ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-9768/17-АК от 15.08.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9768/2017-АК

г. Пермь

15 августа 2017 года Дело № А60-7373/2017­­

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2017 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.

судей Васильевой Е.В., Мартемьяновым В.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарём Кривощековой С.В.,

при участии:

от заявителя акционерного общества "ТИЗОЛ" (ИНН 6624002881, ОГРН 1026601483886) – Ермакова Т.С., паспорт, доверенность от 27.12.2016;

от заинтересованного лица Государственному учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 3) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252) – не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица, Государственного учреждения – Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 3),

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 15 мая 2017 года

по делу № А60-7373/2017, принятое судьей И.В.Хачёвым

по заявлению акционерного общества "ТИЗОЛ" (ИНН 6624002881, ОГРН 1026601483886)

к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 3) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)

о признании ненормативных актов недействительными,

установил:

Акционерное общество "ТИЗОЛ" (далее – заявитель, общество «Тизол») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 3) (далее – заинтересованное лицо, Фонд):

- № 315 (форма 20-ФСС) от 29.11.2016 в части доначисления страховых взносов в сумме 40 666 руб. 67 коп. согласно пункта 11 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в части доначисления на сумму 11 819 руб. 84 коп. и доначисления страховых взносов в сумме 342 руб. 77 коп., в части привлечения к ответственности по части 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ и назначения наказания в виде штрафа в размере 8 201 руб. 89 коп.;

- № 315 (исх. № 3139) в части доначисления страховых взносов в сумме 16 827 руб. 58 коп., в части доначисления на сумму 141 руб. 84 коп., в части доначисления пеней в сумме 1 334 руб. 86 коп., в части привлечения к ответственности по части 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ и назначения наказания в виде штрафа в размере 3 393 руб. 88 коп. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 мая 2017 года заявленные требования удовлетворены. Решение Фонда № 315 (форма 20-ФСС) от 29.11.2016 признано недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 40 666 руб. 67 коп., доначисления на сумму 11 819 руб. 84 коп. и доначисления страховых взносов в сумме 342 руб. 77 коп., привлечения к ответственности по части 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ и назначения наказания в виде штрафа в размере 8 201 руб. 89 коп. Решение Фонда № 315 (исх. № 3139) признано недействительными в части доначисления страховых взносов в сумме 16 827 руб. 58 коп., доначисления на сумму 141 руб. 84 коп., доначисления пеней в сумме 1 334 руб. 86 коп., привлечения к ответственности по части 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ и назначения наказания в виде штрафа в размере 3 393 руб. 88 коп. На Фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "ТИЗОЛ". В порядке распределения судебных расходов с Фонда в пользу общества "ТИЗОЛ" взыскано 3 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части доначисления страховых взносов в сумме 40 666 руб. 67 коп, доначисления на сумму 11 819 руб. 84 коп. и доначисления страховых взносов в сумме 342 руб. 77 коп., привлечения к ответственности по части 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ и назначения наказания в виде штрафа в размере 8 201 руб. 89 коп., Решения Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 3) № 315 (исх. № 3139) в части доначисления страховых взносов в сумме 16 827 руб. 58 коп., доначисления на сумму 141 руб. 84 коп., доначисления пеней в сумме 1 334 руб. 86 коп., привлечения к ответственности по части 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ и назначения наказания в виде штрафа в размере 3 393 руб. 88 коп. и вынести новое решение, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.

В апелляционной жалобе Фонд указывает на то, что суммы выплат и иных вознаграждений в пользу работников, предусмотренные коллективным договором, которые не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы, с 1 января 2011 года подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке. Фонд, ссылаясь на п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, п.12 ч.1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ указывает на то, что суммы материальной помощи, выплачиваемой работникам за календарный год в размере, превышающем 4 тыс. руб. на одного работника, облагаются страховыми взносами. Периодичность такой выплаты неважна. В данном пункте нет указания на причину выплаты такой материальной помощи.

Также Фонд настаивает на правомерности доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на непринятые к зачету расходы - 11819,84 руб. Факт наличия нарушений законодательства при начислении выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством заявителем не оспаривается. Соответственно, расходы в сумме 11 819,84 руб., произведенные страхователем с нарушением норм действующего законодательства не могут быть признаны страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не являются выплатами, уменьшающими базу для начисления страховых взносов.

Кроме того, в апелляционной жалобе Фонд указывает на то, что решение Фонда № 315 (исх. № 3139) в части доначисления страховых взносов на сумму 141 руб. 84 коп., является верным, поскольку решение Фонда № 315 (исх. № 3139) не содержит информации о выявлении факта занижение базы для начисления страховых взносов - 141,84 руб. В ходе проверки были выявлено занижение базы для начисления страховых взносов на суммы материальной помощи, выплачиваемой работникам в размере, превышающем 4 тыс. руб. на одного работника за календарный год - 1 402 298,81 руб. и на непринятые к зачету расходы - 11 819,84 руб.

Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Государственным учреждением – Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 3) проведена проверка акционерного общества "ТИЗОЛ" по вопросам начисления, уплаты и расходования страховых взносов на обязательное социальное страхование на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 г.

В ходе проверки Фонд пришёл к выводу о нарушении ст. ст. 7,9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ), ст. ст. 20.1., 20.2. Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее Закон № 125-ФЗ), которое выразилось в занижении облагаемой базы в сумме 1 414 118,65 руб.

По мнению Фонда, заявителем не начислены страховые взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

- на суммы материальной помощи, выплачиваемой работникам в размере, превышающем 4 000 руб. на одного работника за календарный год в сумме 1 402 298,81 руб.

- на непринятые к зачету расходы в сумме 11 819,84 руб.

По результатам проверки вынесены следующие решения:

- решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством № 315 от 29.11.2016г., которым неприняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 11 819,84 руб.;

- решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах № 315 от 29.11.2016г.;

- решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний № 315 от 29.11.2016г.

Не согласившись с названными решениями, акционерное общество "ТИЗОЛ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании их недействительными.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции указал, что спорные выплаты подпадают под действие ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем, у Фонда отсутствовали законные основания для начисления на них страховых взносов, пени и штрафа.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, исследовав доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона).

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подп. "и" п. 2 ч. 1 указанной статьи Закона).

Поскольку Закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Компенсации, определенные ст. 164 ТК РФ как денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, объектом обложения страховыми взносами не являются.

В силу ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы (п. 1). База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 этой статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 этого Федерального закона (п. 2).

Аналогичные положения содержатся в п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

Исходя из указанных норм, страховыми взносами облагаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу физических лиц в рамках трудовых или поименованных в ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ гражданско-правовых отношений.

В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Как следует из материалов дела, акционерное общество "ТИЗОЛ" осуществляются следующие выплаты: оплата лечения; покупка медикаментов; приобретение очков; к 1 сентября родителям, имеющих детей школьного возраста; приобретение детских путевок в летние оздоровительные лагеря; работникам, имеющих детей-инвалидов; женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до 3-х лет.

Судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не отрицается тот факт, что данные выплаты указаны в Коллективном договоре на 2016 – 2019 г.г., заключенном между работодателем и работниками АО «Тизол», в разделе "социальные льготы" и не отнесены к категории оплаты труда. Таким образом, спорные выплаты производились в соответствии с локальными нормативными актами общества, предусматривающими дополнительные гарантии.

При этом, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Таким образом, как верно отмечено судом, выплата спорных компенсаций работникам носит социальный характер, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 ТК РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией.

Одним из оснований для доначисления страховых взносов послужил вывод фонда о том, что обществом неправомерно не начислены страховые взносы на суммы выплаченной работникам единовременной материальной помощи.

В апелляционной жалобе Фонд указывает на то, что согласно части 11 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, подпункта 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателем своим работникам, не превышающий 4000 рублей на одного работника за расчетный период. Закон не детализирует характер материальной помощи, норма сформулирована универсально с указанием только на размер материальной помощи, не подлежащей обложению страховыми взносами. Суммы материальной помощи, выявленной при проверке страхователя, значительно превышают установленный размер, следовательно, по мнению ответчика, в этой части подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления страховых взносов на суммы единовременной материальной помощи.

Как указано ранее в настоящем постановлении, в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.

Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в данном случае общество производило выплаты единовременной материальной помощи своим работникам (материальная помощь в связи с болезнью работника, его родственников, первого бракосочетания, в связи с походом ребенка в первый класс и другие). Указанные выплаты производились в соответствии с пунктом положениями раздела «социальные льготы» Коллективного договора на 2016 – 2019 г.г., заключенном между работодателем и работниками АО «Тизол».

При единовременных выплатах материальной помощи общество в данном случае правомерно не начисляло взносы на данные виды выплат, поскольку они не связаны с выполнением трудовых функций, эти выплаты обладают социальным, а не трудовым характером.

Следовательно, рассматриваемые выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

При этом суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Фонда со ссылкой на пункт 11 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и подпункт 12 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ о том, что не подлежат обложению суммы материальной помощи, оказываемой работодателем своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период, поскольку установленный данной нормой суммовой критерий применим только к тем видам материальной помощи, которые непосредственно связаны с выполняемой трудовой функцией, в отношении же материальной помощи, которая не является элементом оплаты труда, указанное правило не применимо, поскольку данные выплаты не образуют объект обложения.

Таким образом, у Фонда отсутствовали правовые основания для начисления страховых взносов на рассматриваемые суммы выплаченной работникам единовременной материальной помощи, в том числе материальной помощи из фонда директора.

Одним из оснований для начисления страховых взносов послужил вывод фонда о том, что обществом занижена база для начисления страховых взносов на оплату приобретенных организацией санаторно-курортных путевок для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку, по мнению Фонда, указанные выплаты связаны с выполнением работниками общества трудовых обязанностей.

Частью 1 ст. 13 закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования (ч. 5 ст. 13 закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 4.2 закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, подп. 3 п. 1 ст. 11 закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

В соответствии с Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденным постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 (далее - методические указания), контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.

Согласно требованиям, изложенным в п. 60 методических указаний перед проверкой назначения (исчисления) пособия по временной нетрудоспособности необходимо обращать внимание на правильность заполнения реквизитов листка нетрудоспособности как финансового документа, который должен иметь разборчивые записи медицинских работников, четкие печати, название или штампы медицинской организации.

При наличии нарушений в оформлении листков нетрудоспособности отделение (филиал отделения) фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к лечебно-профилактическому учреждению, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности (п. 61 методических указаний).

Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - положение), расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

В соответствии с п. 46 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом акушером-гинекологом, при его отсутствии - врачом общей практики (семейным врачом), а при отсутствии врача - фельдшером.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки фонд пришел к выводу о том, что при многоплодной беременности Овечкиной Н.В. неправомерно выдан листок нетрудоспособности ГБУЗ СО Демидовской ЦРБ г. Нижний Тагил с 22.07.2013 – 06.08.2013 на 16 календарных дней в продолжение листка нетрудоспособности, выданного ГБУЗ СО НТ ЦГБ г. Нижняя Тура с 09.01.2013 - 21.07.2013 на 194 дня, причем послеродовой отпуск при многоплодной беременности не должен превышать 110 календарных дней.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе решения фонда суд первой инстанции, руководствуясь ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о несоответствии оспариваемых ненормативных актов фонда закону, в связи с отсутствием оснований для отказа в принятии к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по беременности и родам и удовлетворили заявленные требования учреждения.

Факты наличия трудовых отношений между страхователем и работником и наступления страхового случая установлены, следовательно, осуществление выплат пособий в соответствующих размерах работнику является законным и обоснованным.

Кроме того, необоснованной выдачи лечебными учреждениями листков нетрудоспособности в ходе проверки не установлено, а целевой характер расходования средств фонда не нарушен.

Таким образом, учреждением соблюдены все требования, необходимые для принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Ссылки апелляционной жалобы на то, что резолютивная часть решения суда не содержит даты принятия оспариваемого решения № 315 в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется, поскольку не может повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 мая 2017 года по делу № А60-7373/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

И.В.Борзенкова

Судьи

Е.В.Васильева

В.И.Мартемьянов