ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-4763/2021 от 10.09.2021 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 сентября 2021 года                                                      Дело №А14-3045/2021

город Воронеж

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2021 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                     Протасова А.И.,

судей                                                                                   Аришонковой Е.А., 

                                                                                                          ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е., 

при участии:

от акционерного общества «Экотехнологии»: ФИО2 – представителя по доверенности №2133 от 14.05.2021, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция»;

от Товарищества собственников недвижимости «Высотка»: ФИО3 – представителя по доверенности от 15.02.2021, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности «Юриспруденция»,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Экотехнологии» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.06.2021 по делу № А14-3045/2021 по заявлению акционерного общества «Экотехнологии» (ОГРН <***>; ИНН <***>) к Товариществу собственников недвижимости «Высотка», г.Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 27 719 руб. 88 коп. задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору №19-939Ц за период с ноября 2019 г. по декабрь 2019г. и расходов по уплате государственной пошлины;

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Экотехнологии" (далее – истец, АО "Экотехнологии") обратилось в суд с иском о взыскании с Товарищества собственников недвижимости "Высотка" (далее – ответчик, ТСЖ "Высотка") 27 719 руб. 88 коп. задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 19-939Ц за период с ноября 2019 года по декабрь 2019 года и расходов по уплате государственной пошлины (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ);

Решением от 25.06.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с обжалуемым судебным актом, истец обратился  в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что при расчете объема ТКО ТСН «Высотка» необходимо учитывать площадь нежилых помещений без учета площадей парко-мест.

В представленном суду апелляционной инстанции отзыве ответчик возражал против доводов апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, что АО "Экотехнологии" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа город Воронеж, городского округа город Нововоронеж, Каширского, Нижнедевицкого, Новоусманского, Рамонского, Репьевского, Семилукского, Хохольского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности Воронежский межмуниципальный кластер).

Региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области с 1 января 2019 года.

Между АО "Экотехнологии" (региональный оператор) и товариществом собственников недвижимости "Высотка" (потребитель) заключен договор N19-939Ц на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 06.05.2019 (далее - договор), в соответствии с условиями которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку и последующую передачу отходов для размещения (захоронения) на объекте размещения ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора).

Объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также тип контейнера (бункера-накопителя) определяются согласно Приложения N1 (пункт 2 договора).

Способ складирования твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, определен в Приложении N1 к договору (пункт 3 договора).

Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 15 мая 2019 года (пункт 4 договора).

В соответствии с пунктом 5 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора согласно Приказа N8/18 от 25.02.2019 Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области, составляющей 475,29 руб. (с НДС 20%) за 1 куб. м.

Потребитель оплачивает коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, путем перечисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора согласно фактически подтвержденного объема ТКО. В случае неполучения платежных документов, потребитель производит оплату самостоятельно на основании договора либо может обратиться в адрес регионального оператора для получения дубликата платежного документа (пункт 6 договора).

В соответствии с пунктом 13 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по данному договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумно срока, определенного потребителем.

Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражения на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.

В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.

Согласно пункту 19 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

В соответствии с пунктом 22 договора обязательства регионального оператора по договору считаются фактически выполненными надлежащим образом и в полном объеме и приняты потребителем при отсутствии письменных претензий со стороны потребителя до 5 числа месяца, следующего за расчетным.

Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие с 15 мая 2019 года и действует до 31 декабря 2019 с условием о пролонгации (пункты 30, 31 договора).

Во исполнение условий договора истец в период с ноября 2019 по декабрь 2019 оказал ответчику согласованные услуги, что подтверждается материалами дела, в том числе актами об оказании производственных услуг, счетами-фактурами, счетами на оплату.

Встречное обязательство по оплате оказанных услуг ответчик надлежаще не исполнил.

Согласно представленного истцом расчета сумма долга, с учетом оплат ответчика составила 27 719 руб. 88 коп.

Направленная истцом в адрес ответчика претензия, оставлена последним без удовлетворения.

Ссылаясь на уклонение ответчика от оплаты оказанных услуг, наличие задолженности, истец, начислив неустойку, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Пунктами 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N641" утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из договора N19-939Ц на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 06.05.2019, судом области верно определено, что к возникшему спору подлежат применению нормы Главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).

При этом в силу статьи 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

По смыслу пункта 1 статьи 711 и пункта 1 статьи 746 ГК РФ по договору подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").

Таким образом, подрядчик, требующий оплаты выполненных работ, обязан подтвердить факт их выполнения.

В силу пункта 1 статьи 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной (пункт 4 статьи 753 ГК РФ). Указанная норма предусматривает возможность составления одностороннего акта сдачи-приемки результата работ, защищая интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку.

В соответствии с пунктом 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.

Как следует из статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте, либо в ином документе, удостоверяющим приемку, были оговорены эти недостатки, либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.

Из анализа положений пунктов 2, 3 статьи 720 ГК РФ следует, что после получения актов выполненных работ от исполнителя именно на заказчика относится бремя доказывания обстоятельств, связанных с уведомлением исполнителя об обстоятельствах, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением последним договорных обязательств (неоказании либо ненадлежащем оказании предусмотренных договором услуг).

Ответчик в отзыве на иск, указывал, что задолженность по коммунальным услугам ТБО у ответчика перед истцом должна рассчитываться исходя из порядка расчета по правилам N354, приказу Департамента ЖКХ и Энергетики Воронежской области N29 от 12.02.2019.

Согласно представленного ответчиком котррасчета сумма его задолженности перед истцом за период май 2019 года - март 2021 года составила 162 335 руб. 56 коп. и была оплачена им по платежному поручению N186 от 12.03.2021 (сумма 32 438 руб. 54 коп. от суммы указанной в платежном поручении 63 417 руб. 94 коп.) и по платежному поручению N186 от 12.03.2021 в сумме 129 897 руб. 02 коп.

Ответчик в отзыве на иск пояснил, что считает расчет истца неверным по тем основаниям, что истец указывает площадь нежилых помещений в размере 3 960 кв. м откидывая площадь остальных нежилых помещений (парко-мест и кладовок). По мнению ответчика, парко-места не обладают признаками общедомового имущества.

Истец в письменных пояснениях от 23.06.2021 пояснил, что расчет задолженности рассчитан по формуле, указанной в п. 9 (4) правил N 354 утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а именно:

, где:

Si - общая площадь i-го жилого помещения;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

V - объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период;

Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При расчете задолженности, истец руководствовался письмом исх. Nб/н от 21.06.2021, где ответчик указал площадь жилых и нежилых помещений МКД по адресу: <...> и Ванцетти, д. 78а:

Общая площадь жилых помещений - 18 827, 70 кв. м,

Общая площадь нежилых помещений, за исключением помещения общего пользования - 12 472, 56 кв. м - общая площадь, в том числе парко-места и кладовки - 8 512,56 кв. м.

Истец при расчете задолженности считает, что необходимо из площади нежилых помещений, за исключением помещения общего пользования (12 472, 56 кв. м) вычесть общую площадь парко-мест и кладовок (8 512,56 кв. м), т.к. машино-места приравнены к нежилым помещениям.

Отказывая в удовлетворении иска суд области руководствовался следующим.

В п. 9 (4) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 02.03.2021, с изм. от 31.05.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), указано, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров согласно пункту 148 (30) Правил по формуле 9 (4), где:

Si - общая площадь i-го жилого помещения;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

V - объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период;

Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") закреплено, что "нежилое помещение в многоквартирном доме" - это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

В письме исх. б/н от 21.06.2021 ТСН "Высотка" указало, что в отношении дома по адресу: <...> предоставляет следующие сведения:

- общая площадь жилых помещений - 18 827, 70 кв. м,

- общая площадь нежилых помещений, за исключением помещения общего пользования - 12 472, 56 кв. м - общая площадь, в том числе парко-места и кладовки - 8 512,56 кв. м.

В п. 148 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), указано, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Вышеуказанные положения не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места.

Подземный паркинг, располагающийся в подвале дома, это совокупность встроенных нежилых помещений (парковочных мест) определенного функционального назначения, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Статьей 36 ЖК РФ и п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491), определяющих объекты, находящиеся в общей долевой собственности, поземные гаражи и машино-места к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме не отнесены.

Согласно п. 1.37 СниП 2.08.01.-89 "Жилые здания" при устройстве в жилых зданиях встроено-пристроенных стоянок для легковых автомобилей следует соблюдать требования СниП 21-02-99 "Стоянки автомобилей" согласно которому стоянка для автомобилей - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения автомобилей, автостоянки, встроенные в здании другого назначения должны отделяться от помещений (этажей) этих зданий противопожарными стенами и перекрытиями 1-го или 2-го типа, при этом жилые этажи должны быть отделены от автостоянки нежилым этажом (техническим); в таких автостоянках, как правило, не допускается предусматривать обычные лестничные клетки и общие лифтовые шахты; для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбуров-шлюзов.

Инженерные системы автостоянок, встроенных в здания другого назначения или пристроенных к ним, должны быть, как правило, автономны от инженерных систем этих зданий; в случае транзитной прокладки через помещения автостоянок инженерных коммуникаций, принадлежащих зданию, указанные коммуникации (кроме водопровода, канализации, теплоснабжения, выполненных из металлических труб) должны быть изолированы строительными конструкциями с определенным пределом огнестойкости.

С учетом требований, предъявляемых к строительству подземных автостоянок, встроенных в здание другого назначения можно сделать вывод, что автостоянка относится к иным помещениям, имеющим самостоятельный характер по своему функциональному назначению (целевой характер - удовлетворение потребностей автовладельцев в парковочных местах), следовательно, она может быть отнесена к самостоятельному объекту права общей собственности лишь тех собственников, на средства которых она построена, а не к общему имуществу многоквартирного дома.

Таким образом, собственники машино-мест являются собственниками индивидуально определенных (по свидетельству о праве собственности) нежилых помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем, собственники машино-мест располагают внутри поземного паркинга иным, обособленным от других собственников помещений, общим имуществом (общие проходы и проезды в подземном паркинге, вентиляционные камеры, системы внутреннего освещения, электроснабжения, система автоматического оборудования "Въезда и выезда" и т.д.), предназначенным для обслуживания исключительно машино-мест.

Данное общее имущество - специальный объект, требующий его отдельного описания и отдельных затрат для его содержания (обслуживания и управления). Бремя содержания общего имущества собственников подземного паркинга лежит только на собственниках парковочных мест.

Таким образом, собственники машино-мест в подземном паркинге имеют право принимать самостоятельные (коллективные) решения по управлению общим имуществом подземного паркинга.

На основании вышеизложенного, с учетом п.2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (к нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией), суд области пришел к правильному выводу, что в формуле - следует применять следующие значения:

Si (общая площадь i-го жилого помещения) = 18 827,70 кв. м, Sоб (общая площадь всех жилых (18827,70 кв. м) и нежилых помещений многоквартирного дома (12472,56 кв. м, в том числе парко-места и кладовки - 8512,56 кв. м)) = 31 300,26 кв. м.

С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.06.2021 по делу №А14-3045/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента  его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий судья                                                  А.И. ФИО4

судьи                                                                                               Е.А. ФИО5                                                                         

                                                                                                                      ФИО1