ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-17960/2021-АК от 16.02.2022 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-17960/2021-АК

г. Пермь

21 февраля 2022 годаДело № А60-17432/2021­­

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2022 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,

судейМуравьевой Е.Ю., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В.,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя, общества с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд»,

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 02 декабря 2021 года

по делу № А60-17432/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» (ИНН 6674121179, ОГРН 1036605217252)

к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10317000-119/2021 от 22.03.2021 года,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Новороссийской таможне (далее – заинтересованное лицо, таможенный орган) с требованием об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10317000- 119/2021 от 22.03.2021.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные обществом требования.

По доводам апелляционной жалобы заявитель настаивает на доводах об отсутствии вины общества в совершении вмененных правонарушений, указывает на наличие сведений, содержащихся в реестре Росаккредитации, согласно которым на момент подачи деклараций на товары, декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-IT.СП29.В.08967/19 от 12.02.2019 была зарегистрирована, поэтому заявитель не мог знать, что протокол испытаний не выдавался ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве»; указывает на предоставление обществу скан-копии протокола лабораторных испытаний от 21.12.2018. Общество считает, что неправомерно привлечено к административной ответственности более одного раза за представление таможенному представителю одной и той же декларации о соответствии. Считает, что состав правонарушения является оконченным с момента первого предоставления таможенным брокером в адрес в адрес таможни недействительной декларации.

Таможенным органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу; просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 14.07.2016 между ООО «Элемент-Трейд», Россия (покупатель) и компанией «PASTABERRUTOS.P.A.», Италия (продавец), заключен контракт № 91/2016 купли-продажи товаров, в соответствии с которым, продавец продает, а покупатель покупает товар «макаронные изделия из твердых сортов пшеницы».

07.08.2013 покупателем с ООО «Рускон-Брокер» (исполнитель) заключен договор таможенного представителя, согласно которому исполнитель по поручению заказчика и за счет заказчика принимает на себя обязательства по совершению таможенных операций и других функций в области таможенного дела от имени заказчика, на которого возложена обязанность или которому представлено право совершать такие таможенные операции в соответствии с ТК ЕАЭС, таможенным законодательством Таможенного Союза и таможенным законодательством Российской Федерации; по представлению интересов заказчика во взаимоотношениях с таможенными органами (при согласии исполнителя и при наличии у него возможностей для их оказания).

Во исполнение указанного внешнеторгового контракта, 06.10.2019 в порт Новороссийск прибыл т/х «MSCSENA», на борту которого, в том числе находились контейнеры № TEMU7957807, № MEDU7650227 с товаром - «макаронные изделия...» в количестве 4 873 грузовых мест, общим весом брутто 39 669 кг, согласно коносаменту № MEDUG2999415 от 16.09.2019, инвойсам № 2396 от 12.09.2019, № 2406 от 13.09.2019. Отправителем товара является - компания «PASTABERRUTOS.P.A.», Италия, получателем товара - ООО «Элемент-Трейд», Россия.

В целях помещения вышеуказанного товара под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», а также во исполнение упомянутого договора таможенного представителя сотрудником ООО «Рускон-Брокер» в соответствии со ст.104, 105, 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского таможенного поста (центр электронного декларирования) Новороссийской таможни после заполнения подана декларация на товары (ДТ) № 10317120/071019/0066931, по которой задекларирован товар: товар № 1 - макаронные изделия из твердых сортов пшеницы. Спагетти (код продавца:00240.004), 17 280 шт. пачка 0.4 кг. 720 коробок;товар № 2 - макаронные изделия из твердых сортов пшеницы. Рожки (код продавца:00246.035), 28 340 шт. пачка 0.4кг. 1 417 коробок;товар № 3 - макаронные изделия из твердых сортов пшеницы. Фарфалле (бантики) (код продавца:00243.058), 21 600 шт. пачка 0.4 кг. 1 080 коробок;товар № 4 - макаронные изделия из твердых сортов пшеницы. Фузилли (спирали) трехцветные (код продавца:00242.037), 14 400 шт. пачка 0.4 кг.720коробок; товар № 5 - макаронные изделия из твердых сортов пшеницы. Феттуччини (код продавца:00244.088), 11 232 шт. пачка 0.4 кг. 936 коробок; производитель «PASTABERRUTOS.P.A.», Италия; заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 1902 19 900 0, общей таможенной стоимостью 2 286 542,01 рублей.

Указанный товар включен в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных веществ» TP ТС 029/2011, технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» TP ТС 021/2011, технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» TP ТС 022/2011.

ООО «Рускон-Брокер» (г. Новороссийск, свидетельство о включении в реестр таможенных представителей № 0798), действующее в интересах ООО«Элемент-Трейд», в рамках исполнения договора таможенного представителя с декларантом на Новороссийский таможенный пост (центр электронного декларирования) Новороссийской таможни подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10317120/071019/0066931.

По данной ДТ оформлен в таможенном отношении по таможенной процедуре выпуск для внутреннего потребления товар «макаронные изделия из твердых сортов пшеницы».

В целях подтверждения соблюдения запретов и (или) ограничений, установленных в отношении ввезенного товара № 1,2,3,4,5, «макаронные изделия из твердых сортов пшеницы...», таможенным представителем ООО«Рускон-Брокер» в Новороссийский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Новороссийской таможни представлены декларации о соответствии № ЕАЭС № RUД-1Т.СП29.В.08967/19 от 12.02.2019, зарегистрированная на основании № 45-12-20-1542/4/П от 21.12.2018, выданного Испытательным лабораторным центром Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (регистрационный номер аттестата аккредитации RA.RU.510895)

Однако из письма данного испытательного центра от 22.07.2019 №16-20/346 таможенным органом установлено, что упомянутый выше протокол фактически лабораторией не выдавался.

Таможенный орган в ходе проверки пришел к выводу о том, что декларации о соответствии получены с нарушением требований закона, в связи с чем, при таможенном декларировании были представлены недостоверные сведения. Согласно указанной декларации заявитель ООО «Элемент-Трейд» подтверждает, что продукция: «Макаронные изделия из муки твердых сортов пшеницы, торговых марок «PASTABERRUTOS.P.A.», изготовитель «PASTABERRUTOS.P.A.», Италия, код 1902 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных веществ» TP ТС 029/2011, технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» TP ТС 021/2011, технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» TP ТС 022/2011.

Таможенный орган в ходе проверки пришел к выводу о том, что декларация о соответствии получена с нарушением требований закона, в связи с чем при таможенном декларировании были представлены недостоверные сведения. Согласно указанной декларации заявитель ООО «Элемент-Трейд» подтверждает, что продукция: «Макаронные изделия из муки твердых сортов пшеницы, торговых марок «PASTABERRUTOS.P.A.», изготовитель «PASTABERRUTOS.P.A.», Италия, код 1902 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных веществ» TP ТС 029/2011, технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» TP ТС 021/2011, технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» TP ТС 022/2011.

Таможенный орган в ходе проверки пришел к выводу о том, что декларация о соответствии получена с нарушением требований закона, в связи с чем при таможенном декларировании были представлены недостоверные сведения.

По данным фактам в отношении ООО Элемент-Трейд» составлен протокол об административном правонарушении от 26.02.2021.

По факту выявленного нарушения в отношении общества административным органом вынесено постановление № 10317000-119/2021 от 22.03.2021, которым заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Элемент-Трейд» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции признал оспариваемое постановление законным и в удовлетворении заявленных требований отказал.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.

На основании части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В силу частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статья 16.7 КоАП РФ предусматривает представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В примечании 2 к статье 16.1 КоАП РФ указано, что для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статья 16.7 КоАП РФ, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного декларирования товаров.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в представлении таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган, повлекшем за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах.

Субъектом правонарушения является декларант либо иное лицо, которое представило таможенному представителю либо иному лицу документы, содержащие недостоверные сведения о товарах.

В соответствии с пунктом 8 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

За несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов (статья 400 ТК ЕАЭС).

В соответствии с п. 2 положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее - положение №294), при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза продукции, включенной в единый перечень, при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах.

Согласно пункту 3 указанного положения, к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся:

а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза;

б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в единый перечень;

в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры;

г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.

Согласно протоколу о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение №9 к договору о Евразийском экономическом союзе), под декларацией о соответствии техническим регламентам Союза понимается документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

В соответствии со статьями 20, 24 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), подтверждение соответствия продукции на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. При этом одной из форм обязательного подтверждения соответствия продукции является принятие декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия).

В соответствии со статьей 29 Федерального закона № 184-ФЗ для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 указанного Федерального закона.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения №294 к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая, в том числе включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза установлены обязательные требования.

Согласно статьей 4 Технического регламента Таможенного союза (далее - TP ТС) № 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» под пищевой продукцией следует понимать продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.

Подпунктами 3.1, 3.4. п. 3 ст. 23 TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» установлено, что схема декларирования соответствия «ЗД» предусматривает проведение испытаний образцов пищевой продукции исключительно в аккредитованной испытательной лаборатории. Согласно Протоколу о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе), под декларацией о соответствии техническим регламентам Союза понимается документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе (статья 2 приложения 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Порядок подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям соответствующих технических регламентов установлен главой 4 TP ТС 021/2011.

Согласно статьи 21 TP ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 статьи 21 TP ТС 021/2011, требованиям данного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в том числе в форме подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции. Декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция (статья 23 TP ТС 021/2011).

В соответствии со статьей 4 TP ТС 021/2011 импортером является резидент государства - члена Таможенного союза, выпускающий в обращение пищевую продукцию на таможенной территории Таможенного союза, поставляемую нерезидентом государства - члена Таможенного союза, и несущий ответственность за соответствие такой продукции требованиям технического регламента TP ТС 021/2011.

Согласно статьи 22 TP ТС 021/2011 заявителем при оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и в части ответственности за ее несоответствие требованиям таких технических регламентов.

Заявитель обязан обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Согласно статьи 23 TP ТС 021/2011 при декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента.

Доказательственные материалы должны содержать результаты исследований (испытаний), подтверждающие выполнение требований TP ТС 021/2011.

Такие исследования (испытания) могут быть проведены в собственной испытательной лаборатории заявителя или в иной испытательной лаборатории по договору с заявителем.

В соответствии с частью 2 статьи 23 TP ТС 021/2011 декларирование соответствия пищевой продукции требованиям TP ТС 021/2011 осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.

В соответствии с пунктами 3.4, 3.5 части 4 статьи 23 TP ТС 021/2011 с целью контроля соответствия пищевой продукции требованиям TP ТС 021/2011 заявитель проводит испытания образцов пищевой продукции. Испытания образцов пищевой продукции проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории. Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует по уведомительному принципу.

Таким образом, при ввозе товаров и их таможенном декларировании у ООО «Элемент-Трейд» имелась обязанность по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», путем проведения необходимых испытаний, регистрации декларации о соответствии и ее предоставления таможенному органу вместе с декларацией на товары.

Обязанность по формированию доказательственных материалов в целях подтверждения соответствия, в том числе и выбор аккредитованной испытательной лаборатории для проведения испытаний, была возложена на ООО «Элемент-Трейд».

В случае непредставления при подаче ДТ документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений, ввозимая пищевая продукция, не соответствующая критериям качества и безопасности либо соответствие которой в установленном порядке не подтверждено, не могла быть разрешена к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.

При этом привлечение третьих лиц к сбору доказательств безопасности продукции не умаляет публично-правовую обязанность ООО «Элемент-Трейд» в соответствии со статьями 22, 23 TP ТС 021/2011 обеспечить безопасность ввозимой продукции и самостоятельно собрать надлежащие доказательства для подтверждения этого.

В качестве документа, подтверждающего соответствие ввозимой продукции установленным требованиям TPТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», TPТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ООО «Элемент-Трейд» была представлена декларация о соответствии № ЕАЭС NRUД-1Т.СП29.В.08967/19 от 12.02.2019, зарегистрированная на основании протокола испытаний, выданного Испытательным лабораторным центром Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве».

Письмом от 22.07.2019 №16-20/346 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» сообщило, что протокол № 45-12-20-1542/4/П от 21.12.2018 центр не выдавал.

На основании изложенного, таможенный орган обоснованно пришел к выводу о недостоверности представленных документов.

Декларация о соответствии, зарегистрированная на основании недействительного протокола испытаний, не может являться документом, подтверждающим соответствие продукции требованиям технических регламентов, а продукция не может быть признана соответствующей указанным требованиям.

Вышеуказанное свидетельствует о наличии объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 КоАП РФ.

При этом субъектом этого административного правонарушения является именно декларант, то есть заявитель по настоящему делу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан:

- произвести таможенное декларирование товаров;

-представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации.

В силу пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таможенным органом установлено и обществом не опровергнуто наличие у него объективной возможности для соблюдения требований действующего таможенного законодательства.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.04.2001 №7-П и определении от 02.04.2009 №486-О-О, применительно к таможенным правоотношениям, при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами; при этом он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе, с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания.

Согласно вышеперечисленным декларациям о соответствии заявителем, на котором лежит обязанность по обеспечению соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и ответственность за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов, является ООО «Элемент-Трейд».

Регистрация данных деклараций в реестре Росаккредитации также не может освобождать общество от ответственности, поскольку, как следует из вышеизложенных норм, при декларировании соответствия заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента.

Росаккредитация (орган по сертификации) при регистрации декларации о соответствии рассматривает представленные заявителем документы и сведения только на предмет полноты и правильности их оформления, наличия у лица, подавшего документы и сведения, права выступать в качестве заявителя на принятие (регистрацию) декларации о соответствии, а также указания в техническом регламенте на возможность проведения оценки соответствия продукции в форме декларирования соответствия (пункт 7 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 марта 2018 № 41, которым утвержден порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза).

Проверка достоверности сведений, указанных в декларации о соответствии и прилагаемых к ней документов, не входит в компетенцию органа по сертификации.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 КоАП РФ, в действиях общества доказан.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении судами первой и апелляционной инстанций не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении вынесены в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 16.7 КоАП РФ, с учетом требований статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Основания для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют, так как общество уже совершало правонарушения, предусмотренные статьей 16.7 КоАП РФ.

С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, апелляционным судом не установлено.

Заявитель в апелляционной жалобе приводит доводы о повторности привлечения к административной ответственности, указывает, что по факту единожды представленной таможенному представителю декларации о соответствии.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.

Применительно к диспозиции статьи 16.7 КоАП РФ элементами состава правонарушения являются: передача декларантом или иным лицом таможенному представителю или иному лицу для представления в таможенный орган при совершении таможенных операций документа, содержащего недостоверные сведения, которые могут послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений; представление таможенным представителем или иным лицом указанного документа в таможенный орган при совершении таможенных операций.

В соответствии с пунктом 8 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, с момента регистрации.

В силу требований пункта 2 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 №294 подача каждой декларации на товары в отношении пищевой продукции должна сопровождаться представлением таможенному органу документа, подтверждающего соответствие ввозимой продукции обязательным требованиям.

Согласно условиям заключенного между обществом и таможенным представителем ООО «Рускон-Брокер» договора от 07.08.2013 №104 общество предоставляет таможенному представителю документы о соответствии на каждую оформляемую партию товара.

Обществу было известно о каждом факте декларирования конкретной партии товара и при подаче каждой декларации на товары в таможенный орган общество давало таможенному представителю указание на предоставление спорной декларации о соответствии, являющейся недействительным документом.

Именно от волеизъявления общества зависело количество деклараций на товары, при подаче которых таможенному органу представлялась недействительная декларация о соответствии.

Таможенный представитель каждый раз, подавая в интересах общества декларацию на товары и предоставляя документы о соблюдении запретов и ограничений, в частности спорную декларацию о соответствии, совершал юридически значимые действия, которые приобретали такой статус именно с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

Таким образом, общество фактически представляло своему таможенному представителю недействительную декларацию о соответствии для ее предоставления в таможенный орган при подаче каждой декларации на товары на каждую оформляемую партию товара, тем самым совершало самостоятельные правонарушения.

Исполняя обязанность по представлению в таможенный орган путем посредника документов, декларант должен обеспечить достоверность указанных в них сведений, тогда как в данном случае декларант не принял необходимых мер по исполнению своих обязанностей.

Указанные выводы подтверждаются позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2021 № 309-ЭС21-7843.

Таким образом, коллегия апелляционного суда считает, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 декабря 2021 года по делу № А60-17432/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

В.Г. Голубцов

Судьи

Е.Ю. Муравьева

Ю.В. Шаламова