ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-15285/15 от 13.01.2016 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№№ 18АП-15285/2015, 18АП-16022/2015

г. Челябинск

19 января 2016 года

Дело № А07-17841/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2016 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Суспициной Л.А.,

судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.11.2015 по делу № А07-17841/2015 (судья Харисов А.Ф.).

В судебном заседании приняли участие представители: от Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - ФИО1 (доверенность от 29.12.2015), от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республики Башкортостан - ФИО2 (доверенность от 26.10.2015), от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – ФИО3 (доверенность от 31.12.2015), от государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Уфимский лесхоз-техникум» - ФИО4, (доверенность от 12.01.2016).

Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее – Министерство лесного хозяйства, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан (далее – Кадастровая палата, заинтересованное лицо), в котором просило:

-признать решение Кадастровой палаты от 16.01.2014 № Ф/14-53-0001 недействительным в части изменения категории земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:000000:27493, 02:55:000000:27494 с категории «земли лесного фонда» на категорию «земли населенных пунктов»,

-обязать Кадастровую палату внести изменения в государственный земельный кадастр в сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:000000:27493, 02:55:000000:27494, изменив категорию земельных участков с категории «земли населенных пунктов» на «земли лесного фонда» (т. 1, л.д. 13-21).

К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд первой инстанции привлек Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Территориальное управление Росимущества), Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города Уфы), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство земельных и имущественных отношений), государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан «Уфимское лесничество» (далее - Уфимское лесничество), государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уфимский лесхоз-техникум» (далее - Уфимский лесхоз-техникум) (л.д. 1-6).

Решением от 05.11.2015 (резолютивная часть объявлена 02.11.2015) суд первой инстанции заявленные Министерством лесного хозяйства требования удовлетворил: признал решение Кадастровой палаты от 16.01.2014 № Ф/14-53-0001 «Об учете изменений объектов недвижимости» недействительным в части изменения категории земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:000000:27493, 02:55:000000:27494 с категории «земли лесного фонда» на «земли населенных пунктов» как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», обязал Кадастровую палату устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и внести изменения в государственный земельный кадастр в сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:000000:27493, 02:55:000000:27494, изменив категорию земельных участков с категории «земли населенных пунктов» на категорию «земли лесного фонда» в течение 15 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу (т. 2, л.д. 33-52).

С таким решением не согласились заинтересованное лицо - Кадастровая палата и третье лицо - Министерство земельных и имущественных отношений, обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят данное решение отменить по основаниям, предусмотренным в части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять по делу новый судебный акт (т. 2, л.д. 62-64, 80-84, 90-99).

Доводы апелляционной жалобы Кадастровой палаты сводятся, по существу, к следующему.

Кадастровая палата считает, что из представленных в материалы дела материалов лесоустройства не следует, что спорные земельные участки входят в состав земель лесного фонда, напротив, указанные материалы свидетельствуют о том, что указанные земельные участки находятся в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, что также подтверждено обращением главы Администрации города Уфы от 10.12.2013 № 12435, поступившим в Кадастровую палату с приложением необходимых документов.

Кроме того, Кадастровая палата указывает, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 № 762-р «О переводе земель, расположенных в границах муниципального образования город Уфа, из категории земель лесного фонда в категорию земель поселений» Агентству лесного хозяйства по Республике Башкортостан совместно с Благовещенским, Бельским, Уфимским и Специализированным лесопарковым лесхозами Агентства лесного хозяйства по Республике Башкортостан предписано исключить земли лесного фонда, расположенные в границах муниципального образования город Уфа, из данных государственного учета лесного фонда согласно приложению № 1, отнести указанные земли к категории земель поселений и включить их в состав земель территориальных зон муниципального образования город Уфа согласно приложению № 2. Данное распоряжение суд первой инстанции во внимание не принял. Также суд первой инстанции проигнорировал решение Исполнительного комитета Уфимского городского совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от 06.08.1957 № 271, в соответствии с которым спорные земельные участки были включены в черту населенного пункта еще в 1957 г.

Кроме того, Кадастровая палата отмечает, что заявителем пропущен установленный процессуальным законом трехмесячный срок на обжалование решений государственных органов, в подтверждение чего дополнительно представлен протокол рабочего совещания от 20.01.2015 по вопросу содержания лесопарка имени лесоводов Башкортостана, расположенного в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Доводы апелляционной жалобы Министерства земельных и имущественных отношений сводятся, по существу, к следующему.

Министерство земельных и имущественных отношений также ссылается на распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 № 762-р «О переводе земель, расположенных в границах муниципального образования город Уфа, из категории земель лесного фонда в категорию земель поселений» как на доказательство того, что спорные земельные участки включены в состав земель территориальных зон муниципального образования город Уфа, соответственно, относятся к землям населенных пунктов в силу прямого указания закона.

Кроме того, Министерство земельных и имущественных отношений отмечает, что Кадастровая палата как орган государственного кадастрового учета не принимала решение о переводе спорных земельных участков из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов, на что неправильно указал суд первой инстанции, а лишь внесла изменения в Государственный кадастр недвижимости в сведения о спорных земельных участках; суд первой инстанции не дал правовой оценки решению Исполнительного комитета Уфимского городского совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от 06.08.1957 № 271, из которого следует, что земельные участки Уфимского участкового лесничества 19, 23, 24 квартала входят в состав границ земель населенных пунктов.

Кроме того, Министерство земельных и имущественных отношений указывает, что заявителем пропущен установленный процессуальным законом трехмесячный срок на обжалование решений государственных органов, поскольку об изменении категории земель спорных земельных участков Министерство лесного хозяйство должно было узнать из распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 № 762-р «О переводе земель, расположенных в границах муниципального образования город Уфа, из категории земель лесного фонда в категорию земель поселений» и знало об указанном, что подтверждается протоколом рабочего совещания от 20.01.2015 по вопросу содержания лесопарка имени лесоводов Башкортостана, расположенного в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции обеспечили податели жалоб – Кадастровая палата и Министерство земельных и имущественных отношений, а также заявитель – Министерство лесного хозяйства и третье лицо – Уфимский лесхоз-техникум.

Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети «Интернет». В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

Представители Кадастровой палаты и Министерства земельных и имущественных отношений в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб в полном объеме, настаивали на отмене решения суда от 05.11.2015.

Представители Министерства лесного хозяйства и Уфимского лесхоза-техникума в судебном заседании представили отзывы на апелляционные жалобы (т. 2, л.д. 108-111), в которых просят принять по делу судебный акт в соответствии с действующим законодательством. Пояснили суду апелляционной инстанции о том, что согласны с правовой позицией подателей жалоб по настоящему делу.

К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции Территориальным управлением Росимущества также представлен отзыв на апелляционную жалобу (т. 2, л.д. 104-105), в котором указанное лицо просит принять по делу судебный акт в соответствии с действующим законодательством

Отзывы на апелляционную жалобу приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела в порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.

23 сентября 2009 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) внесена запись за № 02-04-01/182/2009-572 о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 23 га из категории земель лесного фонда с разрешенным использованием - ведение лесного хозяйства, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ГУ Уфимское лесничество, кварталы 23, 24, условный № 02-04-01/182/2009-572, - что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.09.2009 (т. 1, л.д. 34).

В качестве документа-основания для регистрации в свидетельстве от 23.09.2009 указан Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

23 сентября 2009 г. в ЕГРП внесена также запись за № 02-04-01/182/2009-573 о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 116 га из категории земель лесного фонда с разрешенным использованием - ведение лесного хозяйства, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ГУ Уфимское лесничество, квартал 19, условный № 02-04-01/182/2009-573, - что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.09.2009 (т. 1, л.д. 23, 35).

В качестве документа-основания для регистрации в свидетельстве от 23.09.2009 указан Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

Впоследствии указанным земельным участкам присвоены кадастровые номера 02:55:000000:27494 и 02:55:000000:27493 соответственно.

21 июня 2013 г. в ЕГРП внесена запись за № 02-04-01/146/2013-512 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27493 за Уфимским лесхозом-техникумом на основании распоряжения Минлесхоза РБ от 18.06.2013 № 207-р что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.06.2013 (т. 1, л.д. 37).

09 августа 2013 г. в ЕГРП внесена запись за № 02-04-01/288/2013-559 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 за Уфимским лесничеством основании распоряжения Минлесхоза РБ от 25.07.2013 № 281-р, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.08.2013 (т. 1, л.д. 38).

Решением Кадастровой палаты от 16.01.2014 № Ф/14-53-001 «Об учете изменений объекта недвижимости» в сведения Государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) внесены изменения, в том числе, в части указания категории земель земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:000000:27493 и 02:55:000000:27494, а именно: вместо категории «земли лесного фонда» указана категория «земли населенных пунктов» (т. 1, л.д. 27, 29, 30).

Указанное решение от 16.01.2014 № Ф/14-53-001 принято Кадастровой палатой по результатам рассмотрения обращения главы Администрации города Уфы от 02.12.2013 № 01-05-3787/и (вх. № 12435 от 10.12.2013) (т. 1, л.д. 26).

Полагая, что данное решение Кадастровой платы не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Министерства лесного хозяйства как органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками из состава земель лесного фонда на территории Республики Башкортостан, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.

Согласно актуальным сведениям ГКН, находящимся в открытом доступе (официальный сайт филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан http://zkprb.ru/):

-земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 01.08.2012 как многоконтурный, имеет уточненную площадь 210016 кв. м, категорию земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – ведение лесного хозяйства (т. 2, л.д. 117);

-земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27493 является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 01.08.2012 как землепользование, имеет декларированную площадь 1160000 кв. м, категорию земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – ведение лесного хозяйства (т. 2, л.д. 118.

По утверждению Министерства лесного хозяйства, ему стало известно об оспариваемом решении 05.05.2015 в связи с получением письма Кадастровой палаты от 28.04.2015 № 03095 (т. 1, л.д. 24) в ответ на запрос от 23.04.2015 № 02/03282 (т. 1, л.д. 22). Такие пояснения были даны заявителем в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.

В материалы дела представлены также следующие документы: лесохозяйственный регламент Уфимского лесничества (т. 1, л.д. 39-77), план лесонасаждений паркового лесничества Спецлеспаркхоза Республики Башкортостан (т. 1, л.д. 77-80), решение Исполнительного комитета Уфимского городского совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от 06.08.1957 № 271 «О границах городской черты районов города Уфы» (т. 2, л.д. 18-21).

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно материалам лесоустройства (таксационным описаниям, описанию расположения, ведомости поквартальных итогов распределения спорные земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:000000:27493 и 02:55:000000:27494 относятся к землям лесного фонда, входят в состав 19 квартала и 23, 24 квартала Уфимского участкового лесничества Уфимского лесничества соответственно, а также из отсутствия доказательств, свидетельствующих о соблюдении установленной законом процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов.

Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта об удовлетворении требований, заявленных Министерством лесного хозяйства.

По смыслу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения/действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, действовавшим в месте и на момент возникновения спорных правоотношений, и нарушение данным решением/действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом, действием или бездействием прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

Действия Кадастровой палаты в части ведения ГКН могут быть оспорены физическими и юридическими лицами, органами власти, поскольку при осуществлении таких действий орган кадастрового учета выполняет публичные функции.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - ГКУ) признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ).

Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона № 221-ФЗ).

В качестве дополнительных в ГКН подлежат внесению сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 13 части 3 статьи 7 Закона № 221-ФЗ).

ГКУ осуществляется, среди прочего, в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21, 25-29 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона № 221-ФЗ).

ГКУ в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21, 25-29 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений (учет изменений объекта недвижимости) осуществляется, если иное не установлено этим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16 Закона № 221-ФЗ).

В случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 10-21, 25-29 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (часть 5 статьи 16 Закона № 221-ФЗ).

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 7, 13 части 2 статьи 7 названного Федерального закона, вправе обратиться любые лица (часть 3.1 статьи 20 Закона № 221-ФЗ).

При кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ сведений о земельном участке необходимым для кадастрового учета документом является, среди прочего, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель. Данный документ запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 данного Федерального закона (пункт 8 части 1 статьи 22 Закона № 221-ФЗ).

Учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона № 221-ФЗ).

Ошибками в ГКН являются:

-техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении ГКН и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ГКН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ГКН;

-воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН (кадастровая ошибка) (пункты 1, 2 части 1 статьи 28 Закона № 221-ФЗ).

Земельное законодательство Российской Федерации основывается, среди прочего, на принципе деления земель по целевому назначению на категории, а также на разграничении государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В свою очередь, правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю устанавливаются федеральными законами (подпункты 8, 9 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из целевого назначения земли в Российской Федерации подразделяются, в частности, на земли населенных пунктов и земли лесного фонда (подпункты 2, 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).

Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (пункт 3 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации).

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (части 1, 2, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (части 1, 2 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:000000:27493 и 02:55:000000:27494 были поставлены на ГКУ и внесены в ЕГРП как земельные участки из земель лесного фонда (лесные участки).

Государственная собственность на данные земельные участки разграничена - установлена федеральная собственность. Вещное право Российской Федерации зарегистрировано в предусмотренном законом порядке.

В отношении земель, находящихся в федеральной собственности, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Нарушение установленного названным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (статья 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление ГКУ недвижимого имущества и ведение ГКН, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления ГКУ земельных участков в связи с изменением их категории (статья 5 Закона № 172-ФЗ).

Принимая во внимание приведенные нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что изменение границ населенного пункта путем включения спорных участков в границы муниципального образования не может быть признано достаточным правовым основанием для внесения изменений в сведения ГКН в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти, представляющего интересы Российской Федерации.

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (статья 8 Закона № 172-ФЗ).

Вместе с тем действовавшее до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года законодательство предусматривало, что городские леса (леса в пределах городской черты) входят в лесной фонд (статьи 4, 5, 13, 15, 23, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, статья 4, 5, 29, 54, 60, 92 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьи 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года).

Из содержания статей 7, 10, 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года следует, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, - городские леса.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

Этот же подход подтвержден законодателем при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции также установлено и подтверждается материалами дела, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:000000:27493 и 02:55:000000:27494 входят в квартал 19 и кварталы № 23, 24 Уфимского лесничества соответственно и включены в состав данного лесничества не позднее 1996 года (план лесонасаждений 1996 года – т. 1, л.д. 78-80), а следовательно, спорные участки с момента их формирования как лесных участков предназначены для ведения лесного хозяйства.

При внесении сведений в ГКН и ЕГРП категория спорных земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:000000:27493 и 02:55:000000:27494 указана как «земли лесного фонда», что соответствует ранее действовавшим Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (1977 год), Лесному кодексу РСФСР (1978 год), а также Основам лесного законодательства Российской Федерации (1993 год).

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» указано, что до 01.01.2015 Федеральное агентство лесного хозяйства согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда.

Законодательством Российской Федерации установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации. Аналогичная позиция относительно применения норм Закона № 172-ФЗ изложена в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Рослесхоз) от 17.07.2013 № ВЛ-03-54/7028 «О соблюдении порядка согласования включения лесных участков в земли населенных пунктов».

Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов подтверждается правовой позицией, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Тем самым предположительное изменение границ муниципального образования, а также распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 № 762-р «О переводе земель, расположенных в границах муниципального образования город Уфа, из категории земель лесного фонда в категорию земель поселений» сами по себе не являются предусмотренными законом основаниями для изменения категории земельного участка из земель лесного фонда.

В результате разграничения государственной собственности на земельный участок, включающий кварталы № 19, 23, 24 Уфимского лесничества, созданы объекты, которые имеет определенного собственника и индивидуальные характеристики, регламентирующие правовой режим использования данного недвижимого имущества.

Данный режим использования не подлежит изменению по инициативе иного публично-правового образования в отсутствие волеизъявления собственника недвижимой вещи (земельного участка).

Однозначные и бесспорные доказательства, подтверждающие включение спорных земельных участков в состав территории муниципального образования как в 1996 году, так и в последующие годы, вплоть по 2012 год, сторонами в материалы дела не представлены, равно как не представлены акты, предусмотренные градостроительным и земельным законодательством, а также карты, планы, иные документы, схематично отображающие размещение земельных участков.

Из решения Исполнительного комитета Уфимского городского совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от 06.08.1957 № 271 (с приложением – схема – городской черты города Уфы) невозможно установить, что спорные земельные участки были включены в черту населенного пункта еще в 1957 г., как утверждают податели жалоб.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сведения в КГН о категории спорных земельных участков изменены Кадастровой палатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, и правомерно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционных жалоб по существу решения выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его законность и обоснованность.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, основанных на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.

В отношении довода подателей жалоб о пропуске заявителем установленного процессуальным законом трехмесячного срока на обжалование решения Кадастровой палаты от 16.01.2014 № Ф/14-53-0001 судебная коллегия указывает следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

Как отмечается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 № 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

Вводя такой порядок исчисления срока для обращения в суд, законодатель учитывал, что относящиеся к сфере правоприменительной деятельности решения и действия органов публичной власти и их должностных лиц оказывают не всегда непосредственное - в том числе во временном проявлении - влияние на интересы субъектов, статус которых они затрагивают. Иными словами, они могут проявлять свое регулятивно-правовое воздействие на заинтересованных лиц (независимо от их статусной принадлежности к частноправовой или публично-правовой сфере) и становиться известными не сразу, а спустя определенное, порой весьма продолжительное время после их принятия (совершения).

Соответственно, исчисление в данном случае сроков для обращения в суд возможно с учетом особенностей этих отношений и имея в виду, в конечном счете, необходимость восстановления нарушенных прав участников правоотношений и недопустимость отказа в этом исключительно по формальным основаниям вопреки требованиям Конституции Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2; статья 46, части 1 и 2).

При оценке обстоятельств, связанных с пропуском процессуального срока, суд по общему правилу действует по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных в материалы дела доказательств.

О конкретном содержании оспариваемого решения Кадастровой палаты от 16.01.2014 № Ф/14-53-001 заявителю стало известно при получении данного документа с сопроводительным письмом Кадастровой палаты от 28.04.2015 № 03095 (вх. № 02858 от 05.05.2015) в ответ на запрос от 23.04.2015 № 02/03282.

Именно такие пояснения были даны заявителем в ходе судебного разбирательства суду первой инстанции, при этом иного лицами, участвующими в деле, доказано не было.

При этом из материалов дела следует, что рассматриваемое заявление направлено Министерством лесного хозяйства в арбитражный суд 05.08.2014 (согласно штампу суда на заявлении т. 1, л.д. 13), то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока.

Следует отметить, что в силу части 6 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным.

Таким образом, трехмесячный срок на обращение в суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем в рассматриваемом случае не был пропущен.

Доводы подателей жалоб о несогласии с выводами суда первой инстанции по вопросу о пропуске заявителем указанного трехмесячного срока, предусмотренного процессуальным законом для оспаривания решения Кадастровой палаты, в том числе со ссылками на распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 № 762-р «О переводе земель, расположенных в границах муниципального образования город Уфа, из категории земель лесного фонда в категорию земель поселений», а также на протокол рабочего совещания от 20.01.2015 по вопросу содержания лесопарка имени лесоводов Башкортостана, расположенного в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные. Достаточных оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции не имеется.

Кроме того, судебная коллегия исходит из недопустимости формального подхода к рассмотрению споров, вытекающих из публичных правоотношений.

В удовлетворении ходатайства подателей жалоб о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств в обоснование доводов о пропуске заявителем установленного законом срока на обжалование решения Кадастровой палаты от 16.01.2014 № Ф/14-53-001, судом апелляционной инстанции отказано в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Как следует из пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.

Судебная коллегия не находит уважительных причин не предоставления доказательств, на которые ссылаются податели жалоб, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Исходя из названного, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционных жалобах, не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционные жалобы – удовлетворению.

Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку Кадастровая палаты и Министерство земельных и имущественных отношений освобождены от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.11.2015 по делу № А07-17841/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Л.А. Суспицина

Судьи: Г.Н. Богдановская

И.Ю. Соколова