ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-11957/2023-АК от 13.11.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11957/2023-АК

г. Пермь

20 ноября 2023 года Дело № А60-27571/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Муравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.

лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 06 сентября 2023 года

по делу № А60-27571/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вариант» (ИНН 6658373725, ОГРН 1106658021249)

к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187, ОГРН 1026605235623) о признании недействительным решения,

третье лицо – Рыжкова О.В.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Вариант» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (далее – фонд) о признании недействительным решения от 24.03.2023 № 66132280004015 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 сентября 2023 года заявленные требования удовлетворены, решение фонда признано недействительным.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе указывает, что государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему государственных пособий, а через систему вознаграждения за воспитание ребенка, разных льгот и компенсаций, выплачиваемых из бюджета субъекта Российской Федерации. Вознаграждение опекуну, выплачиваемое по договору о приемной семье, является компенсацией заработка, утраченного в связи с осуществлением ухода за ребенком, так же, как ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Фонду о наличии опеки на возмездной основе стало известно только при проведении контрольных мероприятий в рамках выездной проверки после получения копий документов от страхователя. В связи с тем, что приемные родители не включены в круг лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраст до 1,5 лет, законные основания для назначения и выплаты указанного пособия Рыжковой О.В. за период с 23.03.2021 по 03.01.2022 отсутствуют. Следовательно, территориальным органом фонда излишне понесены расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет за период с 23.03.2021 по 31.12.2021 в сумме 274 621,84 руб.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От фонда поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО «Вариант» зарегистрировано в органах Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя с 24.12.2017 под № 6613818274.

На основании решения от 21.11.2022 фондом проведена выездная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения ООО «Вариант» за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.

Придя к выводу о недостоверности сведений и документов, представленных обществом по Рыжковой О.В., фонд составил акт проверки от 27.02.2023 № 6132280004013.

По результатам рассмотрения акта фондом вынесено решение от 24.03.2023 № 66132280004013, в соответствии с которым страхователю следует возместить излишне понесенные фондом расходы на выплату страхового обеспечения в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет за период с 23.03.2021 по 31.12.2021 в сумме 274 621,84 руб.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия у застрахованного лица права на получение пособия по уходу за ребенком.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав в судебном заседании представителей сторон, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Под обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (страховое обеспечение) понимается исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных Федеральных законом №255-ФЗ, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных Федеральных законом № 255-ФЗ (пункт 3 части 1 статьи 1.2 Закона № 255-ФЗ).

Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является ежемесячное пособие по уходу за ребенком (пункт 5 части 1 статьи 1.4 Закона № 255-ФЗ).

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ, статьи 1, 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 255-ФЗ в настоящее время назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страховщиком.

Пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) предусмотрено, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 152 СК РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (пункт 1). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего кодекса («Опека и попечительство над детьми»). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры поддержки семьи и детей в соответствии со статьей 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель установил систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, источники средств на их выплату, условия и порядок выплаты в Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В частности, в части первой статьи 13 им определен круг лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, к числу которых были отнесены матери, отцы и другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом не исключает фактических различий и необходимость их учета законодателем (Определение от 15 апреля 2008 года N 263-О-О и др.).

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации приемная семья, патронатная семья, а также опека и попечительство являются, наряду с усыновлением, формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, в целях их содержания, воспитания, образования и для защиты их прав и интересов (пункт 1 статьи 123, пункты 1 и 2 статьи 145 СК РФ; пункты 1 и 3 статьи 31, пункт 1 статьи 32 ГК РФ; статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). При этом обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 36 ГК РФ, часть 1 статьи 16 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Приемной же семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в этом договоре (пункт 1 статьи 152 СК РФ). Такой договор носит возмездный характер, и согласно пункту 2 статьи 153.1 СК РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Так, Законом Свердловской области от 19.11.2008 № 107-ОЗ «О денежных средствах на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством» определен размер ежемесячного вознаграждения приемным родителям в зависимости от возраста взятых на воспитание приемных детей (от 6646 руб. до 7643 руб. в месяц без учета индексации).

Следовательно, законодатель, предусмотрев разные формы устройства в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, установил для каждой из них определенные меры поддержки в виде пособий и выплат, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.

Изложенные выводы подтверждаются правовой позицией, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.09.2012 №1549-О, решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2009 №ГКПИ08-2132, определение Верховного Суда РФ от 28.10.2019 № 309-ЭС19-18656.

Из материалов проверки следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что Рыжкова О.В. исполняет обязанности опекуна на основании договора о приемной семье, в связи с чем, как обоснованно указывает фонд в апелляционной жалобе, основания для назначения и выплаты ей пособия по уходу за ребенком (за счет средств ФСС РФ) отсутствовали.

Вместе с тем неверные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неверного решения.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона № 255-ФЗ суммы страхового обеспечения, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).

Согласно части 2 статьи 15.1 Закона № 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются в том числе расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (часть 2 статьи 15 ГК РФ).

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Особенности назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375.

В соответствии с пунктом 2 указанного Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.

Согласно пункту 3 Положения № 2375 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом документов (сведений), указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия.

Страхователи, указанные в пункте 4 Положения № 2375 (у которых среднесписочная численность физических лиц за предшествующий расчетный период превышает 25 человек), представляют в сроки, установленные пунктом 3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом.

В силу пункта 9 Положения № 2375 в случае представления в территориальный орган Фонда не в полном объеме документов (сведений), сведений о застрахованном лице, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю извещение о представлении недостающих документов (сведений) по форме, утверждаемой Фондом.

После получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия (пункт 10 Положения № 2375).

Выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда способом, указанным в сведениях о застрахованном лице либо в реестре сведений (путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию), в течение 10 календарных дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (пункт 11 Положения № 2375).

Таким образом, порядок выплаты пособия, установленный Положением, предусматривает, что на работодателя возлагается обязанность принять заявление работника о выплате пособия и, подготовив необходимые документы, направить заявление и документы работника либо соответствующий реестр по установленной форме и в установленном формате в территориальный орган ФСС, который и принимает решение о наличии оснований для выплаты пособия и о собственно выплате пособия.

Как следует из пункта 19 Положения, страхователь несет ответственность за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера.

Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответственно, страхователь несет ответственность в виде возмещения излишне понесенных страховщиком расходов в том случае, если им осуществляется сокрытие либо представление недостоверных сведений, влияющих на размер начисленного пособия.

Из материалов дела судом установлено, что обществом предоставлен отпуск по уходу за ребенком своему работнику Рыжковой О.В. – на основании ее заявления. Приказ о предоставлении отпуска от 19.03.2021, заявление работника и приказ Министерства социальной политики Свердловской области о назначении опекуном направлены обществом в адрес фонда в соответствии с Положением № 2375 в виде электронного реестра сведений.

В результате рассмотрения электронного реестра сведений, территориальным органом Фонда Рыжковой О.В. назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 23.03.2021 по 31.12.2021.

В оспариваемом решении не указано и фондом не поясняется, почему страхователь должен был понимать из приказа Министерства социальной политики Свердловской области о назначении Рыжковой О.В. опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно (по договору о приемной семье), и отсутствии, таким образом, оснований для назначения пособия по уходу за ребенком, а сам фонд при рассмотрении этого же документа такой вывод не сделал, а напротив, принял решение о назначении и выплате застрахованному лицу пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Что именно в направленных страхователям сведениях являлось недостоверным (или какие именно сведения были скрыты), в решении фонда не указано.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование о признании решения фонда недействительным.

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 сентября 2023 года по делу № А60-27571/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.В. Васильева

Судьи

Е.Ю. Муравьева

Ю.В. Шаламова