СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-10677/2023-ГК
г. Пермь
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года. Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Муталлиевой И.О.,
судей Пепеляевой И.С., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Субботиной Е.Е.,
при участии:
от ответчика: ФИО1 (лично), паспорт,
от истца: не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, индивидуального предпринимателя ФИО1,
на решение Арбитражного суда Пермского края от
08 августа 2023 года по делу № А50-14378/2023
по иску Администрации Лысьвенского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
об обязании передать документы,
установил:
Администрация Лысьвенского городского округа (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, ИП ФИО1) с
требованием обязать передать документы в отношении исполнения муниципального контракта от 13.07.2022 № 21, а также о взыскании денежных средств на случай неисполнения решения суда в размере 500 руб. 00 коп. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная с шестого дня с момента вступления его в законную силу.
Решением суда от 08.08.2023 (резолютивная часть от 02.08.2023) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что, поскольку предметом закупки является ремонт, а не работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, основания для ведения запрашиваемой исполнительной документации ответчиком и ее передачи истцу отсутствуют.
Истцом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в ней доводы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 13.07.2022 между Администрацией (заказчик) и ИП ФИО1 (подрядчик) заключен муниципальный контракт № 21 на выполнение работ по текущему ремонту кабинетов и коридора административного здания по адресу: Пермский, край, <...>.
Согласно п. 1.2 контракта объем работ, требования к качеству и порядку выполнения работ определяются техническим заданием (приложение № 1 к контракту), которое является неотъемлемой частью контракта.
Сроки выполнения работ установлены с даты заключения контракта и до 30.08.2022 (п.п. 1.3,1.4 контракта).
В соответствии с п. 2.1 контракта цена составляет 1 548 329 руб. 60 коп.
На основании заключенного дополнительного соглашения между сторонами, цена контракта была увеличена и составляла 1 844 830 руб. 02 коп.
Фактически работы по контракту были выполнены 30.12.2022, о чем свидетельствует акт приемки выполненных работ, подписанный сторонами.
В силу п. 3.7 контракта подрядчик, передает отчетную (исполнительную) документацию, после чего формирует, пописывает документы о приемке выполненных работ.
Согласно условиям контракта неотъемлемой его частью является приложение № 1 – техническое задание к контракту.
По условиям технического задания, подписанного обеими сторонами, подрядчик обязан на весь комплекс выполняемых строительно-монтажных работ вести исполнительную документацию. Состав исполнительной документации должен соответствовать РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведениям исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном: ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения», И1.13-07 «Инструкция по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам» (абзац 1 п. 3.3 Приложения № 1).
Согласно разделу № 4 технического задания приемка объекта (результата работ) осуществляется комиссией, создаваемой заказчиком, в составе своего представителя, представителя уполномоченного муниципального органа, представителя подрядчика, представителя строительного контроля.
При приемочном контроле должна быть представлена следующая исполнительная документация:
- сертификаты, паспорта, удостоверяющие качество материалов, применённых при производстве строительно-монтажных работ;
- сертификаты пожарной безопасности, гигиенические сертификаты (при наличии);
- акты освидетельствования скрытых работ;
- протоколы: измерений сопротивления изоляции кабельных и других линий напряжением до 1 кВ, предназначенных для передачи электроэнергии к распределительным устройствам, щитам, шкафам, коммутационным аппаратам и электропотребителям; измерений полного сопротивления петли «фаза-нуль»; проверки наличия цепи между заземлителями и заземленными элементами;
- согласования на замену материалов и конструкций (при наличии);
- фото-, видео- фиксация этапов выполняемых работ, скрытых работ;
- журнал входного контроля качества строительных материалов и конструкций;
- акт сдачи-приемки выполненных работ.
Вопреки условиям контракта заказчику не была передана исполнительная документация.
В адрес подрядчика была направлена письменная претензия, в которой устанавливался срок до 20.05.2023 для передачи в адрес заказчика исполнительной документации.
Подрядчик оставил претензию без удовлетворения, в связи с чем, заказчик обратился с настоящим исковым заявлением в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 308.3, 309, 310, 702, 762 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и исходил из того, что
обязанность подрядчика передать исполнительную документацию согласно перечню, указанному в претензии и исковом заявлении, предусмотрена условиями контракта. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленный истцом размер судебной неустойки отвечает назначению правового института, ориентированного на понуждение (стимулирование) к исполнению судебного акта в будущем.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что правоотношения сторон, возникшие из контракта, регулируются положениями главы 37 ГК РФ о подряде во взаимосвязи со специальными положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства, согласно ст. 310 ГК РФ, не допускается.
В соответствии со ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу п. 1 ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Обязанность подрядчика передать заказчику исполнительную документацию прямо предусмотрена как условиями контракта, так и положениями ст. 726 ГК РФ.
В силу ст. 726 ГК РФ подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации или иного использования предмета договора подряда, если это предусмотрено договором либо характер информации таков, что без нее невозможно использование результата работы для целей, указанных в договоре.
Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать, в том числе ведение исполнительной документации. Состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 9 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 технического задания при приемочном контроле
должна быть представлена следующая исполнительная документация:
- сертификаты, паспорта, удостоверяющие качество материалов, применённых при производстве строительно-монтажных работ;
- сертификаты пожарной безопасности, гигиенические сертификаты (при наличии);
- акты освидетельствования скрытых работ;
- протоколы: измерений сопротивления изоляции кабельных и других линий напряжением до 1 кВ, предназначенных для передачи электроэнергии к распределительным устройствам, щитам, шкафам, коммутационным аппаратам и электропотребителям; измерений полного сопротивления петли «фаза-нуль»; проверки наличия цепи между заземлителями и заземленными элементами;
- согласования на замену материалов и конструкций (при наличии);
- фото-, видео- фиксация этапов выполняемых работ, скрытых работ;
- журнал входного контроля качества строительных материалов и конструкций;
- акт сдачи-приемки выполненных работ.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1128 утверждены Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006).
В силу пункта 5 Требований исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство.
Как верно установлено судом первой инстанции, доказательств того, что ответчик передал исполнительную документацию истцу, материалы дела не содержат (ст. 65 АПК РФ).
Вопреки возражениям ответчика об отсутствии обязанности подрядчика предоставить спорную исполнительную документацию, заказчиком был определен объем исполнительной документации, которая должна быть представлена подрядчиком для приемки работ.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона № 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договоров. Понуждение к заключению договора не допускается.
Таким образом, заключая настоящий контракт, подрядчик знал о его условиях, в том числе об обязанности предоставить исполнительную документацию в соответствии с перечнем, указанным в п. 4 технического задания.
Объем документации определен заказчиком исходя из видов работ, общих положений законодательства, в т.ч. положений Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Временных методических рекомендаций по проверке систем и элементов противопожарной защиты зданий и сооружений.
Оснований полагать, что предусмотренные виды работ: замена внутренних дверей, замена покрытий полов, отделки внутренних оконных откосов, обоев, окраска стен и потолков, монтаж электрокабеля, розеток, выключателей, светильников, установка запорной арматуру на внутренние системы отопления, исключают передачу требуемой документации, установленной в перечне к договору, у апелляционного суда не имеется. Иного ответчиком не доказано (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Занятая ответчиком позиция о неисполнимости судебного акта не влияет на его законность, поскольку вопрос фактического исполнения подлежит разрешению исключительно в рамках исполнительного производства. Все вопросы исполнения решения, в том числе по объему передаваемых документов, по возможности их фактического представления в силу тех или иных объективных причин могут быть разрешены между сторонами самостоятельно на стадии исполнения судебного акта.
Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчиком заявлен устный довод о ненадлежащем его извещении судом первой инстанции.
Вместе с тем, в материалах дела имеется почтовый конверт о направлении в адрес ответчика копии определения суда о принятии искового заявления к производству от 19.06.2023.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления № 61491183225600 конверт был направлен в адрес ответчика 22.06.2023, 23.06.2023 состоялась неудачная попытка вручения, 01.07.2023 осуществлен возврат исполнителю в связи с истечением срока хранения.
В силу ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке,
установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу п. 1 ст. 165.1 Кодекса юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Таким образом, ненадлежащая организация деятельности индивидуального предпринимателя в части получения по адресу места жительства корреспонденции является риском самого индивидуального предпринимателя и все неблагоприятные последствия такой организации своей деятельности должен нести сам индивидуальный предприниматель.
Исходя из вышеприведенных норм, ответчик является извещенным надлежащим образом о принятии искового заявления к производству в суде первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности предъявленного заказчиком требования о передаче исполнительной документации.
Убедительных доводов, основанных на доказательной базе, позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или
изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 августа 2023 года по делу № А50-14378/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий И.О. Муталлиева
Судьи И.С. Пепеляева
О.В. Суслова