ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-9593/2023-АК
г. Пермь
31 октября 2023 года Дело № А60-25831/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В. Н.,
судейВасильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
при участии:
от заявителя (посредством веб-конференции) -ФИО1, паспорт, доверенность от 17.09.2023, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью «Аполлон»
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 июля 2023 года по делу № А60-25831/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аполлон» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: индивидуальный предприниматель ФИО2, Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (ИНН <***>, ОГРН <***>),
о признании незаконными решения от 13.04.2023 по жалобам №№ 066/10/18.1-994/2023, 066/10/18.1-997/2023, предписания от 13.04.2023 по жалобам №№ 066/10/18.1-994/2023, 066/10/18.1- 997/2023,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Аполлон» далее – заявитель, общество, ООО «Аполлон») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, Свердловское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными и подлежащими отмене решения от 13.04.2023 по жалобам №№ 066/10/18.1-994/2023, 066/10/18.1-997/2023, предписания от 13.04.2023 по жалобам №№ 066/10/18.1-994/2023, 066/10/18.1-997/2023.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом проигнорированы пояснения ООО «Аполлон», в том числе о том, что ООО «Аполлон» вправе представлять интересы заказчика (организатора торгов) - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва. А так как, ООО «Аполлон» не является ни обособленным подразделением, ни филиалом заказчика (организатора торгов) - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, следовательно, жалобу надлежало вернуть в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю - в территориальное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. При этом Свердловское УФАС России признает, что от лица организатора торгов действует его представитель - ООО «Аполлон», а значит и решение и предписание были приняты при нарушении порядка рассмотрения жалоб в территориальном Управлении ФАС по месту нахождения заказчика.
Также в жалобе заявитель приводит доводы о том, что реализация имущества должника посредством проведения торгов в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредитора. В отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами, проводимыми в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» преследует цель защиты частного интереса. Проводимые в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность правильного и своевременного исполнения судебных актов. Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции, по мнению заявителя, не учел превышения антимонопольным органом установленных законом полномочий при вынесении оспариваемых решения и предписания, в связи с чем они не могли были быть признаны законными.
Свердловское УФАС России представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Третье лицо Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва также представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором полностью поддерживает правовую позицию заявителя, просит решение суда первой инстанции отменить.
До начала судебного заседания от Свердловского УФАС России поступили дополнения к письменному отзыву, в которых заинтересованное лицо ссылается на судебный акт по делу № А33-10202/2023, которым ООО «Аполлон» отказано в признании незаконным действий по рассмотрению Свердловским УФАС России жалоб №№ 066/10/18.1-994/2023, 066/10/18.1-997/2023 ИП ФИО2.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 судебное разбирательство по делу № А60-25831/2023 отложено на 24.10.2023.
Определением суда от 19.10.2023 в порядке части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Муравьевой Е.Ю. на судью Васильеву Е.В.
Рассмотрение дела начато заново.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя, принявшая участие в заседании в режиме веб-конференции при содействии информационного ресурса «Картотека арбитражных дел» поддержала доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалоб ИП ФИО2 (вх. №№ 6619-ЭП/23, 6630-ЭП/23 от 28.03.2023) на действия (бездействие) организатора торгов в лице ООО «Аполлон», совершенные при организации и проведении торгов (торги № 22000209390000000021 на сайте https://torgi.gov.ru, №№ 7A415D1-8001-15-3, 7A415D1-8001-15-9 на сайте https://lot-online.ru) в форме аукциона по реализации арестованного имущества в процессе исполнительного производства: Лот № 3 - Квартира, площадью 41,5 кв.м., кадастровый № 24:50:0700209:201, расположенная по адресу: <...>; Лот № 9 - Квартира, площадью 46 кв.м., кадастровый № 24:50:0500145:705, расположенная по адресу: <...>, Свердловским УФАС России вынесено решение от 13.04.2023 по жалобам №№ 066/10/18.1-994/2023, 066/10/18.1-997/2023.
Решением антимонопольного органа от 13.04.2023 жалобы ИП ФИО2 признаны обоснованными. Организатор торгов в лице ООО «Аполлон» признан нарушившим пункт 1 статьи 449 ГК РФ, подпункт 2 пункта 8.1 Аукционной документации, пункт 6.5 Технического задания к Государственному контракту №АЭ-09-02-Ар-2023, выразившемся в необоснованном недопущении ИП ФИО2 к участию в публичных торгах по указанному в протоколах от 21.03.2023 основанию.
ООО «Аполлон» выдано предписание от 13.04.2023 по жалобам №№066/10/18.1-994/2023, 066/10/18.1-997/2023, в котором организатору торгов в лице ООО «Аполлон» предписано в срок до 27.04.2023 принять все зависящие от него меры по отмене протоколов от 21.03.2023 и 22.03.2023, составленных в ходе проведения торгов (торги № 22000209390000000021 на сайте https://torgi.gov.ru, №№ 7A415D1-8001-15-3, 7A415D1-8001-15-9 на сайте https://lot-online.ru), по Лоту № 3 (Квартира, площадью 41,5 кв.м., кадастровый № 24:50:0700209:201, расположенная по адресу: <...>) и Лоту № 9 (Квартира, площадью 46 кв.м., кадастровый № 24:50:0500145:705, расположенная по адресу: <...>).
Не согласившись с вынесенными Свердловским УФАС России решением и предписанием, ООО «Аполлон» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.
Заявитель по доводам жалобы настаивает на том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований ООО «Апполон».
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статью 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65 АПК РФ).
При исполнении решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства продажа вещей или имущественных прав должника производится только на публичных торгах (пункт 3 статьи 447, пункт 1 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Указанные торги в силу пункта 1 статьи 449.1 ГК РФ проводятся по правилам, установленным статьями 448, 449 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ или процессуальным законодательством.
Согласно статье 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги.
Жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, рассматриваются антимонопольным органом (часть 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества установлены пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
При выявлении нарушений антимонопольный орган выдает организаторам торгов предписания, обязательные для исполнения, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, о направлении извещения о проведении торгов, об аннулировании торгов (пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Указанные положения Закона о защите конкуренции содержат общие правила и распространяются, в том числе на торги, проводимые в рамках исполнительного производства.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по исполнительному документу - судебному акту, исполнительному листу, исполнительной надписи нотариуса (часть 1).
Заложенное имущество реализуется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», данным законом, а также другими федеральными законами, предусматривающими особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенного имущества (часть 3).
Согласно пункту 1 статьи 350 ГК РФ реализация заложенного имущества, на которое взыскание обращено на основании решения суда, осуществляется путем продажи с публичных торгов в порядке, установленном настоящим Кодексом и процессуальным законодательством, если законом или соглашением между залогодержателем и залогодателем не установлено, что реализация предмета залога осуществляется в порядке, установленном абзацами вторым и третьим пункта 2 статьи 350.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (установлено, что реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством РФ право проводить торги по соответствующему виду имущества (организатор торгов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 447 ГК РФ в качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).
Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на наделение функциями федеральных органов исполнительной власти хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Согласно пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), с возложением на последнего функции специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» (РФФИ) по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, реализация указанного имущества, в т.ч. путем организации и проведения соответствующих торгов является функцией федерального органа исполнительной власти.
Принудительная реализация имущества должника согласно части 1 статьи 87 Закона об исполнительном производстве осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Проставлением Правительства Российской Федерации.
Понятие специализированной организации в законе об исполнительном производстве не раскрывается, а порядок ее привлечения Правительством Российской Федерации не установлен.
При этом наделение хозяйствующего субъекта помимо функций специализированной организации (по определению поставщика (подрядчика, исполнителя)) иными фикциями государственного органа может содержать признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не содержат конкретных норм, регулирующих территориальное распределение дел по рассмотрению жалоб на нарушения при проведении торгов между территориальными органами Федеральной антимонопольной службы.
При этом согласно части 4 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Аналогичные полномочия предусмотрены пунктом 5.2.9 Положения о Федеральной антимонопольной службе (далее - Положение № 331), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331.
В целях единообразного применения статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении жалоб на нарушение порядка проведения обязательных в силу закона торгов, ФАС России направило подведомственным территориальным органам методические рекомендации по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, в том числе если торги признаны несостоявшимися, на продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного и (или) муниципального имущества, проводимой в электронной форме (далее - методические рекомендации), письмом ФАС России от 16.03.2015 № ИА/12337/15.
Согласно пункту 3.11 указанных методических организаций дополнительная подведомственность рассмотрения жалоб может определяться внутренними актами ФАС России.
В письме ФАС России от 20.04.2022 № ГМ/39356/22 для использования в работе территориальными органами ФАС России методических рекомендаций по вопросам рассмотрения жалоб на нарушение процедуры проведения «отраслевых» (имущественных) торгов, порядка заключения договоров по итогам проведения таких торгов, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, в подпункте 1 пункте 1.2 указано, что территориальные органы ФАС России рассматривают следующие жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, операторов электронных площадок, не включенных в Перечень, при организации и проведении торгов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными лицами (в том числе при проведении торгов по реализации имущества банкротов, арестованного имущества).
При этом жалобы, указанные в подпункте 1 пункта 1.2 настоящего письма, подлежат рассмотрению территориальным органом ФАС России по месту нахождения организатора торгов, указанному в извещении о проведении обжалуемых торгов.
Обращено внимание, что в случае, если заявителем одновременно обжалуются действия организатора торгов и оператора электронной площадки, включенного в Перечень, такая жалоба подлежит рассмотрению Центральным аппаратом ФАС России. «Частичное» рассмотрение жалобы территориальным органом (исключительно в части действий организатора торгов) не допускается (подпункт 1 пункта 1.2.).
Таким образом, жалобы подлежат рассмотрению территориальным органом ФАС России по месту нахождения организатора торгов, указанному в извещении о проведении обжалуемых торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон №229-ФЗ) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Кроме того, исходя из содержания пункта 1 статьи 87 Закона № 229-ФЗ реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из вышеуказанных положений следует, что организаторами торгов могут выступать территориальные управления Росимущества или специализированные организации, с которыми заключены соответствующие государственные контракты, наделяющие последних полномочиями по реализации арестованного имущества.
Суд исходит из того, что в случае если территориальным управлением Росимущества переданы полномочия по организации и проведению торгов по реализации арестованного имущества в рамках исполнительного производства специализированной организации, то последняя исполняет функции организатора торгов. Следовательно, при решении вопроса об определении подведомственности при рассмотрении жалоб на нарушение процедуры проведения торгов следует руководствоваться сведениями о месте нахождения специализированной организации, указанными в извещении о проведении обжалуемых торгов.
Согласно письмам оператора электронной площадки (исх. № 1554/08 от 07.04.2023, №1571/08 от 10.04.2023) ООО «Аполлон» зарегистрировано на ЭТП АО «РАД» в качестве организатора торгов, аккредитация № 361714 от 26.01.2023. Стороной по договору оказания услуг между АО «РАД» и ООО «Аполлон» выступал руководитель ООО «Аполлон» ФИО3
Также согласно информации с сайта zakupki.gov.ru, организатором спорных торгов является ООО «Аполлон».
Под публичными торгами в соответствии с пунктом 1 статьи 449.1 ГК РФ понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом.
Согласно пункту 2 статьи 449.1 ГК РФ организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.
В силу пункта 70 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50 ответчиками по требованиям о признании публичных торгов недействительными являются организатор торгов и/или привлекаемые им специализированные организации и лицо, выигравшее публичные торги.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом согласно пункту 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, далее - Положение № 432) организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
В соответствии с извещением о проведении торгов организатором торгов является ООО «Аполлон», действующее на основании государственного контракта № АЭ-09-02-Ар-2023, заключенного с Межрегиональным Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - ТУ Росимущества в Красноярском крае).
Согласно пункту 2.2 Соглашения ФССП России № 0001/13, Росимущества № 01-12/65 от 30.04.2015 (далее - Соглашение ФССП и Росимущества) постановление о передаче арестованного имущества на реализацию является основанием для реализации арестованного имущества.
В соответствии с пунктом 2.3 Соглашения ФССП и Росимущества передача Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации) арестованного имущества (в случае невозможности передачи арестованного имущества в натуре, когда такое имущество передано судебным приставом-исполнителем под охрану или на хранение должнику либо иному лицу согласно акту о наложении ареста - правоустанавливающих и подтверждающих право документов) для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи (далее - Акт передачи) с приложением оригиналов (а в случае их отсутствия - дубликатов, заверенных копий) правоустанавливающих и подтверждающих право документов и заверенных копий процессуальных документов.
При рассмотрения дела в суде первой инстанции ООО «Аполлон» ссылалось на то, что в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (утв. Росимуществом 11.04.2014) и в рамках исполнения условий государственного контракта ООО «Аполлон» является исполнителем указанного контракта и действует по доверенности, согласно которой ООО «Аполлон» является одним из представителей ТУ Росимущества в Красноярском крае.
В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ жалобу на действия (бездействие) организатора торгов необходимо направлять в территориальный орган ФАС России по месту нахождения заказчика. Местом нахождения организатора торгов - ТУ Росимущества в Красноярском крае, является <...>. В данном случае место нахождения представителя организатора торгов не имеет значения, поскольку представителем может быть любое юридическое, физическое лицо или ИП, однако это не означает, что рассмотрение жалобы должно происходить в территориальном антимонопольном органе по месту нахождения такого представителя, поскольку это противоречило бы требованиям действующего законодательства РФ. В данном случае ООО «Аполлон» вправе представлять интересы организатора торгов - ТУ Росимущества в Красноярском крае. Поскольку ООО «Аполлон» не является ни обособленным подразделением, ни филиалом организатора торгов, постольку жалобу надлежало рассматривать в Красноярском УФАС России.
Данные доводы поддержаны заявителем и в апелляционной жалобе.
Между тем, из пункта 1.2 Методических рекомендаций по вопросам рассмотрения жалоб на нарушение процедур проведения «отраслевых» (имущественных) торгов (Письмо ФАС России от 20.04.2022 № ГМ/39356/22) следует, что жалобы на действия (бездействие) организатора торгов подлежат рассмотрению территориальным органом по месту нахождения организатора торгов, указанному в извещении о проведении торгов.
Государственным контрактом, заключенным между ТУ Росимущества в Красноярском крае (заказчик) и ООО «Аполлон» (исполнитель), установлено, что заказчик поручает, а исполнитель обязуется на условиях, установленных настоящим Контрактом, письменных поручений и указаний заказчика (далее - Поручение) за вознаграждение совершать от его имени действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взыскания на имущество, на территории Красноярского края (далее - Имущество).
Исполнитель как организатор торгов несет полную ответственность за действия, произведенные на электронной торговой площадке от его имени.
Извещением о проведении торгов установлено, что ООО «Аполлон» - далее Организатор торгов, действующий на основании государственного контракта, заключенного с ТУ Росимущества в Красноярском крае, сообщает о проведении аукциона.
Аналогичная информация содержится на сайте ЭТП во вкладке продавец/организатор.
В Протоколах от 21.03.2023 и 22.03.2023 указан продавец: ООО «Аполлон».
Более того, согласно письмам оператора электронной площадки (от 07.04.2023 № 1554/08, от 10.04.2023 № 1571/08) ООО «Аполлон» зарегистрировано на ЭТП АО «РАД» в качестве организатора торгов, аккредитация от 26.01.2023 № 361714. Стороной по договору оказания услуг между АО «РАД» и ООО «Аполлон» выступал руководитель ООО «Аполлон» ФИО3
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что организатором торгов выступало ООО «Аполлон» (адрес: 6220075, <...> стр. 51, оф. 8/03/02). Поскольку местом нахождения ООО «Аполлон» является Свердловская область, постольку жалобы на его действия (бездействие) подлежат рассмотрению Свердловским УФАС России.
Подтверждением обоснованности вышеизложенного является также вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Красноярского края от 31.05.2023 по делу № А33-10202/2023, которым ООО «Аполлон» было отказано в удовлетворении требований о признании действий по перенаправлению жалоб участников торгов, организатором по которым выступал ООО «Аполлон», в Свердловское УФАС России.
Согласно пунктам 3.4, 4.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.03.2023 № 12-П федеральный законодатель в рамках своей дискреции придает особое значение торгам как специфическому способу совершения сделки посредством проведения конкурса или аукциона, конститутивным элементом которого служит состязательность, конкурентная борьба, а целью торгов как юридической процедуры является выявление претендента на заключение договора, который способен предложить наиболее приемлемую - высокую или низкую - цену (при проведении аукциона) или лучшие условия договора (при проведении конкурса) и тем самым наиболее полно удовлетворить интересы как организатора и (или) заказчика торгов, так и победителя, а в некоторых случаях и третьих лиц. Конституционный Суд РФ ранее отмечал, что использование в определенных случаях конкурентных процедур отбора контрагентов является общемировой практикой и обусловлено: необходимостью удовлетворить интерес заказчика в заключении договора на лучших для него условиях и с лучшим контрагентом; задачами защиты конкуренции; целью профилактики коррупционных правонарушений (Постановление от 23.12.2022 № 57-П). Сама процедура торгов заведомо для их участников предполагает конкуренцию.
Так, принцип обеспечения конкуренции раскрыт в статье 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которой контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (часть 1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (часть 2).
Таким образом, при организации и проведении торгов, конструктивным элементом которых является состязательность, конкуренция защищается среди их участников вне зависимости от наличия у них статуса хозяйствующего субъекта, а преследуемые Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Законом о защите конкуренции цели не являются взаимоисключающими.
Согласно пунктам 8.3 и 8.18 Технического задания к Государственному контракту № АЭ-09-02-Ар-2023 требованием к оказанию услуги является оказание услуги способами, не допускающими ограничение, устранение конкуренции и (или) нарушение законных прав и ущемление интересов других лиц. В целях обеспечения конкурентоспособности и состязательности между участниками аукциона и получения наивысшей цены за реализуемое имущество, при проведении торгов в электронной форме, такие торги должны проводиться исключительно с открытой формой подачи предложений о цене имущества.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.11.2021 № 5-КГ21-95-К2 установлено, что согласно пунктам 7, 8 статьи 57 Закона об ипотеке лицо, выигравшее публичные торги, должно в течение пяти дней после их окончания внести сумму, за которую им куплено заложенное имущество (покупную цену), за вычетом ранее внесенного задатка на счет, указанный организатором публичных торгов. При невнесении этой суммы задаток не возвращается. В течение пяти дней с момента внесения покупной цены лицом, выигравшим публичные торги, организатор публичных торгов заключает с ним договор купли-продажи. Этот договор и протокол о результатах публичных торгов являются основанием для внесения необходимых сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Однако частью 11 статьи 89 Закона об исполнительном производстве, расположенной в главе 9 названного закона, регламентирующей порядок проведения публичных торгов, установлен запрет на заключение договора по результатам торгов ранее чем через 10 дней со дня подписания протокола, на основании которого осуществляется заключение договора, а если предусмотрено размещение указанного протокола на сайте в сети «Интернет», то ранее чем через 10 дней со дня такого размещения. Указанная часть статьи введена с 06.01.2012 Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ, принятым в рамках совершенствования антимонопольного регулирования и развития конкуренции.
Введенное названной нормой ограничение связано с возможностью обжалования действий организатора торгов в антимонопольный орган.
Так, частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.
Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.
Заключение договора купли-продажи по результатам публичных торгов без учета процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, и лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому является нарушением прав участников торгов.
Возможность оперативного оспаривания торгов требует от добросовестных организатора торгов и победителя торгов ожидания истечения срока на обжалование, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, ускоренное заключение договора купли-продажи по результатам публичных торгов до истечения десятидневного срока обжалования действий (бездействия) организатора торгов (часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) свидетельствует о злоупотреблении правом, а в настоящем случае также нарушает запрет, установленный частью 11 статьи 89 Закона об исполнительном производстве, введенной в рамках совершенствования антимонопольного законодательства.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции пришел к справедливому выводу о том, что у Свердловского УФАС России отсутствовали основания для не рассмотрения жалобы ИП ФИО2 по существу. При этом суд учел позицию относительно полномочий антимонопольного органа на осуществление антимонопольного контроля, изложенную в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Приведенные нормы регламентируют порядок действий антимонопольного органа при рассмотрении жалоб участников торгов, но не определяют основания антимонопольного контроля за торгами.
Вместе с тем, по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, о чем указано в пункте 37 постановления Пленума № 2.
Анализ приведенных положений законодательства в их нормативном единстве и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что антимонопольный контроль за торгами, в том числе контроль за соблюдением процедуры торгов, ограничен случаями, когда результаты проведения определенных торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В свою очередь, реализация имущества должника посредством проведения торгов в конкурсном производстве подчинена общей цели названной процедуры - наиболее полное удовлетворение требований кредиторов исходя из принципов очередности и пропорциональности (абзац шестнадцатый статьи 2, статьи 110, 111, 124, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве)). Действия, касающиеся формирования лотов, определения условий торгов и непосредственной реализации имущества должны быть экономически оправданными, направленными на достижение упомянутой цели - получение максимальной выручки (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 № 305-ЭС21-21247).
Таким образом, в отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.
Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.
Следовательно, осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции.
В рамках настоящего дела предметом антимонопольного контроля явились торги, проводимые в соответствии с Законом об исполнительном производстве. В отличие от Закона о банкротстве и торгов, проводимых в рамках конкурсных процедур, судебный контроль за проведением торгов в рамках Закона об исполнительном производстве не осуществляется, что, с учетом выводов судов об отсутствии у антимонопольного органа полномочий на осуществление антимонопольного контроля за такими торгами, полностью исключает возможность какого-либо контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 3, статьями 22 и 23 Закона о защите конкуренции задачей антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, направленного на защиту и развитие конкуренции, что означает возможность непосредственного вмешательства антимонопольного органа в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов только в той мере, в какой это обусловлено необходимостью защиты конкуренции.
Торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.
В свою очередь, отсутствие контроля за торгами означает отрицание как публично-правового характера ответственности нарушающего антимонопольное законодательство субъекта, так и деятельности контролирующего его государственного органа и тем самым приводит к снижению гарантий защиты конкуренции в сфере предпринимательской деятельности в качестве частноправового института, опосредующего реализацию права собственности и свободу экономической деятельности.
Соответствующие доводы заявителя о невозможности осуществления антимонопольного контроля торгов, проведенных в соответствии с Законом № 229-ФЗ, отклоняются.
Кроме того суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что публичные торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения, если будет установлено, что они проведены с нарушением правил, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 449, пункт 1 статьи 449.1 ГК РФ, статья 93 Закона об исполнительном производстве).
В пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 17.11.2015 № 50 разъяснено, что приведенный в пункте 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество.
Таким образом, необоснованное недопущение к участию в публичных торгах признается существенным нарушением порядка проведения торгов, поскольку заведомо влечет неправильное определение цены продажи.
Судами установлено, что в соответствии с пунктом 1.5 Государственного контракта № АЭ-09-02-Ар-2023 перечень услуг, их объем, требования к качеству и другие исходные данные установлены в Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение № 1). При этом в пункте 6 Технического задания установлены правила проведения торгов, а в пункте 6.5 Технического задания установлено, что должно быть указано в извещении о проведении торгов, в том числе исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске к участию в торгах.
К таким основаниям могут относиться исключительно:
- подача заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов нарушением срока, установленного в информационном сообщении;
- подача предусмотренных информационным сообщением документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ и информационным сообщением;
- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
- не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет, указанный в информационном сообщении.
При этом в пункте 8.1 Аукционной документации установлено, что заявитель не допускается комиссией к участию в аукционе в случаях:
1) непредставления документов, определенных пунктом 5 настоящей аукционной документации, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям аукционной документации;
3) форма заявления на участие в торгах не соответствует форме, установленной в приложении № 1 настоящей документации.
В случае установления факта предоставления неполной, недостоверной информации, а также помарки, подчистки, исправления, содержащиеся в документах, представленных заявителем или участником торгов в соответствии с пунктом 5 настоящей аукционной документации, комиссия обязана отстранить такого претендента или участника торгов от участия в аукционе на любом этапе его проведения.
Таким образом, пункт 8.1 Аукционной документации не соответствует пункту 6.5 Технического задания к Государственному контракту № АЭ-09-02-Ар-2023.
Согласно пункту 4.11 Инструкции ЭТП:
Доверенные лица - в данном разделе представлена информация о текущих доверенных лицах (сотрудниках и представителей). При необходимости существует возможность удалить доверенное лицо и редактировать данные о доверенном лице. Для удаления доверенного лица нажмите кнопку «Удалить» в разделе «Действия». Для редактирования данных о доверенном лице нажмите кнопку «Редактировать» в разделе «Действия». После чего, откроется форма для редактирования. Вы сможете обновить сведения о полномочиях, а также изменить подтверждающие документы или адрес для уведомлений по событиям принципала. Для добавления нового сотрудника принципала или представителя нажмите на кнопку «Добавить сотрудника принципала» или «Добавить принципала» соответственно. Для того чтобы добавить новое доверенное лицо необходимо:
1. Заполнить форму, поля, помеченные знаком звездочка (*), обязательны для заполнения.
Для добавления подтверждающих документов нажмите кнопку «Выберите файлы для загрузки».
2. Нажать на кнопку «Продолжить».
3. Проверить данные и подпишите заявку ЭП.
В списке доверенных лиц добавится новая запись.
В случае, если Представитель (Доверенное лицо) хочет представлять интересы Заявителя (Принципала), Представителю (Доверенному лицу) необходимо авторизоваться в своем личном кабинете и подать заявку на регистрацию нового профиля. Для этого:
1. В Личном кабинете Представителя зайти в раздел «Профиль» и нажать на кнопку «Новый профиль».
2. В графе «Я действую» выберите «Как представитель».
3. Выберите тип заявителя и заполните поля.
4. Выберите тип представителя и заполните поля.
5. Нажмите на кнопку «Продолжить».
6. Введите необходимую информацию. Нажмите на кнопку «Продолжить».
7. Проверьте данные и подтвердите заявку ЭП.
Если Заявитель (Принципал) зарегистрирован на ЭТП, будет создана заявка на добавление Представителя (Доверенного лица) в кабинет Заявителя (Принципала) и направлена оператору на проверку. Срок рассмотрения заявления составляет три рабочих дня. Информация о регистрации нового профиля будет отражена в списке доступных профилей в Личном кабинете Представителя (Доверенного лица).
После рассмотрения заявки Оператором Представителю при входе необходимо выбрать профиль для входа.
Антимонопольным органом установлено, что в заявлениях на участие в торгах указано, что заявка подана ИП ФИО2, именуемый(ая) далее Претендент, представитель Претендента (указывается в случае подачи заявки лицом, представляющим интересы Претендента) ФИО4 Представитель Претендента действует на основании нотариальной доверенности от 06.07.2022 38АА3842330. Заявка подписана собственноручно ФИО2 В формируемых ЭТП проектах протоколов также указана ИП ФИО2
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
В силу пункта 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Правила настоящего Кодекса о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.
Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 185.1 ГК РФ).
Согласно представленной доверенности от 06.07.2022 № 38АА3842330 ИП ФИО2 настоящей доверенностью уполномочивает ФИО4 представлять ее интересы на всех аукционах и конкурсах, проводимых структурами, осуществляющими реализацию имущества на торгах (территориальными управлениями Росимущества), специализированными государственными учреждениями при Правительстве РФ «Российский фонд Федерального имущества» и его филиалами, арбитражными управляющими по продаже любого имущества, в том числе объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств, самоходных машин, судов, летательных аппаратов и любого другого движимого имущества, с правом участия во всех аукционах, конкурсах, с правом подачи предложения о цене по своему усмотрению, с правом приобретения в собственность на ее имя любого имущества или имущественных прав, с правом подписания и подачи заявок для участия в аукционах и конкурсах и прилагаемых к заявке документов, с правом на получение экземпляров заявок и описи поданных документов с отметкой организатора аукциона, конкурса об их принятии, с правом подачи и получения любых документов, имеющих отношение к аукциону, конкурсу, а также дает иные полномочия, имеющие отношения к аукционам, конкурсам, в том числе право обжалования действий конкурсной комиссии, включая судебный порядок, с право делать любые запросы организатору аукциона, конкурса и собственнику имущества, в связи с проведением аукциона, конкурса, с правом подписания протоколов о результатах аукционов, конкурсов, с правом подписания договоров о задатке в размере по своему усмотрению, с правом вносить задатки в сроки и порядке, которые указаны в извещениях о проведении аукционов, получать задатки в случае их возврата, с правом подписи договоров купли-продажи, с правом получения договоров купли-продажи, с правом подавать, получать и оформлять необходимые документы в компетентных учреждениях, органах, организациях, обществах, по необходимости подавать заявления, ходатайства, запросы, производить необходимые платежи, подписывать акты приема-передачи имущества, принимать имущество по актам приема-передачи, и выполнять все действия, связанные с данным поручением, и условиям агентского договора. Быть представителем в отношении с оператором торговых площадок, быть представителем на любых электронных торговых площадках, осуществляющих продажу имущества должников-банкротов, должников по арестованному имуществу службой судебных приставов, быть представителем в отношениях с арбитражными управляющими, а также быть представителем в иных компетентных государственных, муниципальных и негосударственных предприятиях, учреждениях, организациях (органах), по вопросам участия доверителя в торгах по продаже имущества должников-банкротов, должников по арестованному имуществу службой судебных приставов, осуществляемых на открытых торгах в порядке публичного предложения. По настоящей доверенности доверитель предоставляет представителю полномочия действовать от имени и в интересах доверителя в рамках заключаемых сторонами агентских договоров. Перечень полномочий представителя определяется настоящей доверенностью и условиями агентского договора. Настоящая доверенность выдается представителю в целях надлежащего оказания услуг доверителю по заключению сторонами агентского договора, в целях участия доверителя в торгах по банкротству (в соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с Законом об исполнительном производстве, далее по тексту доверенного -торги). В соответствии с настоящей доверенностью представителю предоставляются следующие полномочия: осуществлять поиск объектов (имущества) выставленного на продажу на торгах; предоставлять доверителю полную информация о проводимых торгах, об условиях продажи объектов, информацию об объектах (имуществе) выставленном на торги; составлять и подавать от имени доверителя (либо от своего имени, но с указанием сведений о доверителе в качестве приобретателя имущества) необходимые документы (составлять заявки на участие в торгах, иные необходимые документы); подавать документы на электронную торговую площадку для участия в торгах, в том числе подавать заявки и иные необходимые документы; получать информацию от арбитражного управляющего и от оператора торговой площадки протоколы допуска (недопуска) участника к участию в торгах, протоколы определения победителя торгов, иные протоколы и документы. Представитель вправе участвовать в торгах на любом этапе торгов.
При изложенных и установленных обстоятельствах Комиссия Свердловского УФАС России пришла к выводу о нарушении организатором торгов пункта 1 статьи 449 ГК РФ, подпункта 2 пункта 8.1 Аукционной документации, пункта 6.5 Технического задания к Государственному контракту № АЭ-09-02-Ар-2023, выразившееся в необоснованном недопущении ИП ФИО2 к участию в публичных торгах по указанному в протоколах от 21.03.2023 основанию.
Согласно части 20 статьи 18.1 и подпункта «а» пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Организатор торгов подтвердил, что договоры реализации арестованного имущества не заключены.
В силу пункта 6 статьи 448 ГК РФ, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. В соответствии с пунктом 6 статьи 57 Закона об ипотеке выигравшим публичные торги признается лицо, предложившее на публичных торгах наиболее высокую цену за продаваемое имущество. Это лицо и организатор публичных торгов подписывают в день их проведения протокол о результатах публичных торгов.
Протоколы от 22.03.2023 подведения итогов аукциона по продаже победителями не подписаны.
Вместе с тем, согласно частям 11, 18 и 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган направляет организатору торгов уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов, со дня направления которого торги приостанавливаются, а организатор торгов не вправе заключать договор до принятия решения по жалобе по существу, заключенный же с нарушением этого требования договор является ничтожным. Поскольку день направления организатору торгов уведомления антимонопольного органа о поступлении жалобы и о приостановлении торгов наступает заведомо уже после дня подведения итогов торгов (дня размещения результатов торгов на сайте в сети «Интернет»), постольку договор, силу которого имеет протокол о результатах торгов, считается заключенным уже в день подведения итогов торгов, т.е. еще до подачи жалобы и направления соответствующего уведомления. При этом в электронных торгах подписание протокола о результатах торгов не предусматривается.
В свою очередь, в пункте 15 Обзора судебной практики (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018) и пункте 12 Обзора по вопросам судебной практики (утв. Президиумом ВС РФ 16.03.2016) указано, что заключение по результатам обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов договора ранее истечения срока обжалования действий (бездействия) организатора торгов нарушает положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, призванные обеспечивать реализацию права на защиту гражданских прав в административном порядке. Сокращение либо исключение указанного срока свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны организатора торгов, поскольку направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав в административном порядке.
Более того, исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности согласно пункту 2 статьи 551 ГК РФ не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 для лиц, не являющихся сторонами сделки, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки, на основании которой возникают, изменяются или прекращаются такие права. При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 57 Закона об ипотеке лицо, выигравшее публичные торги, должно в течение 5 дней после их окончания внести сумму, за которую им куплено заложенное имущество (покупную цену), за вычетом ранее внесенного задатка на счет, указанный организатором публичных торгов. В течение 5 дней с момента внесения покупной цены лицом, выигравшим публичные торги, организатор публичных торгов заключает с ним договор купли-продажи. Этот договор и протокол о результатах публичных торгов являются основанием для внесения необходимых сведений в ЕГРН.
Между тем, в силу части 11 статьи 89 Закона об исполнительном производстве не допускается заключение договора по результатам торгов ранее чем через 10 дней со дня размещения на сайте в сети «Интернет» протокола, на основании которого осуществляется заключение договора. Причем указанный запрет распространяется на заключение любого договора, права по которому могут быть противопоставлены третьим лицам (безотносительно основной он либо предварительный).
Несмотря на то, что в пунктах 7 и 8 ст. 57 Закона об ипотеке содержится предлог «в течение», в части 11 статьи 89 Закона об исполнительном производстве не допускается заключение такого договора ранее чем через 10 дней со дня размещения на сайте в сети «Интернет» протокола, на основании которого осуществляется заключение договора. При этом введенные Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ ограничения на срок заключения договора по результатам обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов (статьи 2, 6, 9-13, 15 и 17) связаны с обеспечением возможности обжалования действий организатора торгов в антимонопольный орган. Следовательно, ускоренное заключение договора по результатам торгов до истечения срока обжалования действий (бездействия) организатора торгов свидетельствует о злоупотреблении правом (Определение ВС РФ от 16.11.2021 № 5-КГ21-95-К2).
Антимонопольным органом установлено, что в уведомлениях о поступлении жалоб ИП ФИО2 от 28.03.2023 №№ ДШ/5781/23, ДШ/5811/23 и о продлении срока принятия решения по ним от 06.04.2023 №№ ДШ/6552/23, ДШ/6581/23 было указано, что в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной.
На момент принятия спорного решения сведения о регистрации исполнения договора продажи недвижимости в ЕГРН ни организатором, ни победителем, ни Росреестром не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемых решения и предписания Свердловского УФАС России
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Само же по себе несогласие заявителя жалобы с вынесенным судебным актом не является основанием для их отмены и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе суд относит на заявителя. Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3 000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2023 года по делу № А60-25831/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Аполлон» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 25.07.2023 № 79.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Судьи
В.Н.Якушев
Е.В.Васильева
Ю.В.Шаламова