ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19АП-6898/19 от 20.04.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 апреля 2022 года                                                       Дело № А35-6841/2018

город Воронеж                                                                                          

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2022 года.

      Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                Миронцевой Н.Д.,

судей                                                                                           Песниной Н.А.,                                                                                                                                           

                                                                                                     Ушаковой И.В.,

при ведении протокола секретарем  судебного заседания  Кривченко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Курской области «Информационный центр «Регион-Курск» на решение Арбитражного суда Курской области от 10.11.2021 по делу №А35-6841/2018 по заявлению государственного унитарного предприятия Курской области «Информационный центр «Регион-Курск» (ОГРН 1094632002850, ИНН 4632105502) о признании недействительным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 02.07.2018 по делу № 02-08-94-2017,

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Комитет образования и науки Курской области; общество с ограниченной ответственностью «Московские лаборатории экономики и технологии знаний»; общество с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий «Аверс»,   

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий «Аверс»: Вифлеемский А.Б. – представитель по доверенности №157- 09-Л от 27.09.2021, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт;

от государственного унитарного предприятия Курской области «Информационный центр «Регион-Курск», управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области, Комитета образования и науки Курской области и общества с ограниченной ответственностью «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» - представители не явились, надлежаще извещены,

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие Курской области «Информационный центр «Регион-Курск» (далее – ГУП КО «Информационный центр «РегионКурск», Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее – УФАС по Курской области, Управление, антимонопольный орган) от 02.07.2018 по делу №02-08-94-2017.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет образования и науки Курской области (далее – Комитет образования, Заказчик), общество с ограниченной ответственностью «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» (далее - ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний», Исполнитель) и общество с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий «Аверс» (далее – ООО ЦИТ «Аверс»).

Решением Арбитражного суда Курской области от 23.08.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 по делу №А35-6841/2018, требования заявителя удовлетворены в полном объеме, решение антимонопольного органа от 02.07.2018 по делу №02-08-94-2017 признано незаконным.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.10.2020 решение Арбитражного суда Курской области от 23.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 отменены,  дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Решением Арбитражного суда Курской области от 10.11.2021, принятым по результатам нового рассмотрения дела, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ГУП КО «Информационный центр «РегионКурск» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

Ссылается на преюдициальное значение судебных актов по делу №А40-122229/2019 для рассмотрения настоящего дела. Также ссылается на то, что Решение Курского областного суда от 03.06.2019 не может быть положено в основу судебного акта, поскольку действие Закона Курской области от 25.09.2014 №65-ЗКО следует применять в редакции, актуальной на момент спорных правоотношений, то есть в редакции Закона Курской области от 15.05.2017 №18-ЗКО.  

Указывает, что бюджетные средства Курской области не были израсходованы, действия Комитета и ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» были направлены исключительно на внедрение регионального сегмента, работы и услуги по государственным контрактам выполнены надлежащим образом в установленные сроки. Права Исполнителя на разработанные модули зарегистрированы в Роспатенте, в связи с чем конкурентные виды услуг не предоставлялись. Антиконкурентное поведение не может выражаться в добросовестных действиях участников гражданского оборота.

Также ссылается на нарушение судом норм процессуального права, так как  к участию в деле в качестве третьего лица не было привлечено ОКУ «Информационно-аналитический центр» Курской области, назначенного оператором системы в соответствии постановлением Губернатора Курской области от 03.12.2013 13 №537-пг.

От ООО ЦИТ «Аверс» поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.

Ссылается на то, что УФАС по Курской области доказан факт нарушения антимонопольного законодательства, которое выразилось в создании условий, при которых исключена возможность конкуренции в интересах ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний».

В судебном заседании представитель ООО ЦИТ «Аверс» возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Просил оставить решение без изменения.

ГУП КО «Информационный центр «РегионКурск», УФАС по Курской области, Комитета образования и ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основании Постановления Губернатора Курской области от 03.12.2013 №537-пг «О создании региональной информационной системы в сфере образования» в Курской области была создана Региональная информационная система в сфере образования (РИССО), которая является информационной системой с информацией ограниченного доступа.

Указанная системе введена в эксплуатацию 01.01.2014.

Оператором региональной информационной системы в сфере образования назначено ОКУ «Информационно-аналитический центр» Курской области.

На момент ввода в эксплуатацию в состав РИССО входил 1 модуль - «Зачисление в дошкольное образовательное учреждение» на основе программного продукта «Аверс: Web-комплектование», разработанного ООО ЦИТ «Аверс» во исполнение государственного контракта №800/12-ДОУ-К от 13.12.2013, заключенного с оператором РИССО - ОБУ «Информационно-аналитический центр» Курской области.

В сентябре 2014 года, за счет расширения функционала существовавшего модуля, был внедрен модуль «Аверс: Контингент ДОО».

По результатам исполнения контракта №800/12-ДОУ-К от 13.12.2013 ООО ЦИТ «Аверс» передало заказчику (ОКУ «Информационно-аналитический центр Курской области») программное обеспечение и неисключительные права на него.

В соответствии с указанным договором, Заказчик поручает, а Исполнитель берет на себя обязательства по оказанию следующих видов услуг: передача Заказчику неисключительных пользовательских прав на использование экземпляра программного продукта: «Аверс: Web-комплектование», обеспечивающего реализацию в электронном виде муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению в детские дошкольные образовательные учреждения (ПП). Описание функциональных возможностей ПП в Приложении № 3 к настоящему договору.

В соответствии с пунктом 2.1 договора № 800/12-ДОУ-К от 13.12.2013 Исполнитель обязуется осуществить передачу неисключительных пользовательских прав на программный продукт в объеме, определенном в Приложении № 1 к настоящему договору; оказать услуги по внедрению (установка, конфигурирование) программного продукта на компьютерном оборудовании Заказчика, предоставленном согласно техническим требованиям, определенным в Приложении № 2 к настоящему договору, обучению пользователей работе с программным продуктом. Услуги оказываются в объемах, предварительно согласованных между сторонами на этапе исполнения договора.

Согласно Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным образовательным программам, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2014 № 2125-р, концепция создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (далее - Концепция) разработана в целях создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (далее соответственно - обучающиеся, межведомственная система).

Межведомственная система представляет собой комплекс информационных систем, предназначенных для учета контингента обучающихся, взаимосвязанных с информационными системами органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов, содержащих персональные данные несовершеннолетних (далее - ведомственные информационные системы).

Информационное взаимодействие ведомственных информационных систем друг с другом осуществляется посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном формате (далее - инфраструктура электронного правительства).

Согласно указанной Концепции принципами, на которых основывается создание и функционирование межведомственной системы являлись учет обучающихся в межведомственной системе со дня государственной регистрации рождения и начала обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; обеспечение условий для персонифицированного учета данных об обучающихся.

Концепцией определено, что межведомственная система предполагает реализацию функции учета контингента обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и функции интеграции ведомственных данных.

Функцию учета контингента обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предусматривалось реализовывать на федеральном и региональном уровнях.

На региональном уровне учет контингента обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включал в себя сбор, хранение и обработку персональных данных обучающихся и данных об указанных организациях.

Поскольку Концепция предполагала ведение системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на федеральном и региональном уровнях, это потребовало доработки и модернизации действовавшей в Курской области РИССО.

В этой связи в 2016 году Комитетом образования и науки Курской области был проведен аукцион №0144200002416000375 на оказание услуг по внедрению регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным 4 программам и дополнительным программам в Курской области (далее региональный сегмент АИС «Контингент»).

Начальная  максимальная  цена  контракта  данного  аукциона составляла 3 500 000 руб.

В соответствии с протоколом № 630 от 12.05.2016 подведения итогов аукциона в электронной форме на право заключения контракта с комитетом образования и науки Курской области на оказание услуг по внедрению регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам в Курской области, участниками аукциона были предложены следующие суммы по цене контракта: участник № 5 (ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний») - «минус» 62 500 руб., участник № 1 – «минус» 45 000 руб., участник № 8 - 1 127 500 руб., участник № 2 (ООО ЦИТ «Аверс») – 1 180 000 руб., участник № 4 – 1 897 500 руб., участник № 7 – 1 950 000 руб.

По итогам торгов победителем было признано ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний», предложившее наибольшую цену (62 500 руб.) за право заключения контракта.

24.05.2016 между Комитетом образования и науки Курской области и ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» был заключен государственный контракт № Ф.2016.90162.

Предметом данного контракта являлось оказание услуг по внедрению регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным программам в Курской области, по заданию Заказчика в соответствии со спецификацией (приложением № 1 к Контракту) и на условиях, предусмотренных Контрактом.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 контракта № Ф.2016.90162 от 24.05.2016 цена за право заключения настоящего контракта составляет 62 500 рублей. В цену Контракта включены все расходы, связанные с исполнением всех обязательств по настоящему Контракту, в том числе расходы на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.

Согласно пункту 4.1 контракта № Ф.2016.90162 исполнитель оказывает услуги в соответствии со Спецификацией (приложение № 1 к Контракту).

Исходя из пункта 4.3 контракта № Ф.2016.90162, срок оказания услуг: в течение 2 месяцев с момента заключения контракта.

В соответствии со Спецификацией на оказание услуг по внедрению регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам в Курской области (приложение № 1 к контракту от 24.05.2016 № Ф.2016.90162) оказание услуг, являющихся предметом контракта, предусматривало следующие этапы:

Этап 1 – Обследование инфраструктуры Заказчика. В состав оказываемых услуг по данному этапу входит обследование ЦОД Заказчика для определения соответствия ЦОД требованиям к размещению Регионального сегмента.

Этап 2 – Предоставление технических регламентов взаимодействия региональных ИС. В состав оказываемых услуг по данному этапу входит предоставление Заказчику для передачи правообладателями ИС в сфере образования технических регламентов для интеграции ИС с Региональным сегментом.

Этап 3 – Внедрение ПО и разработка рабочей документации. В состав оказываемых услуг по этапу входит установка и настройка ПО, передача рабочей документации.

Этап 4 – Пусконаладочные работы. В состав оказываемых услуг по данному этапу входит интеграция Регионального сегмента с ЕСИА, регистрация ИС поставщиков данных.

Этап 5 – Предварительные испытания. В состав оказываемых услуг по данному этапу входит проведение предварительных испытаний.

Этап 6 – Выверка данных. В состав оказываемых услуг по данному этапу входит выверка качества полученных данных по ведомственным ИС.

Этап 7 – Обучение администраторов и пользователей. В состав оказываемых услуг по данному этапу входит групповое обучение пользователей и администраторов регионального сегмента.

 Этап 8 – Устранение ошибок. В состав оказываемых услуг по данному этапу входит устранение ошибок по результатам опытной эксплуатации.

Этап 9 – Настройка интеграции с федеральным сегментом. В состав оказываемых услуг по данному этапу входят услуги по настройке интеграции с федеральным сегментом.

Этап 10 – Ввод регионального сегмента в опытную эксплуатацию. В состав оказываемых услуг по данному этапу входит ввод регионального сегмента в опытную эксплуатацию.

Этап 11 – Гарантийная поддержка. В состав оказываемых услуг по данному этапу входит гарантийная поддержка согласно техническому заданию в течении 12 месяцев с момента подписания Акта приемки в опытную эксплуатацию.

Пункт 2.3 Спецификации определяет общие требования к оказанию услуг, а именно, услуга по внедрению регионального сегмента включает в себя: внедрение программного обеспечения (далее ПО); размещение регионального сегмента в ЦОД Заказчика в соответствии с техническими требованиями; организацию информационного взаимодействия между ЦОД Заказчика и центральной точкой ведомственной сети; интеграцию Регионального сегмента с ЕСИА; интеграцию Регионального сегмента с АИС ЗАГС; внедрение пользовательских подсистем регионального сегмента АИС «Контингент»; обучение пользователей; опытная эксплуатация регионального сегмента в МО, 33 МОУО; интеграция регионального сегмента с федеральным сегментом; подготовка рабочей документации (руководство пользователя, руководство администратора, программа и методика предварительных испытаний, регламент работы службы технической поддержки, технический регламент выгрузки данных из региональных систем).

Сопровождение внедренного регионального сегмента: обеспечение работоспособности в соответствии с техническими требованиями; выполнение необходимых настроек регионального сегмента в процессе эксплуатации и размещения выходящих релизов ПО; доработка Регионального сегмента в случае изменения УФТТ, требований ФОИВ, технического регламента выгрузки в региональный сегмент в сроки указанные в нормативных документах; обновление эксплуатационной документации с учетом дополнений и изменений функционала ПО; техническая, консультационная, методологическая поддержка администраторов и пользователей Регионального сегмента; промышленная эксплуатация регионального сегмента в МО, 33 МОУО.

При проведении аукциона №0144200002416000375 цена контракта была снижена до нуля и победителем - ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» была предложена цена за право заключить контракт с заказчиком и выполнить предусмотренные контрактом работы.

18.04.2017 между ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» и ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» было заключено партнерское соглашение о сотрудничестве.

Как следует из пункта 1 партнерского соглашения оно заключено в целях юридического закрепления взаимоотношений договаривающихся сторон на предмет развития партнерских связей при реализации проекта по обеспечению функционирования и технической поддержке региональной информационной системы в сфере образования (РИССО), включая доработку ее составляющих модулей, обновление эксплуатационной документации с учетом дополнений и изменений функционала ПО, техническую, консультационную, методологическую поддержку администраторов и пользователей ПО, а также содействия друг другу, укрепления взаимовыгодных отношений и повышения уровня оказываемых Сторонами услуг.

Пунктом 3 партнерского соглашения определено, что срок действия настоящего Соглашения установлен до тех пор, пока Стороны не решат его расторгнуть. Расторжение Соглашения не влечет расторжения заключенных между сторонами договоров гражданско-правового характера на выполнение работ и услуг.

Первичные документы, подтверждающие исполнение данного партнерского соглашения отсутствуют.

Также 18.04.2017 между ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» (далее - Лицензиат) и ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» (далее – Сублицензиат) был заключен сублицензионный договор.

Согласно п. 1.1 сублицензионного договора от 18.04.2017 Лицензиат, являясь правообладателем АИС «Контингент региона», АИС «Запись в учреждения начального и среднего профессионального образования», АИС «Комплектование образовательных учреждений, реализующих дошкольную образовательную программу», АИС «Запись в учреждения дополнительного образования детей» на основании свидетельства о государственной регистрации программ ЭВМ №№ 2016615554, 2016615553, 2016618426, 2016618426, 2011618427 предоставляет Сублицензиату неисключительные права использования программ (АИС «Контингент ОО», АИС «Профессиональное образование», АИС «Комплектование ДОО», АИС «Запись в школу», АИС «Дополнительное образование»), входящих в состав Региональной информационной системы в сфере образования Курской области, включая документацию в электронном виде (далее - Продукт) на условиях простой (неисключительной) Лицензии в соответствии с настоящим Договором, а Сублицензиат принимает указанные права на условиях, установленных настоящим договором.

В соответствии с п. 1.2 Лицензиат передает Сублицензиату следующие права:

- хранить, устанавливать (инсталлировать), использовать, дорабатывать только то количество экземпляров Продукта, которое соответствует приобретенному Сублицензиатом объему прав на использование Продукта;

 - изготовить одну или более копий Продукта в любой материальной форме с целью использования в собственных прикладных системах в соответствии с объемом приобретенных прав на использование Продукта (количеством и типом Лицензий);

- получать и использовать на рабочих местах с установленным Продуктом сертификаты открытых ключей, выпущенных любым центром сертификации;

- публично демонстрировать и рекламировать Продукт, в том числе путем размещения сведений о Продукте на сервере в сети Интернет;

- передавать полученные от Лицензиата права на использование Продукта (Лицензию) юридическим и физическим лицам путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы или иными другими способами отчуждения.

Пункт 1.3 настоящего договора устанавливает, что Лицензиат передает Сублицензиату права на использование Продукта в течение срока действия исключительного права, но не менее 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом подписания данного договора.

Между ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» и ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» отсутствовали какие-либо действующие гражданско-правовые договоры (гражданско-правовые отношения) по состоянию на дату заключения данного партнерского соглашения и сублицензионного договора от 18.04.2017.

В свою очередь 07.08.2017 между Комитетом образования и науки Курской области и ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» заключен государственный контракт № ТС-2/2017 на оказание услуг по обеспечению функционирования и технической поддержке региональной информационной системы в сфере образования (закупка №0144200001917000011) на сумму 6 880 000 руб. без проведения торгов, как с единственным поставщиком.

В соответствии с пунктом 2.4 государственного контракта № ТС-2/2017 от 07.08.2017 правоотношения по настоящему контракту наступают с 05.06.2017 до 31.12.2017.

Данный контракт заключен на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и в соответствии с Законом Курской области от 25.09.2014 № 65-ЗКО «Об установлении полномочий областного государственного унитарного предприятия «Информационный Центр «Регион-Курск» по выполнению работ и оказанию услуг по обслуживанию информационных ресурсов Курской области».

Пункт 2 Технического задания к государственному контракту №ТС-2/2017 от 07.08.2017 устанавливает состав, назначение и цели функционирования РИССО.

В пункте 2.1 Технического задания (приложение № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017) указано, что региональная информационная система в сфере образования Курской области состоит из 6 модулей: АИС «Контингент ОО», АИС «Комплектование ДОО», АИС «Запись в школу», АИС «Профессиональное образование», АИС «Дополнительное образование», АИС «Электронный классный журнал». Все модули РИССО разработаны ООО «КТЕ Лэбс».

Права ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» зарегистрированы в Роспатенте (свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ №№ 2016615897, 2016615553, 2011618427, 2016618426, 2016615554, выданные Федеральной службой по интеллектуальной собственности.

Согласно пункту 2.2 Технического задания (приложение № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017) услуга по обеспечению функционирования РИССО включает в себя:

1. Доработки АИС «Контингент ОО» для возможности интеграции с федеральным сегментом в соответствии с «Методологическими рекомендациями по подключению и техническому взаимодействию регионального и федерального сегмента Межведомственной системы Версия 2.0.5».

2. Доработки подсистемы АИС «Зачисление в образовательное учреждение» в рамках реализации механизмов передачи информации об реализуемых программах образования на ЕПГУ.

3. Доработки АИС «Контингент ОО» в рамках создания «генератора отчетов» позволяющих получать статистические данные по заданному набору параметров, сохранить данный набор параметров для последующего использования. Возможность настройки автоматического формирования отчетов с заданным интервалом.

4. Доработки модуля «Электронный журнал» в рамках создания модуля «Портфолио», модернизации модулей ведения электронного дневника, внутришкольного учета.

Услуга по технической поддержке РИССО (далее услуги) включает в себя:

1. Обеспечение работоспособности в соответствии с техническими требованиями.

2. Выполнение необходимых настроек регионального сегмента в процессе эксплуатации и размещение выходящих релизов ПО.

3. Доработки АИС «Контингент ОО» АИС «Комплектование ДОО» в случае изменения УФТТ, требований ФОИВ, технического регламента выгрузки в региональный сегмент в сроки указанные в нормативных документах.

4. Обновление эксплуатационной документации с учетом дополнений и изменений функционала ПО.

5. Техническая, консультативная, методологическая поддержка администраторов и пользователей РИССО.

Пунктом 3 Технического задания (приложение № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017) определены требования к обеспечению функционирования РИССО. В рамках обеспечения функционирования РИССО необходимо реализовать:

1. Доработки АИС «Контингент ООО» для возможности интеграции с федеральным сегментом в соответствии с «Методическими рекомендациями по подключению и техническому взаимодействию регионального и федерального сегмента Межведомственной системы Версия 2.0.5».

2. Доработки подсистемы АИС «Зачисление в образовательное учреждение» в рамках реализации механизмов передачи информации об реализуемых программах образования на ЕПГУ.

3. Доработки АИС «Контингент ОО» в рамках создания «генератора отчетов», позволяющего получать статистические данные по заданному набору параметров, сохранять данный набор параметров для последующего использования. Возможность настройки автоматического формирования отчетов с заданным интервалом.

4. Доработки модуля «Электронный журнал» в рамках создания модуля «Портфолио», модернизации модулей ведения электронного дневника, внутришкольного учета.

Пунктом 3.1 Технического задания (приложение № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017) определены общие требования к доработкам АИС «Контингент ОО».

Так, доработки АИС «Контингент ОО» не должны нарушать характеристик существующего функционала АИС «Контингент ОО».

Все доработки АИС «Контингент ОО» должны быть реализованы на той же платформе, что и сама АИС «Контингент ОО».

Доработанная АИС «Контингент ОО» должна функционировать с тем же набором программных средств, установленных на web-сервере и сервере базы данных.

Доработки АИС «Контингент ОО» должны быть однозначно отражены в эксплуатационной документации.

Замена программного обеспечения не допускается.

Модернизация РИССО возможна только лицами или организациями, имеющими лицензию на право пользования и изменение (доработку) вышеуказанных систем.

В дальнейшем 18.08.2017 ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» заключило ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» три договора как с единственным поставщиком без проведения конкурентных процедур.

Договор № КМ/7 от 18.08.2017 (закупка 31705433855) на оказание услуг по обеспечению функционирования и технической поддержке региональной информационной системы в сфере образования.

Согласно п. 1 договора заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанности оказывать услуги по обеспечению функционирования и модернизации региональной информационной системы в сфере образования (РИССО) (модули АИС «Контингент ОО», «Комплектование ДОО», АИС «Запись в школу», АИС «Профессиональное образование» АИС «Дополнительное образование», АИС «Электронный журнал») в соответствии с Техническим заданием (далее услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги.

Общая стоимость договора составляет 2 394 321 руб. (п. 2.1 Договора).

Пунктом 3.1 Договора установлены сроки оказания услуг с 05 июня 2017 года по 31 декабря 2017 года.

В соответствии с пунктом 3 Приложения к договору № КМ/7 от 18.08.2017 установлены требования к модернизации РИССО.

В рамках обеспечения функционирования и модернизации РИССО необходимо реализовать доработки:

 АИС «Контингент ОО» для возможности интеграции с федеральным сегментом в соответствии с «Методическими рекомендациями по подключению и техническому взаимодействию регионального и федерального сегмента Межведомственной системы Версия 2.0.5» (аналогично подпункту 2 пункта 2.2, подпункту 1 пункта 3 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017).;

  АИС «Комплектование ДОО» (аналогично подпункту 7 пункта 2.2 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017);

  АИС «Контингент ОО» в рамках создания «генератора отчетов» позволяющего получать статистические данные по заданному набору параметров, сохранить данный набор параметров для последующего использования. Возможность настройки автоматического формирования отчетов с заданным интервалом (аналогично подпункту 3 пункта 2.2, подпункту 3 пункта 3 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017);

  подсистемы АИС «Зачисление в образовательное учреждение» в рамках реализации механизмов передачи информации о  реализуемых программах образования на ЕПГУ (аналогично подпункту 2 пункта 2.2, подпункту 2 пункта 3 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017);

 подсистемы «Электронный журнал» в рамках создания модуля «Портфолио», модернизации модулей ведения электронного дневника, внутришкольного учета (аналогично подпункту 4 пункта 2.2, подпункту 4 пункта 3 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017);

  подсистемы АИС «Дополнительное образование». Доработку подсистемы АИС «Профессиональное образование».

По договору № КТ1/17 от 18.08.2017 - оказание услуг по технической поддержке региональной информационной системы в сфере образования (закупка: 31705433675).

Согласно п. 1 договора заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказывать услуги по технической поддержке региональной информационной системы в сфере образования (РИССО) (модули АИС «Контингент ОО», АИС «Комплектование ДОО», АИС «Запись в школу») в соответствии с Техническим заданием (далее услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке, предусмотренной настоящим договором.

Цена договора составляет 1 968 000 руб. (п. 2.1 договора).

Пунктом 3.1 Договора установлены сроки оказания услуг с 05 июня 2017 года по 31 декабря 2017 года.

В соответствии с пунктом 2.2 Приложения к договору № КТ1/17 от 18.08.2017 в рамках данного договора осуществляется поддержка следующих модулей: «Контингент»; «Комплектование ДОУ»; «Запись в школу». Услуга по технической поддержке РИССО (далее –Услуги) включает в себя:

1. Обеспечение работоспособности в соответствие с техническими требованиям (аналогично подпункту 5 пункта 2.2 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017).

2. Выполнение необходимых настроек регионального сегмента в процессе эксплуатации и размещение выходящих релизов ПО (аналогично подпункту 6 пункта 2.2 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС2/2017 от 07.08.2017).

3. Доработка АИС «Контингент ОО», АИС «Комплектование ДОО», АИС «Запись в школу» в случае изменения УФТТ, требований ФОИВ, технического регламента выгрузки в региональный сегмент в сроки указанные в нормативных документах (аналогично подпункту 7 пункта 2.2 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017).

4. Обновление эксплуатационной документации с учетом дополнений и изменений функционала ПО (аналогично подпункту 8 пункта 2.2 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017).

5. Техническая, консультативная, методологическая поддержка администраторов и пользователей РИССО (аналогично подпункту 9 пункта 2.2 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017).

Договор № КТ2/17 от 18.08.2017 на оказание услуг технической поддержке региональной информационной системы в сфере образования (закупка 31705433782).

Согласно п. 1 договора Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказывать услуги по технической поддержке региональной информационной системы в сфере образования (РИССО) (модули АИС «Профессиональное образование», «АИС «Дополнительное образование», АИС «Электронный журнал») в соответствии с Техническим заданием (далее услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке, предусмотренной настоящим договором.

Цена составляет 1 942 679 руб. (п. 2.1 договора).

Пунктом 3.1 Договора установлены сроки оказания услуг с 05 июня 2017 года по 31 декабря 2017 года.

В соответствии с пунктом 2.2 Приложения к договору № КТ2/17 от 18.08.2017 в рамках данного договора осуществляется поддержка следующих модулей: «Профессиональное образование»; «Дополнительное образование»; «Электронный журнал». Услуга по технической поддержке РИССО (далее – Услуги) включает в себя:

1. Обеспечение работоспособности в соответствие с техническими требованиями (аналогично подпункту 5 пункта 2.2 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017).

2. Выполнение необходимых настроек регионального сегмента в процессе эксплуатации и размещение выходящих релизов ПО (аналогично подпункту 6 пункта 2.2 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС2/2017 от 07.08.2017).

3. Доработка АИС «Профессиональное образование», АИС «Дополнительное образование», АИС «Электронный журнал» в случае изменения УФТТ, требований ФОИВ, технического регламента выгрузки в региональный сегмент в сроки указанные в нормативных документах (аналогично подпункту 7 пункта 2.2 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017).

4. Обновление эксплуатационной документации с учетом дополнений и изменений функционала ПО (аналогично подпункту 8 пункта 2.2 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017).

5. Техническая, консультативная, методологическая поддержка администраторов и пользователей РИССО (аналогично подпункту 9 пункта 2.2 Технического задания - приложения № 1 к государственному контракту № ТС-2/2017 от 07.08.2017).

07.09.2017 в УФАС по Курской области поступила жалоба ООО ЦИТ «Аверс» на действия Комитета образования и науки Курской области при заключении государственного контракта от 07.08.2017 № ТС-2/2017 на оказание услуг по обеспечению функционирования и технической поддержке региональной информационной системы в сфере образования с ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» как с единственным поставщиком (закупка № 01442000001917000011).

В ходе проверки было выявлено, что, как следует из протокола подведения итогов аукциона № 630 от 12.05.2016 и условий заключенного по его итогам контракта № Ф.2016.90162 от 24.05.2016, фактически цена контракта была снижена ОО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» до нуля, Обществом было предложено заплатить 62 500 руб. за право заключить контракт на оказание услуг по внедрению регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным программам в Курской области.

По результатам рассмотрения жалобы ООО ЦИТ «Аверс» было принято решение от 02.07.2018 по делу № 02-08-94/2017, которым ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» и ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» были признаны нарушившими часть 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон №135-ФЗ).

Указанное нарушение выразилось в  реализации антиконкурентного соглашения, направленного на получение доступа ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» в 2017 году к государственному заказу, связанному с модернизацией, технической поддержкой и обслуживанием Региональной информационной системы в сфере образования Курской области в условиях гарантированного отсутствия потенциальных конкурентов, что привело к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по обеспечению функционирования и технической поддержке региональной информационной системы в сфере образования.

В связи с фактическим исполнение договоров № КМ/17, КТ1/17, КТ2/17 от 18.08.2017, принято решение предписание ГУП КО «Информационный центр «РегионКурск» и ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» не выдавать.

Не согласившись с решением Комиссии УФАС по Курской области от 02.07.2018 по делу № 02-08-94-2017, ГУП КО «Информационный центр «РегионКурск» обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованиями по настоящему делу.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.10.2020 решение Арбитражного суда Курской области от 23.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 отменены,  дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Суд кассационной инстанции указал на необходимость исследовать обстоятельства в отношении передачи Комитету образования исключительного права на использование внедренной системы регионального сегмента для решения субъектом последующих задач, обозначенных в Концепции, поскольку указанная оценка взаимосвязана с правовой оценкой конкурентности образованного в результате реализации основных мероприятий, предусмотренных Концепцией, товарного рынка – обслуживание, модернизация и т.п. РИССО.

Кассационная коллегия пришла к выводу о том, что не была дана оценка доводам антимонопольного органа о том, что фактически передача права на региональный сегмент не подтверждена, соответствующий договор не заключен; не были приняты во внимание обстоятельства, установленные Решением Курского областного суда от 03.06.2019 и апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Верховного Суда Российской Федерации; не учтено, что в разделе 7 Порядка создания и ведения региональной информационной системы в сфере образования, утвержденного  постановлением Губернатора Курской области от 26.11.2014 №521-пг,  указано, что оператором системы в соответствии постановлением Губернатора Курской области от 03.12.2013 13 №537-пг назначено областное бюджетное (в настоящее время казенное) учреждение «Информационно-аналитический центр» Курской области.

Суд кассационной инстанции указал, что судам надлежало оценивать установленные УФАС по Курской области обстоятельства, исходя из конкурентного рынка, в условиях которого было заключено антиконкурентное соглашение, направленное на создание ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» доступа к исполнению заказов, связанных с технической поддержкой и модернизацией РИССО для государственных нужд Курской области.

Кассационная коллегия указала, что судами не дана оценка и действиям ГУП КО «Информационный центр «РегионКурск», которое избрало способ закупки, повлекший необоснованное ограничение круга потенциальных участников и определил единственного исполнителя – ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний».

Исследовав  материалы дела с учетом выводов суда кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», положения этого закона распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции.

Под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Перечень недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений содержится в статье 11 Закона о защите конкуренции.

Так, согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Из разъяснений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», следует, что с учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона №135-ФЗ соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.

Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

Вместе с тем схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения. В этом случае необходимо учитывать, имелись ли иные причины для избранного хозяйствующими субъектами поведения, например, если оно соответствует сформировавшимся (изменившимся) на рынке условиям деятельности, обусловлено одинаковой оценкой ситуации на рынке со стороны хозяйствующих субъектов.

С учетом публичного характера антимонопольных запретов и презумпции добросовестности участников гражданского оборота обязанность установить, что между хозяйствующими субъектами имеется соглашение, которое нарушает статью 11 Закона №135-ФЗ, а также определить состав участников соглашения возлагается на антимонопольный орган.

Из разъяснений пункта 27 Постановление Пленума ВС РФ от 04.03.2021 №2 следует, что соглашения хозяйствующих субъектов, не указанные в части 1 статьи 11 Закона, в том числе соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, «вертикальные» соглашения и прочие соглашения, могут быть признаны недопустимыми, если антимонопольным органом будет доказано, что результатом реализации или целью договоренностей, достигнутых между хозяйствующими субъектами, являлось недопущение (ограничение, устранение) конкуренции на товарном рынке (части 2 и 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции).

При оценке того, направлены ли действия хозяйствующих субъектов на ограничение конкуренции в связи с достигнутыми между ними договоренностями, суд вправе принимать во внимание доводы участников соглашения, свидетельствующие о наличии разумных экономических и (или) обусловленных законодательством (в том числе отраслевым регулированием) причин в достижении соответствующих договоренностей между участниками соглашения.

Таким образом, квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий (противоправного соглашения) по части 4 статьи 11 Закона №135-ФЗ предполагает установление антимонопольным органом намеренного поведения каждого хозяйствующего субъекта для достижения заранее оговоренной цели, причинно-следственной связи между действиями хозяйствующих субъектов и установлением (поддержанием) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга. При этом правовое значение придается также взаимной обусловленности действий хозяйствующих субъектов при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка. Соглашение в устной или письменной форме предполагает наличие договоренности между участниками рынка, которая может переходить в конкретные согласованные действия.

Кроме того, для констатации антиконкурентного соглашения необходимо проанализировать ряд косвенных доказательств, сопоставив каждое из них с другими и не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства. По итогам доказывания совокупность косвенных признаков соглашения и (или) согласованных действий (при отсутствии доказательств обратного) может сыграть решающую роль.

Достаточность доказательств в каждом конкретном случае должна определяться индивидуально на основе оценки всей совокупности факторов. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании всестороннего изучения и оценки всех обстоятельств дела, а также всей совокупности доказательств, в том числе переписки, результатов проверок, анализа поведения участников в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, включая материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства №02-08-94-2017 с учетом выводов суда кассационной инстанции, апелляционная коллегия находит правомерным вывод суда области о том, что антимонопольным органом в рассматриваемом случае доказано наличие достаточной совокупности условий, позволяющих признать заключенным антиконкурентное соглашение между ГУП КО «Информационный центр «РегионКурск» и ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний».

С учетом представленной ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» письмом № 04/04-18 от 05.04.2018 о том, что фактически Обществом понесены затраты при исполнении контракта в размере 4 182 855,66 руб., а также учитывая, что Обществом еще была выплачена сумма Заказчику в размере 62 500 руб. за право исполнения контракта, суд соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что данный контракт носил   убыточный характер для исполнителя, и не преследовал под собой цели по извлечению прибыли, которая подразумевается при осуществлении предпринимательской деятельности.

Как обоснованно указал суд области, данные выводы сделаны в совокупности с иными обстоятельствами, установленными в ходе рассмотрения антимонопольного дела. Вывод об убыточном характере заключенного контракта в данном случае не свидетельствует о выходе антимонопольного органа за пределы своей компетенции, и подлежит оценке в совокупности наряду с иными обстоятельствами дела.

Также УФАС по Курской области установлено и ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» не опровергнуто, что исходя из положений Концепции в совокупности с актом от 26.07.2016 ввода в опытную эксплуатацию Региональный сегмент единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам на территории Курской области для обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, актом от 29.07.2016 приема оказанных услуг по созданию регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета,  письма ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» № 05/04-18 от 05.04.2018, осуществление подключения региональных сегментов к федеральному сегменту межведомственной системы и предоставление качественной и достоверной информации, возложено на уполномоченный орган субъекта Российской Федерации – Комитет образования и науки Курской области.

Однако подключение региональных сегментов к федеральному сегменту межведомственной системы должно было входить в объем услуг контракта №Ф.2016.90162 от 24.05.2016, заключение которого происходило в рамках реализации указанной Концепции.

Кроме того, пункт 2.3 Спецификации, определяющий общие требования к оказанию услуг по внедрению регионального сегмента включал в себя промышленную эксплуатацию регионального сегмента в муниципальном образовании, муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования.

Из указанного следует, что ввод в промышленную эксплуатацию, то есть подключение региональных сегментов к федеральному сегменту межведомственной системы входило в объем услуг, в рамках контракта №Ф.2016.90162 от 24.05.2016.

Также суд обосновано, со ссылкой на пункт 56 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015, отклонил довод о том, что передача неисключительных прав в рассматриваемом случае была возможна на основании актов оказанных услуг в рамках исполнения государственного контракта. В соответствии с указанными разъяснениями, права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных средств, принадлежат Российской Федерации, если это предусмотрено государственным контрактом/договором. В случае принадлежности исключительного права не Российской Федерации правообладатель обязан заключить с госзаказчиком договор о безвозмездном предоставлении права на использование такого результата интеллектуальной деятельности при изготовлении поставляемых товаров либо выполнении подрядных работ для государственных нужд.

Кроме того, в случае, если исключительное право на произведение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи принадлежит заказчику, подрядчик (исполнитель) вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать такое произведение для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права (часть 2 статьи 1296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случае, когда в соответствии с договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком исключительное право на произведение принадлежит подрядчику (исполнителю), заказчик вправе использовать такое произведение в целях, для достижения которых был заключен соответствующий договор, на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права, если договором не предусмотрено иное (часть 3 статьи 1296 ГК РФ)

Между Комитетом образования и науки Курской области и ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам состоявшегося аукциона был заключен контракт, предметом которого являлось оказание услуг по внедрению регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся.

Данный контракт не может быть расценен как договор, необходимость заключения которого определена частью 3 статьи 1296 ГК РФ, равно, как и акт об оказанных услугах от 29.07.2016 не может быть признан судом в качестве документа, подтверждающего передачу неисключительных прав на созданный результат интеллектуальной деятельности.

Заказчиком в рамках контракта от 24.05.2016 № Ф.2016.90162 являлся Комитет образования и науки Курской области, выступающий как государственный орган субъекта Российской Федерации.

Таким образом, исходя из буквального толкования статей 1225, 1226, 1229, 1233, 1235, 1296 ГК РФ, исключительное право на созданную в рамках соответствующего договора программу ЭВМ принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное. Если право интеллектуальной собственности на объект, созданный в рамках государственного контракта за счет бюджетных средств, не принадлежит Российской Федерации, то исполнитель – правообладатель должен заключить с государственным заказчиком договор безвозмездной передачи прав на использование созданного результата интеллектуальной деятельности.

Таким образом, законодатель императивно устанавливает необходимость заключения лицензионного договора между правообладателем – исполнителем по государственному контракту и государственным заказчиком. Именно условиями данного договора должны быть четкого определены условия передачи неисключительных прав, объем неисключительных прав, передаваемых заказчику, сроки их действия, а также территория, на которой возможно использование этих прав.

В рассматриваемом случае лицензионный договор между Комитетом образования и науки Курской области и ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» не заключался.

Представленное в материалы дела лицензионное уведомление без номера и даты (т. 2 л.д. 62), которым ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» уведомило Комитет о представлении ему неисключительного права на использование программного обеспечения регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам в Курской области,  фактически отсылает к акту приема услуг по договору № Ф.2016.90162 от 24.05.2016 и не является соглашением о передаче неисключительных прав в смысле, определяемом приведенными ранее нормами гражданского законодательства.

При этом в акте приема оказанных услуг от 29.07.2016 сведения о передаче неисключительных прав, равно как об объеме передаваемых прав и условиях их передачи отсутствуют.

На момент исполнения государственного контракт № Ф.2016.90162 от 24.05.2016 и принятия УФАС по Курской области оспариваемого решения передача неисключительных прав от ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» (Лицензиар) к Комитету образования и науки Курской области в установленном гражданским законодательством порядке оформлена не была, а соответственна документальные доказательства передачи неисключительных прав отсутствовали.

Указанное подтверждено заключением 15.02.2021 между ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» (Лицензиар) и Комитетом образования и науки Курской области (Лицензиат) лицензионного договора №Л-Ф.2016.90162 о предоставлении права использования программного обеспечения, в котором определены порядок, условия, сроки и объем переданных неисключительных прав в рамках исполнения государственного контракта № Ф.2016.90162 от 24.05.2016. Стороны также согласовали, что данный контракт распространяет свое действие на правоотношения, сложившиеся с 25.07.2016.

Кроме того, судом области обоснованно учтено следующее.

Решением Курского областного суда от 03.06.2019 по административному иску Федеральной антимонопольной службы России признаны не действующими с даты вступления решения суда в законную силу пункты 2, 3 статьи 1 Закона Курской области от 25.09.2014 № 65-ЗКО «Об установлении полномочий ГУП КО «Информационный Центр «Регион-Курск» по выполнению работ и оказанию услуг по обслуживанию информационных ресурсов Курской области».

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской федерации от 04.12.2019 № 39-АПА19-6 решение Курского областного суда от 03.06.2019 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Курской областной Думы, Губернатора Курской области и государственного унитарного предприятия Курской области «Информационный Центр «Регион-Курск» - без удовлетворения.

Удовлетворяя исковые требования в соответствующей части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренные в пунктах 2 и 3 статьи 1 Закона Курской области полномочия по обслуживанию и администрированию единого защищенного канала доступа к сети «Интернет» единой информационной коммуникационной среды Курской области и выполнению работ по обеспечению функционирования региональных информационных систем органов исполнительной власти Курской области и подведомственных им учреждений и предприятий не являются исключительными полномочиями органов исполнительной власти и ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск», поскольку могут выполняться любой организацией, имеющей соответствующие лицензии на предоставление телематических услуг связи, услуг связи по передаче данных, деятельности по предоставлению услуг в области шифрования информации и по обслуживанию и распространению шифровальных средств.

Невозможность определения иных поставщиков указанных работ и услуг, по мнению суда, административным ответчиком не доказана.

 Суд первой инстанции принял во внимание аналитический отчет ФАС России о состоянии конкуренции на товарном рынке работ и услуг по обслуживанию информационных ресурсов Курской области от 30.05.2018, согласно которому в 2017 - 2018 годах имели место закупки в сфере выполнения работ по обеспечению функционирования региональных информационных систем, первоначально переданных ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» как единственному поставщику, а затем от последнего переданных иным хозяйствующим субъектам, таким как АО ИВЦ ИНСОФТ, ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний», что  указывает на необоснованные конкурентные преимущества ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» как единственного поставщика (исполнителя).

Решением Курского областного суда от 03.06.2019 было установлено, что согласно аналитическому отчету о состоянии конкуренции на товарном рынке работ и услуг по обслуживанию информационных ресурсов Курской области от 30.05.2018, выполненного ФАС России, закрепленное в Законе Курской области №65-ЗКО в качестве единственного поставщика ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» ограничивает круг хозяйствующих субъектов, у которых такие работы/услуги могут быть приобретены, что свидетельствует о признаках нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В решении суда отмечено, что ФАС России были проанализированы закупки органов государственной власти Курской области, в частности, Комитета записи актов гражданского состояния Курской области и Комитета образования и науки Курской области на предмет выявления негативных последствий для конкуренции, вызванных действием Закона Курской области от 25.09.2014 № 65-ЗКО.

По данным  единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) в 2017 между Комитетом записи актов гражданского состояния Курской области осуществлены две закупки услуг технического сопровождения программного обеспечения у единственного поставщика ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск».

Однако, в дальнейшем работы (услуги) по государственному контракту были переданы от ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» иному хозяйствующему субъекту АО ИВЦ ИНСОФТ.

Аналогичная ситуация имела место в 2019 году при закупке технического сопровождения программного обеспечения МАИС «ЗАГС», а также при проведении трех закупок по обеспечению функционирования и технической поддержки региональной информационной системы в 2017 году, которые также были переданы от ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» иному хозяйствующему субъекту – ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний».

 С учетом анализа данных закупок, Курский областной суд пришел к выводу о том, что в результате применения пунктов 2, 3 статьи 1 Закона Курской области от 25.09.2014 № 65-ЗКО ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» получило необоснованные конкурентные преимущества в виду наличия статуса единственного поставщика (исполнителя).

Судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что указанные в пунктах 2 и 3 статьи 1 оспариваемого Закона Курской области виды деятельности не носят исключительного характера по причине отсутствия специального указания об этом в федеральном либо региональном законах.

Таким образом, решением Курского областного суда от 03.06.2019 установлено, что рынок оказания услуг, в рамках которого Предприятие было определено на основании пунктов 2, 3 статьи 1 Закона Курской области от 25.09.2014 № 65-ЗКО как единственный поставщик, являлся конкурентным.

Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение Курского областного суда от 03.06.2019 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2019 № 39-АПА19-6 не могут быть применены в качестве преюдициальных в силу иной редакции Закона Курской области от 25.09.2014 № 65-ЗКО, подлежат отклонению.

 Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.12.2011 №30-П указал, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.

Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. При этом свойством преюдиции обладают установленные судом конкретные обстоятельства, содержащиеся в мотивировочной части судебного акта, вынесенного по другому делу и имеющие юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее (определение Верховного Суда РФ от 11.01.2016 № 309-ЭС15-15682).

Установленные судами общей юрисдикции фактические обстоятельства в отношении участвующих в настоящем деле лиц не опровергнуты; данный довод апелляционной жалобы фактически направлен на переоценку выводов судов общей юрисдикции и постановления Арбитражного суда Центрального округа, ранее принятого по настоящему делу.

 Судом первой инстанции указанные доводы также отклонены, им дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом,   суд пришел к обоснованному выводу о том, что ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск», заключив сублицензионный договор от 18.04.2017 с ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» (правообладатель исключительных прав на необходимые модули), приобрело неисключительные права, оговоренные в данном договоре, в том числе на доработку модулей, из которых состоит РИССО Курской области, а именно моделей АИС «Контингент ОО», АИС «Контингент ДОО», АИС «Запись в школу», АИС «Профессиональное образование», АИС «Дополнительное образование», АИС «Электронный классный журнал».

Данный сублицензионный договор был заключен 18.04.2017, то есть до того как Комитетом образования и науки Курской области был заключен соответствующий государственный контракт № ТС-2/2017 07.08.2017 с заявителем на оказание услуг по обеспечению функционирования и технической поддержке региональной информационной системы в сфере на сумму 6 880 000 руб. без проведения торгов как с единственным поставщиком.

Не смотря на то, что ГУП КО «Информационный Центр «Регион-Курск» получило соответствующие неисключительные права, которые позволяли исполнить государственный контракт № ТС-2/2017 07.08.2017 самостоятельно, Предприятием были заключены три договора субподряда с ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» без проведения конкурентных процедур, в рамках которых Обществу было передано порядка 93% объема услуг, подлежащих выполнению в рамках государственного контракта № ТС2/2017 от 07.08.2017.

Также в адрес заявителя ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» были направлены коммерческие предложения №№ 1-3 от 17.08.2017, согласно которым предлагалось рассмотреть возможность заключения договоров на оказание услуг по обеспечению функционирования и модернизации региональной информационной системы в сфере образования Курской области в ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний».

Заключение трех договоров субподряда №№ КМ/7, КТ1/17, КТ2/17 от 18.08.2017 с ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» было осуществлено без проведения конкурентных процедур, поскольку стоимость каждого из договоров составляла менее трех миллионов рублей.

Вместе с тем, оценивая правомерность таких действий Предприятия и Общества с точки зрения законодательства о защите конкуренции, суд обосновано   исходил из того, что договоры субподряда №№ КМ/7, КТ1/17, КТ2/17 от 18.08.2017 были заключены исключительно в целях исполнения одного государственного контракта № ТС-2/2017 07.08.2017, общая стоимость которого составляла 6 880 000 руб., а общая стоимость трех договоров субподряда - 6 305 000 руб.

Действия по заключению трех договоров субподряда КМ/7, КТ1/17, КТ2/17 от 18.08.2017 посредством «искусственного дробления» услуг, определенных одним государственным контрактом, следует рассматривать как действия имеющие своей целью уклонение от проведения конкурентных процедур с потенциальным участием в аукционе иных хозяйствующих субъектов.

Наличие исключительных прав на 6 моделей, входящих в систему РИССО Курской области, у ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» не исключает возможность осуществления доработки и модернизации данного программного обеспечения иными лицами при наличии у них соответствующих неисключительных прав, переданных правообладателем на основании лицензионного договора в порядке определенным гражданским законодательством.

С учетом вышеизложенного и принимая во внимание, что в 2016 году ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» на безвозмездной основе осуществило услуги по разработке 6 модулей, входящих в систему РИССО Курской области, в рамках государственного контракта №Ф.201690162 от 24.05.2016, тогда как фактические затраты на оказание этих услуг составили 4 182 855,66 руб., заключение договоров субподряда №№КМ/7, КТ1/17, КТ2/17 от 18.08.2017 позволило ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» компенсировать ранее понесенные затраты при исполнении государственного контракта от 24.05.2016.

 Из материалов дела следует, что до даты подписания государственного контракта № ТС-2/2017 от 07.08.2017 и   договоров субподряда №№ КМ/7, КТ1/17, КТ2/17 от 18.08.2017, ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» приступило к оказанию услуг по модернизации и обеспечению функционирования РИССО в Курской области без проведения конкурентных процедур на право оказания такого рода услуг, что также свидетельствует о ранее достигнутой договоренности между сторонами.

В материалы дела не представлено доказательств того, что ГУП КО «Информационный Центр «Регион-Курск» либо ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» являются единственными хозяйствующими субъектами, имеющими право на оказание такого рода услуг по обслуживанию информационных ресурсов, в том числе с учетом подачи в 2016 году 8 заявок на заключение соответствующих договоров.

Таким образом, является верным вывод о наличии соглашения между ГУП КО «Информационный центр «Регион - Курск» и ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний», направленного на уклонение от проведения конкурентных процедур и устранение конкуренции со стороны потенциальных исполнителей при получении доступа к исполнению государственного контракта на оказание соответствующих услуг, а  последовательные и взаимосвязанные действия ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» и ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск», выразившиеся:

- в заключении ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» с Комитетом образования и науки Курской области заведомо убыточного государственного контракта № Ф.201690162 от 24.05.2016 на оказание услуг по внедрению регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным и дополнительным программа в Курской области;

- в не передаче ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» в результате исполнения государственного контракта № Ф.201690162 от 24.05.2016 государственному заказчику - Комитету образования и науки Курской области в нарушение условий данного государственного контракта неисключительных прав на внедряемое программное обеспечение;

- в заключении партнерского соглашения и сублицензионного договора между ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» и ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» 18.04.2017 о передаче неисключительных прав на 6 модулей, входящих в систему РИССО Курской области, в отсутствии на дату заключения данного соглашения и договора каких-либо гражданско- правовых отношений между сторонами;

- в передаче ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» 93 % объема работ по государственному контракту № ТС2/2017 от 07.08.2017 ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» как субисполнителю на основании трех договоров субподряда от 18.08.2017, заключенных без проведения конкурентных процедур, на условиях, позволяющих ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» компенсировать издержки, связанные с безвозмездным исполнением государственного контракта 2016 года,   свидетельствуют о наличии заранее достигнутой договоренности сторон о реализации данной схемы, направленной на получение доступа ООО «Московские лаборатории экономики и технологии знаний» к государственному заказу, связанному с модернизацией, технической поддержкой и обслуживанием РИССО в условиях гарантированного отсутствия потенциальных конкурентов по цене, фактически определяемой самим поставщиком.

 При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

 Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Отказ суда в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ОКУ «Информационно-аналитический центр» Курской области правомерен.

Решение по делу не влияет на объем прав и обязанностей  ОКУ «Информационно-аналитический центр» Курской области.  Каких-либо выводов о правах и обязанностях указанного лица решение не содержит.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Исходя из результата рассмотрения дела, судебные расходы в размере 1 500 руб. в силу требований статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.

Поскольку при подаче жалобы ГУП КО «Информационный центр «Регион-Курск» платежным поручением от 08.12.2021 №1948 было уплачено 3 000 руб., сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 10.11.2021 по делу №А35-6841/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.

   Председательствующий судья                                        Н.Д. Миронцева

    судьи                                                                                 Н.А. Песнина

                                                                                               И.В. Ушакова