ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-2737/2018-АК от 21.03.2018 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-2737/2018-АК

г. Пермь

21 марта 2018 года Дело № А50-31275/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2018 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.

судей Гуляковой Г.Н., Васильевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.

при участии:

от истца Общественной организации "Федерация хоккея Пермского края" - не явились

от ответчика МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА ПЕРМСКОГО КРАЯ - Сударикова Н.Г. - представитель по доверенности от 05.06.2017г.

от третьего лица - не явились

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрев апелляционную жалобу ответчика Пермского края в лице Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 18 января 2018 года

по делу № А50-31275/2017,

принятое судьей Ю.В.Шаламовой

по иску общественной организации «Федерация хоккея Пермского края» (ОГРН 1025900012973 ИНН 5905019832)

к Пермскому краю в лице Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края (ОГРН 1025900530611 ИНН 5902290586),

третье лицо: Министерство финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН 5902290917)

о взыскании 399 250 руб.,

установил:

Общественная организация «Федерация хоккея Пермского края» (далее – истец, Организация), уточнив заявленные требования, обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Пермскому краю в лице Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края (далее – ответчик, Министерство) о взыскании убытков в размере 399 250 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 января 2018 исковые требования общественной организации «Федерация хоккея Пермского края» (ОГРН 1025900012973 ИНН 5905019832) удовлетворены. Взысканы с Пермского края в лице Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края (ОГРН 1025900530611 ИНН 5902290586) за счет казны Пермского края в пользу общественной организации «Федерация хоккея Пермского края» (ОГРН 1025900012973 ИНН 5905019832) убытки в сумме 399 250 руб., судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 10 985 руб.

Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает на отсутствие вины ответчика в причинении убытков, противоправности действий по внесению изменений в Календарный план, причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и убытками, а также убытков на стороне потерпевшего. Полагает, что решение суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Приказом Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края от 13.12.2016 № СЭД-41-01-02-514 утвержден Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края на 2017 год (далее – Календарный план мероприятий).

Согласно ч.2 Календарного плана мероприятий под кодом 96 включены мероприятия Всероссийские соревнования «Чемпионат студенческой хоккейной лиги», 4 тур, Всероссийские соревнования «Чемпионат студенческой хоккейной лиги», 5 тур, Всероссийские соревнования «Чемпионат студенческой хоккейной лиги», 7 тур (под номерами 32, 33, 35).

Истцом понесены расходы по участию сборной команды Пермского края в данных спортивных мероприятиях в сумме 399 250 руб., состоящие из расходов на проезд и суточные.

В соответствии с требованиями Алгоритма предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденных Приказом Министерства физической культуры и спорта Пермского края от 23.01.2012 № СЭД-41-01-02-11, истец представил в Министерство заявку на возмещение затрат на проведение спортивных мероприятий и необходимые документы.

23.05.2017 начальником отдела развития видов спорта и ответственным специалистом ответчика были составлены и подписаны заключения по спортивным мероприятия 96/32 96/33, 96/35.

Ответом от 03.07.2017 за № СЭД-41-01-11-814 истцу отказано в возмещении расходов на указанные спортивные мероприятия, поскольку спорные мероприятия включены Общественной организацией «Федерация хоккея Пермского края» в ч.2 неправомерно. В соответствии с положением о Всероссийских соревнованиях по хоккею среди студентов «Чемпионат студенческой хоккейной лиги» сезона 2016-2017гг, утвержденным министерством спорта РФ, данное мероприятие является физкультурным. Мероприятия исключены из Календарного плана мероприятия приказом Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края от 29.06.2017 № СЭД-41-01-02-345.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что материалами дела подтверждается факт причинения истцу убытков в виде понесенных расходов в связи с противоправными действиями ответчика по исключению физкультурных мероприятий из Календарного плана.

Заявитель апелляционной жалобы оспаривает данные выводы суда. В обоснование доводов ссылается на отсутствие вины ответчика в причинении убытков, противоправности действий по внесению изменений в Календарный план, причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и убытками, а также убытков на стороне потерпевшего. Указывает на то, что заявка подана ошибочно Федерацией по собственной инициативе, при этом Министерство в соответствии с требованиями закона исправило допущенную ошибку. Оплата физкультурных мероприятий по кодам бюджетной классификации спортивного мероприятия является нецелевым использованием денежных средств, календарным планом предусмотрено четыре источника финансирования, в связи с чем, Федерация могла провести мероприятия за свой счет, либо за счет федерального бюджета. Полагает, что решение суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку согласно установленному пунктом 1.5 Постановления Правительства Пермского края № 88-п порядку, субсидии предоставляются на основании отбора. Федерация была уведомлена об исключении мероприятий из Плана, так как все приказы публикуются на официальном сайте Министерства. Суду следовало руководствоваться не только гражданским, но и бюджетным законодательством.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

При рассмотрении споров о взыскании убытков подлежит обязательному доказыванию совокупность следующих обстоятельств: противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, наличие убытков на стороне потерпевшего, причинная связь между противоправным поведением и убытками, вина причинителя вреда в причинении убытков.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 ГК РФ).

Приказом Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края от 13.12.2016 № СЭД-41-01-02-514 утвержден Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края на 2017 год (далее – Календарный план мероприятий).

Согласно ч.2 Календарного плана мероприятий под кодом 96 включены мероприятия Всероссийские соревнования «Чемпионат студенческой хоккейной лиги», 4 тур, Всероссийские соревнования «Чемпионат студенческой хоккейной лиги», 5 тур, Всероссийские соревнования «Чемпионат студенческой хоккейной лиги», 7 тур (под номерами 32, 33, 35).

В соответствии с требованиями Алгоритма предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение спортивных мероприятий, включенных в Календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденных Приказом Министерства физической культуры и спорта Пермского края от 23.01.2012 № СЭД-41-01-02-11, истец представил в Министерство заявку на возмещение затрат на проведение спортивных мероприятий и необходимые документы.

Нарушений в отношении представленных документов ответчиком не установлено, документы приняты к рассмотрению, что подтверждается заключением ответчика от 23.05.2017.

При этом, согласно указанному алгоритму в случае если предоставленные Федерацией документы, указанные в пунктах 2, 3 настоящего Алгоритма, оформлены ненадлежащим образом, ответственный специалист в течение 3 (трех) рабочих дней готовит письмо о возврате документов в Федерацию на доработку.

Ответственный специалист передает документы, указанные в пунктах 2, 3.1, 3.2, 3.4 настоящего Алгоритма, одновременно с подписанным заключением в отдел управления финансами и государственного задания Министерства. Специалист отдела управления финансами и государственного задания Министерства в течение 5 (пяти) рабочих дней проверяет предоставленные документы на соответствие положениям Порядка финансирования.

По итогам рассмотрения документов начальник (или лицо, его замещающее) и специалист отдела управления финансами и государственного задания Министерства подписывают заключение.

В заключении отражается следующая информация:

- наличие документов, подтверждающих произведенные расходы, включенные в заявку и отчет о произведенных затратах, связанных с проведением спортивного мероприятия;

- соответствие расходов, предусмотренных в заявке нормам расходов, установленных Порядком финансирования;

- отсутствие кредиторской задолженности Федерации перед Министерством;

- отсутствие нецелевого использования средств бюджета Пермского края.

При наличии заключений, подписанных начальником Отдела развития видов спорта Министерства и начальником отдела управления финансами и государственного задания Министерства, ответственный специалист запускает в интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края (далее - ИСЭД ПК) проект приказа о предоставлении субсидии Федерации, указывая в согласовании последовательно начальника Отдела развития видов спорта, юриста и начальника отдела управления финансами и государственного задания. В процесс вкладываются направленные Федерацией заявки на проведение спортивных мероприятий, заключения (п. 4, 5 Алгоритма).

Между тем в рассматриваемом случае при отсутствии каких-либо нарушений, договор не был заключен, поскольку спорные мероприятия включены Общественной организацией «Федерация хоккея Пермского края» в ч.2 неправомерно. В соответствии с Положением о Всероссийских соревнованиях по хоккею среди студентов «Чемпионат студенческой хоккейной лиги» сезона 2016-2017гг, утвержденным Министерством спорта РФ, данное мероприятие является физкультурным. Мероприятия исключены из Календарного плана мероприятия приказом Министерства физической культуры, спорта и туризма Пермского края от 29.06.2017 № СЭД-41-01-02-345.

При этом спорные мероприятия фактически исключены 29.06.2017 и данный приказ распространен на предшествующий период с 01.01.2017 при наличии проведенных мероприятий истцом.

Суд первой инстанции, оценив надлежащим образом обстоятельства по делу и доказательства их подтверждающие, согласился с доводами ответчика о том, что действительно спорные мероприятия являются не спортивными, а физкультурными, однако установил незаконность исключения ответчиком спорных мероприятий из Календарного плана мероприятий.

При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно п. 2.8 Порядка формирования календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденного Приказом Агентства по спорту и физической культуре Пермского края от 11.09.2009 № СЭД-41-01-02-100 (далее Порядок формирования календарного плана) физкультурные мероприятия не включаются в Календарный план в следующих случаях: представление документов, не соответствующих главе II настоящего Порядка, или с нарушением срока их подачи, установленного пунктом 2.3 настоящего Порядка; несоответствие заявляемого мероприятия настоящему Порядку.

Согласно п. 3.10 Порядка формирования календарного плана спортивные мероприятия не включаются в Календарный план в следующих случаях:

а) представление документов, не соответствующих главе III Порядка, или с нарушением срока их подачи, установленного пунктом 3.5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявляемого мероприятия настоящему Порядку;

в) отсутствие утвержденного положения о всероссийских, межрегиональных, краевых и (или) межмуниципальных официальных спортивных соревнованиях.

В отношении спорных мероприятий никаких нарушений определенных указанными пунктами установлено не было, в связи с чем они подлежали включению в Календарный план спортивных и физкультурных мероприятий.

Суд также установил, что изменения и дополнения в Календарный план вносятся по инициативе органов и организаций, указанных в пунктах 2.3 и 3.5 настоящего Порядка, для физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий соответственно, не позднее чем за один месяц до даты проведения физкультурного мероприятия, спортивного мероприятия.

Изменения и дополнения в Календарный план также вносятся по инициативе Министерства - для физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Календарный план по инициативе Министерства (п. 4.2).

Изменения и дополнения в Календарный план не вносятся в следующих случаях: представление документов, не соответствующих главам II и III настоящего Порядка, или с нарушением срока их подачи, установленного пунктом 4.2 настоящего Порядка; несоответствие заявляемых изменений и (или) дополнений Порядку (п. 4.6).

В рассматриваемом случае оснований для изменения и дополнения Календарного плана мероприятий не было.

Кроме того, согласно п. 5.1 Порядка формирования календарного плана физкультурное мероприятие, спортивное мероприятие исключается из Календарного плана в следующих случаях: исключение вида спорта, спортивной дисциплины из ВРВС - для спортивных мероприятий; приостановление или отзыв государственной аккредитации - для физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых региональными спортивными федерациями; отсутствие утвержденного положения о межмуниципальном или краевом официальном физкультурном мероприятии за один месяц до даты его проведения - для физкультурных мероприятий; добровольный отказ от проведения мероприятия органа или организации, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка (для физкультурных мероприятий) или 3.5 настоящего Порядка (для спортивных мероприятий), если не определен иной организатор данного мероприятия в соответствии с настоящим Порядком.

Как верно указал суд первой инстанции, указанное в качестве основания для исключения мероприятия из календарного плана то, что спорное мероприятие является физкультурным, а не спортивным, не поименовано в числе оснований для исключения мероприятий из календарного плана. В рассматриваемом случае это могло явиться основанием для изменения Календарного плана мероприятий с возможным предложением спортивной организации уточнить, поскольку соответствующего запрета Порядок формирования календарного плана не содержит.

Довод о том, что спорные физкультурные мероприятия должны быть профинансированы Министерством спорта России в соответствии с Порядком финансирования за счет средств федерального бюджета и путем включения в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, был обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Суд установил, что действительно согласно положению о Всероссийских соревнованиях по хоккею среди студентов «Чемпионат студенческой хоккейной лиги» сезона 2016-2016гг. спорное мероприятие является физкультурным.

При этом, из представленного Календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий среди населения на 2017г. включены всероссийские соревнования среди студентов по хоккею юноши, девушки, до 25 лет – май по назначению.

В то время как спорные мероприятия фактически проведены в феврале – апреле 2017г., соответственно спорные мероприятия не вошли в утвержденный Календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий среди населения на 2017г., и не могли быть профинансированы за счет федерального бюджета.

Кроме того, в материалах дела имеется письмо Министерства спорта РФ от 05.07.2016, направленное руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта, в котором поручено оказать содействие во включении региональных этапов Всероссийских соревнований по хоккею среди студентов в календарные платы физкультурных и спортивных мероприятий субъектов РФ. Тем самым спорное мероприятие должно быть отражено в Календарном плане субъекта РФ.

Довод заявителя жалобы о том, что Министерство действовало в соответствии с требованиями закона и самостоятельно исправило допущенную ошибку, подлежит отклонению, поскольку согласно пункту 4.2 Порядка формирования календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, изменения и дополнения в Календарный план вносятся по инициативе Министерства только в отношении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Календарный план - по инициативе Министерства, в то время как сторонами не оспаривается, что заявка в Календарный план подана по инициативе Федерации.

Довод заявителя жалобы о том, что согласно Календарному Плану на 2017год предусмотрено четыре источника финансирования, в связи с чем, федерация могла провести мероприятия за свой счет, правомерно отклонен судом первой инстанции. При этом, суд верно установил, что поскольку спорные мероприятия являются физкультурными, то финансирование мероприятий должно производится на основании Постановления Правительства Пермского края от 18.01.2010 № 17-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края в целях возмещения затрат на проведение физкультурных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края» (с 01.04.2017 действует Постановление Правительства Пермского края от 15.03.2017 № 88-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Пермского края на финансовое обеспечение затрат на проведение физкультурных мероприятий, включенных в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края»).

Согласно данному Положению право на получение субсидии имеют юридические лица, соответствующие критериям, указанным в п. 1.1 Порядка № 17-П.

Согласно п. 2.1 Порядка № 17-П субсидии предоставляются в целях возмещения затрат, предусмотренных Порядком финансирования за счет средств бюджета Пермского края календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 17 февраля 2009 г. № 80-п «Об утверждении Порядка финансирования за счет средств бюджета Пермского края календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края и норм расходов средств бюджета Пермского края».

Возмещение затрат производится в пределах норм расходов, утвержденных Правительством Пермского края, на проведение спортивных мероприятий.

Предоставление субсидии осуществляется на основании договора о предоставлении субсидии на возмещение затрат на проведение физкультурных мероприятий (далее - договор) между Агентством и получателем субсидий. В договоре определяются размер, сроки, цели и условия предоставления субсидии, а также меры ответственности и способы контроля за целевым использованием субсидии.

Субсидии могут быть предоставлены как до возникновения соответствующих расходов, так и по факту их возникновения (п. 2.4 Порядка № 17-П).

Доказательств несоответствия истца установленным критериям ответчиком не представлено.

Довод заявителя жалобы о том, что субсидии должны быть предоставлены по результатам отбора путем оценки заявок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предоставление субсидии из бюджета Пермского края на финансовое обеспечение затрат на проведение физкультурного мероприятия по балльной системе в соответствии с установленными критериями, судом обоснованно отклонен, поскольку доказательств несоответствия критериям ответчиком не представлено.

При этом нормативными актами не предусмотрены какие-либо негативные последствия для заявителя в случае включения его заявки в План спортивных и физкультурных мероприятий не по результатам отбора, при подтверждении материалами дела соответствия Федерации (получателя субсидии) всем критериям отбора и при недоказанности нарушения прав и законных интересов иных лиц.

Суд также верно отклонил доводы ответчика о злоупотреблении со стороны истца в части намеренного включения физкультурного мероприятия в качестве спортивного, как не подтвержденный документально. Ответчик при своевременном внесении изменений, отказе во включении мероприятий в Календарный план мог уже исключить создание спорной ситуации.

Довод заявителя жалобы о том, что Федерация была уведомлена об исключении мероприятий из Плана, так как все приказы публикуются на официальном сайте Министерства, был обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку исключение из календарного плана произведено 29.06.2017 и распространено на правоотношения с 01.01.2017. При этом, к моменту исключения мероприятия из календарного плана спорное мероприятие уже было проведено, спортивной организацией были понесены соответствующие расходы, и организация неся расходы на участие в соревновании при включении в момент проведения мероприятия его в Календарный план рассчитывало на соответствующую компенсацию, действовало законно.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика по исключению мероприятий из Календарного плана мероприятий.

Факт несения расходов истцом и их размер лицами, участвующими в деле, не оспорен надлежащими доказательствами, в связи с чем, истец вправе рассчитывать на компенсацию расходов, понесенных им в связи с участием в спортивном мероприятии, за счет ответчика.

Довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно не учел требования бюджетного законодательства, отклоняются, поскольку Министерство не указывает конкретные нормы Бюджетного кодекса РФ, которые не учтены судом.

Поскольку материалами дела подтверждается причинение истцу убытков в виде понесенных расходов в указанных суммах, исковые требования к Пермскому краю обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Пермского края от 18 января 2018 года по делу № А50-31275/2017следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 января 2018 года по делу № А50-31275/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Судьи

Н.М. Савельева

Е.В. Васильева

Г.Н. Гулякова