ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11108/17-АК от 07.09.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11108/2017-АК

г. Пермь

13 сентября 2017 года                                                   Дело № ­­А50П-218/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 7 сентября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2017  года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,

судей  Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.

лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика  Администрации Юсьвинского муниципального района

на решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре

от 21 июня 2017 года

по делу № А50П-218/2017,

принятое судьей Поповой И.Д.

по иску общества с ограниченной ответственностью «Пассажирские перевозки» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации Юсьвинского муниципального района (ОГРН  <***>, ИНН <***>)

о взыскании 284 709,21 руб.,

установил:

          Общество с ограниченной ответственностью «Пассажирские перевозки» (далее – истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с администрации Юсьвинского муниципального района (далее – ответчик, администрация) задолженности, образовавшейся в связи с неисполнением обязательств по договору в части возмещения недополученных доходов и возмещения затрат, связанных с оказанием услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах «Юсьва – Мелюхино», «Юсьва-Трифаново» за 2016 год в размере 284 709,21 рублей (с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований).

       Решением Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре  от 21 июня 2017 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.

Из содержания апелляционной жалобы следует, что в нарушение п.3.2 Порядка предоставления субсидий и п.3.2.4 договора документы за ноябрь-декабрь 2016 года представлены перевозчиком 12.01.2017 не в полном объеме; в течение января 2017 года были дополнительно представлены документы, подтверждающие расходы на ГСМ, общехозяйственные расходы, следовательно, срок представления документов за декабрь 2016 года перевозчиком также нарушен. Нарушение истцом сроков подачи документов для получения субсидии является основанием для освобождения организатора пассажирских перевозок от исполнения обязательств по договору. Субсидии перечисляются перевозчикам в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования расходов бюджета района. В случае ненарушения перевозчиком сроков представления документов сумма субсидии составила бы за 2016 год 214 935,79 руб. по маршруту «Юсьва-Трифаново» и 11 330,06 руб. по маршруту «Юсьва-Мелюхино», поскольку расходы на перегон транспортного средства, используемого в процессе оказания услуг, по направлению «Кудымкар-Юсьва», не являются прямыми и поэтому должны включаться в статью расходов «Общехозяйственные расходы», так как маршрут в соответствии с договором начинается от начального пункта с. Юсьва.

Истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела,  01.01.2015 между ООО «Пассажирские перевозки» (получатель субсидии) и Администрацией Юсьвинского муниципального района (организатор пассажирских перевозок) заключен договор о предоставлении субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок в границах Юсьвинского муниципального района, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием соответствующих услуг сроком действия с 01.01.2015 по 31.12.2015, в части взаиморасчетов – до их полного завершения.

Дополнительным соглашением от 30.12.2015 №6 к договору стороны продлили срок его действия на период с 01.01.2016 по 01.06.2016.

Дополнительным соглашением от 31.05.2016 № 5 стороны продлили срок действия договора на период с 01.06.2016 по 01.11.2016, дополнительно п. 2 предусмотрев учет при расчете размера субсидий расходов, связанных с перегоном транспортного средства, используемого в процессе оказания услуг, по направлению «Кудымкар-Юсьва» из расчета 46 км в день с распространением его действия на правоотношения, возникшие между сторонами с 01.01.2015.

В 2016 году ООО «Пассажирские перевозки» осуществило перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на районных маршрутах «Юсьва – Мелюхино», «Юсьва-Трифаново» регулярных перевозок в соответствии с договором от 01.01.2015 и Порядком предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок в границах Юсьвинского муниципального района, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием соответствующих услуг, утвержденным Постановлением Администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края от 20.08.2014 № 412 (далее – Порядок).

В соответствии с п.1.3 Порядка субсидии предоставляются за счет средств бюджета Юсьвинского муниципального района на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием соответствующих услуг в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели решением о бюджете района на текущий финансовый год и плановый период.

Согласно п. 3.3. Порядка условиями предоставления субсидий являются:

наличие договора на осуществление перевозок;

надлежащее исполнение перевозчиком договора на осуществление перевозок;

превышение расчетного тарифа на маршруте регулярных перевозок, над утвержденным тарифом.

Размер субсидий определяется организатором пассажирских перевозок ежемесячно на основании представленных перевозчиком документов с учетом фактического объема оказанных перевозчиком услуг, а также действующей разницей между расчетными и утвержденными тарифами (п.3.1).

Перевозчик, в соответствии с п. 3.2 Порядка, предоставляет организатору перевозок акты приема оказанных услуг, составленных в авточасах; отчеты по количеству выполненных рейсов и перевезенных пассажиров; копии первичных учетных документов, подтверждающих полученные доходы и произведенные расходы, составленных в разрезе действующих маршрутов не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Расчет размера субсидий производится организатором пассажирских перевозок, которые подлежат перечислению перевозчику ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, за исключением субсидии за декабрь текущего года, которая подлежит перечислению не позднее 25 декабря текущего года (п. 4.3 раздела 4 Порядка).

В соответствии с п. 5.3 Порядка предоставление субсидий прекращается в случаях:

 прекращения действия договора;

 нарушения условий договора на предоставление субсидий;

 по соглашению между организатором пассажирских перевозок и перевозчиком;

 выявления факта нецелевого использования субсидий, нарушения условий предоставления субсидий.

Получатель субсидии обратился в Администрацию за возмещением убытков по маршрутам «Юсьва-Мелюхино» и «Юсьва-Трифаново» в виде выплаты субсидий за январь-декабрь 2016 года с приложением необходимых для расчета размера субсидий документов.

Из расчетов себестоимости перевозок на маршруту «Юсьва-Мелюхино» и «Юсьва-Трифаново», представленных истцом, следует, что убытки перевозчика составили 334 660,48 руб., в том числе 11020,78 руб. затраты, связанные с подачей транспортных средств на маршруты. Исходя из частичного возмещения администрацией затрат, сумма задолженности по данным истца составила 284 709, 21 руб.

Удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков, суд первой инстанции признал необоснованным отказ администрации в возмещении перевозчику затрат, связанных с оказанием услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах «Юсьва – Мелюхино», «Юсьва-Трифаново» за 2016 год.

Оснований для отмены или изменения судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, а односторонний отказ от их исполнения недопустим (ст. 309, ст. 310 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 789 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.

В соответствии с п. 2, 5 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) вопросы установления тарифов на услуги для муниципальных унитарных предприятий и соответственно возмещения разницы между фиксированными тарифами и фактической стоимостью предоставляемых услуг отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в соответствии со статьями 16, 125 ГК РФ.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16, ст. 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда имущественный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Возмещение убытков – универсальный способ защиты гражданских прав. Он применяется как в случае нарушения прав в обязательственных отношениях, так и иных гражданских прав.

Сутью убытков является их компенсаторный восстановительный характер.

При этом основной целью взыскания убытков является восстановление нарушенного права кредиторов, вследствие чего, получив финансовую компенсацию, он окажется в том же положении, что и до нарушения своего права.

В силу разъяснений, данных в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Из материалов дела усматривается, что в 2016 году истец осуществлял пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по убыточным маршрутам регулярных перевозок «Юсьва – Мелюхино», «Юсьва-Трифаново», в связи с чем перевозчику подлежала выплате субсидия, установленная Постановлением Администрации Юсьвинского муниципального района Пермского края от 20.08.2014 № 412.

Расчет перевозчика соответствует Порядку, содержит сведения о фактически понесенных затратах и полученных доходах, судом проверен и признан обоснованным в сумме удовлетворенных требований.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что нарушение перевозчиком срока представления документов для получения субсидии в рассматриваемом случае не привело к невозможности правильно рассчитать размер субсидии.

Убедительных оснований для переоценки данного выводам ответчиком не приведено. Его доводы о невозможности выплаты субсидии за 2016 год в 2017 году опровергается в том числе сроком, установленным Порядком для представления документов за декабрь 2016г.

Поскольку размер выплаченных субсидий не покрывает фактически понесенные истцом расходы в результате оказания им услуг по перевозке пассажиров в границах муниципального района, администрация обязана возместить убытки, образовавшиеся в результате разницы между экономически обоснованными затратами общества и размером выплаченных субсидий.

В соответствии с пп.6 п.1 ст.15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В силу ст. 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым названным Кодексом.

Согласно абз.5 ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям  товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (п.3 ч. 2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз. 2 п. 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Постановлением Администрации Юсьвинского муниципального района от 29.09.2016 № 295 утверждена муниципальная Программа «Развитие транспортной системы Юсьвинского муниципального района», приложением 2 к которой разработан паспорт подпрограммы «Развитие автомобильного транспорта Юсьвинского муниципального района», рассчитанного на период с 2015-2019 годы.

Раздел 10 подпрограммы предусматривает долю возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения затрат по пассажирским перевозкам на 2016 год в размере 100%. Объем финансирования определен в размере 1 000 000 рублей за счет бюджета Юсьвинского муниципального района.

В соответствии с выпиской из решения Земского Собрания от 28.12.2016 о внесении изменений в решение Земского собрания от 25.12.2015 № 42 «О бюджете Юсьвинского муниципального района на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годы», утверждающего объем расходов бюджета на 2016 год по мероприятию» возмещение затрат хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам регулярных перевозок в границах Юсьвинского муниципального района, в целях возмещения недополученных доходов и затрат в размере 1 000 000 рублей.

Из материалов дела установлено, что общество является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на платной основе, на которое не возложено бремя расходов по реализации функций органа местного самоуправления. Заключая соответствующие договоры, муниципальный орган должен был анализировать и прогнозировать вероятность наступления последствий, в том числе связанных с тем, что расходы перевозчика составят больший размер, чем предусмотрено в правовых актах и бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в бюджете Юсьвинского муниципального района. Недостаточность финансовых ресурсов у публичного образования не должна ущемлять право общества на возмещение затрат по перевозке пассажиров общественным транспортом.

Доводы ответчика относительно неправомерности возмещения расходов на перегон транспортного средства, используемого в процессе оказания услуг, по направлению «Кудымкар-Юсьва», отклоняются, поскольку возмещение данных затрат прямо предусмотрено условиями договора в редакции дополнительного соглашения от 31.05.2016 (п.2).

С учетом изложенного требования истца о взыскании с ответчика убытков в сумме 284 709,21 руб. правомерно удовлетворены судом.

На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

        Решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре от 21 июня 2017 года по делу № А50П-218/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Пермского края в г. Кудымкаре.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

И.В. Борзенкова

В.Г. Голубцов