ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
05 июля 2007 года г.Вологда Дело № А52-368/2007
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Богатырёвой В.А., Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Щаповой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Товары для дома" на решение Арбитражного суда Псковской области от 26 апреля 2007 года (судья Тимаев Ф.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Товары для дома" к Псковской городской Думе о признании частично недействительным решения от 26.01.2007 № 390; с участием третьего лица – Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пскова,
при участии от заявителя ФИО1 по доверенности от 01.02.2007,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "Товары для дома" (далее ООО "Товары для дома", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с требованием к Псковской городской Думе о признании недействительным решения от 26.01.2007 № 390 "Об условиях приватизации муниципального имущества в первом квартале 2007 года" в части приватизации нежилых помещений, расположенных на первом и втором этажах двухэтажного здания по адресу: <...>.
К участию в деле привлечено третье лицо – Комитет по управлению муниципальным имуществом города Пскова.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 26 апреля 2007 года заявителю отказано в удовлетворении предъявленных требований.
Не согласившись с таким решением, общество обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт. Заявитель считает, что оспариваемое решение не содержит условия охранного обязательства объекта культурного наследия, а также рыночного обоснования нормативной цены единого лота приватизируемых помещений.
Псковская городская Дума и Комитет по управлению муниципальным имуществом отзывы на апелляционную жалобу не представили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав материалы дела, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Товары для дома" является арендатором нежилых помещений с кадастровыми номерами КН 60:27:010310:04:5431-А:1002, КН 60:27:010310:04:5431-А:1003, КН 60:27:010310:04:5431-А:1004, КН 60:27:010310:04:5431-А:1005, общей площадью 397,2 кв. м, расположенных по адресу <...>, на основании договора аренды от 01.10.2002 № 2374, заключённого с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пскова на период с 01.09.2002 по 16.08.2009 (листы дела 13-15).
Постановлением Псковского областного собрания депутатов от 30.01.1998 № 542 жилой дом начала XX века, в котором расположены арендуемые обществом помещения, включён в государственный список недвижимых памятников архитектуры местного значения (лист дела 57). На данный объект 19.10.2006 Государственным комитетом Псковской области по культуре оформлено охранное обязательство № 449 собственника объекта культурного наследия "Здание строительного управления № 221 г. Пскова"
26.01.2007 Псковская городская Дума приняла решение № 390 "Об условиях приватизации муниципального имущества в первом квартале 2007 года". По условиям приватизации в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Пскова на 2007 год включены восемь нежилых помещений общей площадью 673,5 кв. м, которые вместе составляют двухэтажное кирпичное нежилое здание, расположенное по адресу <...>. Данное имущество решено приватизировать единым лотом путем продажи на аукционе.
В решении зафиксированы следующие установленные обременения объектов:
- четыре из восьми подлежащих приватизации помещения арендованы ООО "Товары для дома" на основании договора аренды от 01.10.2002 № 2374 на срок до 16.08.2009;
- на все объекты распространяются обязательства по содержанию, сохранению и использованию объекта культурного наследия регионального значения на основании охранного обязательства от 19.10.2006 № 449.
В отношении каждого из приватизируемых объектов установлена нормативная цена, определённая на основании отчёта государственного предприятия Псковской области "Бюро технической инвентаризации" от 13.12.2006 № 4042-12/06.
В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее Закон № 178-ФЗ) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены данным законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.
В соответствии с пунктами 2 и 3 указанной статьи условия охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия регионального значения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся данные объекты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2002 № 894 установлены правила подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия. В частности, пунктами 8, 10 данного постановления предусмотрено, что условия охранного обязательства разрабатываются на основании нормативных требований к сохранению объекта культурного наследия, должны обеспечивать его сохранение, содержание и использование с учётом особенностей, послуживших основанием для его отнесения к категории объектов культурного наследия, и включаются в решение об условиях приватизации объекта культурного наследия. Условия охранного обязательства определяются с учётом вида объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования.
Условия охранного свидетельства от 19.10.2006 № 449 объекта культурного наследия "Здание строительного управления № 221 г. Пскова" полностью соответствует указанным требованиям (листы дела 37-38).
Положения Закона № 178-ФЗ не регулируют порядок применения обременения обязательствами по содержанию, сохранению, использованию в отношении объектов культурного наследия, а регламентируют реализацию такого права. Поэтому наличие в оспариваемом решении указания на обременение приватизируемых объектов охранным обязательством является достаточным для выполнения обязательных условий, предусмотренных законом.
Статья 124 ГК РФ устанавливает, что городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками гражданских отношений. Пункт 1 статьи 215 ГК РФ определяет статус муниципальной собственности, устанавливая, что к ней относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 215 и пунктом 2 статьи 125 ГК РФ права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляют от имени муниципального образования органы местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 29 Федерального закона от 28.08.1995 № 124-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования управляют муниципальной собственностью, то есть самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Структура и компетенция органов местного самоуправления в городе Пскове определяются Уставом города Пскова. Согласно статье 22 Устава Псковская городская Дума является представительным органом местного самоуправления. Компетенция городской Думы определена статьёй 23 Устава. Согласно подпункту 5 пункта 1, подпункту 16 пункта 2 данной статьи в исключительном ведении Псковской городской Думы находится установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также утверждение прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год, условий и порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о приватизации муниципального имущества города Пскова, утверждённого постановлением Думы от 11.07.2006 № 452, к компетенции Псковской городской Думы отнесены, в частности, вопросы принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, определения порядка их принятия, утверждения условий продажи муниципального имущества на конкурсе.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона № 178-ФЗ под нормативной ценой подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества понимается минимальная цена, по которой возможно отчуждение имущества.
В соответствии с пунктом 8 Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2006 № 87, нормативная цена иного подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается равной рыночной стоимости такого имущества, определённой независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство не ограничивает собственника в праве продажи принадлежащих ему объектов недвижимости единым лотом.
Вынесение решения о приватизации объекта культурного наследия путём продажи на аукционе единым лотом, состоящим из 8 нежилых помещений, представляет собой форму реализации Псковской городской Думой предоставленных органам местного самоуправления гражданских прав и обязанностей. При этом оспариваемое решение не только не противоречит нормам гражданского законодательства, но и отвечает целям получения наибольшей выручки от продажи данного имущественного лота, а также целям сохранности объекта культурного наследия, необходимого его содержания и использования с учётом особенностей, послуживших основанием для его отнесения к категории объектов культурного наследия.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов общества.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права отсутствуют. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Псковской области от 26 апреля 2007 года по делу № А52-368/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Товары для дома" – без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Потеева
Судьи В.А. Богатырёва
Н.Н. Осокина