ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-3025/2021 от 07.12.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

10 декабря 2021 года                                                   Дело № А83-21047/2020

       Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года

       В полном объеме постановление изготовлено 10 декабря 2021 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Ольшанской Н.А., Рыбиной С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Колбасовой К.И.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 июля 2021 года по делу №А83-21047/2020,

по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» к муниципальному образованию городской округ ФИО1 в лице Администрации города ФИО1 о взыскании,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 Республики Крым «ЖЭК №4», ФИО2 Республики Крым «ЖЭК №1», МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым»,

                                                 установил:                

государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго» в городе Феодосии (далее – ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ ФИО1 в лице Администрации города Феодосии Республики Крым (далее – Администрация) о взыскании суммы задолженности за услуги теплоснабжения в размере 18 606,86 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07 июля 2021 года исковые требования удовлетворены. Взысканы с муниципального образования городской округ ФИО1 в лице Администрации города Феодосии в пользу ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в лице филиала ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» в г. Феодосия задолженность за потребленную тепловую энергию в размере 18 606,86 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000,00 руб.

Не согласившись с указанным решением суда, Администрация обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает, что единственным допустимым доказательством, подтверждающим факт бездоговорного потребления, является акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, который в материалах дела отсутствует. Кроме того, истцом не представлен документ, подтверждающий регистрацию права собственности на квартиры за муниципальным образованием городской округ Феодосия.

От ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.

ФИО2 Республики Крым «ЖЭК №4» направлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие  его представителя.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии.

ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» осуществляло поставку тепловой энергии по объектам, расположенным по адресам: квартира № 68 по ул. Богаевского, д. 3 и квартиры № 4 и 4а по ул. Ленина, д. 10 Республики Крым, г. Феодосия, находящимся в собственности муниципального образования городской округ ФИО1.

Договор на поставку тепловой энергии между ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» и Администрацией не заключался.

Ввиду отсутствия договора теплоснабжения, заключенного в отношении спорных помещений, предприятие, как единая теплоснабжающая организация на территории города Феодосии, приступила к поставке тепловой энергии в указанные жилые помещения на основании подпункта "б" пункта 17 Правил доставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

Потребление тепловой энергии по указанным помещениям в спорный период не оплачено, в связи с чем образовалась задолженность согласно представленному истцом расчету в общей сумме 18 606,86 руб., в том числе:

- за теплоснабжение квартиры № 68 в доме № 3 по ул. Богаевского, г. Феодосия за период с 01.04.2019 по 16.07.2020 в сумме 12 081,20 руб.,

- за теплоснабжение <...> за период с 01.11.2019.2020 по 30.08.2020 в сумме 3 072,20 руб.,

- за теплоснабжение квартиры № 4а в доме № 10 по ул. Ленина г. Феодосия за период с 01.11.2019.2020 по 30.08.2020 в сумме 3 453,50 руб.

11.09.2020 в адрес Администрации города Феодосии была направлена претензия №2550 об оплате задолженности за услуги теплоснабжения.

Поскольку требования предприятия добровольно Администрацией не удовлетворены, ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» обратилось в суд с настоящим иском.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Спор между сторонами возник из правоотношений по оказанию услуг теплоснабжения, которые регулируются § 6 Главы 30 ГК РФ, а также Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее по тексту - Закон о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к 4 отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

К правоотношениям сторон по теплоснабжению жилых помещений в многоквартирных домах применяются нормы ГК РФ в отношении энергоснабжения с учетом особенностей, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом либо договором.

Как установлено статьей 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

В соответствии с п. п. 20, 28, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору потребитель обязан оплатить тепловую энергию, поставляемую ему теплоснабжающей организацией.

На основании части 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Согласно части 2 статьи 13, части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе  теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.

В силу положений части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Государственый Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ до 01.01.2015 на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В развитии указанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 № 38- 3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Закона № 38-3PK право коммунальной собственности территориальных громад, возникшее на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов, признается собственностью соответствующих муниципальных образований.

В силу изложенных положений Закона № 38-ЗPK спорные квартиры являются муниципальной собственностью городского округа Феодосия.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2 ст. 125 ГК РФ).

Следовательно, Администрация, как орган исполнительной власти, выступающий от имени собственника муниципального имущества, за счет муниципальной казны обязана нести расходы по его содержанию.

Пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» определено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны в соответствии с п.3 ст.438 6 Гражданского кодекса Российской Федерации расценивается как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.

Таким образом, в отсутствие заключенного договора энергоснабжения между сторонами сложились фактические отношения, регулируемые статьями 539-546 ГК РФ, и применительно к положениям указанных норм тепловая энергия как самостоятельное экономическое благо подлежит оплате потребившим его лицом вне зависимости от отсутствия письменного договора теплоснабжения между сторонами и фактического использования отапливаемых помещений ответчиком.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 по делу № 303-ЭС16-14807 и от 01.03.2017 № 303- ЭС16-15619, ресурсоснабжающая организация в отсутствии заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется жилым помещением.

Стоимость потребленной энергии определена на основании тарифов, утвержденных приказами Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым для категории потребителей «население».

Пунктом 34 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808 предусмотрено, что под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией принимается 1 календарный месяц.

Таким образом, в связи с фактическим потреблением тепловой энергии договор на предоставление услуг по теплоснабжению с должником считается заключенным и у потребителя возникли обязательства по оплате за потребленную тепловую энергию.

Материалами дела подтверждается объем переданной тепловой энергии и отсутствуют доказательства оплаты её стоимости.

Истцом задолженность рассчитана за период с 01.04.2019 по 16.07.2020 в сумме 12 081,20 руб.  за теплоснабжение квартиры № 68 в доме № 3 по ул. Богаевского, г. Феодосия; за период с 01.11.2019.2020 по 30.08.2020 в сумме 3 072,20 руб. за теплоснабжение <...>; за период с 01.11.2019.2020 по 30.08.2020 в сумме 3 453,50 руб.  за теплоснабжение квартиры № 4а в доме № 10 по ул. Ленина г. Феодосия.

Судом апелляционной инстанции проверен представленный истцом расчет суммы задолженности и пени, признан арифметически и методологически верным, а стоимость потребленной энергии определена на основании тарифов, утвержденных приказами Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым для категории потребителей «население».

Контррасчет в материалы дела не представлен.

Таким образом, истцом обоснованно заявлена ко взысканию задолженность в размере 18 606,86 руб.

Довод ответчика о том, что истцом не представлен документ, подтверждающий регистрацию права собственности на жилые помещения, за муниципальным образованием городской округ Феодосия, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонен.

Довод апелляционной жалобы  о том, что  отсутствует акт о бездоговорном потреблении, не принимается судом, поскольку предмет настоящего спора -  взыскание задолженности за фактически потребленную тепловую энергию, а не  за бездоговорное потребление  тепловой энергии в размере полуторакратной стоимости.

Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Республики Крым от 07июля 2021 года по делу №А83-21047/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округав срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                                         И.В. Черткова

Судьи                                                                                             Н.А. Ольшанская

                                                                                                                С.А. Рыбина