ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-15775/2021-ГК от 14.02.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 75 /2021-ГК

г. Пермь

15 февраля 2022 года                                                   Дело № А50-9627/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,

судей  Гуляевой Е.И., Крымджановой Д.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой И.А.,

при участии:

от истца  по первоначальному иску -  Новиков А.А., удостоверение,  доверенность от 28.12.2021;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца по первоначальному иску, Департамента экономики и промышленной политики Администрации города Перми,

на решение Арбитражного суда Пермского края от 06 октября 2021 года по делу № А50-9627/2021 

по иску Департамента экономики и промышленной политики Администрации города Перми (ОГРН: 1145958090486, ИНН: 5902000833)

к Детско-юношеской межрегиональной физкультурно-спортивной общественной организации «Волго-Уральский спортивный дом» (ОГРН: 1025900002920, ИНН: 5908020762)

о взыскании задолженности по договорам установки и эксплуатации рекламной конструкции на земельном участке,

по встречному исковому заявлению Детско-юношеской межрегиональной физкультурно-спортивной общественной организации «Волго-Уральский спортивный дом» (ОГРН: 1025900002920, ИНН: 5908020762)

к Департаменту экономики и промышленной политики Администрации города Перми (ОГРН: 1145958090486, ИНН: 5902000833)

о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами

установил:

Департамент экономики и промышленной политики администрации города Перми (далее – истец, Департамент) обратился в арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением (с учётом принятого судом уточнения размера исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ) к Детско-юношеской межрегиональной физкультурно-спортивной общественной организации «Волго-Уральский спортивный дом» (далее – ответчик, ДЮМФСРР «Волго-Уральский спортивный дом») о взыскании задолженности по договору № 700016062 в сумме 412 379 руб. 12 коп., задолженности по договору № 300015629 в сумме 174 857 руб. 28 коп.

ДЮМФСРР «Волго-Уральский спортивный дом» обратился в суд с встречным иском о взыскании неосновательного обогащения в сумме 275 915 руб. 84 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 759 руб. 15 коп.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.10.2021 в удовлетворении первоначальных исковых требований Департамента отказано. Встречные исковые требования ДЮМФСРР «Волго-Уральский спортивный дом» удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец по первоначальному иску, Департамент экономики и промышленной политики Администрации города Перми, обратился  с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять  новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы указывает на ошибочное  применение  судом норм материального  права,  что ссылка суда на  абз. 3 п.7  Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 является неправомерной, предметом оспариваемых договоров является  предоставление права на установку и эксплуатацию на территории г. Перми  рекламной конструкции, в связи подлежат применению нормы ст. 39.36 Земельного кодекса РФ,  аукционная  документация к торгам и заключенный договор  указывают на тот факт, что рекламораспространителю  предоставляется права размещения рекламного объекта в месте, определяемой схемой без предоставления земельного участка и в отсутствие государственного регистрации такого договора. Также апеллянт считает, что письмо ООО «Закамская телефонная компания» не может являться допустимым доказательством фактической невозможности установки рекламной конструкции по ул. Якутская, поскольку руководящий документ РД 45.156-2000, на который указано в письме, утвержден Министерством Российской Федерации по связи и информатизации в 2000 году, данный документ определяет  паспорт трассы, не определяет и не устанавливает охранных зон волоконно-оптических линий связи. Отмечает, что согласно сведениям публичной кадастровой карты  в вместе размещения рекламной конструкции  по ул. Якутская, не размещается сооружение связи, отсутствуют  сведения  о его охранной зоне.

До начала судебного разбирательства от ответчика по первоначальному иску поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно  которому ответчик полагает судебный акт законным и обоснованным,  просит отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал,  просил   решение суда отменить.

Ответчик по первоначальному иску, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,   между Департаментом экономики и промышленной политики администрации города Перми (Департаментом) и ДЮМФСОО «Волго-Уральский спортивный дом» рекламораспространитель) были заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании либо ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.

По условиям договора от 13.05.2019 № 300015629 в соответствии со Схемой размещения рекламных конструкций на территории города Перми, утверждённой решением Пермской городской Думы от 23 августа 2016 г. № 171, департамент предоставляет рекламораспространителю право на установку и эксплуатацию на территории города Перми рекламной конструкции: учётный номер рекламной конструкции 2.Щ.17; адресный ориентир: ул. Якутская, поз. 17; вид рекламной конструкции: 2-сторонний щит; вид рекламной конструкции: отдельно стоящая; площадь информационного поля рекламной конструкции – 36 кв.м., с подсветкой.

Договор вступает в силу со дня подписания между сторонами, действует до 12.05.2027 (пункт 2.1).

По условиям договора ответчик принял на себя обязательства внести ответчику денежные средства в качестве оплаты на право заключения договора, в качестве платежей за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в качестве обеспечительного платежа (пункты 3.1, 3.2).

Согласно п.3.1 договора № 300015629 плата за установку и эксплуатацию рекламной конструкции составляет 9030 руб. 53 коп. в месяц, 108366 руб. 34 коп. в год.

Плата по договору за год (108 366 руб. 34 коп.) соответствует размеру обеспечительного платежа, который засчитывается в счёт оплаты по договору за последний период его действия (год), а также в счёт иных денежных обязательств, предусмотренных договором (п.3.2 договора).

Обеспечительный платёж образован из задатка рекламораспространителя, вносимого для участия в торгах, а также разницей между задатком и обеспечительным платежом, оплачиваемой в течение 10 календарных дней после заключения договора.

Для участия в торгах, рекламораспространителем внесён задаток в размере 108366 руб. 34 коп.

13.05.2020  между сторонами заключено дополнительное соглашение, согласно которому департамент в течение 5 рабочих дней со дня обращения рекламораспространителя предоставляет отсрочку ежемесячной платы, определённой пунктом 3.1 договора, без начисления пени. Период предоставляемой отсрочки платы: с 01.04.2020 по 31.12.2020. Плата за размещение рекламной конструкции, отсрочка по уплате которой предоставлена в соответствии с настоящим дополнительным соглашением, подлежит уплате равными частями в срок с 01.01.2021 до 31.12.2021. С 01.01.2021  рекламораспространитель возобновляет платежи в соответствии с пунктом 3.1 договора (пункты 1-4).

По условиям договора от 14.06.2019 № 700016062 в соответствии со Схемой размещения рекламных конструкций на территории города Перми, утверждённой решением Пермской городской Думы от 23 августа 2016 г. № 171, департамент предоставляет рекламораспространителю право на установку и эксплуатацию на территории города Перми рекламной конструкции: учётный номер рекламной конструкции С-Щ-18-131; адресный ориентир: ул. Героев Хасана, 113; вид рекламной конструкции: 2-сторонний щит; тип рекламной конструкции: отдельно стоящая; площадь информационного поля рекламной конструкции – 36 кв.м., с подсветкой.

Договор вступает в силу со дня подписания между сторонами, действует до 13.06.2027 (пункт 2.1).

По условиям договора ответчик принял на себя обязательства внести ответчику денежные средства в качестве оплаты на право заключения договора, в качестве платежей за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в качестве обеспечительного платежа (пункты 3.1, 3.2).

Согласно п.3.1 договора № 700016062 плата за установку и эксплуатацию рекламной конструкции составляет 18964 руб. 11 коп. в месяц, 227 569 руб. 34 коп. в год.

Плата по договору за год (227 569 руб. 34 коп.) соответствует размеру обеспечительного платежа, который засчитывается в счёт оплаты по договора за последний период его действий (год), а также в счёт иных денежных обязательств, предусмотренных договором (п. 3.2 договора).

Обеспечительный платёж образован из задатка рекламораспространителя, вносимого для участия в торгах, а также разницей между задатком и обеспечительным платежом, оплачиваемой в течение 10 календарных дней после заключения договора.

Для участия в торгах, рекламораспространителем внесён задаток в размере 162 549 руб. 50 коп., разница между задатком и обеспечительным платежом в сумме 65 019 руб. 84 коп., которая должна быть уплачена рекламораспространителем до 24.06.2019 (в течение 10 календарных дней после заключения договора).

13.05.2020  между сторонами заключено дополнительное соглашение, согласно которому департамент в течение 5 рабочих дней со дня обращения рекламораспространителя предоставляет отсрочку ежемесячной платы, определённой пунктом 3.1 договора, без начисления пени. Период предоставляемой отсрочки платы: с 01.04.2020по 31.12.2020. Плата за размещение рекламной конструкции, отсрочка по уплате которой предоставлена в соответствии с настоящим дополнительным соглашением, подлежит уплате равными частями в срок с 01.01.2021 до 31.12.2021. С 01.01.2021  рекламораспространитель возобновляет платежи в соответствии с пунктом 3.1 договора (пункты 1-4).

Ссылаясь  на  ненадлежащее исполнение  ответчиком  обязанностей  по  указанным договорам, истец обратился в суд  с требованиями о  взыскании  задолженности.

Возражая против  удовлетворения заявленного  иска,  ДЮМФС ОО «ВУСД»  обратился в суд  со  встречным иском о  взыскании  неосновательного  обогащения.

В обоснование заявленного  иска указал, что по результатам проведения аукционов ДЮМФС ОО «ВУСД» было признано победителем по лотам, в которых разыгрывались права заключить договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций: 2-сторонние рекламные щиты, с размерами рекламных полей 3*6 по адресам: г. Пермь ул. героев Хасана, 113 (аукцион от 27.05.2019  лот № 8) и ул. Якутская, 17 (аукцион от 22.04.2019 г. лот № 29) сроком на 8 лет.

Между департаментом и ДЮМФС ОО «ВУСД» были подписаны договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, зданий либо ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена:

-№ 300015629 от 13.05.2019 -рекламный щит по адресу: г. Пермь, ул. Якутская, поз. 17 (лот. 29);

-№ 700016062 от 14.06.2019 -рекламный щит по адресу: г. Пермь, ул. Героев Хасана, 113 (лот 8).

В соответствии с п.4.1.1 заключённых договоров рекламораспространитель вправе установить рекламную конструкцию в течении года после получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации и Пермского края, правовых актов города Перми и договора.

Согласно п.4.2.3 рекламораспространитель обязан соблюдать при установке и эксплуатации рекламной конструкции требования законодательства Российской Федерации, Пермского края, правовых актов города Перми, договора, в том числе требований к её безопасности, территориальному размещению, соответственно внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Перми и (или) Схеме, виду, типу, площади информационного поля, наличию и виду подсветки рекламной конструкции в течении всего срока действия договора.

В соответствии с п. 4.4.1 договоров Департамент обязан предоставить рекламораспространителю беспрепятственный доступ к земельному участку, зданию либо иному объекту недвижимости, находящемуся в муниципальной собственности, либо земельному участку, государственная собственность на который не разграничена, к которому присоединена рекламная конструкция, в том числе для её установки, эксплуатации, технического облуживания и демонтажа.

Согласно п. 3.1 договоров размер платы составляет: № 300015629 - 9030 руб. 53 коп. в месяц, 108 366 руб. 34 коп. в год; № 700016062 - 18 964 руб. 11 коп. в месяц, 227 569 руб. 34 коп. в год. Плата вносится ежемесячно равными платежами до 5-го числа каждого месяца.

Согласно п. 3.2 договора задаток, внесённый для участия в аукционах, засчитывается в счёт обеспечительного платежа в размере платы по договору за год. Рекламораспространитель оплачивает разницу между задатком и обеспечительным платежом в течении 10 календарных дней после даты заключения договора.

Во исполнение п.3.2 договоров обеспечительные платежи по договорам были внесены истцом в полном объёме, что подтверждается представленными в материалы дела платёжными поручениями.

Фактически места установки рекламных конструкций, которые согласованы по условиям договоров, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Перед установкой рекламных конструкций ДЮМФС ОО «ВУСД» обратилось в Управление внешнего благоустройства МКУ «Пермблагоустройство» и в Администрацию Свердловского района города Перми за получением соответствующего согласования установки рекламной конструкции по адрес: г. Пермь, ул. Героев Хасана, 113. И в Администрацию Кировского района города Перми для согласования установки рекламной конструкции по адресу: г. Пермь, ул. Якутская, 17.

25.06.2019  ДЮМФС «ВУСД» получен ответ о текущем ремонте на транспортной развязке, где должен находиться рекламный щит и данное место занято.

09.07.2019 было получено дополнение от Администрации Кировского района г. Перми.

09.07.2019 ДЮМФС ОО «ВУСД» получен отказ за исх. № 059-39-01-31/02-527 Администрации Свердловского района города Перми.

09.07.2019  ДЮМФС СО «ВУСД» получен отказ за исх. № 059-24/1-01-13-Исх-2204 Управления внешнего благоустройства МКУ «Пермблагоустройство» в согласовании установки рекламной конструкции по адресу: г. Пермь, ул. Героев Хасана, 113.

В связи с чем, ДЮМФС ОО «ВУСД» обратилось в Департамент с просьбой рассмотреть вопрос о прерывании срока действия заключённых договоров №№ 300015629 от 13.05.2019, 700016062 от 14.06.2019  до момента устранения препятствий для реализации прав на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

В ответе по ул. Якутской, 17 № 059-13-06-01/2-325 от 01.10.2019  было указано, что в целях обеспечения правильной правовой оценки Департаментом был направлен запрос в Управление внешнего благоустройства администрации города Перми.

В ответе по ул. Героев Хасана, 113 № 059-13-06-01/2-320 от 20.09.2019 указано, что с целью разрешения обозначенной проблемы проведена встреча с представителями МКУ, по результатам которой было выяснено, что место установки не согласовано в связи с реконструкцией ул. Героев Хасана и Департаментом решается вопрос о расторжении договора в одностороннем порядке. В удовлетворении просьбы о прерывании срока действия договоров и приостановлении начислений было отказано.

На основании письма истца № 33 от 29.04.2021, адресованного ООО «Закамская телефонная компания» ДЮМФС СО «ВУСД» просит разрешить установку рекламного щита в зоне прохождения кабеля связи компании.

В ответе № 19 от 30.04.2021 на письмо ООО «Закамская телефонная компания» указало на то, что в месте, где указана предполагаемая установка рекламного щита проходит кабель связи ООО «Закамская телефонная компания» Охранная зона кабеля, согласно РД-45 составляет 2,0м Согласно постановления Правительства РФ «Об охране линий и сооружений связи» № 578 от 09.06.1995, все линии связи, не зависимо от форм собственности, составляют единую взаимосвязанную сеть связи РФ и их нарушение наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности РФ. В указанное месте компания не может дать разрешение на установку. Просит рассмотреть возможность установки данного объекта за пределами охранной зоны.

Истец по встречному иску указал, что до настоящего времени какие-либо сведения о возможности установки рекламных конструкций по спорным адресам ДЮМФС ОО «ВУСД» от Департамента не получены, установить рекламные конструкции не представляется возможным, рекламные конструкции фактически не устанавливались и не могут быть установлены в будущем по причинам, не зависящим от рекламораспространителя, в связи с чем права победителя аукциона не обеспечены и не реализованы.

Ссылаясь на отсутствие фактической возможности установить рекламные конструкции по адресу: г. Пермь, ул. Якутская, 17, ул. Героев Хасана, 113,  истцом по встречному иску были направлены письма № 56/1 от 11.07.2019 (Якутская, 17) и № 74 от 23.09.2019  с просьбой расторгнуть заключённые договоры в связи с невозможностью реализации права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по причине реконструкций дорог, а также не производить дальнейшие начисления по данным договорам, а также  требование о  возврате внесённых обеспечительных платежей по договорам за установку и эксплуатацию рекламных конструкций в размере 275 915 руб. 84 коп., в том числе по договору № 300015629 от 13.05.2019  (Якутская 17) - 108 366 руб. 34 коп.; по договору № 700016062 от 14.06.2019 (Героев Хасана 113) -162 549 руб. 50 коп. Указанные требования не были удовлетворены.

Отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований и удовлетворяя встречные исковые требования, суд первой инстанции исходил из  обоснованности  позиции  ДЮМФС ОО «ВУСД» ввиду невозможности установки и эксплуатации рекламных конструкций по  объективным причинам.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке  ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с п.  2 ст.  39.36 Земельного  кодекса РФ  установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".

Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ) информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе (пункт 1 статьи 3 Закона).

На основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований названной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) – собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ).

Частью  5.1  ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ установлено, что  заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Согласно ч. 9 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Решением Пермской городской Думы от 27.01.2009 N 11 (ред. от 24.08.2021)  утверждено  Положение о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Перми. Указанное   Положение   регламентирует правоотношения, связанные с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на земельных участках, зданиях либо ином недвижимом имуществе, расположенном на территории города Перми.

Пунктом  3.1 Положения закреплено, что  установка рекламных конструкций на территории города Перми осуществляется на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции,  договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Указанным Положениям (раздел 4) предусмотрены требования к месту размещения рекламных конструкций.  В частности  при  рассмотрении  проекта Схемы размещения рекламных конструкций необходимо  соблюсти  требования к соответствию рекламных конструкций внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Перми, установленных разделом 4 настоящего Положения, соответствие мест территориального размещения рекламных конструкций документам территориального планирования, градостроительным нормам и правилам.  Функциональный   орган   администрации   города   Перми, осуществляющий  функции управления и распоряжения земельными участками, обязан    информировать  о местах планируемого размещения рекламных конструкций, которые расположены на земельных участках, находящихся в собственности города Перми, земельных участках/землях, государственная собственность на которые не разграничена, с указанием границ указанных земельных участков и указанием сведений о наличии/отсутствии прав третьих лиц на указанные земельные участки.

Материалами  дела  подтверждается, что  ответчик является лицом, заключившим  на  торгах договоры на размещение рекламных  конструкций № 300015629 от 13.05.2019  и  № 700016062 от 14.06.2019. Возможность  фактической реализации  указанных  договоров  у ответчика отсутствовала, что установлено  судом  первой инстанции и  подтверждается перепиской сторон. В частности  из ответчика  № 059-13-06-01/2-320 от 20.09.2019 следует, что что место установки не согласовано в связи с реконструкцией ул. Героев Хасана.  В  ответе № 19 от 30.04.2021 на письмо ООО «Закамская телефонная компания» указало на то, что в месте, где указана предполагаемая установка рекламного щита,  проходит кабель связи ООО «Закамская телефонная компания».  Согласно постановлению Правительства РФ «Об охране линий и сооружений связи» № 578 от 09.06.1995 все линии связи, не зависимо от форм собственности, составляют единую взаимосвязанную сеть связи РФ и их нарушение наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности РФ. Охранная зона кабеля согласно РД-45 составляет 2,0 м. В указанное месте компания не может дать разрешение на установку.

Оценив  представленные доказательства по  правилам ст.  71 АПК РФ,  учитывая отсутствие  объективных  данных  о возможности  установки  рекламных  конструкций  по указанным в договорах координатам, суд первой инстанции  пришел  к обоснованным выводам о  неисполнении истцом  обязательств по  спорным договорам,   поскольку истец не предоставил рекламораспространителю  место и возможность установки и эксплуатации на нем рекламных конструкций для соответствующих целей использования (пункты 1.1., 4.4.1 договоров).

В соответствии с п. 3 ст.  328 ГК РФ  ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.

В пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснено, что  к правоотношениям  по  предоставлению  в пользование  имущества для размещения наружной рекламы применяются по аналогии положения законодательства о договоре аренды.

Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (п. 1 ст. 611 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 612 ГК РФ арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.

Исполнение арендатором обязательства по внесению арендной платы обусловлено исполнением арендодателем встречного обязательства по передаче имущества во владение и пользование арендатору (пункт 1 статьи 328 ГК РФ, пункт 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой").   В силу приведенных норм и разъяснений арендодатель вправе требовать от арендатора исполнения обязанности по внесению арендной платы только за период, истекший с момента передачи ему имущества до момента прекращения арендодателем обеспечения возможности владения и пользования арендованным имуществом в соответствии с условиями спорного договора.

Согласно п. 5  Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного  Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017,  арендная плата не подлежит взысканию с арендатора в случае, если он был лишен возможности пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды или целевым назначением этого имущества.

Установив факт  невозможности  установки  ответчиком  рекламных  конструкций в соответствии с заключенными  договорам  по  обстоятельствам, за которые он  не  отвечает,  поскольку имеет  место  несоблюдение требований к месту размещения рекламных конструкций,  учитывая приведенные выше  нормы права и  разъяснения пункта 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66, суд  первой инстанции  пришел  к обоснованным выводам об отсутствии  оснований для удовлетворения первоначального  иска.

Удовлетворяя встречный иск, суд  правомерно  исходил  из  следующего.

Согласно  ст.  1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.  Обязательства из неосновательного обогащения возникают в случаях приобретения или сбережения имущества за счет другого лица, отсутствия правового основания такого сбережения (приобретения), отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

В целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения. Данное применение закона изложено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014.

Недостижение цели  заключения  договоров №№ 300015629 от 13.05.2019, 700016062 от 14.06.2019 по  обстоятельствам, за которые рекламораспространитель не  отвечает,  установлено  судом  при  рассмотрении  настоящего  дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Поскольку  владелец рекламной конструкции вправе установить рекламную конструкцию в течение года после дня получения разрешения (п. 3.7 Положения), на момент  рассмотрения заявленного  иска указанная возможность  утрачена, иного  ответчиком  во  встречному иску  не  доказано,  суд  обоснованно  удовлетворил  требования истца по  встречному иску, взыскав с ответчика в качестве неосновательного  обогащения внесенные обеспечительные платежи  в сумме 270 915 руб. 84 коп., а также   расходы по уплате  государственной пошлины в сумме 5000 руб. за выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Кроме того, истцом по  встречному иску было  заявлено требование о  взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 2 759 руб. 15 коп.

Пунктом 2 ст.  1107 ГК РФ предусмотрено начисление  процентов за пользование чужими средствами (статья 395) на сумму неосновательного денежного обогащения с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Требования истца по  встречному иску в указанной части  также  признаны обоснованными  судом.

Вопреки  позиции апеллянта, нормы материального права применены  судом  первой инстанции правильно.

В п. 1.2 Положения указано, что порядок заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях либо ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Российской Федерации, Пермского края, физических либо юридических лиц, регламентируется данными лицами в соответствии с действующим законодательством.

Возможность  применения  к спорным правоотношениям  по  аналогии    положения законодательства о договоре аренды прямо  предусмотрена  пунктом  7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64.

Отсутствие в ЕГРН сведений об охранных  зонах  не  является обстоятельством, исключающим  необходимость  соблюдения требований  постановления Правительства РФ № 578 от 09.06.19952.

Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578  утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации.  Настоящие Правила являются обязательными для всех физических и юридических лиц независимо от их местонахождения, ведомственной принадлежности и форм собственности. Охранные зоны с особыми условиями использования устанавливаются на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, - в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны (п. 4). На производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому или физическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации (п. 18).

Согласие на  установку рекламной конструкции от  владельца линии связи  не  было получено  рекламораспространителем.

То обстоятельство,  что  место  размещения рекламного объекта было  определено  схемой, не освобождает  Департамент  от  обязанности по  предоставлению   рекламораспространителю  возможности осуществления прав  владельца рекламной конструкции, что  предусмотрено п. 4.4.1 договоров,  и  соблюдению требований к месту размещения рекламных конструкций, что  в данном  случае  не  произошло. Как указано выше, возможность  размещения рекламных  конструкций при  рассмотрении  настоящего  дела  не установлена. Представленные ответчиком доказательства  не  оспорены, ненадлежащими не  признаны.

При названных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 октября 2021 года по делу № А50-9627/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного
производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

М.А. Полякова

Судьи

Е.И. Гуляева

Д.И. Крымджанова