ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-14530/2023-АК
г. Пермь
02 февраля 2024 года Дело № А60-36107/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой О.Г.,
судей Крымджановой Д.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хасаншиной Э.Г.,
при участии:
от ответчика: ФИО1, паспорт, доверенность от 01.09.2023;
от истца, третьих лиц: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 ноября 2023 года
по делу № А60-36107/2023
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к акционерному обществу «Севуралбокситруда» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: индивидуальный предприниматель ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), государственное казенное учреждение Свердловской области «Режевское лесничество» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
об обязании выполнения работ по компенсационному лесовосстановлению,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к акционерному обществу «Севуралбокситруда» (далее – ответчик, АО «Севуралбокситруда») о возложении обязанности провести повторные работы по лесовосстановлению на площади 2,3 га в выделе 44 квартала 2 урочища СПК Останинский Липовского участкового лесничества Режевского лесничества в течение одного года со дня вступления судебного решения в законную силу (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель ФИО2, государственное казенное учреждение Свердловской области «Режевское лесничество» (ст. 51 АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 14.11.2023 в иске отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, иск удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель приводит доводы о том, что судом не применен пункт 53 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.12.2021 № 1024 (далее - Правила лесовосстановления № 1024). Проект лесовосстановления ответчика не содержит индивидуальных проектных показателей жизнеспособных растений, поэтому за норматив должен быть принят размер 85 %, указанный в пункте 53 Правил лесовосстановления № 1024. Истец также считает, что пропуск годового срока на один месяц не является существенным обстоятельством при рассмотрении данного спора, поскольку установленный п. 14.5 Правил лесовосстановления № 1024 срок не является пресекательным.
АО «Севуралбокситруда» в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против ее удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и АО «Севуралбокситруда» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 101/16-з от 19.09.2016, согласно которому ответчику передается в аренду лесной участок с целью использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождения полезных ископаемых (для добычи бокситов Черемуховского месторождения).
Подпункт «л» пункта 11 договора содержит положение об обязанности ответчика выполнять работы по лесовосстановлению в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления или лесоразведения.
Во исполнение указанного условия между АО «Севуралбокситруда» и ГКУ СО «Режевское лесничество» согласован проект лесовосстановления лесного участка ГКУ СО «Режевское лесничество», Липовское участковое лесничество, урочище СПК «Останинский» квартала № 2 выдела № 44 (площадь участка 2,3 га).
Согласно пункту 8 Проекта освоения лесов срок проведения мероприятий по лесовосстановлению - весна 2021 г. Количество посадочных мест на 1 га – 4 000 шт.
21.05.2021 арендатор направил письмо № СУБР-Исх-21-2279 о согласовании переноса срока выполнения работ лесовосстановления на осенний период 2021 года в 44 выделе, 2 квартала, урочище СПК «Останкинское», Липовского участкового лесничества на площади 2,3 га, без внесения изменений в утвержденный проект по лесовосстановлению.
Письмом № 89 от 26.05.2021 ГКУ СО «Режевское лесничество» согласован перенос срока выполнения работ по лесовосстановлению на осенний период 2021 года в Липовском участковом лесничестве, урочище СПК «Останкинское» квартал 2 выдел 44, площадь 2,3 га.
С целью выполнения работ по компенсационному лесовосстановлению ответчиком был заключен договор подряда № СУБР-Д-2021-287 от 18.08.2021 с ИП ФИО2 Соответствующие работы были выполнены в установленные сроки, о чем был составлен акт выполнения работ от 30.09.2021.
По результатам работ между представителем ГКУ СО «Режевское лесничество» и представителем АО «Севуралбокситруда» подписан акт выполнения работ от 30.09.2021.
Письмом № 183 от 20.10.2022 ГКУ «Режевское лесничество» на 28.10.2022 пригласило АО «Севуралбокситруда» на приемку работ по лесовосстановлению, при которых учитываются количество жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления.
28.10.2022 между представителем ГКУ СО «Режевское лесничество» и представителем АО «Севуралбокситруда» подписан акт приемки, где зафиксировано несоответствие фактических показателей проекту лесовосстановления (приживаемость лесных культур из 4 000 штук посадочных- 1 350 штук, что составляет 34 %).
Назначена повторная приемка работ в срок до 01.06.2023, поскольку проектные показатели в соответствии с проектом лесовосстановления не достигнуты. Представителем АО «Севуралбокситруда» акт приемки работ подписан с возражениями, что срок принятия работ не соответствует действующему законодательству.
Письмом № 92 от 19.05.2023 ГКУ СО «Режевское лесничество» дополнительно проинформировало о необходимости проведения АО «Севуралбокситруда» дополнительных работ по лесовосстановлению для достижения количества жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления.
В письме от 30.05.2023 № СУБР-исх 23-2173 АО «Севуралбокситруда» указало на необоснованность требований по проведению повторных работ по лесовосстановлению.
Неисполнение ответчиком требований Министерства о проведении повторных лесовосстановительных работ послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии в согласованном проекте лесовосстановления конкретного процента приживаемости лесных культур, нарушении срока проверки, в удовлетворении исковых требований отказал.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ). К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В силу части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление. Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 ЛК РФ).
Согласно части 5 статьи 62 ЛК РФ, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, 7 предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Также в силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Статья 63.1 ЛК РФ дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 02.07.2021 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» закон вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу. Частью 4 статьи 4 Закона № 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона № 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона № 303-ФЗ.
В связи с тем, что частью 2 статьи 62 ЛК РФ, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса, то, следовательно, у лиц, использующих леса для целей, указанных в ст.ст. 43-46 ЛК РФ и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
В силу части 4 статьи 4 Закона № 303-ФЗ положения части 7 распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона № 303-ФЗ.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 № 304-ЭС22-3799 сформулирована правовая позиция, согласно которой по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. Учитывая, что частью 2 статьи 62 ЛК РФ, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, следовательно, у лиц, использующих леса для названных целей и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 по делу № 307-ЭС22-5959 указано, что по смыслу статьи 63.1 ЛК РФ и Правил № 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 ЛК РФ, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
Из совокупного толкования приведенных выше норм права, учитывая основные принципы лесного законодательства (статья 2 ЛК РФ), в том числе принципы использования лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права. При этом нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры.
Ответчик не оспаривает наличие у него обязанности по проведению лесовосстановления, однако указывает, что такие работы им проведены, оснований для проведения повторных работ не имеется, тогда как истец настаивает на том, что проектные показатели в части достижения количественных показателей жизнеспособных растений не достигнуты, что согласно п. 53 Правил лесовосстановления № 1024 является основанием для проведения повторных работ.
Положения по вопросу лесовосстановления и обязанностей лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений, изложены в Правилах лесовосстановления № 1024.
Так, согласно пункту 7.1 Правил лесовосстановления № 1024, лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти, на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через три года со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
В соответствии с п. 10 Правил лесовосстановления № 1024 лесовосстановительные мероприятия на землях, предназначенных для лесовосстановления, считаются выполненными в случае достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления в части достижения количественных показателей жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления.
Уполномоченным органом приемка работ проводится в осенний период, но не позднее чем через год после проведения данных работ, с участием лица, проводившего лесовосстановление (или его представителя), который письменно посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении предупреждается о дате и времени приемки работ за 5 рабочих дней. При приемке работ проводится оценка лесовосстановления, при которой учитывается количество жизнеспособных растений основных лесных древесных пород, указанных в проекте лесовосстановления (п. 14.5 Правил лесовосстановления № 1024).
В соответствии с пунктом 53 Правил лесовосстановления № 1024 лесные культуры с приживаемостью 25 - 85% от количества деревьев основных пород, определенной при инвентаризации в соответствии с абзацем вторым пункта 9 Правил, в которых не обеспечивается количество деревьев основной породы, предусмотренной в таблицах 1 приложений 1 - 41 к Правилам, подлежат дополнению деревьями основной породы.
Оценка приживаемости лесных культур определяется выраженным в процентах отношением числа посадочных (посевных) мест с сохранившимися растениями к общему числу посадочных (посевных) мест, учтенных на пробной площади (пункт 54 Правил лесовосстановления № 1024).
Актом приемки работ от 28.10.2022 зафиксирована приживаемость лесных культур по лесовосстановлению на площади 2,3 га в выделе 44 квартала 2 урочища СПК Останинский Липовского участкового лесничества Режевского лесничества в размере 34 %.
Отклоняя довод истца о не достижении арендатором проектных показателей, суд первой инстанции исходил из того, что проектом
лесовосстановления конкретный процент приживаемости не установлен.
Принимая во внимание, что проект лесовосстановления не содержит индивидуальных проектных показателей жизнеспособных растений, следовательно, суду первой инстанции следовало руководствоваться, установленным пунктом 53 Правил лесовосстановления № 1024 процентом приживаемости растений.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что зафиксированный в акте от 28.10.2022 процент приживаемости лесных культур в размере 34 % требует дополнения деревьями основной породы.
Пунктом 14.7 Правил лесовосстановления № 1024 предусмотрено, в случае если при оценке лесовосстановления выявлено, что проектные показатели в соответствии с проектом лесовосстановления не достигнуты, уполномоченным органом в акте приемки работ указываются причины, по которым работы по лесовосстановлению не приняты.
В соответствии с пунктом 14.8 Правил лесовосстановления № 1024, в случае непринятия уполномоченным органом работ по лесовосстановлению лица, указанные в подпункте «в» пункта 6 Правил, должны повторно провести работы по лесовосстановлению, необходимые для достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления.
Повторная приемка работ уполномоченным органом проводится согласно пунктам 14.5 - 14.7 Правил, но не позднее чем через один год со дня проведения приемки работ. В таком случае в проект лесовосстановления вносятся изменения, в том числе в части срока действия, в соответствии с приложением 2 к настоящему приказу.
С учетом срока рассмотрения настоящего спора, сезонности подлежащих выполнению работ апелляционный полагает, что необходимым и достаточным сроком для проведения дополнительных лесовосстановительных работ будет 1 год с момента вступления решения в законную силу.
Пропуск установленного пунктом 14.5 Правил лесовосстановления № 1024 годового срока приемки работ на один месяц не является достаточным основанием для освобождения арендатора от проведения лесовосстановления, поскольку срок не является пресекательным. Работы были выполнены ответчиком осенью 2021 года, акт составлен 30.09.2021. Результат работ был оценен в осенний период 2022 года (акт от 28.10.2022), до установления снежного покрова и наступления морозной погоды. Более того, в материалы дела не представлено доказательств того, что нарушение срока проверки влияет на выявление процента приживаемости лесных культур.
Таким образом, обжалуемое решение от 14.11.2023 подлежит отмене (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), исковые требования – удовлетворению.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску подлежат отнесению на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2023 года по делу № А60-36107/2023 отменить.
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области удовлетворить.
Возложить на акционерное общество «Севуралбокситруда» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обязанность выполнить повторные работы по лесовосстановлению на площади 2,3 га в выделе 44 квартала 2 урочища СПК Останинский Липовского участкового лесничества Режевского лесничества в течение одного года со дня вступления судебного решения в законную силу.
Взыскать с акционерного общества «Севуралбокситруда» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 6 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
О.Г. Дружинина
Судьи
Д.И. Крымджанова
В.В. Семенов