ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-11299/2021-АК
г. Пермь
21 января 2022 года Дело № А60-25141/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тиуновой Н.П.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - арбитражного управляющего ФИО1
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 20 июля 2021 года
по делу № А60-25141/2021
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к арбитражному управляющему ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - заявитель, Управление Росреестра) обратилось в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 (далее - заинтересованное лицо, арбитражный управляющий) к административной ответственности по части 3, части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2021 заявленные требования удовлетворены. ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, арбитражный управляющий обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, освободить арбитражного управляющего от ответственности ввиду малозначительности вменяемых нарушений, настаивая на отсутствие в его действиях события правонарушения. Кроме того, считает, что каждый вменяемый ему факт правонарушения в отдельности, так и вся их совокупность обладают признаками малозначительности, что не было учтено судом, при этом указанное является основанием для освобождения арбитражного управляющего от ответственности в связи с малозначительностью вменяемых деяний, поскольку нарушения закона имели место, но являлись формальными, правонарушение само по себе не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства, все нарушения устранены, сроки пропуска незначительные.
Управление Росреестра представило письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021 производство по апелляционной жалобе арбитражного управляющего по настоящему делу приостановлено.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 назначено судебное заседание для решения вопроса о возможности возобновления производства по апелляционной жалобе, проведении в этом же заседании судебного разбирательства.
Производство по апелляционной жалобе возобновлено судом апелляционной инстанции протокольным определением от 19.01.2022.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Свердловской области от 03.11.2017 (резолютивная часть - 27.10.2017) по делу № А60-35706/2017 в отношении должника ООО «Минерал Ресурс» (ИНН <***>) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден ФИО2
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2018 (резолютивная часть - 15.01.2018) по делу № А60-35706/2017 ООО «Минерал Ресурс» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства. Исполняющим обязанности конкурсного управляющего ООО «Минерал Ресурс» утвержден ФИО2
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 12.04.2018 (резолютивная часть - 05.04.2018) по делу № А60-35706/2017 конкурсным управляющим должника утвержден ФИО2
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2019 (резолютивная часть - 14.02.2019) по делу № А60-35706/2017 конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1
В ходе проверки, проведенной Управлением в связи с поступившей жалобой ООО «Электрические столбы» и ФИО3 на действия арбитражного управляющего, заявителем установлено неисполнение управляющим ФИО1 своих обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), установлено также, что ранее он уже привлекался к административной ответственности решениями арбитражного суда.
По результатам проведенного Управлением административного расследования в отношении арбитражного управляющего ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении от 19.05.2021 по части 3 и части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, который вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности направлен для рассмотрения в арбитражный суд на основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события и состава административного правонарушения, вины арбитражного управляющего ФИО4, исходил из имеющихся признаков объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.
Квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, является повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Повторным совершением административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3, статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считается совершение административного правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления, предшествующего постановлению, которым вновь назначается административное наказание.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения, в частности: о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего.
Согласно пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Таким образом, Закон о банкротстве гарантирует собранию кредиторов право на получение в установленный срок информации о финансовом состоянии должника и его имуществе в ходе конкурсного производства.
Периодичность проведения собраний, отличная от установленной пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве, собранием кредиторов (комитетом кредиторов) ООО «Минерал Ресурс» не устанавливалась.
Очередное заседание комитета кредиторов ООО «Минерал Ресурс» для предоставления отчета о своей деятельности, арбитражным управляющим ФИО1 было назначено и проведено 28.02.2020 (сообщение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) о результатах проведения комитета кредиторов № 4748871 от 05.03.2020).
Наличие в действиях (бездействии) арбитражного управляющего ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, ввиду виновного неисполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве, по непроведению собраний кредиторов (комитета кредиторов) ООО «Минерал Ресурс» в срок до 28.05.2020, затем 28.08.2020, установлено решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.03.2021 по делу №А60- 3776/2021.
Очередное заседание комитета кредиторов (собрание кредиторов) ООО «Минерал Ресурс» для предоставления отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе подлежало проведению арбитражным управляющим в срок не позднее 28.11.2020, затем 28.02.2021.
Вместе с тем заседания комитета кредиторов (собрание кредиторов) ООО «Минерал Ресурс» для предоставления отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе арбитражным управляющим ФИО1 не проводились.
Датами совершения правонарушения являются крайние даты, когда указанные обязанности по проведению собраний кредиторов должны быть исполнены, то есть 28.11.2020, 28.02.2021.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 1049-р официальным изданием для публикации сведений о банкротстве является газета «Коммерсантъ».
Согласно условиям договора-заявки на публикацию сообщений о банкротстве, размещенной на официальном сайте ЗАО «Коммерсант», публикация объявлений производится в срок не более 10 дней с даты заявки при условии поступления денежных средств на счет издателя не позднее, чем за 3 дня до выхода соответствующего номера газеты.
Сообщения о банкротстве и приравненные к ним сообщения публикуются в субботних номерах газеты «Коммерсантъ», распространяющейся на территории всей Российской Федерации.
Денежные средства за публикацию должны поступить на расчетный счет АО «Коммерсантъ» не позднее среды, если планируется выход сообщения в субботу.
На основании пункта 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения, в том числе об утверждении арбитражного управляющего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Согласно пункта 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 №35, если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего, то датой, соответственно, введения процедуры, возникновения полномочий арбитражного управляющего будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты его изготовления в полном объеме. До изготовления указанных судебных актов в полном объеме суд обязан по заявлению заинтересованных в этом участвующих в деле о банкротстве лиц незамедлительно выдать им заверенные судом копии их резолютивных частей. Такие копии являются достаточными, в частности для удостоверения полномочий арбитражного управляющего, в том числе на распоряжение средствами по банковскому счету должника, а также для удостоверения полномочия кредитора голосовать на собрании кредиторов.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2019 (резолютивная часть - 14.02.2019) по делу № А60-35706/2017 конкурсным управляющим должника ООО «Минерал Ресурс» утвержден ФИО1
Таким образом, соответствующие сведения должны быть направлены арбитражным управляющим ФИО1 в газету «Коммерсантъ» в течение 10 дней с даты оглашения резолютивной части определения арбитражного суда.
Соответственно, арбитражный управляющий ФИО1 обязан направить сведения о своем утверждении конкурсным управляющим ООО «Минерал Ресурс» для опубликования в газету «Коммерсантъ» в срок не позднее 24.02.2019.
Однако, сообщение об утверждении ФИО1 конкурсным управляющим ООО «Минерал Ресурс» в газете «Коммерсант» опубликовано только через два года - 16.01.2021 (объявление № 77010287462 стр. 234/№ 6(6968) от 16.01.2021).
При этом датой совершения правонарушения является крайняя дата, когда указанная обязанность должна быть исполнена, т.е. не позднее 24.02.2019.
В соответствии с пунктом 10 Общих правил отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
На основании пункта 3 Общих правил в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные настоящими Правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
Согласно пункта 4 Общих правил по подготовке отчетов, отчеты арбитражного управляющего составляются по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации.
Согласно пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения, включая сведения: о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;
Типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства (Приложение № 4 к Приказу Министерства от 14.08.2003 № 195) предусмотрено, что в разделе «Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и о результатах оценки имущества должника» в колонке 1 «Имущество» предусмотрено две основных категории имущества:
I.«Внеоборотные активы», включающая подкатегории: «Основные средства». «Нематериальные активы», «Незавершенное строительство». «Долгосрочные финансовые вложения»;
II.«Оборотные активы», включающая подкатегории «Запасы», «Денежные средства», «Дебиторская задолженность», «Краткосрочные финансовые вложения», «Прочие оборотные активы».
Каждая из указанных подкатегорий предполагает расшифровку входящего в нее имущества, поскольку в типовой форме после указания наименования подкатегории содержится фраза «в том числе: ».
Действуя добросовестно и разумно, конкурсный управляющий ООО «Минерал Ресурс» ФИО1 при составлении отчета обязан был описать в них имущество, входящее в конкурсную массу, классифицировав его по категориям и подкатегориям, предусмотренным типовой формой, идентифицировав индивидуально определенное имущество.
Однако в отчете конкурсного управляющего ООО «Минерал Ресурс» ФИО1 о своей деятельности и о результатах конкурсного производства от 08.04.2021 в данном разделе отсутствуют сведения о дебиторской задолженности должника, в соответствующих графах указано «0,00».
Кроме того, Типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства (Приложение № 4 к Приказу Министерства от 14.08.2003 № 195) предусмотрено, что в разделе «Сведения о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лица» предусмотрено, в том числе указание сведений о дебиторах, сумме задолженности, доле в общей задолженности (%).
Однако в отчете конкурсного управляющего ООО «Минерал Ресурс» ФИО1 о своей деятельности и о результатах конкурсного производства от 08.04.2021 в данном разделе отсутствуют сведения о дебиторской задолженности должника, в соответствующих графах указано «-» и «0.00».
Вместе с тем, собранием кредиторов 25.06.2019 были утверждены положения о порядке, сроках и условиях продажи дебиторской задолженности ООО «Минерал Ресурс» к ООО «Электрические столбы» и ООО «Синарский мраморный карьер».
Арбитражным управляющим ФИО1, как организатором торгов. 09.05.2020 объявлено о проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже имущества должника ООО «Минерал Ресурс», а именно: дебиторской задолженности к ООО «Электрические столбы» и ООО «Синарский мраморный карьер» (сообщение № 4939378 от 09.05.2020).
Отсутствие сведений о дебиторской задолженности должника при ее наличии лишает кредиторов возможности своевременно защищать свои права и интересы, объективно оценивая имущественное положение должника, эффективность конкурсного производства, правомерность действий (бездействия) конкурсного управляющего ООО «Минерал Ресурс» ФИО1
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Общих правил в каждом отчете (заключении) арбитражного управляющего указываются информация о жалобах на действия (бездействие) арбитражного управляющего и результатах их рассмотрения.
Типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства (Приложение № 4 к Приказу Министерства от 14.08.2003 № 195) предусмотрена необходимость указывать информацию о жалобах на действия (бездействие) арбитражного управляющего.
Типовой формой отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника (Приложение № 5 к Приказу Министерства от 14.08.2003 № 195) предусмотрена необходимость указывать информацию о жалобах на действия (бездействие) арбитражного управляющего.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Свердловской области (резолютивная часть) от 08.11.2019 по делу № А60-53851/2019 арбитражный управляющий ФИО1 по заявлению Управления Росреестра по Свердловской области привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в том числе в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО «Минерал Ресурс» с назначением арбитражному управляющему наказания в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.03.2021 по делу № А60-376/2021 арбитражный управляющий ФИО1 по результатам рассмотрения заявления Управления Росреестра по Свердловской области освобожден от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО «Минерал Ресурс».
Однако ни в отчете конкурсного управляющего ООО «Минерал Ресурс» ФИО1 о своей деятельности и о результатах процедуры конкурсного производства от 09.04.52021, ни в отчете конкурсного управляющего ООО «Минерал Ресурс» ФИО1 об использовании денежных средств должника от 09.04.2021 в разделе «Информация о жалобах на действия (бездействие) арбитражного управляющего» не указаны сведения о жалобах и результатах их рассмотрения.
В соответствии с пунктом 11, пунктом 13 Общих правил к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного, об использовании денежных средств должника производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства (приложение № 4 к приказу Министерства от 14.08.2003 № 195) в разделе «Приложение» предусмотрена необходимость указывать перечень документов, прилагаемых к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства.
Типовой формой отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства (приложение № 5 к Приказу Министерства от 14.08.2003 № 195) в разделе «Приложение» предусмотрена необходимость указывать перечень документов, подтверждающих указанные в отчете сведения.
Однако в отчете конкурсного управляющего ООО «Минерал Ресурс» ФИО1 о своей деятельности и о результатах конкурсного производства от 08.04.2021 отсутствует раздел «Приложение», нет необходимого перечисления документов и не указано количество прилагаемых материалов, подтверждающих необходимые сведения. Также в отчете конкурсного управляющего конкурсного управляющего ООО «Минерал Ресурс» ФИО1 об использовании денежных средств должника от 08.04.2021 отсутствует раздел «Приложение», нет необходимого перечисления документов, не указано количество прилагаемых материалов, подтверждающих необходимые сведения, в частности выписки с расчетного счета (счетов) должника.
При наличии соответствующих разделов (граф) данная информация подлежит отражению в отчете; исключений, позволяющих не указывать соответствующую информацию, нормативными актами не установлено.
Таким образом, в отчетах арбитражного управляющего ФИО1 отсутствует обязательная информация, необходимая для доведения до сведения участников в деле о банкротстве.
При этом датой совершения правонарушения является дата, когда указанная обязанность должна была быть исполнена: дата составления отчетов - 08.04.2021.
На основании пункта 6 статьи 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения, в том числе: о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов.
В силу пункта 2 статьи111 Закона о банкротстве продажа части имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 4-19 статьи ПО Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, и в печатном органе по месту нахождения должника.
Исходя из сведений, размещенных на сайте ЕФРСБ организатором торгов - арбитражным управляющим ФИО1 включено объявление о проведении торгов по продаже имущества должника ООО «Минерал Ресурс» (дебиторской задолженности) в форме открытого аукциона с 12.05.2020 по 17.06.2020; дата и время торгов 18.06.2020 10:00 (сообщение в ЕФРСБ № 4939378 от 09.05.2020).
Сообщение о проведении торгов имущества должника в форме аукциона подлежало опубликованию в газете «Коммерсантъ» не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов, но с учетом времени, предоставленного на подачу заявок, то есть не позднее 11.05.2020.
Вместе с тем данное сообщение о проведении торгов не опубликовано арбитражным управляющим в газете «Коммерсантъ».
При этом датой совершения правонарушения является дата, когда указанная обязанность должна была быть исполнена, то есть 11.05.2020.
Согласно пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей ПО настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
Конкурсным управляющим ООО «Минерал Ресурс» ФИО1 (организатором торгов) 18.10.2020 было включено в ЕФРСБ сообщение №5616732 о проведении торгов по продаже имущества должника в форме публичного предложения, дата начала приема заявок - 19.10.2020 10:00.
Таким образом, сообщение о проведении торгов по продаже имущества должника в форме публичного предложения подлежало опубликованию в газете «Коммерсантъ» не позднее 18.10.2020.
Вместе с тем данное сообщение о проведении торгов не опубликовано арбитражным управляющим в газете «Коммерсантъ».
При этом датой совершения правонарушения является дата, когда указанная обязанность должна была быть исполнена, то есть 18.10.2020.
В соответствии с абзацем 11 пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве в течение пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов или принятия решения о признании торгов несостоявшимися организатор торгов обязан опубликовать сообщение о результатах проведения торгов в официальном издании в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве, и разместить на сайте этого официального издания в сети «Интернет», в средстве массовой информации по месту нахождения должника, в иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение о проведении торгов.
Согласно сообщению № 4939378, размещенному на сайте ЕФРСБ 09.05.2020 торги по продаже имущества должника ООО «Минерал Ресурс» (дебиторская задолженность, два лота) в форме открытого аукциона определены периодом подачи заявок с 10:00 12.05.2020 по 17:00 17.06.2020. Дата и время торгов 18.06.2020 10:00. Исходя из сообщения в ЕФРСБ №5144751 от 25.06.2020, торги признаны несостоявшимися.
Сообщение о результатах проведения торгов подлежали направлению арбитражным управляющим для публикации в газете «Коммерсантъ» в срок не позднее 13.07.2020.
Вместе с тем данное сообщение о проведении торгов в газете «Коммерсант» арбитражным управляющим не опубликовано.
При этом датой совершения правонарушения является дата, когда указанная обязанность должна была быть исполнена, то есть 13.07.2020.
Согласно сообщению № 5616732. размещенному на сайте ЕФРСБ 18.10.2020, торги по продаже имущества должника ООО «Минерал Ресурс» (дебиторская задолженность, два лота) в форме публичного предложения определены периодом подачи заявок с 10:00 19.10.2020 по 16:00 27.11.2020. Дата и время торгов 27.11.2020 16:00. Исходя из сообщения в ЕФРСБ №5907412 от 16.12.2020, торги признаны несостоявшимися.
Сообщение о результатах проведения торгов подлежали направлению арбитражным управляющим для публикации в газете «Коммерсантъ» в срок не позднее 18.12.2020.
Вместе с тем данное сообщение о проведении торгов не опубликовано арбитражным управляющим в газете «Коммерсантъ».
При этом датой совершения правонарушения является дата, когда указанная обязанность должна была быть исполнена, то есть 18.12.2020.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего по указанным выше фактам нарушения требований Закона о банкротстве.
В ходе административного расследования установлено, что арбитражный управляющий ранее привлекался к административной ответственности по части 3, 3.1. статьи 14.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, при рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях арбитражного управляющего наличия состава административного правонарушения по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, вместе с тем исходя из характера совершенных конкурсным управляющим нарушений, а также принимая во внимание привлечение к административной ответственности ранее, пришел к выводу о возможности переквалификации вменяемого нарушения с части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Возражений относительно переквалификации правонарушения сторонами не заявлено.
Доводы апелляционной жалобы арбитражного управляющего относительно малозначительности совершенного им правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) судом апелляционной инстанции отклоняются, в связи со следующим.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Таким образом, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.
Оценив представленные Управлением Росреестра доказательства в их совокупности, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности вины заинтересованного лица в совершении вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что конкурсный управляющий имеет специальную подготовку для осуществления деятельности в качестве арбитражного управляющего и необходимый опыт, которые позволяют исполнять обязанности арбитражного управляющего в строгом соответствии с законодательством о банкротстве.
Материалы дела не содержат доказательств, что нарушение Закона о банкротстве было вызвано обстоятельствами, находящимися вне контроля арбитражного управляющего при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении процедуры конкурсного производства.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы об отсутствии состава вменяемого правонарушения были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает.
Существенных нарушений порядка ведения административного производства судами не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности осуществлено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, при рассмотрении дела суд первой инстанции, исходя из характера совершенных арбитражным управляющим нарушений, принимая во внимание обстоятельства и количество совершенных арбитражным управляющим правонарушений, пришел к выводу о невозможности применения к заявителю санкции, установленной частью 3.1 статьи 14.13, усматривая дисквалификацию исключительной мерой административного наказания, чрезмерной по отношению к содеянному; признавая допущенные нарушения незначительными, суд первой инстанции, переквалифицировав вменяемое нарушение с части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ на часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ, определил наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что избранная судом первой инстанции мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отвечает положениям части 3 статьи 4.1 КоАП РФ. Оснований считать наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод апелляционной жалобы о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного ввиду того, что формальное наличия всех признаков состава вменяемого правонарушения не причинило существенного вреда интересам общества и государства, подлежит отклонению, поскольку допущенные арбитражным управляющим при проведении процедуры конкурсного производства нарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций, в связи с чем не могут быть признаны малозначительными.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), применяемых в период осуществления своих полномочий.
Доказательств исключительных обстоятельств, при которых допущено административное правонарушение, материалы дела не содержат.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и о привлечении к административной ответственности, а также жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не облагаются, следовательно, вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июля 2021 года по делу № А60-25141/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
В.Г. Голубцов
Судьи
И.В. Борзенкова
Е.М. Трефилова