ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-5407/2015 от 18.06.2015 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП- 7 /2015-ГК

г. Пермь

25 июня 2015 года                                                              Дело № А50-26993/2014­­

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015  года.

Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2015  года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Голубцовой Ю.А.,

судей Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,

при ведении протокола секретарем судебного заседании Кычевой С. В.,

при участии:

от заявителя – Дубасова Л. В., доверенность от 01.01.2015,

от ответчика  – Сырвачева Е. В., доверенность от  10.03.2015,

от заинтересованного лица – не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Осинского городского поселения Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 12 марта 2015 года

по делу № А50-26993/2014,

вынесенное судьей  Гуляевой Е. И.,

по заявлению акционерного общества «Транснефть-Прикамье» (ОГРН 1021601763820,  ИНН 1645000340)

к Администрации Осинского городского поселения Пермского края (ОГРН 1055907098103, ИНН 5944202359),

заинтересованное лицо Администрация Осинского муниципального района Пермского края,

о признании решения незаконным, возложении обязанности начать процедуру по внесению изменений в генеральный план,

установил:

Открытое акционерное общество «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (далее – ОАО «СЗМН», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Администрации Осинского городского поселения Пермского края (далее – Администрация поселения) от 30.09.2014 № 09-11/2026 незаконным, возложении на Администрацию поселения обязанности внести изменения в границы населенного пункта – поселок Светлый Осинского муниципального района Пермского края, в части исключения из границ населенного пункта зоны минимально-допустимых расстояний ЛПДС «Оса» 150 метров во все стороны от границ земельного участка с кадастровым номером 59:29:0780003:0026.

До вынесения судом решения заявитель уточнил требования, просил признать решение Администрации Осинского городского поселения Пермского края от 30.09.2014 № 09-11/2026 незаконным, возложить на Администрацию  обязанность начать публичную процедуру по внесению изменений в генеральный план Осинского городского поселения Пермского края путем внесения изменений в границы населенного пункта поселок Светлый Осинского муниципального района Пермского края, в части исключения из границы населенного пункта зоны минимально-допустимых расстояний ЛПДС «Оса» 150 метров во все стороны от границ земельного участка с кадастровым номером 59:29:0780003:0026. Уточнение заявленных требований заявителем арбитражным судом принято протокольным определением от 04.03.2015 (ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Определением суда от 14.01.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Осинского муниципального района Пермского края (ст. 51, 200 АПК РФ).

Решением суда от 12.03.2015 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным, не соответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации, решение Администрации Осинского городского поселения Пермского края 30.09.2014 № 09-11/2026. На Администрацию Осинского городского поселения возложена обязанность устранить допущенное нарушение законных интересов заявителя путем начала проведения публичных процедур внесения изменений в генеральный план Осинского городского поселения в части изменения границ населенного пункта поселок Светлый, на основании заявления ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы».

Ответчик с решением суда от 12.03.2015 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. Ответчик считает, что суд не принял во внимание  положения  Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», которыми предусмотрена  возможность включения в границы и исключения из границ населенного пункта земельных участков, не имеющих общую границу  с населенным пунктом. Из схемы (топографической съемки) следует, что  земельный участок не граничит с населенным пунктом, при изменении границ населенного пункта не учтены интересы правообладателей иных земельных участков, расположенных санитарно-защитной зоне земельного участка  заявителя.

Администрация Осинского городского поселения Пермского края  в суде апелляционной инстанции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

 Заявитель  просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным.

 Заинтересованное лицо в суд апелляционной инстанции не явилось, в отзыве  просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «СЗМН» является собственником земельного участка площадью 82512,24 кв.м с кадастровым номером 59:29:0780003:0026 (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для обслуживания нефтепровода, ЛДПС «Оса») по адресу: Пермский край, Осинский район, п.Светлый, на основании договора купли-продажи от 01.06.2009 с протоколом разногласий и протоколом согласования разногласий.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет 05.04.2006.

Государственная регистрация права собственности ОАО «СЗМН» на земельный участок проведена 06.11.2009.

Решением Думы Осинского городского поселения Пермского края от 27.12.2011 № 361 утвержден генеральный план Осинского городского поселения, включающего территорию поселка Светлый площадью 114,91 га.

27.06.2014 ОАО «СЗМН» обратилось к главе Осинского городского поселения – председателю Думы Осинского городского поселения с предложением рассмотрения возможности изменения границ населенного пункта поселка Светлый Осинского городского поселения, с учетом исключения территории ЛДПС «Оса» из земель населенного пункта.

23.07.2014 Администрация Осинского городского поселения сообщила заявителю об отсутствии технической возможности и целесообразности изменения категории принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка.

07.08.2014 ОАО «СЗМН» вновь обратилось к главе Осинского городского поселения – председателю Думы Осинского городского поселения с предложением рассмотрения вопроса об изменении границы населенного пункта поселка Светлый с целью исключения из границ населенного пункта опасного производственного объекта – линейной перекачивающей станции «Оса», являющейся составной частью магистрального трубопровода «Пермь-Оса».

Решением от 30.09.2014 № 09-11/2026 Администрация Осинского городского поселения уведомила заявителя об отсутствии технической возможности изменения категории земель принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 59:29:0780003:0026 ввиду того, что указанный участок не имеет общей границы с границей населенного пункта поселок Светлый.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО «СЗМН» в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования (п.2 ч.1 ст.18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10 статьи). Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа. Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

Частью 16 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (часть 17 статьи).

Пермскому районному нефтепроводному управлению для производственной базы с сопутствующими сооружениями и жилого поселка в постоянное (бессрочное пользование) был предоставлен земельный участок площадью 26,22 га (свидетельство от 03.07.1992). Заявителю ОАО «СЗМН» земельный участок с кадастровым номером 59:29:0780003:0026 был предоставлен в аренду по договору от 08.08.2007 с дополнительными соглашениями.

Решением Думы Осинского городского поселения Пермского края от 27.12.2011 № 361 утвержден генеральный план Осинского городского поселения, включающего территорию поселка Светлый площадью 114,91 га.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным с. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам: о том, что земельный участок с кадастровым номером 59:29:0780003:0026 (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для обслуживания нефтепровода, ЛДПС «Оса») является территорией населенного пункта поселок Светлый; в границах населенного пункта поселок Светлый Осинского городского поселения Пермского края располагается принадлежащий заявителю ОАО «СЗМН» производственный объект - линейная перекачивающая станция (ЛДПС) «Оса», являющаяся составной частью магистрального трубопровода «Пермь-Оса».

Руководствуясь положениями ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о землях транспорта, утвержденным постановлением Совета министров СССР от 08.01.1981 № 24, Федерального закона  «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нахождение в границах населенного пункта опасного производственного объекта противоречит требованиям СП 36.13330.2012 «Магистральные нефтепроводы» актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (п.п.7.16, 3.17), может нарушать установленное Конституцией Российской Федерации право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

Поскольку заявитель ОАО «СЗМН» как собственник опасного производственного объекта и земельного участка, на котором расположен объект, является лицом, заинтересованным во внесении предложений по изменению генерального плана Осинского городского поселения в соответствии с ч. 10 ст.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, он вправе обратиться в Администрацию Осинского городского поселения с предложением об изменении границ населенного пункта поселок Светлый.

Администрация Осинского городского поселения в нарушение ст.ст.2, 9, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации  отказала заявителю в начале процедуры внесения изменений в генеральный план поселения при наличии к тому оснований.

В порядке ч.4 ст.201 АПК РФ суд правомерно на Администрацию поселения возложил обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя - начать проведение публичных процедур внесения изменений в генеральный план Осинского городского поселения в части изменения границ населенного пункта поселок Светлый, на основании заявления общества.

Решение суда первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Оценку суда первой инстанции получил довод ответчика об отсутствии технической возможности изменения границ как  ошибочный, поскольку, земельный участок, на котором расположен опасный производственный объект, включен в границы населенного пункта поселок Светлый.

Довод ответчика о том, что при изменении границ населенного пункта не учтены интересы правообладателей иных земельных участков, расположенных санитарно-защитной зоне земельного участка  заявителя, отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку  в соответствии со ст. 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации интересы заинтересованных лиц учитываются при подготовке изменений в генеральный план.

Суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 270 АПК РФ оснований отмены обжалуемого решения. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

 В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

         Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 марта 2015 года по делу № А50-26993/2014оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий

Ю.А.Голубцова

Судьи

Л.Ф. Виноградова

Г.Л.Панькова