ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18АП-9158/2014 от 10.09.2014 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-9158/2014

г. Челябинск

16 сентября 2014 года

Дело № А47-17096/2012

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2014 года .

Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2014 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Бояршиновой Е.В., Тимохина О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Уралнефтегазпром» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.06.2014 по делу № А47-17096/2012 (судья Калашникова А.В.).

Закрытое акционерное общество «Уралнефтегазпром» (далее-  заявитель, общество, ЗАО «Уралнефтегазпром» ) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению по недропользованию по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным решения об отказе в приеме заявки на участие в аукционе на право пользования недрами Северо-Красноярского участка № ОК-02/3524 от 24.12.2012, об обязании Управление по недропользованию по Оренбургской области принять заявку на участие в аукционе, допустить ЗАО «Уралнефтегазпром» к участию в аукционе.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью «Недра-К» и открытое акционерное общество «НефтьИнвест» (далее – третьи лица).

Определением суда произведена замена Управления по недропользованию по Оренбургской области правопреемником Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, Департамент).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ЗАО «Уралнефтегазпром» не согласилось с указанным  решением и обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе её податель просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что в данном случае подписывая заявку на участие в аукционе ФИО1 действовал как лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности, только не в классическом понимании (как единоличный исполнительный орган), а по природе наделения полномочий, т.е. решением органа управления общества – Советом директоров.

Считает, что термин «финансовая компетентность» как основание для  отказа в приеме заявки не определен ни в Порядке, ни в ст. 14 Федерального закона «О недрах». Представленная обществом финансовая отчетность демонстрирует наличие достаточных финансовых ресурсов.

Департамент представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласился, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

До судебного заседания от заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Департамента.

В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.11.2012 на сайте в сети Интернет: www. torgi.gov.ru, опубликовано в официальном издании Федеральной службы по недропользованию Бюллетене «Недропользование в России» от 12.11.2012 № 21 (часть 1), а также в газете «Оренбургская неделя» от 21.11.2012 № 48 размещено извещение о проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Северо-Красноярском участке в Оренбургской области.

В установленный срок заявки на участие в аукционе подали 4 участника: ООО «Недра-К», ОАО «Нефтьинвест», ЗАО «Уралнефтегазпром», ЗАО «СБ Фактор».

Однако к участию в аукционе допущены 2 участника: ООО «Недра-К» и ООО «Нефтьинвест», заявочные материалы ЗАО «Уралнефтегазпом» и ЗАО «СБ Фактор» признаны не соответствующими требованиям Положения о лицензировании пользования недрами, утвержденного постановлением ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1, Приложения № 4 Порядка и условий аукциона.

Письмом Управления по недропользованию по Оренбургской области    № ОК-02/3524 от 24.12.2012 ЗАО «Уралнефтегазпом» было отказано в приёме заявки на участие в аукционе.

Полагая, что  вышеуказанный отказ нарушает права и законные интересы общества, ЗАО «Уралнефтегазпом» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого заявителем решения Управления.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.

Правоотношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, её континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование, в том числе, для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.

В соответствии со статьей 10 Закона о недрах одним из оснований пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр.

Конкурсы и аукционы являются одними из основных установленных законом способов предоставления участков недр в пользование.

Согласно пункту 16 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 17.06.2009 N 156 (далее - Административный регламент) для участия в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр заявителями представляются документы в соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявке на участие в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр, установленным пунктом 17 настоящего Административного регламента.

Требования к документам, представляемым заявителями, установлены в пункте 17 Административного регламента.

Так, к заявке должны прилагаться следующие данные:

1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами, в том числе:

наименование, организационно-правовая форма и место нахождения - для юридического лица;

фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

заверенные в установленном порядке копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц);

заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);

заверенную в установленном порядке копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

заверенную в установленном порядке копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в органах статистики;

сведения о хозяйственных взаимоотношениях с основными финансовыми и производственными партнерами;

2) данные о структуре управления, собственниках, учредителях, акционерах (для акционерных обществ), руководителях заявителя и лицах, которые представляют его при участии в конкурсе или аукционе, включая:

заверенную в установленном порядке копию решения уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации;

доверенность, выданную в установленном порядке (в случае, если интересы заявителя представляются лицом, не имеющим право без доверенности представлять интересы юридического лица);

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе) - для юридического лица;

выписку из реестра акционеров заявителя, полученную (оформленную) не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе) - для акционерного общества;

выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

решение уполномоченного органа управления заявителя об участии в аукционе (конкурсе) на право пользования недрами данного участка;

3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая документальные данные о наличии собственных и/или привлеченных средств, в том числе:

копии бухгалтерских балансов заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии;

надлежаще заверенная копия заключения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности заявителя за предыдущий год, если в соответствии с федеральными законами заявитель подлежит обязательному аудиту;

справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки на участие в аукционе (конкурсе);

договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения заимодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств (копии бухгалтерских балансов кредитора за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа о его принятии, норматив кредитора по максимальному размеру риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и т.д.);

справка налогового органа о задолженности (об отсутствии задолженности) заявителя по налоговым платежам в бюджеты различных уровней;

4) данные о технических и технологических и кадровых возможностях заявителя, а также других предприятий, привлекаемых им в качестве подрядчиков, в том числе:

подписанные руководителем или уполномоченным представителем руководителя справка о применяемых технологиях с их описанием и перечень технических средств, необходимых для проведения работ, с доказательством их принадлежности заявителю либо подрядчику (копии свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоров, актов приема-передачи и т.п.);

копии лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности";

копии подрядных договоров со сторонними организациями, привлекаемых в качестве подрядчиков с приложением доказательств наличия у них лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с планируемым пользованием недрами, в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", сведения о кадровом составе заявителя, квалифицированных специалистов, которые будут непосредственно осуществлять работы по освоению участка недр (копия штатного расписаниязаявителя, копии дипломов квалифицированных специалистов и т.д.), технических средств и технологий, необходимых для безопасного и эффективного проведения работ;

5) данные о предыдущей деятельности заявителя, основные сведения о проектах по освоению месторождений (участков недр), выполненных заявителем за последние 5 лет (для заявителей, осуществлявших до подачи заявки деятельность, связанную с пользованием недрами), в том числе: сведения о полученных лицензиях на право пользования недрами и выполнении условий лицензионных соглашений.

Приказом Управления по недропользованию по Оренбургской области от 06.11.2012 № 203-пр «О проведении аукциона на право пользования недрами Северо-Красноярского участка» (далее - приказ № 203-пр) назначено проведение в 2012 году аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Северо-Красноярском участке Оренбургской области. Пунктами 2 и 3 приказа № 203-пр утверждён состав аукционной комиссии (приложение 1), а также Порядок и условия проведения аукциона на получение права пользования недрами Северо-Красноярского участка (приложение 2) (далее - Порядок и условия проведения аукциона).

Требования, аналогичные изложенным в п. 17 Административного регламента содержатся в Приложении N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона, а также в пункте 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, разработанного в соответствии с Законом о недрах и утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.

Согласно пункту 2.2 Порядка справки и документы, оформленные заявителем, подписываются руководителем заявителя или уполномоченным на то лицом, прошиваются и заверяются печатью заявителя.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в случаях, если заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона; заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Пункт 29 Административного регламента в качестве оснований для отказа в исполнении государственной функции называет основания, изложенные в ст. 14 Закона Российской Федерации "О недрах".

Согласно п. 2.8 Порядка отказ в приеме заявки на участие в аукционе (в допуске к участию в аукционе) может последовать в следующих случаях:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует объявленным условиям аукциона;

2) Заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) Заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами,необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному Заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

Из материалов дела следует, что основанием для отказа в приеме заявки ЗАО «Уралнефтегазпром» послужил факт несоответствия заявочных материалов требованиям пункта 11.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами и пункту 2 и 3 Приложения N 4 Порядка и условий аукциона.

При этом, причиной отказа в приме заявки на участие в аукционе явились следующие обстоятельства:

- полномочия исполнительного органа общества осуществляет управляющая компания ООО «УНГП Менеджмент» (г. Москва), директор ФИО2, при этом заявка ЗАО «Уралнефтегазпром» на участие в аукционе подписана ФИО1, полномочия которого не подтверждены доверенностью;

- не подтверждена финансовая компетентность заявителя, остаток на расчетном счете по состоянию на декабрь 2012 года составляет 97 246 руб.;

- представленная справка о возможном использовании чистой прибыли за 2012 год в размере 344 млн. рублей подписана ФИО1, который не уполномочен ее подписывать, не полномочен решать вопросы распределения чистой прибыли общества.

Как установлено судом первой инстанции, полномочия исполнительного органа заявителя по состоянию на 12.12.2012 осуществляет управляющая компания ООО «УНГП Менежмент» (125047, <...>, руководитель - ФИО2).

Вместе с тем, из материалов дела следует, что заявка ЗАО «Уралнефтегазпром» № 1144 на участие в аукционе на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на Северо-Красноярском участка от 12.12.2012 подписана директором ФИО1 (т. 2 л.д. 54), уполномоченным на подписание данной заявки протоколом № 118 заседания Совета директоров от 28.11.2012.

В силу ч. 2 ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.

При этом полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества могут быть переданы другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему), что предусмотрено статьей 103 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу пятому пункта 3 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество, полномочия единоличного исполнительного органа которого переданыуправляющей организации или управляющему, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющую организацию или управляющего в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, действия управляющей организации в качестве органа юридического лица являются действиями самого юридического лица. Полномочия управляющей компании в этом случае определяются нормами законодательства и договором о передаче полномочий исполнительного органа.

В соответствии с п. 15.1 Устава ЗАО «Уралнефтегазпром» (т. 1 л.д. 40) органами управления общества являются: общее собрание акционеров, Совет директоров, единоличный исполнительный орган – генеральный директор.

Согласно п. 2.3 Положения о Совете директоров ЗАО «Уралнефтегазпром», принятого в соответствии с Уставом (т. 4 л.д. 21) к исключительной компетенции Совета директоров относится принятие решения об организации либо участии в аукционах, а также принятие решения о наделении отдельными полномочиями должностных лиц общества, направленных на выполнение этого решения.

Согласно п. 2.1.1 Договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании от 09.10.2012 управляющая компания имеет право без доверенности действовать от имени общества. Управляющая компания в целях осуществления своих полномочий по управлению обществом делегирует часть своих полномочий директору общества.

По условиям договора директор общества действует на основании доверенности, выданной генеральным директором управляющей организации и заключенного с ним трудового договора (п. 2.1.1. Договора).

На основании анализа вышеуказанных норм, суд апелляционной инстанции считает, что поскольку ФИО1 не является органом юридического лица, не является лицом, имеющим право действовать от имени общества без доверенности, при подаче заявки на участие в аукционе ФИО1 должен в установленном порядке подтвердить наличие у него доверенности от управляющей компании ООО «УНГП Менежмент», удостоверяющей его полномочия на подписание заявки.

Как правомерно отмечено судом первой инстанции, доверенность на ФИО1 в составе заявочных материалов, а также Положение о Совете директоров ЗАО «Уралнефтегазпром», относящее вопросы наделения полномочий на подачу заявки на участие в аукционе к исключительной компетенции данного органа  отсутствовали. Протокол № 118 от 28.11.2012 не заверен печатью организации, следовательно, не отвечает требованиям ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что справка об источниках финансирования в 2013 году подписана также ФИО1, копии документов не заверены руководителем заявителя (исполнительным органом управляющей компании).

При этом, судом первой инстанции принято во внимание, что решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.11.2013 по делу №А47-6406/2013, вступившем в законную силу установлено, что оспариваемый ЗАО «Уралнефтегазпром» абз. 3 п. 2 приложения № 4 Порядка и условий проведения аукциона о необходимости представления доверенности, выданной в установленном порядке, (в случае, если интересы заявителя представляются лицом, не имеющим права без доверенности представлять интересы юридического лица), полностью воспроизводит положения абз. 3 пп. 2 п. 17 Административного регламента, не изменяя его содержания, и не противоречит положениям ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату утверждения оспариваемого Порядка и условия проведения аукциона - 06.11.2012).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности признания заявочных материалов ЗАО «Уралнефтегазпром» не соответствующими пункту 3  приложения N 4 к Порядку и условиям проведения аукциона на право пользования недрами.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что, заинтересованное лицо обоснованно, в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о недрах, отказало в принятии заявки общества на участие в аукционе на право пользования недрами.

Таким образом,  судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований по настоящему делу.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции судом рассмотрены и признаны несостоятельными.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учётом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.06.2014 по делу № А47-17096/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Уралнефтегазпром» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                     Н.А. Иванова

Судьи:                                                                                Е.В. Бояршинова

                                                                                            О.Б. Тимохин