ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-8941/2015 от 25.08.2015 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

 ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-8941/2015

г. Челябинск

26 августа 2015 года

Дело № А76-5997/2015

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2015 года .

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2015 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимохина О.Б.,

судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №2 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18 июня 2015 года по делу №А76-5997/2015 (судья Кунышева Н.А.).

В судебном заседании принял участие представитель государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 2 - Васильева Л.С. (служебное удостоверение, доверенность №137 от 31.12.2014).

Закрытое акционерное общество «Молл» (далее - заявитель, ОАО «Молл», страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №2 (далее - заинтересованное лицо, ФСС, фонд) о признании недействительным решения ФСС от 16.12.2014 №794/734 осс (расходы) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 23 405 руб. 06 коп.

Решением суда от 18 июня 2015 года (резолютивная часть объявлена 16 июня 2015 года) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением суда, фонд обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда первой инстанции отменить.

Фонд указал, что при суммарном учете рабочего времени предоставление дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом не может превышать суммарно количество рабочих дней в день при нормальной продолжительности рабочего времени, увеличенного в 4 раза. Поэтому работодатель вправе одному из работающих родителей оплатить 32 часа дополнительного отдыха в месяц за счет средств федерального бюджета.

С учетом изложенного, фонд критически относится к тому факту, что работодатель оплатил дополнительные выходные дни, предоставленные работникам для ухода за детьми-инвалидами, в месяц из расчета, превышающего 32 часа.

Заявитель отзыв на жалобу не представил.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание заявитель не явился.

С учетом мнения представителя фонда, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие общества.

В судебном заседании представитель ФСС просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, общество в качестве юридического лица зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 10507424517798; является страхователем (т. 1, л.д. 10, 20-67).

ФСС в отношении заявителя проведена камеральная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщиком страховых взносов за период с 30.07.2014 по 30.09.2014, о чем составлен акт камеральной проверки от 21.11.2014 № 734/ОСС (т. 1, л.д. 81-84).

Фондом установлено, что страхователем в проверяемый период произведены выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные работникам для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в общем размере 23 405 руб. 06 коп.

По результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом возражений общества (т. 1, л.д. 103-104), принято решение от 16.12.2014 №794/734 осс (расходы) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ).

Указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 23 405 руб. 06 коп. (т. 1, л.д. 7-8).

Не согласившись с решением фонда, страхователь обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил, что спорные выплаты компенсируются (возмещаются) работодателям за счет бюджетных средств. Кроме того, доводы фонда о том, что при установлении работникам работы по 11 и 16 часов, им предоставляется только 32 часа в месяц дополнительного время отдыха для осуществления ухода за ребенком-инвалидом, и не может быть предоставлено в виде дополнительных оплачиваемых дней отдыха, не основаны на законе.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В силу ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон №165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Согласно п. 1, 2 ст. 6 Закона №165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона №165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Согласно ст. 20 Закона №165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом №212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу ч. 1 ст. 1 Закона №212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Согласно подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона №212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 названного закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.

Не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона №212-ФЗ).

В соответствии с п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 №101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств ФСС РФ.

На основании п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Закона №213-ФЗ с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, и изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений и трудовых договоров. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ч. 9, ч. 1 ст. 16 ТК РФ).

Согласно ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов ФСС РФ (подп. 1 п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 №334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2012 годов»). ФСС РФ является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона).

Кроме того, такие перечисления для бюджета ФСС РФ закреплены в Федеральных законах от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», от 13.12.2010 №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», от 30.11.2011 №371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Подпунктом 8 п. 1 ст. 7 данного закона установлено, что ФСС РФ вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом №213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 №1798/10, рассматриваемые выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Из дела следует, что заинтересованным лицом не принята к зачету в сумма 23 405 руб. 06 коп., оплаченная страхователем работникам Першиной Е.Р., Салиховой Е.Ю., имеющим детей-инвалидов.

ФСС считает, что Першиной Е.Р. в июле 2014 года оплачено 33 часа, то есть больше на 1 час, что составляет сумму 110 руб. 02 коп.; Салиховой Е.Ю. в июле-сентябре 2014 года оплачено по 64 часа за каждый месяц, что составляет в июле 2014 года разницу в сумме 7 757 руб. 76 коп., в августе 2014 года - 7 864 руб., в сентябре 2014 года - 7 673 руб. 28 коп.

То есть, фонд считает, что только не более 32 часов в месяц по получателю, могут быть отнесены в расходы за счет средств федерального бюджета.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы по следующим основаниям.

В силу п. 8 Положения о ФСС РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 №101, предусмотрено, что средства этого фонда направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Согласно с п. 10 постановления Минтруда России №3 и ФСС РФ от 04.04.2000 №02-18/05-2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» оплата каждого дополнительного выходного дня работающему родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет производится в размере дневного заработка за счет средств ФСС РФ. При этом под дневным заработком следует понимать средний дневной заработок, определяемый в порядке, устанавливаемом Минтрудом России для исчисления среднего заработка. При суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате (далее - Постановление).

Порядок исчисления среднего заработка установлен Положением «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 №922 (далее - Положение).

В силу с п. 13 Положения при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.

Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.

В соответствии со ст. 91 ТК РФ общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного ТК РФ, то есть 40 часов в неделю.

Однако из содержания ст. 104 ТК РФ следует, что в организациях или при выполнении отдельных видов работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени, с тем чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

Суммированный учет - это специальный порядок распределения и учета рабочего времени. Введение суммированного учета позволяет корректировать продолжительность отработанного времени в рамках учетного периода (месяца, квартала или года), если оно отклоняется от установленной нормы, т.е. переработка в одни дни компенсируется недоработкой в другие. Суммированный учет рабочего времени ведется в соответствии с установленными правилами внутреннего трудового распорядка.

Следовательно, в определенных случаях законодателем допускается возможность отступления от общего правила от нормальной продолжительности рабочего времени (не может превышать 40 часов в неделю) и применение специального, при котором продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Соблюдение этого специального порядка означает выполнение установленной законодателем нормы часов рабочего времени.

Из материалов дела следует, что:

для работника общества Першиной Е.Р., при суммировании учета рабочего времени нормальной продолжительностью рабочего дня является - 11 часовая рабочая смена с учетным периодом 1 год. Указанный режим работы установлен локальным актом предприятия - Правилами внутреннего трудового распорядка (далее - ПВТР), графиком работы, трудовым договором;

для работника ООО «Молл» Салиховой Е.Ю., при суммировании учета рабочего времени нормальной продолжительностью рабочего дня является - 16 часовая рабочая смена с учетным периодом 1 год. Указанный режим работы установлен локальным актом предприятия - ПВТР, графиком работы, трудовым договором.

Заявителем оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами произведена указанным работникам, исходя из количества часов фактически отработанного времени, согласно табелям учета рабочего времени.

Суд первой инстанции верно установил, что ни п. 10 Постановления, ни п. 13 Положения не определено количество часов, за которые оплачиваются дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами.

Кроме того, фондом не представлено доказательств того, что график работ составлен с нарушением требований трудового законодательства и, следовательно, часы, по которым отказано в зачете расходов, являлись нерабочими часами, на что правильно обратил внимание суд.

Также суд первой инстанции обоснованно отметил отсутствие какие-либо нарушения или нарекания в порядке установления работодателем суммированного учета рабочего времени со стороны контролирующих органов.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что доводы фонда о том, что при установлении работникам работы по 11 и 16 часов им предоставляется только 32 часа в месяц дополнительного время отдыха для осуществления ухода за ребенком-инвалидом, и не может быть предоставлено в виде дополнительных оплачиваемых дней отдыха, не основаны на действующем законодательстве.

С учетом изложенного, доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами произведена заявителем правомерно, в соответствии с нормами закона.

Следовательно, суд пришел к правильному выводу о том, что начисление заявителю страховых взносов и привлечение его к ответственности за факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов,в указанной части не правомерно.

Данная правовая позиция соответствует постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 №17744/12 по делу №А62-1354/2012.

Также суд апелляционной инстанции установил, что фонд в апелляционной жалобе ссылается на постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и ФСС РФ от 04.04.2000 № 26/34 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.05.2000 № 2238), которое приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.01.2015 признано утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 №1048 «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» (далее - Правила).

При этом, в названных Правилах отсутствует ссылка на норму рабочего времени в количестве не более 32 часов в месяц.

С учетом изложенного, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.

Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба фонда  удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 18 июня 2015 года по делу №А76-5997/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №2 - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

О.Б. Тимохин

Судьи:

А.А. Арямов

Н.Г. Плаксина