ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-8286/2022 от 18.07.2022 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-8286/2022

г. Челябинск

22 июля 2022 года

Дело № А07-19496/2021

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2022 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Лукьяновой М.В. и Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Искандыровой Д.К., рассмотрел в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г. Янаул на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от  29 апреля 2022 г. по делу №А07-19496/2021.

общество с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» (далее – истец, ООО «Дюртюлимелиоводстрой») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г. Янаул (далее – ответчик, ООО «УЖКХ»г. Янаул) о взыскании долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 359 598 руб. 33 коп., расходов по оплате госпошлины в размере 10 192 руб., почтовых расходов в размере 141 руб. 67 коп.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2022 (резолютивная часть решения объявлена 25.04.2022) исковые требования удовлетворены в полном объеме.

С ООО «УЖКХ» г. Янаул в пользу ООО «Дюртюлимелиоводстрой» взыскана сумма долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 №14я-001-685РО-2019/ТКО в размере 359 598 руб. 33 коп. за период с 01.01.2019 по март 2021 г., почтовые расходы в размере 141 руб. 67 коп, расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 10 192 руб.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО «УЖКХ» г. Янаул (далее – апеллянт, податель апелляционной жалобы) обжаловало его в порядке апелляционного производства, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на тот факт, что региональный оператор не выполнял свои обязательства по приему твердых коммунальных отходов ООО «УЖКХ» г. Янаул, не обеспечивал их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение.

Согласно журналу регистрации вывоза мусора, вывоз мусора осуществлялся четыре раза: 24.08.2020, 27.09.2020, 19.01.2021, 01.02.2021. В нарушение условий договора за другие периоды услуги не оказывались. Истцом не представлены надлежащие доказательства оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: по приемке отходов  в объеме и месте, определенном договором, обеспечение их транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения.

К дате судебного заседания от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени его проведения и рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность и обоснованность определения суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (далее - региональный оператор) и ООО «УЖКХ» г. Янаул (далее - потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 №14я-001-685РО2019/ТКО (далее - договор).

Согласно пункта 1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены договором и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктом 7 данного договора потребитель обязуется оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Указанная обязанность также содержится в подпункте «и» пункта 17 договора, согласно которому потребитель обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором.

Способ расчета объема по договорам определен по нормативу - из расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.10.2017 № 466 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан» (пункт 16 договора).  Расчет норматива образуемого у ответчика объема ТКО содержится в приложении № 2 к договору. Общий объем образующихся у ответчика ТКО исходя из норматива накопления составляет 267,26 м3 в год.

По состоянию на 15.04.2021 просроченная задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по март 2021 г. по расчету истца составляет 359 598 руб. 33 коп.

Истец 29.04.2021 направил в адрес ответчика претензию с требованием погасить задолженность за предоставленные услуги.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №45002958030545, ответчик претензию получил, задолженность не погасил.

Поскольку оплата за оказанные услуги не произведена, ООО «Дюртюлимелиоводстрой» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательств, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил основания отмены обжалуемого судебного акта, приняв во внимание следующие конкретные обстоятельства настоящего дела.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Частью 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

В пункте 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Согласно статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации только надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), являющемуся публичным для регионального оператора, региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Пункт 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ предусматривает, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Положениями Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами № 1156.

В силу пунктов 8.4 – 8.5 Правил № 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.

В соответствии с пунктом 8.17 Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил № 1156.

Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) Правил № 1156.

Пунктом 8.18 Правил № 1156 установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.

Частью 8 статьи 23 Закона № 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.

Договор между Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан и истцом заключен в 2018 году.

Тарифы регионального оператора на 2019, 2020, 2021 год утверждены Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30.11.2018 № 411, Постановлением № 492 от 29.11.2019 на 2020 год; Постановлением № 594 от 09.12.2021 (опубликованы на сайте https://tariff.bashkortostan.ru/documents/active/321723/).

В соответствии с пунктом 8 (18) Правил № 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оплачивается потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 4 договора региональным оператором и ответчиком было согласовано условие, что вывоз ТКО, начиная с 01.01.2019 и до подписания договоров, осуществлялся в рамках оказания услуг по обращению с ТКО, что соответствует указанным выше положениям.

В связи с фактическим заключением договора в апреле 2020 г., ответчику были выставлены платежные документы за прошедший период 2019 г., 2020 г. с помесячным распределением платежей. Впоследствии документы также предоставлялись ежемесячно в соответствии с  подпунктом «д» пункта 12 договора, сторонами утвержден порядок выставления УПД в месте нахождения регионального оператора (Республика Башкортостан, <...>).

Истцом в материалы дела были представлены доказательства в подтверждение факта оказания услуг для ответчика, а именно универсальные передаточные документы; выборочные данные ГЛОНАСС двух мусоровозов в спорный период, договор с оператором ООО «Экопром» и договор между ООО «Экопром» и ООО «Жилсервис», маршрутный журнал мусоровоза.

Как пояснил истец, в период с 01.01.2019  по 30.03.2020  транспортировку ТКО в местах накопления ТКО ответчика осуществляло ООО «Благоустройство +», в качестве перевозчика на основании договоров с ООО «Экопром», который в свою очередь предоставлял услуги по транспортированию ТКО региональному оператору – ООО «Дюртюлимелиоводстрой».

Согласно расчету истца на момент обращения с иском у ответчика образовалась задолженность за услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 г. по март 2021 г. в размере 359 598 руб. 33 коп.

          Судом апелляционной инстанции указанный расчет истца проверен, признан арифметически и методологически верным.

          Доказательств погашения задолженности в полном объеме предприниматель не представил, доказательств того, что услуги оказаны в ином объеме, а также, документы, о ежемесячном предоставлении указанных сведений в адрес истца, контррасчет в суд ответчик не представил

          Таким образом, истец обосновал свои требования, ввиду чего задолженность по договору от 01.01.2019 №14я-001-685РО2019/ТКО за спорный подлежит взысканию в размере  359 598 руб. 33 коп.

Апелляционная коллегия отмечает, что расчет задолженности определен истцом исходя из установленных нормативов накопления ТКО.

В соответствии со статьей 24.10 Закона № 89-ФЗ, определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, в частности, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

На основании пункта 16 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 466 от 12.10.2017, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем исполнении истцом своих обязательств по договору по вывозу ТКО, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не подтверждены соответствующими доказательствами.

В пункте 17 договора стороны предусмотрели, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель уведомляет регионального оператора о нарушении обязательств по договору. В случае не устранения данного нарушения в течение 3-х рабочих дней, потребитель приглашает представителя регионального оператора для составления акта нарушения региональным оператором обязательств по договору, направив уведомление любым доступным образом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктами. 1, 7 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ, пунктом 4 Правил № 1156 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются только региональным операторам и(или)привлеченными им лицами, отвечающими требованиям, предъявляемым к операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Таким образом, оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, предполагается, что не исключает возможность представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К таким доказательствам относится как акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленный в порядке, предусмотренном в разделе VI типового договора, так и иные доказательства, из которых очевидно следует факт нарушения региональным оператором исполнения его обязательств.

Доказательств составления ответчиком и направления региональному оператору претензий о некачественном оказании услуги и/или об отсутствии оказания услуги по обращению с ТКО, составленных в порядке, предусмотренном в разделе VI типового договора, в материалы дела ответчиком не представлено.

Доказательств того, что услуги по обращению с ТКО могла оказывать и фактически оказывала другая организация, являющаяся оператором по транспортированию ТКО, заключившим договор с региональным оператором, также не представлено.

Дополнительно истец просит взыскать с ответчика расходы в возмещение почтовых услуг в сумме 141 руб. 67 коп.

          Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

          К судебным издержкам относятся те расходы, которые непосредственно связаны с рассмотрением дела в суде и фактически понесены лицом, участвующим в деле, в том числе почтовые расходы.

          Право на возмещение судебных расходов в связи с рассмотрением дела возникает при условии фактического несения стороной таких затрат.

          Из материалов дела следует, что истцом документально подтверждены заявленные к взысканию почтовые расходы.

          На основании изложенного суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика почтовые расходы истца в сумме 141 руб. 67 коп.

          С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.

          Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

          При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

          Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции.

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от  29 апреля 2022 г. по делу №А07-19496/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г. Янаул - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                            В.В. Баканов

Судьи:                                                                                   М.В. Лукьянова

                                                                                              С.В. Тарасова