, согласно которому произошла замена стороны договора. Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области были переданы МТУ Росимущество права и обязанности по договору аренды лесного участка с кадастровым номером 47:07:1046001:36.

28.02.2022 заявитель обратился к МТУ Росимущество с просьбой выдать разрешение на вырубку зеленых насаждений на арендованных земельных участках.

В ответе от 09.03.2022 № 78-09/3114 МТУ Росимущество отказало истцу в выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений, ссылаясь на то, что порядок вырубки и реализации древесины, расположенной на земельных участках, предоставленных в аренду из состава земель населенных пунктов, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует.

24.12.2021 заявитель обратился к МТУ Росимущество с требованием принять древесину, расположенную на земельных участках, с целью ее дальнейшей реализации.

В ответе от 14.01.2022 №78-09/302 МТК Росимущество отказало в удовлетворении требований, ссылаясь на отсутствие законодательного регулирования порядка реализации древесины, расположенной на земельных участках, предоставленных в аренду из состава земель населенных пунктов.

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями, в обоснование которых Общество указало на то, что древесина не связана с эксплуатацией земельных участков, не является плодами и собственностью владельца участка, которому земельный участок предоставлен в аренду. В свою очередь, МТУ Росимущество, как федеральный орган исполнительной власти, уполномочен реализовать полномочия собственника, а именно: давать разрешения на вырубку деревьев и распоряжаться древесиной, полученной в результате вырубки зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86.

По мнению заявителя, то обстоятельство, что нормативными актами не урегулирован порядок выдачи разрешения на вырубку деревьев и реализации древесины, не является основанием для отказа в реализации полномочий собственника на выдачу разрешения на вырубку и по принятию имущества Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, в том числе через свои территориальные подразделения; организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже.

Из содержания статей 20, 45 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что право собственности на древесину, образовавшуюся в результате рубок лесных насаждений при строительстве линейных объектов (автомобильных дорог), принадлежит Российской Федерации.

Таким образом, МТУ Росимущества, не реализовывая свои полномочия собственника в части распоряжения древесиной, которая является собственностью Российской Федерации, образовавшейся в результате рубки лесных насаждений необоснованно бездействует. При этом такое бездействие напрямую затрагивает права и обязанности Общества, влияет на исполнения принятых им обязанностей по договорам аренды земельных участков.

При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий МТУ Росимущества в порядке гл. 24 АПК РФ по двум требованиям заявитель в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.21, ст. 333.22 НК РФ, ч. 1 ст. 103 АПК РФ должен уплатить государственную пошлину в сумме 6000,00 руб.

При этом заявителем представлено платежное поручение №2 от 02.02.2022 на сумму 18000 руб. при отказе от требований в суде апелляционной инстанции в соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.40 НК РФ из федерального бюджета подлежит возврату 50% от уплаченной государственной пошлины. Кроме того, при обращении в апелляционный суд податель жалобы  уплатил государственную пошлину в размере 3000,00 руб. вместо 1500,00 руб. (п. 12, п. 3 ч.1 ст. 333.21 НК РФ).

Таким образом, из федерального бюджета заявителю надлежит возвратить 15000,00 руб.

При таких обстоятельсвах решение подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 21.06.2022 по делу №  А56-24918/2022   отменить.

Принять отказ от требований о признании незаконным действия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области по отказу в выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1046001:36, 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86 и в части обязания выдать разрешение на вырубку зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1046001:36, 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86.

В указанной части производство по делу прекратить.

Признать незаконными действия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области по отказу в принятии в собственность древесины, образованной в результате вырубки зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1046001:36, 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области реализовать полномочия собственника по принятию в собственность древесины, образованной в результате вырубки зеленых насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1046001:36, 47:07:1046001:84, 47:07:1046001:85, 47:07:1046001:86, в объеме 6,615 тыс. куб. м. в течение 10 дней с момента принятия постановления.

Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агентство по развитию нежилых территорий Ленинградской области" 3000,00  руб. расходов по государственной пошлине по заявлению, 1500,00 руб. расходов по государственной пошлине апелляционной жалобе.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Агентство по развитию нежилых территорий Ленинградской области" из федерального бюджета 15 000 руб. государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

А.Ю. Сереброва

М.В. Тарасова