ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-8253/2023-АК от 22.08.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8253/2023-АК

г. Пермь

23 августа 2023 года Дело № А60-15282/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.

судей Герасименко Т.С., Шаламовой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,

при участии:

от заявителя: Гурова Н.С., паспорт, доверенность от 26.12.2022, диплом;

от иных лиц, участвующих в деле: не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети",

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 31 мая 2023 года

по делу № А60-15282/2023

по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928)

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требования относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Кратер» (ИНН 7810830002 ОГРН 1117847240147)

о признании недействительным решения от 07.02.2023 по жалобе №066/01/18.1- 270/2023,

установил:

Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействительным решения от 07.02.2023 по жалобе №066/01/18.1-270/2023.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.05.2023 (резолютивная часть решения объявлена 24.05.2023) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что закупочная комиссия правомерно признала заявку участника № 2 ООО «Кратер» на участие в конкурсе несоответствующей требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе: извещением № 2613007 от 23.12.2022 г., п. 3.4.2 «общие условия проведения закупки» документации о закупке подп. е) п. 1.1 приложения № 2 к части .11 «информационная карта закупки» документации о закупке («требования к сведениям и документам, представляемым в составе заявки участника закупки»).

Согласно протоколу № 3/2613007 от 30.01.2023 г. (далее - протокол) в допуске к участию в конкурсе отказано участнику № 2 ООО «Кратер» на основании подп. в) п. 5.4.4 «общие условия проведения закупки» документации о закупке - в связи с несоответствием требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе: извещением № 2613007 от 23.12.2022 г., п. 3.4.2 «общие условия проведения закупки» документации о закупке, поди, е) п. 1.1 приложения № 2 к части II «информационная карта закупки» документации о закупке («требования к сведениям и документам, представляемым в составе заявки участника закупки»), а именно: независимая гарантия по форме приложения ф части III «образцы форм для заполнения участниками закупки» с приложением документов, указанных в поди, е) п. 1.1 приложения № 2 к части II «информационная карта закупки» документации о закупке, отсутствуют (участник № 2 ООО «Кратер» не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке).

Заявка участника № 2 ООО «Кратер» не соответствует требованиям ввиду следующего.

Согласно подп. в) п. 5.4.4 «общие условия проведения закупки» документации о закупке, закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке). Требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявки установлено документацией о закупке, составленной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Конкурс проводился в Соответствии с положением о закупке, разработанным в соответствии с требованиями закона о закупках.

Отсутствуют независимая гарантия по форме приложения 9 части III «образцы форм для заполнения участниками закупки) с приложением документов, указанных в подп. е) п. 1.1 приложения № 2 к части «информационная карта закупки» документации о закупке, что является нарушением требований документации о закупке («требования к сведениям и документам, представляемым в составе заявки участника закупки»), п. 3.4.2 «общие условия проведения закупки» документации о закупке, а также извещения № 2613007 от 23.12.2022 г.

В соответствии с извещением № 2613007 от 23.12.2022 г. предусмотрено обеспечение заявок на участие в закупке. Срок предоставления обеспечения заявки на участие в закупке: не позднее даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, установленные в п. 8 части II «информационная карта закупки».

Победителю закупки независимую гарантию возвращают по письменному запросу и подписания договора.

Обеспечительный платеж возвращается оператором ЭП в порядке, установленном регламентом работы ЭП для корпоративных закупок.

Порядок внесения денежных средств и условия независимой гарантии, а также срок и случаи возврата обеспечения заявок установлены в разделе 3 части I «общие условия проведения закупки» документации о закупке.

Согласно п. 3.4.2 «общие условия проведения закупки» документации о закупке, в случае неполного представления документов, перечисленных в пунктах 10, 12, 14 части II информационной карты закупки закупочная комиссия отклоняет заявку, поданную на участие в закупке.

В соответствии с частью II «информационная карта закупки» документации о закупке, при возникновении противоречия между положениями части I «общие условия проведения закупки» документации о закупке и части II «информационная карта закупки» документации о закупке, применяются положения части II документации о закупке, то есть положения информационной карты закупки.

Согласно п/п 10 части II «информационная карта закупки» документаций о закупке, ссылки на пункты 1.4, 3.4.1, 3.4.2 части I «общие условия проведения закупки» документации о закупке - документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в закупке, установлены в приложении № 2 к части II информационной карты закупки.

Таким образом, в случае, если участник закупки в качестве финансового обеспечения участия в закупке выбрал независимую гарантию, в целях подтверждения соответствия установленным требованиям, он должен включить в состав заявки независимую гарантию, а также документы, подтверждающие полномочия гаранта.

Заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, указанные подп. е) п. 1.1 приложения № 2 к части 11 «информационная карта закупки» документации о закупке.

Согласно пункту 4.1.1 документации о закупке заявка в полном объеме должна быть подготовлена в электронной форме с использованием функционала ЭП в соответствии с Регламентом работы ЭП в сроки, установленные в пункте 8 части II «Информационная карта закупки».

Поскольку часть 4 статьи 3.3 Закона о закупках не содержит запрета на установление в закупочной документации требования о предоставлении документа на бумажном носителе наравне с предоставлением документов в электронной форме, а сканированный вариант документа не позволяет оценить его на предмет соответствия подп. е) п. 1.1 приложения № 2 к части II «информационная карта закупки» документации о закупке, в связи с отсутствием независимой гарантии (оригинала документа) по форме приложения 9 части III «образцы форм для заполнения участниками закупки», а также документов, подтверждающих полномочия гаранта, указанных в подп. е) п. 1.1 приложения № 2 к части «информационная карга закупки» документации о закупке, в документации о закупке установлено требование о предоставлении независимой гарантии (оригинала документа) наравне с предоставлением в полном объеме документов в электронной форме, включая независимую гарантию (в связи с необходимостью проверки подлинности независимых гарантий, ввиду отсутствия требований ведения единого реестра выданных независимых гарантий в законе о закупках (в отличии от положений Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)).

Истребование независимой гарантии на бумажном носителе это обоснованное требование заказчика и необходимая мера, которая позволяет заказчику проверить действительность независимой гарантии и исключить риск мошеннических действий со стороны недобросовестных участников закупок.

Истребование отдельных документов на бумажном носителе не означает несоблюдение электронной формы проведения конкурса.

Таким образом, документацией о закупке установлено требование о предоставлении независимой гарантии (оригинала документа) в бумажном варианте наравне с предоставлением в полном объеме документов в электронной форме, включая независимую гарантию, а не исключительно независимую гарантию в бумажном варианте, а остальные документы - в электронной форме.

ПАО «Россети» четко установило требования в документации о закупке по предоставлению обеспечения заявки на участие в закупке для всех у части и ков закупки. Указанное требование относится в равной степени ко всем участникам конкурса и не ограничивает конкуренцию между ними.

Таким образом, участники закупки в установленный документацией о закупке срок (с 23.12.2022 г. по 20.01.2023 г.) должны предоставить заказчику независимую Гарантию в бумажной форме (оригинал документа), в том числе документы, подтверждающие полномочия гаранта, - наряду с предоставлением всех документов в электронной форме.

Среди представленных участником № 2 ООО «Кратер» документов, представленных в составе заявки, документы, соответствующие требованиям подп. е) п. 1.1 приложения № 2 к части II «информационная карта закупки» документации о закупке, на дату рассмотрения заявок (не позднее 26.01.2023 г.), отсутствовали. Таким образом, в результате анализа сведений, представленных в составе заявки ООО «Кратер», наличие у данного общества обеспечения заявки не подтверждено.

Независимая гарантия получена участником № 2 ООО «Кратер» 16.01.2023 г., оригинал независимой гарантии направлен в адрес заказчика 24.01.2023 г. в 10:41 курьером логистической компании DPD, т.е. после истечения срока подачи заявок (окончание срока подачи заявок: 20,01,2023 г.). Оригинал независимой гарантии в бумажной форме от ООО «Кратер» получен контактным лицом организатора закупки 25.01.2023 г.

При этом, к оригиналу независимой гарантии участника ООО «Кратер», представленному после подписания сводного экспертного заключения, не приложены документы, подтверждающие полномочия лица, выдавшего доверенность Зелевой О.С., а именно: независимая гарантия № 00952-23-10 от 16.01.2023 г. подписана уполномоченным лицом гаранта Зелевой Ольгой Сергеевной. Доверенность № 2126 от 10.11.2022 г. Зелевой О.С. выдана Тихоновым Кириллом Владимировичем, действующим па основании доверенности № 1481 от 11.10.2021 г., выданной Басмановым Константином Владимировичем, действующим на основании доверенности № 1244 от 18.08.2021 г.

В нарушение требований подп. с) п. 1.1 приложения № 2 к части II «информационная карта закупки» документации о закупке, доверенности Тихонова К.В., Басманова К.В., выданные им в порядке передоверия, обществом «Кратер» не были представлены, что лишило заказчика возможности осуществить проверку полномочий яйца, подписавшего независимую гарантию. При таких обстоятельствах, допуск ООО «Кратер» к участию в закупке наравне с другими участниками, представившими свои заявки в полном соответствии с требованиями закупочной документации, означал бы предоставление преимущества такому лицу перед другими участниками закупки, что недопустимо в силу и. 2 ч. 1 ст. 3 закона о закупках.

Доверенности Тихонова К.В., Басманова К.В. участник № 2 ООО «Кратер» направил заказчику 10.02.2023 г., что подтверждается накладной об отправлении пакета документов. При этом срок окончания подачи заявок: 20.01.2023 г.

В соответствии с поли, г) п. 8.1.3 положения о закупке, обеспечение заявки представляется участником не позднее срока окончания подачи заявок.

Таким образом, указанные выше документы представлены участником :№ 2 000 «Кратер» по истечении срока на подачу заявок.

Основываясь на вышеприведенных обстоятельствах, закупочная комиссия ПЛО «Россети» обоснованно и правомерно отклонила заявку участника № 2 ООО «Кратер».

ООО «Кратер» конклюдентно согласилось (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (п. 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2); требования к участникам такой закупки (п. 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (п. 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (п. 14).

Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать требования к закупаемым товарам, работам, услугам.

В силу пункта 32 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021, несогласие антимонопольного органа с целесообразностью установления заказчиком определенных критериев и порядка оценки заявок участников закупки, проводимой в соответствии с законом о закупках, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении заказчиком требований закона.

При этом оспариваемое решение не содержит каких-либо выводов, в чем именно выразилось нарушение заказчиком ч. 1 ст. 2, ч. 6 ст. 3, ч. 4 ст. 3.3, п. 2 ч. 10 ст.4 Закона о закупках.

ООО «Кратер» направило жалобу в антимонопольный орган 30.01.2023 г., по окончании срока подачи заявок (20.01.2023 г.) и после принятия заказчиком решения об отклонении заявки общества (26.01.2023 г). В жалобе указывалось на нарушение, выразившееся в установлении в закупочной документации избыточных требований, а именно: независимой гарантии на бумажном носителе, что по мнению пода юля жалобы является нарушением ст. 3.3 закона о закупках.

ООО «Кратер» имело возможность обжаловать соответствующие положения документации до окончания срока подачи заявок, не нарушая прав участников закупочной процедуры и иных заинтересованных лиц.

На участие в закупке подано 4 заявки, 2 из которых допущены к дальнейшему участию, что свидетельствует о том, что закупочная документация участникам была ясна, не содержала в себе двоякого толкования и не вводила в заблуждение участников закупки. Напротив, допуск заявки такого участника как ООО «Кратер», не представившим в установленный в закупочной документации срок оригинал независимой гарантии, при наличии 2-х заявок, оформленных в полном соответствии с требованиями закупочной документации, являлось бы предоставлением преимущества такому лицу перед другими участниками закупки, что недопустимо в силу и. 2 ч. 1 ст. 3 закона о закупках.

В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, выявленные несоответствия между установленными документацией о закупке требованиями и представленными участником ООО «Кратер» документами не позволяют, не нарушая требования законодательства и документации о закупке, допустить ООО «Кратер» к участию в конкурсе.

При проведении конкурса к участникам применялись только те требования, которые указаны в документации о закупке, в равной степени ко всем участникам закупки строго в порядке, указанном в документации о закупке.

Все приведенные в апелляционной жалобе доводы общество считает свидетельствующими о наличии оснований для отмены судебного акта в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.

Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба от ООО «КРАТЕР» (вх. № 1694-ЭП/23 от 30.01.2023г.) с информацией о нарушении заказчиком в лице филиала ПАО «Россети» - МЭС Урала Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) при проведении процедуры конкурса в электронной форме на поставку трансформаторного масла ГК для нужд филиала ПАО "Россети" - МЭС Урала в 2023 году (извещение № 32211984779), соответствующая требованиям ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

По результатам ее рассмотрения Свердловским УФАС России 07.02.2023 вынесено решения по жалобе №066/01/18.1-270/2023, согласно которому жалобы признана обоснованной, в действиях заказчика ПАО "Россети" - МЭС Урала выявлено нарушение ч. 1 ст. 2, ч. 6 ст. 3, ч. 4 ст. 3.3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Не согласившись с вынесенным решением, ПАО "Россети" - МЭС Урала обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

При рассмотрении дела суд первой инстанции оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа недействительным не усмотрел.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзывах на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Из содержания оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что основанием для его принятия послужил вывод последнего о том, что установление требования о предоставлении оригинала независимой гарантии в бумажном варианте при проведении самой закупочной процедуры в электронной форме и, как следствие, отклонение заявки участника по данному основанию, указывает на нарушение заказчиком ч. 1 ст. 2, ч. 6 ст. 3, ч. 4 ст. 3.3., п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Проверяя доводы заявителя о том, что заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации; спорное требование Документации не нарушает порядка проведения закупки в электронной форме и позволяет заказчику проверить достоверность независимой гарантии с целью исключения мошеннических действий со стороны недобросовестных участников закупки, суд первой инстанции признал их ошибочными, поддержав позицию антимонопольного органа.

Выводы суда, поддержавшего позицию антимонопольного органа о допущенном нарушении законодательства о закупках, суд апелляционной инстанции находит правильными, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам в силу следующего.

На основании п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона о закупках конкурентные закупкиосуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов (ч. 4 ст. 3.3 Закона о закупках). В документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 4 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Единый стандарт закупок ПАО «ФСК ЕЭС» (далее — Положение о закупках), утвержденный решением Совета директоров ПАО «ФСК ЕЭС» от 29.01.2019г. № 436 (в редакции от 30.09.2022г. № 591) и размещенный на сайте в единой информационной системе в сфере закупок в версии № 31 от 08.12.2022 г.

Как следует из материалов дела, 13.01.2023г. в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении процедуры конкурса в электронной форме № 32211984779 на поставку трансформаторного масла ГК для нужд филиала ПАО "Россети" - МЭС Урала в 2023 году.

Согласно п. 8.1.3.1 Положения о закупках при проведении закупки заказчик вправе установить требование о предоставлении участниками закупки обеспечения заявки на участие в закупке и (или) обеспечения исполнения обязательств по договору, заключенного по результатам закупки.

Обеспечение исполнения обязательств участника закупки (обеспечение заявки, обеспечение исполнения обязательств по договору) устанавливается путем внесения денежных средств, предоставления независимой гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным в извещении о закупке и документации о закупке. При этом в извещении о закупке и документации о закупке должно быть указано не менее двух способов обеспечения, выбор которых осуществляется участниками закупки самостоятельно (п. 8.1.3.2 Положения о закупках).

На основании п. 8.1.3.5 Положения о закупках требования, касающиеся обеспечения заявки, должны быть одинаковыми для всех участников закупки.

В силу требований п. 8.1.4.1 Положения о закупках заявки принимаются до срока окончания (даты и времени окончания) подачи заявок, установленного извещением о закупке и (или) документацией о закупке. Заявки подаются по форме и в порядке, установленными извещением о закупке и (или) документацией о закупке. Участник вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в закупке считается измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в закупке.

При проведении конкурентной закупки в электронной форме подача заявок участниками закупок и направление их заказчику осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и регламентом работы электронной площадки (п. 8.1.4.2 Положения о закупках).

В соответствии с п. 4.1.1 документации о закупке заявка в полном объеме должна быть подготовлена в электронной форме с использованием функционала ЭП в соответствии с Регламентом работы ЭП в сроки, установленные в пункте 8 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ». Для подтверждения соответствия и обеспечения законной силы документов участника, размещенных в составе заявки на ЭП, участником предоставляется пакет документов, установленных пункте 10.1 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ», в бумажной форме в порядке, установленном пункте 8.1 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».

Согласно п. 10.1 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» в случае, если участник в качестве финансового обеспечения участия в закупке выбрал независимую гарантию, требуется предоставление ее оригинала в бумажной форме.

Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если: заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке) (пп. «в» п. 5.4.4 документации о закупке).

ООО «КРАТЕР» в качестве обеспечения заявки была выбрана независимая гарантия (НГ № 00952-23-10 от 16.01.2023г.). Указанная независимая гарантия включена участником закупки в состав своей заявки и направлена в форме электронного документа.

26.01.2023 закупочной комиссией была проведена процедура рассмотрения заявок, по итогам которой составлен протокол № 2/2613007 от 26.01.2023, согласно которому заявка ООО «Кратер» признана несоответствующей требованиям закупочной документации и отклонена по следующим основаниям: заявка участника не соответствует требованиям на основании п. 5.4.4. в). Не предоставлен оригинал независимой гарантии в бумажной форме до истечения срока подачи заявок, согласно требованиям, п. 3.4.2. документации о закупке, п. 10.1. информационной карты документации о закупке.

Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, установление заказчиком противоречивых требований о представлении документов в составе заявки, а именно представление только независимой гарантии на бумажном носителе вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в конкурсе.

Позиция заявителя о том, что письменное оформление обязательства гаранта перед бенефициаром в соответствии со ст. 368 ГК РФ является обязательным условием действительности гарантии, является ошибочной, основанной на неверном толковании норм права.

Так, согласно п. 2 ст. 368 ГК РФ независимая гарантия выдается в письменной форме (п. 2 ст. 434 ГК РФ), позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.

Пунктом 2 статьи 434 ГК РФ установлено, что договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 160 ГК РФ установлено, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.

Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю (абз. 2 п. 1 указанной статьи).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Исходя из вышеизложенных норм права, независимая гарантия, полученная в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, соответствует требованиям ст. 369 ГК РФ.

Следовательно, представление независимой гарантии в электронном виде, при учете ее оформления в электронном виде, является представлением оригинала такой гарантии.

В свою очередь заявитель не представил документов, материалов и сведений, которые однозначно свидетельствовали бы о том, что представление документа в электронном виде не позволяет проверить его действительность и достоверность, при условии, что гарантия выдается в электронном виде и содержит электронную (а не собственноручную) подпись.

Таким образом, требование Документации о предоставлении независимой гарантии на бумажном носителе является избыточным и противоречит Положению о закупке, а также принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, на что обоснованно указал антимонопольный орган.

Кроме того, требование о предоставлении независимой гарантии в бумажной форме накладывает на потенциального участника закупки обязательство выбора гаранта исключительно на основании критерия носителя информации (в бумажной форме).

На основании вышеизложенного, суд соглашается с выводами антимонопольного органа, что действия Заказчика, по установлению требования о предоставлении оригинала независимой гарантии в бумажном варианте при проведении самой закупочной процедуры в электронной форме и, как следствие, отклонение заявки участника по данному основанию, противоречат ч. 1 ст. 2, ч. 6 ст. 3, ч. 4 ст. 3.3., п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Следовательно, оспариваемое решение Управления является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не установлена совокупность оснований, указанных в статьях 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и, по существу, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

По приведенным в постановлении мотивам обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 мая 2023 года по делу № А60-15282/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области

Председательствующий

Е.Ю. Муравьева

Судьи

Т.С. Герасименко

Ю.В. Шаламова