ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-12056/2023-ГК
г. Пермь
01 декабря 2023 года Дело № А60-32537/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Крымджановой Д.И., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при не явке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 сентября 2023 года
по делу № А60-32537/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения,
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство), выраженного в письме от 13.04.2023 № 12-04-10/6759, об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины площадью 4176,2723 га, расположенного в кварталах № 3, 5, 7, 10, 11 (выделы 1-19, часть 20, 21-36, часть 37, 38-49), 12 (выделы 1-26, часть 27, часть 28, 29-33, часть 34, часть 35, 36-38), 14, 15 (выделы 1-6, часть 7, 8-10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, 16-17, часть 18, 19-20, часть 21, 22, часть 23, 24), 17, 18, 21 (выделы 1-23, часть 24, 25-34, часть 35, 36, часть 37, 38), 23-26, 27 (выделы 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, 8-27), 28-30 урочища МУП «Агролесхоз» Верхотурского участкового лесничества Верхотурского лесничества, кадастровый номер лесного участка 66:09:0000000:2762; о возложении на Министерство обязанности принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины площадью 4176,2723 га, расположенного в кварталах № 3, 5, 7, 10, 11 (выделы 1-19, часть 20, 21-36, часть 37, 38-49), 12 (выделы 1-26, часть 27, часть 28, 29-33, часть 34, часть 35, 36-38), 14, 15 (выделы 1-6, часть 7, 8-10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, 16-17, часть 18, 19-20, часть 21, 22, часть 23, 24), 17, 18, 21 (выделы 1-23, часть 24, 25-34, часть 35, 36, часть 37, 38), 23-26, 27 (выделы 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, 8-27), 28-30 урочища МУП «Агролесхоз» Верхотурского участкового лесничества Верхотурского лесничества, кадастровый номер лесного участка 66:09:0000000:2762.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.09.2023 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным решение Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, выраженное в письме от 13.04.2023 № 12-04-10/6759. В целях восстановления нарушенных прав индивидуального предпринимателя ФИО1 на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 и принять по нему решение в установленный ч. 3 ст. 78 Лесного кодекса Российской Федерации срок.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя ФИО1 В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что судом необоснованно отклонены доводы Министерства о невозможности организации аукциона по предоставлению лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины, поскольку таксация лесов проведена более десяти лет назад. Отмечает, что положения части 10 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 02.07.2021 № 304-ФЗ) применяются к договорам аренды лесных участков, которые будут заключены после 01.01.2022; согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действующим законодательством установлен запрет на передачу в аренду лесных участков, где таксация лесов проведена более десяти лет назад; давность материалов лесоустройства на территории Верхотурского лесничества составляет более 16 лет; в соответствии с пунктом 22 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2022) осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений; согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). При таких обстоятельства и с учетом давности материалов лесоустройства по Верхотурскому лесничеству (более 16 лет), заявитель полагает, что таксация лесов, как часть лесоустройства, должна быть проведена Рослесхозом, без проведения работ по таксации Министерство не вправе организовывать торги. С учетом изложенного заявитель жалобы считает, что требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, просил оставить решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области с заявлением об организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для целей заготовки древесины площадью 4176,2723 га, расположенного в кварталах № 3, 5, 7, 10, 11 (выделы 1-19, часть 20, 21-36, часть 37, 38-49), 12 (выделы 1-26, часть 27, часть 28, 29-33, часть 34, часть 35, 36-38), 14, 15 (выделы 1-6, часть 7, 8-10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, 16-17, часть 18, 19-20, часть 21, 22, часть 23, 24), 17, 18, 21 (выделы 1-23, часть 24, 25-34, часть 35, 36, часть 37, 38), 23-26, 27 (выделы 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, 8-27), 28-30 урочища МУП «Агролесхоз» Верхотурского участкового лесничества Верхотурского лесничества, кадастровый номер лесного участка 66:09:0000000:2762.
Письмом от 13.04.2023 № 12-04-10/6759 Министерство отказало в проведении аукциона, сославшись на положения ч. 10 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации и давность материалов лесоустройства по запрашиваемому лесному участку более 16 лет.
Полагая, что решение об отказе является незаконным и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из неправомерности указанных Министерством оснований отказа в проведении аукциона.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Статьей 78 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также – аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (часть 1).
В случае получения заявления о проведении аукциона решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения такого заявления (часть 3).
Заявление о проведении аукциона подается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 4).
Порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона, а также требования к его формату, если оно подается в форме электронного документа, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
Согласно части 6 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации основаниями к отказу в проведении аукциона могут являться следующие случаи: заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу; заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насаждений, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридическому лицу; заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации; заявление о проведении аукциона подано заявителем, с которым в соответствии с настоящим Кодексом не может быть заключен договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона; заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи.
Судом установлено, что оспариваемое решение Министерства об отказе в проведении аукциона обосновано давностью проведения в отношении спорного участка таксации (более 16 лет).
Оценив в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 АПК РФ основания для отказа в проведении аукциона, изложенные в решении Министерства от 13.04.2023, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приведенное Министерством основание к отказу в проведении аукциона не предусмотрено частью 6 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации.
Приведенные Министерством доводы относительно давности проведения таксации лесов основанием к отказу в проведении аукциона не являются.
Приказом Минприроды России от 29.06.2018 № 302 утверждены Порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а также требования к формату указанного заявления в случае подачи в электронной форме (далее – Порядок).
Заявление подается в уполномоченный орган на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, направляемого в уполномоченный орган посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг или с использованием официального сайта уполномоченного органа (пункт 1 Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка в заявлении о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, указываются следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение – для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) - для гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя;
б) местоположение и площадь лесного участка;
в) цель, вид (виды) и срок использования лесного участка;
г) кадастровый номер лесного участка;
д) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.
В соответствии с требованиями пункта 5 Порядка вместе с заявлением заявитель вправе представить следующие сведения: а) о наличии заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц – для юридического лица; б) о наличии заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей – для индивидуального предпринимателя; в) о наличии заявителя в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства); г) об отсутствии заявителя в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
В случае, если заявителем не представлены сведения, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, уполномоченный орган запрашивает их путем межведомственного информационного взаимодействия (пункт 6 Порядка).
В случаях, предусмотренных частью 6 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации, уполномоченным органом принимается решение об отказе в проведении аукциона (пункт 9 Порядка).
Применительно к положениям Лесного кодекса Российской Федерации и названного Порядка, суд посчитал, что предпринимателем был соблюден порядок обращения с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды.
Доказательств отнесения лесного участка к категории лесов, которые не могут быть предоставлены гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам, так же как доказательств несоответствия заявления предпринимателя требованиям статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации и вышеуказанного порядка материалы дела не содержат.
В силу положений части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого отказа и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с правильной оценкой судом первой инстанции верно установленных фактических обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
При таких условиях, основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК РФ, отсутствуют.
Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 сентября 2023 года по делу № А60-32537/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
О.Г. Дружинина
Судьи
Д.И. Крымджанова
М.А. Полякова