ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-6443/2015 от 15.07.2015 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-6443/2015, 18АП-6444/2015, 18АП-6449/2015

г. Челябинск

20 июля 2015 года

Дело № А07-15150/2014

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2015 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,

судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.04.2015 по делу № А07-15150/2014 (судья Кузнецов Д.П.).

В судебном заседании приняли участие представители:

федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан – ФИО1 (доверенность от 18.01.2013, удостоверение ВПО от 02.11.2012 № 000051);

Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – ФИО2 (доверенность от 30.12.2014 № ЕГ-09/19245, удостоверение № 646 от 28.05.2014).

Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – Минлесхоз РБ, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», ИНН <***>, ОГРН <***>, в лице филиала по Республике Башкортостан (далее – Кадастровая палата, заинтересованное лицо), в котором потребовало:

- признать решение от 16.05.2014 № Ф/14-53-0072 «Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях» недействительным в части изменения категории земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:000000:27494, 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375 с категории «земли лесного фонда» на «земли населенных пунктов»;

- возложить на заинтересованное лицо обязанность устранить техническую ошибку – внести изменения в государственный земельный кадастр о земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:000000:27494, 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375, изменив категорию земельных участков с категории «земли населенных пунктов» на категорию «земли лесного фонда» (предмет изложен с учётом заявления об уточнении требований, принятого судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – т. 1, л.д. 6-14; т. 3, л.д. 145-146).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечены:

- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее – Управление Росимущества);

- государственное бюджетное учреждение «Уфимское лесничество» Республики Башкортостан, ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – ГБУ «Уфимское лесничество»);

- Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее – Минземимущество РБ);

- Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация г. Уфа);

- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее – Управление Росреестра);

- общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний СУ-10», ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – общество «ГК СУ-10»);

- государственное унитарное предприятие «Лесцентр» Республики Башкортостан, ИНН <***>, ОГРН <***> (далее – ГУП «Лесцентр») (т. 1, л.д. 1-5; т. 2, л.д. 107-111; т. 3, л.д. 121-125).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.04.2015 (резолютивная часть объявлена 08.04.2015) требования Минлесхоза РБ удовлетворены. Суд признал решение Кадастровой палаты от 16.05.2014 №Ф/14-53-0072 «Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях» недействительным в части изменения категории земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:000000:27494, 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375 с категории «земли лесного фонда» на «земли населенных пунктов», не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Суд возложил на Кадастровую палату обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, внести изменения в государственный земельный кадастр о земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:000000:27494, 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375, изменив категорию земельных участков с категории «земли населенных пунктов» на категорию «земли лесного фонда», в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу (т. 4, л.д. 26-45).

Не согласившись с решением суда, в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами обратились Администрация г. Уфа, Кадастровая палата и Минземимущество РБ (т. 4, л.д. 61-64, 71-74, 84-91).

В апелляционной жалобе Администрация г. Уфа ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Как полагает апеллянт, вывод суда об отнесении земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494 к землям лесного фонда является несостоятельным. Делая указанный вывод, суд первой инстанции не учёл, что установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется в связи с утверждением или изменением границ городского округа, поселения.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 № 126-з «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан», приложения № 4.8 к названной статье закона установлены и описаны границы городского округа город Уфа. Из представленных материалов лесоустройства следует, что  земельный участок 02:55:000000:27494 расположен в границах городского округа город Уфа. Поскольку согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут располагаться и на землях иных категорий, апеллянт полагает ошибочными выводы суда об отсутствии у спорного земельного участка статуса земель населенного пункта в силу несоблюдения процедуры перевода земельного участка из одной категории в другую.

Делая вывод о несоблюдении такой процедуры, суд не учёл положения статьи 8 Федерального закона  от 21.12.2004  № 172-ФЗ  «О переводе земель из одной категории в другую», согласно которой установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Кроме того, суд не учел, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 № 762-р земли лесного фонда, в том числе  кварталы 23, 24 Уфимского лесничества, исключены из данных государственного учета лесного фонда, отнесены к категории земель поселений и включены в состав земель муниципального образования г. Уфа.

Администрация г. Уфа полагает, что решение органа кадастрового учёта об исправлении технической ошибки принято в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», согласно которой органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе, об установлении или изменении границ населенного пункта.

С учетом изложенного Администрация г. Уфа полагает, что оспариваемое решение органа кадастрового учета соответствует требованиям закона и не нарушает права заявителя.

Поданная Минземимуществом РБ апелляционная жалоба в полном объёме копирует содержание апелляционной жалобы Администрации г. Уфа.

Доводы апелляционной жалобы Кадастровой палаты сводятся к следующему.

Ссылаясь на то, что в лесной фонд подлежат включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, апеллянт указывает, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Как полагает апеллянт, из материалов лесоустройства, принятых судом в качестве доказательств, не следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 относится к категории земель лесного фонда, так как кварталы №№ 23, 24 Уфимского лесничества расположены в границах городского округа г. Уфа. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 №762-р Агентству лесного хозяйства по Республике Башкортостан поручено исключить земли лесного фонда, расположенные в границах муниципального образования г. Уфа, из данных государственного учёта лесного фонда, отнести к категории земель поселений и включить их в состав земель муниципального образования. Во исполнение указанного распоряжения постановлением Главы администрации г. Уфа от 08.12.2005 № 5801 вышеуказанные земли исключены из данных учёта лесного фонда. Поскольку распоряжение никем не оспорено, апеллянт считает, что спорные земельные участки не могли относиться к категории земель лесного фонда.

Таким образом, Кадастровая палата, Администрация г. Уфа и Минземимущество РБ настаивают на отмене решения арбитражного суда первой инстанции с принятием нового судебного акта – об отказе в удовлетворении требований Минлесхоза РБ.

Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Минлесхоз РБ, Управление Росимущества, ГБУ «Уфимское лесничество», Администрация г. Уфа, Управление Росреестра, общество «ГК СУ-10» и ГУП «Лесцентр» явку своих представителей не обеспечили.

С учётом мнения представителей Кадастровой палаты и Минземимущества РБ, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и поименованных выше третьих лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов настоящего дела следует, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Уфа Республики Башкортостан от 06.08.2009 по делу № 2-872/09 удовлетворено заявление Прокурора г. Уфа. Суд признал постановление Главы администрации г. Уфа от 31.10.2008 № 6553 «О разработке проекта планировки и межевания территории, ограниченной улицей Менделеева, границей ВВЦ и лесным массивом в Советском районе городского округа г. Уфа РБ» незаконным, недействующим в части разрешения казенному предприятию РБ «Республиканское управление капитального строительства» разработки проекта планировки и межевания территории 23 квартала государственного лесного фонда ГУ «Уфимское лесничество», площадью 16,2 га (т. 2, л.д. 68-77).

23 сентября 2009 года на основании Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) внесена регистрационная запись № 02-04-01/182/2009-572 о праве собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 23 гектара. Категория земель «земли лесного фонда». Вид разрешённого использования «ведение лесного хозяйства». Кадастровый (или условный) номер 02-04-01/182/2009-572. Местонахождение: Республика Башкортостан, г. Уфа, ГУ Уфимское лесничество, кварталы 23, 24. Правообладателю выдано свидетельство о регистрации права, серия документа «04 АВ», номер 210907 (т. 1, л.д. 20).

02 июня 2011 года Минлесхоз РБ утвердил лесохозяйственный регламент государственного учреждения «Уфимское лесничество» (т. 1, л.д. 22-27).

27 февраля 2012 года на основании договора купли-продажи и решения арбитражного суда в ЕГРП зарегистрировано право собственности общества «ГК СУ-10» на 7 (семь) нежилых строений, расположенных по адресу: г. Уфа, Советский район, улица Менделеева, дом 152, корпус 1 (т. 2, л.д. 34-40).

01 августа 2012 года на государственный кадастровый учёт (далее также – ГКУ) поставлен многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 (т. 2, л.д. 1).

18 сентября 2012 года в связи с уточнением кадастрового номера объекта в ЕГРП внесены изменения в части описания земельного участка из земель лесного фонда, право собственности на который 23.09.2009 зарегистрировано за Российской Федерацией. Так, в ЕГРП внесён следующий кадастровый номер земельного участка площадью 230 000 кв.м. (или 23 гектара) – 02:55:000000:27494 (т. 1, л.д. 21).

В письме от 16.11.2012 Управление Росимущества в ответ на обращение конкурсного управляющего ГУП «Лесцентр» сообщило следующее. Административное здание, «профилакторий» и «баня-сауна» (адрес: <...>) расположены в границах земельного участка из земель лесного фонда с условным номером 02-04-01/182/2009-572, право собственности на который принадлежит Российской Федерации (т. 3, л.д. 168).

В письме от 29.11.2012 № ВУ-29/22716 Минземимущество РБ сообщило конкурсному управляющему ГУП «Лесцентр» о том, что объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...> – входят в границы лесного участка общей площадью 23 гектара, который находится в собственности Российской Федерации (т. 3, л.д. 167).

Для целей межевания земельных участков, в границах которых расположены принадлежащие ГУП «Лесцентр» на праве хозяйственного ведения административное здание (площадью 876,2 кв.м.), «баня-сауна» (площадью 44,1 кв.м.) и «профилакторий» (площадью 146,6 кв.м.), конкурсный управляющий ГУП «Лесцентр» обратился в ГУП «БТИ» РБ. В рамках договоров от 06.12.2012 №№ 52/1119(1), 52/1119(2), 52/1119(3) исполнителем проведены необходимые работы, подготовлены межевые планы. Впоследствии, в январе 2013 года на государственный кадастровый учёт поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:681, 02:55:010715:682, 02:55:010715:683 (т. 1, л.д. 45; т. 3, л.д. 177).

По договорам аренды от 25.12.2012 № М143-12, от 11.03.2013 № М26-13 Минземимущество РБ (арендодатель) передало обществу «ГК СУ-10» (арендатор) в аренду на 10 лет земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:23 (площадь 398 кв.м.) и 02:55:010715:635 (площадь 16 994 кв.м.). Данные земельные участки расположены в <...>, поставлены на государственный кадастровый учёт 17.11.2003 и 01.08.2012, соответственно (т. 2, л.д. 41-54, 78-80).

Как следует из письменного отзыва общества «ГК СУ-10» на заявление Минлесхоза РБ по настоящему делу, земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:23, 02:55:010715:635 входят в состав земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494. Также в отзыве указано, что строения, для эксплуатации которых сформированы и предоставлены земельные участки №№ 02:55:010715:23, 02:55:010715:635, приобретены обществом «ГК СУ-10» у ГУП «Лесцентр» (т. 3, л.д. 60).

09 августа 2013 года в ЕГРП внесена регистрационная запись № 02-04-01/288/2013-559 о праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУ «Уфимское лесничество» на земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 (выписка от 24.09.2014 – т. 3, л.д. 188-189).

10 декабря 2013 года Администрация г. Уфа обратилась в Кадастровую палату с письмом (входящий № 12435). Орган местного самоуправления сообщил о направлении в орган кадастрового учёта сведений о границе муниципального образования и указал на необходимость изменения категории земель, вошедших в границы муниципального образования, путём присвоения им категории «земли населенных пунктов» (т. 2, л.д. 81).

15 апреля 2014 года в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494 на ГКУ поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375 (т. 2, л.д. 1-8; т. 3, л.д. 2-22, 76, 101-103).

16 мая 2014 года по результатам рассмотрения обращения Главы администрации городского округа г. Уфа от 10.12.2013 № 12435, протокола выявления технической ошибки от 16.05.2014 № 1171 Кадастровой палатой принято решение № Ф/14-53-0072 «об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях». Со ссылкой на часть 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учёта изменил категорию земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:000000:27494, 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375, 02:55:020113:594 на категорию «земли населенных пунктов». Квалификация сведений в качестве ошибочных основана на применении статей 8, 83 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 № 126-З (т. 1, л.д. 19, 81-82).

Полагая, что орган кадастрового учёта неправомерно изменил категорию земельных участков с «земли лесного фонда» на «земли населенных пунктов», Минлесхоз РБ обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренных законом оснований для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости у органа кадастрового учёта не имелось. Суд пришёл к выводу о том, что заинтересованными в изменении категории земельного участка лицами не соблюдена процедура перевода земель из одной категории в другую, предусмотренная Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В частности, не получено согласие уполномоченного органа власти (Правительства Российской Федерации – представителя собственника земельного участка, то есть Российской Федерации) на совершение соответствующих действий.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Действия Кадастровой палаты в части ведения государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) могут быть оспорены физическими и юридическими лицами, органами власти, поскольку при осуществлении таких действий орган кадастрового учёта выполняет публичные функции.

Государственным кадастровым учётом недвижимого имущества (далее - ГКУ) признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ)).

Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона № 221-ФЗ).

В качестве дополнительных в ГКН подлежат внесению сведения о категории земель, к которой отнесён земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок (п. 13 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ).

Кадастровый учёт (ГКУ) осуществляется, среди прочего, в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 ст. 16 Закона № 221-ФЗ).

Кадастровый учёт (ГКУ) в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13-20, 25-29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (учёт изменений объекта недвижимости) осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16 Закона № 221-ФЗ).

В случае поступления в орган кадастрового учёта заявления о кадастровом учёте в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13-16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом не поступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учёта самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (часть 5 статьи 16 Закона № 221-ФЗ).

С заявлениями об учёте изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 7, 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, вправе обратиться любые лица (часть 3.1 статьи 20 Закона № 221-ФЗ).

При кадастровом учёте в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке необходимым для кадастрового учёта документом является, среди прочего, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определённой категории земель. Данный документ запрашивается органом кадастрового учёта в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона (пункт 8 части 1 статьи 22 Закона № 221-ФЗ).

Учёт изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учёта соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона № 221-ФЗ).

Ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учёта при ведении ГКН и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ГКН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ГКН (техническая ошибка);

- воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН (кадастровая ошибка) (пункты 1, 2 части 1 статьи 28 Закона № 221-ФЗ).

В обоснование правомерности принятого решения от 16.05.2014 № Ф/14-53-0072 (об исправлении технической ошибки) Кадастровая палата ссылается на письмо Администрации г. Уфа от 10.12.2013 № 12435 и распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 № 762-р. Заинтересованное лицо указывает на изменение категории земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494, который представляет собой кварталы №№ 23, 24 Уфимского лесничества, путём принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего правового акта. Кроме того, указывает на изменение границ муниципального образования г. Уфа, включение в состав данной административно-территориальной единицы спорного участка. Администрация г. Уфа и Минземимущество РБ поддерживают позицию Кадастровой палаты.

Земельное законодательство Российской Федерации основывается, среди прочего, на принципе деления земель по целевому назначению на категории, а также на разграничении государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В свою очередь, правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю устанавливаются федеральными законами (подпункты 8, 9 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс)).

Исходя из целевого назначения, земли в Российской Федерации подразделяются, в том числе, на земли населённых пунктов и земли лесного фонда (подпункты 2, 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса).

Землями населённых пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населённых пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункты 1, 2 ст. 83 Земельного кодекса).

Включение земельных участков в границы населённых пунктов не влечёт за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (пункт 3 статьи 84 Земельного кодекса).

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для её восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 Земельного кодекса).

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (части 1, 2, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 (далее – Лесной кодекс 2006 года)).

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего кодекса (статья 7 Лесного кодекса 2006 года).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (части 1, 2 статьи 8 Лесного кодекса 2006 года).

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 (условный номер объекта при регистрации права собственности Российской Федерации в ЕГРП 23.09.2009 – 02-04-01/182/2009-572), из которого в апреле 2014 года сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010715:1369, 02:55:010715:1370, 02:55:010715:1371, 02:55:010715:1372, 02:55:010715:1373, 02:55:010715:1374, 02:55:010715:1375, поставлен на ГКУ и внесён в ЕГРП как земельный участок из земель лесного фонда.

Государственная собственность на данный земельный участок разграничена – установлена федеральная собственность. Вещное право Российской Федерации зарегистрировано в предусмотренном законом порядке.

В отношении земель, находящихся в федеральной собственности, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном настоящим кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 Земельного кодекса).

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Нарушение установленного настоящим кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (статья 8 Земельного кодекса).

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (статья 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ)).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учёта земельных участков в связи с изменением их категории (статья 5 Закона № 172-ФЗ).

В рассматриваемой ситуации решение об изменении категории земельного участка принято органом кадастрового учёта в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти – Правительства Российской Федерации, которое в силу статьи 8 Земельного кодекса является компетентным органом по вопросу об изменении категории земель, находящихся в федеральной собственности. Что, как верно указано  арбитражным судом первой инстанции, свидетельствует о незаконности решения об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН.

То обстоятельство, что изменение категории земельного участка связывается подателями апелляционных жалоб с изменением границы населённого пункта, включением спорного участка в границы муниципального образования, в данном случае не может быть признано достаточным правовым основанием для внесения изменений в сведения ГКН в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти, представляющего интересы Российской Федерации.

Установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов (статья 8 Закона № 172-ФЗ).

Вместе с тем, действовавшее до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года законодательство, предусматривало, что городские леса (леса в пределах городской черты) входят в лесной фонд (ст. 4, 5, 13, 15, 23, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, ст. 4, 5, 29, 54, 60, 92 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, ст. 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года).

Из содержания статей 7, 10, 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года следует, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населённых пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путём отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, - городские леса.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

Этот же подход подтверждён законодателем при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации.

Земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 представляет собой кварталы №№ 23, 24 Уфимского лесничества, включён в состав данного лесничества не позднее 1996 года (план лесонасаждений 1996 года – т. 1, л.д. 28-41).

То есть спорный объект с момента его формирования как лесного участка предназначен для ведения лесного хозяйства.

При внесении сведений в ГКН и ЕГРП категория земельного участка с кадастровым номером 02:55:000000:27494 указана как «земли лесного фонда», что соответствует ранее действовавшим Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (1977 г.), Лесному кодексу РСФСР (1978 г.), а также Основам лесного законодательства Российской Федерации (1993 г.).

Кадастровая палата, Администрация г. Уфа и Минземимущество РБ не представили доказательств, подтверждающих включение спорного земельного участка в состав территории муниципального образования как в 1996 году, так и в последующие годы, вплоть по 2012 год. В дело не представлены правовые акты, предусмотренные градостроительным и земельным законодательством, а также карты, планы, иные документы, схематично отображающие размещение земельных участков (часть 2 статьи 9, статьи 65, 200 АПК РФ).

Перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населённых пунктов (в том числе образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

В пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» указано, что до 01.01.2015 Федеральное агентство лесного хозяйства согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населённых пунктов, исключение земельных участков из границ населённых пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда.

Законодательством Российской Федерации установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника – Российской Федерации. Аналогичная позиция относительно применения норм Закона №172-ФЗ изложена в Письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Рослесхоз) от 17.07.2013 № ВЛ-03-54/7028 «О соблюдении порядка согласования включения лесных участков в земли населенных пунктов».

Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населённых пунктов подтверждается правовой позицией, отражённой в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Тем самым, предположительное изменение границ муниципального образования, а также распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 № 762-р сами по себе не являются предусмотренными законом основаниями для изменения категории земельного участка из земель лесного фонда.

В результате разграничения государственной собственности на земельный участок, включающий кварталы №№ 23, 24 Уфимского лесничества, создан объект, который имеет определённого собственника и индивидуальные характеристики, регламентирующие правовой режим использования данного недвижимого имущества.

Данный режим использования не подлежит изменению по инициативе иного публично-правового образования в отсутствие волеизъявления собственника недвижимой вещи (земельного участка).

Поскольку сведения ГКН о категории земельных участков изменены Кадастровой палатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Минлесхоза РБ.

Доводы заинтересованного и третьих лиц основаны на неверном толковании норм материального права, в силу чего во внимание суда апелляционной инстанции приняты быть не могут.

С учётом изложенного выше решение суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. Предусмотренных арбитражным процессуальным законом оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

Процессуальных нарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.

От уплаты государственной пошлины Администрация г. Уфа, Кадастровая палата и Минземимущество РБ освобождены.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.04.2015 по делу № А07-15150/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                       Л.П. Ермолаева

Судьи                                                                              Л.В. Пивоварова

                                                                                         Л.А. Суспицина