ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП- 24 /2021-АК
г. Пермь
14 января 2022 года Дело № А60-25973/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцов В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тиуновой Н.П.,
при участии представителя заявителя: ФИО1 (паспорт, доверенность от 14.07.2021, диплом)
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 июля 2021 года
по делу № А60-25973/2021
по заявлению акционерного общества «Екатеринбурггаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо – ФИО2,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Акционерное общество «Екатеринбурггаз» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Свердловский УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-621/2021 от 11.05.2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В порядке части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. По доводам жалобы, антимонопольный орган настаивает на наличии события, вменяемого обществу административного правонарушения, доказанность вины АО «Екатеринбурггаз» в совершении административного правонарушения в качестве субъекта естественной монополии, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021 производство по апелляционной жалобе Свердловского УФАС России по настоящему делу приостановлено.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 назначено судебное заседание для решения вопроса о возможности возобновления производства по апелляционной жалобе, проведении в этом же заседании судебного разбирательства.
Производство по апелляционной жалобе возобновлено судом апелляционной инстанции протокольным определением от 11.01.2022.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам изложенным в письменном отзыве.
Управление, извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской рассмотрено дело № 066/04/9.21-621/2021, основанием к возбуждению которого, согласно пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, послужило заявление ФИО2 (вх.№ 01-33661 от 18.12.2020).
По результатам рассмотрения дела, антимонопольным органом в отношении АО «Екатеринбурггаз» вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-621/2021 об административном правонарушении
Свердловским УФАС России вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-621/2021 об административном правонарушении от 11.05.2021, которым АО «Екатеринбурггаз признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, дополнений и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Повторным совершением административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 и статьи 4.6 КоАП РФ считается совершение административного правонарушения до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления, предшествующего постановлению, которым вновь назначается административное наказание.
Событие предусмотренного частью 2 статьи 9.21КоАП РФ административного правонарушения проявляется в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, событие которого проявляется в нарушении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314).
Правила № 1314 определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (пункт 1).
В Правилах № 1314 используются следующие понятия (пункт 2): «подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения» - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;
«заявитель» - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения;
«заявители первой категории» - заявители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых не превышает 42 куб. метров в час включительно с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования, ранее подключенного в данной точке подключения объекта капитального строительства, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство исполнителем до точки подключения газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом) и устройство пунктов редуцирования газа (при необходимости), за исключением случаев, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту;
«исполнитель» - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил № 1314).
Согласно пункта 75 Правил № 1314 технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию:
а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);
б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);
в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;
г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
Договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении (пукт 81 Правил № 1314).
Согласно подпункта «г» пункта 83 Правил № 1314 одним из существенных условий договора о подключении является размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения.
Согласно пункта 86 Правил № 1314 в течение 5 рабочих дней после окончания разработки проектной документации, но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), установленных в договоре о подключении, исполнитель направляет информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения) заявителю, за исключением случаев, указанных в подпункте «д» пункта 75 Правил № 1314.
Согласно пункта 87 Правил № 1314, в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение), определяемый исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Расходы на реализацию мероприятий, для которых отсутствуют укрупненные нормативы цены строительства, не должны превышать сметную стоимость, рассчитанную по сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении.
Согласно пункта 97 Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
После окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 5 рабочих дней направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы), но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению, установленного в договоре о подключении.
К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы:
а) заключенный договор о подключении;
б) технические условия (если выдавались);
в) положительное заключение экспертизы проектной документации, в том числе сметной документации, сети газораспределения, если она подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;
г) расчет необходимой валовой выручки по подключению (технологическому присоединению) с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления газораспределительной организацией подключения (технологического присоединения) по индивидуальному проекту с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 105 Правил № 1314).
Судом установлено, что между ФИО2 (далее - Заявитель) и обществом «Екатеринбурггаз» заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения № 13624 от 06.08.2019 (далее - Договор), согласно пункта 3 которого срок осуществления мероприятий по подключению составляет 2 года со дня его заключения.
Договор подписан Заявителем 13.08.2019. АО «Екатеринбурггаз» получило подписанный со стороны заявителя экземпляр Договора 13.08.2019, что подтверждается письменными объяснениями Общества (вх. № 01-35136 от 31.12.2020).
Заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению в пределах границ принадлежащего ему земельного участка: 620000, г. Екатеринбург, Даниловская/ФИО3, д. 34/92, кадастровый № 66:41:0108062:16 (п. 1 Договора).
Согласно пункта 3 Договора срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 2 года со дня заключения договора, то есть не позднее 13.08.2021.
Согласно пункта 5 Договора исполнитель обязан разработать проектную документацию на создание (реконструкцию) сети газораспределения до точки подключения (технологического присоединения) на границе земельного участка заявителя (проект газоснабжения) и получить на нее положительное заключение экспертизы (при необходимости создания сети газораспределения) в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации, направить Заявителю в течение 5 рабочих дней после получения положительного заключения экспертизы на проектную документацию информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения) (при необходимости создания сети газораспределения).
Согласно пункта 10 Договора размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства определяется при подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования по индивидуальному проекту и составляет 35 066 руб. 40 коп. Стоимость работ по разработке проектной документации и проведения ее экспертизы включается в состав платы и составляет 170 руб. 40 коп.
Размер платы по индивидуальному проекту утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов Региональной энергетической комиссией по Свердловской области. В случае, если размер платы при утверждении будет изменен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, стороны, с целью корректировки размера платы, заключают дополнительное соглашение к Договору в течение 15 дней после утверждения размера платы (определен по соглашению сторон).
Согласно акту приемки законченного строительством объекта сети газораспределения от 12.08.2020 объект «Газопровод до границы земельного участка, расположенного по адресу ул. Даниловская/ФИО3, 34/92, кад. № 66:41:01080625:16» (проект № 01-9076-00-ГСН, разработан АО «Екатеринбурггаз») считается принятым заказчиком с прилагаемой проектной документацией с 12.08.2020.
Из условий Договора следует, что размер платы за подключение объекта капитального строительства Заявителя к сети газораспределения определен по индивидуальному тарифу, следовательно, Заявитель не относится к заявителям первой категории в понимании Правил № 1314, и в соответствии с положениями пп. «д» п. 75, п. 86 Правил № 1314 точка подключения не указывается в технических условиях, приложенных к Договору, а информация о ее расположении должна была быть направлена Заявителю в течение 5 рабочих дней после окончания разработки проектной документации, но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению, то есть не позднее 13.12.2020.
Документы, подтверждающие направление Обществом Заявителю информации о расположении точки подключения (технологического присоединения) в срок, установленный пунктом 86 Правил № 1314, в Свердловске УФАС России не представлены.
Документы, подтверждающие направление Обществом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в срок, установленный пунктом 105 Правил № 1314 в Свердловское УФАС России не представлены.
Постановлением от 28.01.2020 по делу № 066/04/9.21-4227/2019 АО «Екатеринбурггаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.
Оспаривая постановление антимонопольного органа, общество указывает на отсутствие в действия общества нарушений Правил № 1314 и состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а также ссылается на пропуск срока привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, исследование вопроса о наличии события административного правонарушения, о вине лица, привлеченного к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судом установлено, что между АО «Екатеринбурггаз» и ФИО2 заключен договор №13624, принадлежащего заявителю объекта капитального строительства.
Договор № 13624 подписан ФИО2 и передан обществу 13.08.2019, что подтверждается датой на экземпляре договора, следовательно, в силу пункта 81 Правил № 1314 считается заключенным с указанной даты.
Предварительные мероприятия по технологическому присоединению определены в Технических условиях № 332 17Д (далее - ТУ № 332 17Д), в приложении к ТУ № 33217Д и на момент заключения договора № 13624 предусматривали: установленный объем потребления природного газа-3,23 куб. метров в час; давление газа в точке подключения - 0.0018 Мпа (до 0.3 Мпа); расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние) - 15 метров; газопровод, к которому осуществляется подключение: существующий газопровод низкого давления диаметром 57 мм.; строительство газопровода низкого давления до границ земельного участка третьего лица ориентировочной протяженностью 21 метр; проведение лесоустроительных работ.
Приведенный состав предварительных мероприятий по технологическому присоединению, включающий лесоустроительные работы, был определен обществом на основании нанесенной на топографо-геодезическую подоснову информации о наличии деревьев по трассе планируемого к строительству газопровода, что предполагало их снос.
Согласно пункт 26(23) раздела VI.2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее - Основные положения) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают, в том числе проведение лесоустроительных работ.
Таким образом, на дату заключения договора № 13624 третье лицо (ФИО2) по техническим параметрам подключения относилось к категории подключения по индивидуальному проекту, плата за которое в окончательном виде подлежала установлению РЭК Свердловской области.
В силу пункта 87 Правил № 1314, в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение), определяемый исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры.
Согласно пункту 97 «а» Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении.
В ходе выполнения обществом проектных работ по результатам выезда на место прохождения проектируемой сети было выявлено отсутствие каких- либо деревьев и, как следствие, необходимости в лесоустроительных работах. В этой связи, обществом была разработана и согласована с уполномоченными органами проектная документация (шифр 01-9076-00-ГСН) на строительство газопровода до границ земельного участка заявителя без проведения лесоустроительных работ (сноса зеленых насаждений) на основе которой, было подготовлено новое приложение к ТУ № 33217Д об исключении из состава мероприятий исполнителя лесоустроительных работ. Технические параметры подключения (технологического присоединения) объекта третьего лица стали подпадать под критерии, соответствующие критериям заявителей первой категории:
-установленный объем потребления природного газа - 3.23 куб, метров в час,
-давление газа в точке подключения - 0.0018 МПа,
-газопровод, к которому осуществляется подключение: газопровод низкого давления диаметром 57 мм,
-расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние) - 1 7 метров,
-выполнение строительства газопровода низкого давления протяженностью 21 метр до точки подключения без необходимости выполнения лесоустроительных работ.
Таким образом, параметры технологического присоединения объекта ФИО2 перестали соответствовать критериям, указанным в п.26(23) Основных положений, в связи с чем, условия договора № 13624, относящиеся к «индивидуальному проекту», перестали соответствовать императивным нормам Правил № 1314 и Основных положений, подлежащим применению в зависимости от той или иной категории заявителя.
Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 62 Правил № 1314, договор о подключении к сетям газораспределения является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с соблюдением особенностей, предусмотренных указанными Правилами.
Частью 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» предусматривает, что норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила.
Таким образом, изменение параметров технологического присоединения объекта третьего лица, в результате которых третье лицо перестало относиться к категории заявителей, для которых плата за технологические присоединение подлежит установлению регулирующим органом по индивидуальном) проекту, влечет необходимость применения императивных положений, относящихся к заявителям первой категории и изменения договорных условий не зависимо от воли сторон и подписания соответствующего дополнительного соглашения.
Повторно в соответствии с положениями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы настоящего дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что в такой ситуации у Общества не возникла обязанность направлять третьему лицу информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения) в течение 5 рабочих дней после окончания разработки проектной документации, и обязанность направить в течение 5 рабочих дней в орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Следовательно, в действиях (бездействии) Общества отсутствуют нарушения положений пунктов 86, 105 Правил № 1314.
Кроме того, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда о пропуске заинтересованным лицом срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем, отсутствии правовых основании для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении за пределами пресекательного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце третьем пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (абзац 4 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).
Пунктом 86 и пунктом 105 Правил № 1314 предусмотрен срок, в течение которого исполнитель обязан выполнять возложенную на него обязанность по направлению заявителям информации о расположении точки подключения (технологического присоединения) и по направлению в регулирующий орган заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (при соответствии заявителя критериям пункта 26(23) Основных положений). Указанный срок составляет 5 рабочих дней и начинает течь со дня окончания выполнения проектных работ. В связи с чем, вменяемое обществу правонарушение не является длящимся.
Как установил суд, и не оспаривается сторонами, разработка проектной документации была завершена обществом 10.01.2020, срок давности привлечения к административной ответственности за вменяемое обществу правонарушение в соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и начинает исчисляться со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанностей, установленного пунктами 86, 105 Правил № 1314.
В рассматриваемом случае, срок давности истек 17.01.2021.
При указанных обстоятельствах, вывод суда об отсутствии правовых оснований для возбуждения в отношении заявителя дела об административном правонарушении за пределами пресекательного срока, установленного пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Оснований не согласится с позицией суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу № 066/04/9.21-621/2021 от 11.05.2021 вынесенного в отношении АО «Екатеринбурггаз», поскольку административным органом не доказан состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ вменяемого обществу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению по указанным выше мотивам.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, получили надлежащую правовую оценку при полном и всестороннем исследовании судом первой инстанции всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Оснований для иной оценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений, перечисленных в статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, принятое законно и обоснованно, следует оставить без изменения и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июля 2021 года по делу № А60-25973/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий | В.Г. Голубцов | |
Судьи | И.В. Борзенкова | |
Е.Ю. Муравьева |