ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-3923/2021 от 27.01.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

03 февраля 2022 года  

                                           Дело № А83-10211/2020

Резолютивная часть постановления объявлена       27 января  2022 года

            Постановление изготовлено в полном объеме         03 февраля  2022  года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                        Градовой О.Г.,

судей                                                                   Кравченко В.Е.,

                                              Кузняковой С.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного  разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от  22 сентября  2021  года по делу  № А83-10211/2020,

принятое по заявлению Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым,

к Контрольно-счетной палате  Ленинского района Республики Крым,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,:

- индивидуального предпринимателя Гончаровой Натальи Ивановны,

- индивидуального предпринимателя Сергодеева Андрея Сергеевича,

- индивидуального предпринимателя Самсонова Сергея Николаевича,

-  индивидуального предпринимателя Лунькова Павла Павловича,

- индивидуального предпринимателя Сильченко Михаила Ильича,

- общества с ограниченной ответственностью «Наладочно-монтажное предприятие»,

- муниципального казённого учреждения «Хозяйственная группа Администрации Ленинского района»

об оспаривании представления,

установил:

24.05.2020 через систему «Мой Арбитр» Администрация Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым (ОГРН: 1149102120188 –л.д. 67-70, 76 т. 1, далее - Администрация или заявитель)  подала в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление (с уточнением) о признании незаконным направленного 25.02.2020 Контрольно-счетной палатой  Ленинского района Республики Крым (ОГРН: 1159102004368 - л.д.71-75, 81, 83-87 т. 1, далее - КСО Ленинского района или контролирующий орган) представления № 2 в части:

пункта 6 мотивировочной части представления в части неправомерного использования бюджетных средств на сумму 190.040 рублей на благоустройство мест захоронений; на сумму 377.050 рублей на проведение работ по очистке дренажных систем в с. Мысовое; на сумму 210.000 рублей на проведение работ по распланировке земельного участка;

пункта 7 мотивировочной части представления в части неправомерного использования бюджетных средств на сумму 467.063,54 рублей на проведение работ по содержанию уличного освещения;

пункта 1 резолютивной части представления в части проведения мероприятий по возврату в бюджет Мысовского сельского поселения денежных средств в сумме 1.244.153,54 руб. (л.д. 6-11 т. 1, 97-98 т. 5).

Требования мотивированы тем, что денежные средства использованы по целевому назначению на содержание объектов благоустройства, включая захоронения времен ВОВ, дренажных систем; по заключенным муниципальным контрактам, в том числе на содержание уличного освещения.

Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что бюджетные средства расходованы не по целевому назначению (л.д. 10-52 т. 6).

Администрацией подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; изложенные в решении  суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 89-92  т. 6).

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что КСО Ленинского района не согласен с ее доводами, так как объекты благоустройства (захоронения времен ВОВ) и земельный участок (на котором они расположены) не являются объектами муниципальной собственности, не состоят на балансе муниципалитета  и в установленном законом порядке не проведена процедура признания таких объектов бесхозяйными; факт отсутствия дренажной системы подтвержден проведенным комиссией осмотром; работы по распланировке земельного участка не детализированы, земельный участок не является муниципальной собственностью; факт не выполнения работ по уличному освещению контрагент Администрации – ООО «НМП» не отрицает; после вынесения представления Администрацией приняты меры по возврату в бюджет денежных средств, использованных не по целему назнаечению, направлены письмо  ООО «НМП», МУП ЛР «Управление ЖКХ», ИП Сильченко М.И., ИП Сейдометову Р.Ш. о возврате денежных средств в общей сумме 532.543,70руб., ведется работа по принятию в муниципальную собственность захоронений времен ВОВ,  ООО «НМР» готово оказать дополнительные услуги по обслуживанию и ремонту сетей уличного освещения (л.д. 120-126 т. 6).

В судебное заседание участники (их представители) повторно не явились. 

КСО Ленинского района просило рассмотреть дело без участия его представителя в судебном заседании (л.д. 130-131т. 6).

О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения  суда участники извещены  определением  о принятии апелляционной жалобы к производству от 19.11.2021,  копии  которого (за исключением ИП  Сергодеева А.С.  и Лунькова П.П.)  получили по почте, о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д. 83-87  т.6).

Заказная корреспонденция, направленная в адреса ИП  Сергодеева А.С.  и Лунькова П.П. почтой возвращена за истечением срока хранения   (л.д. 109-114 т.6).

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации эти участники считаются извещенными надлежащим образом о пересмотре решения суда в апелляционном порядке.

20.11.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и 24.12.2021  об отложении судебного разбирательства  на 27.01.2022 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 88, 118 т.6).

Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия неявившихся участников.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.

25.02.2020 главным инспектором Контрольно-счетной палаты Ленинского района Республики Крым Прокопьевой Е.С. направлено субъекту контроля – Мысовскому сельскому поселению представление № 2 (л.д. 14-18 т.1), пунктом 1 резолютивной части которого на заявителя возложена обязанность провести мероприятия, обеспечивающие возврат в бюджет Мысовского сельского поселения сумм, использованных с нарушением действующего законодательства, в общей сумме 1.309.633,70руб., а в пунктах 6 и 7 мотивировочной части указано на не целевое использование бюджетных средств:

пункт 6 – 233.485,85руб., в том числе оплата завышенных объемов: 30.040руб. –выполненных работ по благоустройству памятника захороненных участников ВОВ, 13.405,85руб. – выполненных работ по устройству детской площадки тротуарной плиткой, 190.040руб. – по ремонту могил, что является нарушением подпункта 3 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации; а также необоснованное и неправомерное расходование 190.040руб. на ремонт не состоящих на балансе и не включенных в Реестр муниципального имущества  объектов благоустройства: «Братская могила детей с. Мысовое», «Общая могила семьи Андрющенко в с. Заводское», что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (л.д. 16-17 т.1);

пункт 7 – 1.076.147,85руб.  в том числе оплата завышенных объемов и без первичных бухгалтерских документов:  467.063,54руб. ООО «НМП» по текущему ремонту уличного освещения на территории сельского поселения; 22.034,31руб.  с МУП ЛР РК «Управление ЖКХ» по услугам сбора, транспортировки и размещения древесных и строительных отходов; 377.050руб. – при отсутствии объектов и без документов о муниципальной собственности на дренажные системы в с. Мысовое, ул. Курортная, ул. Садовая, ул. Песчаная, ул. Анджиевского; 210.000руб. – без документов о муниципальной собственности на земельный участок, по которому оплачены расходы по распланировке земельного участка (л.д. 17 т. 1).

Эта проверка проведена на основании распоряжения Председателя КСП Ленинского района от 15.01.2020 № 3 и п.6.2.3.1 плана работы КСП Ленинского района на 2020 год, утвержденного приказом №10 от 30.12.2019. Проверка проведена при участии представителя Администрации  - заведующего сектором по вопросам финансов и бухгалтерского учета Васильевой Л.Г., путем предоставления подконтрольным объектом документов.

Суд первой инстанции с учетом положений Программы проведения контрольного мероприятия (л.д. 2-3 т. 2) и Муниципальной программы,  утвержденной Постановлением Администрации № 296 от 18.10.2018,  обоснованно пришел к выводу о несостоятельности доводов заявителя о выходе за предмет проверки. Оснований для переоценки этих выводов суда первой инстанции не установлено. В апелляционной жалобе доводов о выходе надзорным органом за пределы проверки не приведено.

 По результатам контрольного мероприятия 20.02.2020  составлен акт проверки № 8, подписанный председателем Мысовского сельского совета — главой Администрации Мысовского сельского поселения Пивненко Н.Н. и заведующим сектором по вопросам финансов и бухгалтерского учета Васильевой Л.Г. без возражений и замечаний (л.д. 4-87 т. 2).

Из названных представления и акта проверки, а также по результатам встречных проверок контрагентов Администрации и полученной информации следует, что Администрация являлась как заказчиком работ и услуг, так и ответственным исполнителем муниципальной программы «Благоустройство Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Муниципальная программа), которая утверждена постановлением Администрации № 296 от 18.10.2018. Средства на реализацию мероприятий Муниципальной программы предусмотрены в бюджете муниципального образования Мысовское сельское поселение, объем финансового обеспечения Муниципальной программы утвержден решением Мысовского сельского совета № 683 от 24.12.2018 «О бюджете муниципального образования Мысовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (с изменениями и дополнениями) на 2019 год в сумме 8.116.634,08 руб.

Проведенной проверкой законности, эффективности и результативности использования средств бюджета муниципального образования Мысовское сельское поселение на реализацию Муниципальной программы установлено, что 24.04.2019 с ИП Сильченко М.И. заключён договор №16 на оказание платных услуг по благоустройству памятника захороненных участников ВОВ, расположенного на территории Мысовского сельского поселения,  а именно: ландшафтное планирование (27 метров х 720 руб. за 1 м.) и ландшафтные работы (2 кв. м по цене 5.300 руб. за 1 кв.м.), по которому по акту сдачи приемки оказанных услуг №16 от 07.05.2019 результат оказанных услуг заказчиком принят и произведена оплата оказанных услуг.

Эти обстоятельства участники не оспаривают.

Однако разделом 7 «Содержание объектов благоустройства» Правил  благоустройства территории Мысовского сельского поселения, утвержденных решением 22 заседания 1 созыва Мысовского сельского совета от 30.12.2015 г. №223 (далее - Правила благоустройства) не предусмотрены работы по ландшафтному планированию и ландшафтные работы на объектах благоустройства Мысовского сельского поселения.

Из составленного акта визуального осмотра от 19.02.2020 следует, что фактически указанные в акте выполненных работ №16 работы не выполнены (л.д.73-75 т.2).

Данные обстоятельства стали основанием для вывода контрольного органа о невыполнения (не полном выполнения) ИП Сильченко М.И. работ по благоустройству памятника на сумму 30.040 руб.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 27.12.2019, действовавший на дату выдачи представления, далее - БК РФ) получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе и по обеспечению результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 16.12.2019, действовавшей на дату правоотношений с контрагентом и выдачи представления, далее - ГК РФ) предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Таким образом, факт невыполнения работ (оказания услуг), за которые произведена оплата за счет бюджета муниципального образования Мысовское сельское поселения доказан.

Из заключенных с ИП Сильченко М.И. договоров и технических заданий к ним, актов выполненных работ и решений сессии Мысовского сельского совета осуществлена оплата работ по этим договорам за счет бюджетных средств муниципального образования на общую сумму 190.040 руб., чего участники не оспаривают и это следует из представленных к проверке:

- платежного поручения № 584052 от 29.11.2019 об оплате 101.830 руб. по договору  № 9 от 11.11.2019,  акту  выполненных работ №1 от 27.11.2019, решения сессии Мысовского сельского совета № 26 от 18.11.2019  за выполнение работ  по благоустройству братской могилы детей, погибших при бомбежке в ВОВ, захороненных на кладбище с. Мысовое, а именно за вынос мусора, выравнивание братской могилы, ландшафтное планирование, ландшафтные работы, затирку и удаление старой краски и шпаклевки, покраску обелиска, ремонт ограды и художественные работы (л.д. 60-63 т.3);

- платежного поручения № 584049 от 29.11.2019 об оплате  88.210руб. по договору №10 от 21.11.2019,акту выполненных работ №1 от 28.11.2019,  решения сессии Мысовского сельского совета № 25 от 18.11.2019 за благоустройство общей могилы семьи Андрющенко, погибшей при бомбежке 11.05.1942г. в ВОВ в с. Заводское, а именно за вынос мусора, выравнивание могилы, ландшафтное планирование, ландшафтные работы, затирку и удаление старой краски и шпаклевки, покраску обелиска, ремонт ограды и художественные работы (л.д.  56-59 т.3).

Проведённым контролирующим органом осмотром установлено, что фактически   работы по ремонту и содержанию данных объектов не проводились, к осмотру представлены новые объекты строительства, представляющие собой:

- «Братская могила детей в с. Мысовое» - забетонированная площадка, покрытая плиткой площадью 3,67 кв.м., и обелиск (стела) и ограждение отсутствуют;

- «Общая могила семьи Андрющенко в с. Заводское» - забетонированная площадка, покрытая плиткой площадью 2,54 кв.м., на которой установлена новая гранитная стела с надписью и новое металлическое ограждение, 6,68 погонных метров.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 2Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (в  ред. от 30.04.2021) органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях; создают резерв площадей для новых воинских захоронений. Осуществление мероприятий по строительству и капитальному ремонту воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества не относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Также статьей 14 Закона Республики Крым «О погребении и похоронном деле в Республике Крым» от 30.12.2015 № 200-ЗРК/2015 предусмотрено, что  уполномоченными органами в сфере погребения и похоронного дела являются органы местного самоуправления, определенные муниципальными нормативными правовыми актами, к их компетенции отнесено (в том числе):  инвентаризация  кладбищ,  разработка и реализация мероприятий по эксплуатации, реконструкции, ремонту действующих кладбищ, осуществление мероприятий по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных кладбищ, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019, далее - Закон № 402-ФЗ)  предусмотрено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом; не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Согласно пункта 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года №157н (далее - Инструкция №157н) при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает: формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Пункты 38, 41 Инструкции №157н предусматривают, что материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств. Объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Согласно пункта 36 Инструкции №157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Проверкой бухгалтерских документов и Сличительной ведомости №1 по объектам нефинансовых активов, сформированной Администрацией Мысовского сельского поселения по состоянию на 01.01.2020, установлено, что вышеназванные объекты (Братская могила детей в с. Мысовое и Общая могила семьи Андрющенко в с. Заводское) не являются муниципальной собственностью, на балансе Администрации не состоят; действий по оформлению на эти объекты прав муниципальной собственности или признания их бесхозным имуществом заявитель не принимал.

Пунктом 1.3 Правил благоустройства установлено, что организация работ по благоустройству территории Мысовского сельского поселения Ленинского района обеспечивается собственниками и (или) уполномоченными ими лицами, являющимися владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, если иное не установлено законодательством.

Согласно подпункта 7.5.14 Правил благоустройства - благоустройство территорий, не принадлежащих юридическим и физическим лицам, либо индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном, обязательственном праве, а также территорий, в отношении которых с юридическими и физическими лицами, либо индивидуальными предпринимателями не заключалось соответствующих договоров на содержание и благоустройство прилегающих территорий, осуществляется администрацией поселения в соответствии с установленными полномочиями и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в местном бюджете.

В соответствии со статьей 79 БК РФ - в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности Мысовского сельского поселения, а также принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, утвержден постановлением администрации Мысовского сельского поселения №121 от 30.06.2016 г. (далее - Порядок № 121).

Пункт 2 Порядка №121 под бюджетными инвестициями понимает бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета муниципального образования стоимости муниципального имущества.

Согласно пункта 4 Порядка № 121 бюджетные инвестиции предоставляются на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, включенные в соответствии с установленным администрацией муниципального образования порядком в муниципальные программы, в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период на соответствующие цели.

Из пункта 5 Порядка №121 следует, что созданные или приобретенные в результате осуществления бюджетных инвестиций объекты закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организациями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих организаций, или увеличением уставного фонда муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав муниципальной казны муниципального образования.

В соответствии с пунктом  6 Порядка №121 осуществление бюджетных инвестиций за счет средств бюджета муниципального образования в объекты капитального строительства или объекты недвижимого имущества, которые не относятся (не могут быть отнесены) к муниципальной собственности, не допускается.

Учитывая установленные обстоятельства и нормы законодательства суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что оплата за счет средств бюджета муниципального образования на реализацию муниципальной программы по мероприятию «текущий ремонт могил» проведена  не по целевому назначению.

Проведенной проверкой законности, эффективности и результативности использования средств бюджета муниципального образования Мысовское сельское поселение на реализацию муниципальной программы по мероприятию «Прочистка, реставрация, ремонт дренажных систем» установлено, что Администрацией Мысовского сельского поселения проведена оплата ИП Гончаровой Н.И. за счет бюджетных средств 377.050 руб. по заключенным договорам и актам выполненных работ:

- 21.03.2019  платежным поручением № 320288 - 91.800руб. по  договору №18 от 07.03.2019 на уборку, очистку водосточной дренажной системы в с. Мысовое по ул. Курортная, ул. Садовая и ул. Песчаная и акту выполненных работ №25 от 21.03.2019 (л.д. 73-74 т.3);

-26.04.2019 платежным поручением  № 622702 -  90.500руб. по договору №19 от 05.04.2019, акту выполненных работ № 27 от 23.04.201 на очистку колодца, водосточной и дренажной системы, моста ул. Анджиевского (л.д.70-72 т.3);

-16.10.2019 платежным поручением  №192029 - 98.500 руб. по договору №25 от 27.09.2019 и акту выполненных работ №25 от 09.10.2019 на уборку, очистку водосточной дренажной системы в с. Мысовое по ул. Курортная, ул. Садовая и ул. Песчаная (л.д.75-76 т.3).

Эти обстоятельства участниками не оспариваются.

Однако в ходе проведения 19.02.2020 комиссией Администрации Мысовского сельского поселения визуального осмотравыполненных работ  установлено, что на территории Мысовского сельского поселения отсутствуют указанные в вышеназванных договорах и актах выполненных работ объекты  водосточной дренажной системы.

В соответствии с пунктом 3.17 СП 250.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Защита от подземных вод (утв. Приказом Минстроя России от 08.07.2016                         № 484/пр) дренажная система: инженерно-техническое сооружение, предназначенное для сбора и удаления подземных вод.

Согласно п. 1.4 Правил благоустройства:

-благоустройство территории  - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства;

-уборка территорий - вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

В соответствии   с   пунктами   4.1,   4.2, 4.3   раздела   4   Правил   благоустройства «Организация уборки» организацию уборки территорий общего пользования, в том числе земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, пляжами, другими объектами, осуществляет администрация Мысовского сельского поселения Ленинского района. Физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны осуществлять своевременную и качественную организацию очистки и уборки принадлежащих им на праве собственности или ином вещном, обязательственном праве земельных участков в установленных границах. Организация уборки иных территорий, относящихся к местам общего пользования, осуществляется администрацией поселения за счет средств местного бюджета. Уборка и очистка кюветов, труб, дренажных сооружений, предназначенных для отвода грунтовых и поверхностных вод с улиц и дорог, очистка коллекторов ливневой канализации и дождеприемных колодцев, а также очистка территории водозаборных колонок, устройство стока воды от колонок в радиусе 1,5 метра производятся организациями, осуществляющими их эксплуатацию.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2019) к вопросам местного значения городского поселения относится  утверждение правил благоустройства территории, но не содержание объектов благоустройства.

Согласно пункта 4.3 Правил благоустройства обязанность по уборке, очистке кюветов, труб, дренажных сооружений, предназначенных для отвода грунтовых и поверхностных вод с улиц и дорог,  производится организациями, осуществляющими их эксплуатацию.

На основании вышеизложенного следует, что Администрацией Мысовского поселения в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ безосновательно проведены расходы за счет средств, предусмотренных на реализацию мероприятия программы, при отсутствии первичных учетных документов, подтверждающих наличие в муниципальной собственности (на балансе) выше указанных объектов нефинансовых активов и при установленном факте отсутствия данных объектов на территории поселения.

По факту проведения расходов при отсутствии первичных учетных документов, подтверждающих наличие в муниципальной собственности (на балансе) дренажной системы в с. Мысовое по ул. Курортная, ул. Содовая, ул. Песчаная, ул. Анджиевского, колодца и моста по ул. Анджиевского, по которым осуществлены расходы на уборку, очистку данных объектов, КСП Ленинского района составлен протокол об административном правонарушении №3 от 06.03.2020 в отношении председателя Мысовского сельского совета-главы Администрации Мысовского сельского поселения Пивненко Н.Н. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью  1 статьи 15.11 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка №62 Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым от 06.04.2020 г. по делу №5- 62-99/2020председатель Мысовского сельского совета - глава Администрации Мысовского сельского поселения Пивненко Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5.000 руб. (л.д.112 -114 т.2).

Проведенной проверкой законности, эффективности и результативности использования средств бюджета муниципального образования Мысовское сельское поселение на реализацию муниципальной программы по мероприятию «Распланировка земельного участка» установлено, что за счет бюджетных средств ИП Самсонову С.Н. 22.11.2019  по платёжному поручению №510670 оплачено 210.000 руб. по договору                             № 34 от 07.10.2019 и акту выполненных работ №34 от 05.11.2019 на распланировку земельного участка в с. Мысовое (точные сведения о земельном участке не указаны), этапы работ договором и актом не предусмотрены (л.д.64-66 т.3). 

Эти обстоятельства участники не оспаривают.

Документы, подтверждающие право муниципальной собственности на этот земельный участок, как при проверке, так и при рассмотрении дела судом первой инстанции не представлены.

Согласно пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 27.06.2019, действовавшей на дату заключения договора, далее - Закон № 44-ФЗ) государственный контракт, муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его; к отдельным видам договора подряда (строительный подряд, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат).

Правилами благоустройства распланировка земельных участков не входит в комплекс работ по благоустройству территории Мысовского сельского поселения.

Учитывая эти обстоятельства, а также приведённые выше нормы законодательства, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о нецелевом использовании бюджетных денежных средств на  распланировку земельного участка.

Проведенной проверкой законности, эффективности и результативности использования средств бюджета муниципального образования Мысовское сельское поселение на реализацию муниципальной программы по мероприятию «Содержание уличного освещения» установлено, что за счет бюджета ООО «НМП» выплачено в общей сумме 467.063,54 руб. по договору №19 от 05.04.2019, акту выполненных работ № 27 от 23.04.2019(л.д. 70-72 т.3).

Эти обстоятельства участники не оспаривают.

По результатам встречной проверки в ООО «НМП» контролирующим органом установлены факты завышения в актах о приемке выполненных работ и ведомостях ресурсов количества и стоимости фактически затраченных на производство работ материалов на общую сумму 207.802,53 руб. (л.д. 78-87 т.2).

Кроме того, в акты о приемке выполненных работ ООО «НМП» излишне включены расходы, которые не подтверждены предоставленными к проведению проверки товарными накладными на приобретение материалов у поставщиков.

Так, согласно предоставленных к проведению проверки товарных накладных поставщиков на поставку материалов установлено, что фактически ООО «НМП» материалы, которые в дальнейшем были использованы при производстве работ по текущему ремонту сетей уличного освещения на территории поселения, приобретались без НДС, но в актах о приемке работ включены расходы на компенсацию НДС при УСН, применяемые только в случае приобретения у поставщиков товарно-материальных ценностей, в стоимость которых включен НДС.

Безосновательное включение ООО «НМП» в акты выполненных работ расходов на компенсацию НДС при УСН по материалам привело к завышению стоимости выполненных работ по заключенным с Администрацией Мысовского сельского поселения названным  договорным отношениям на общую сумму 259.261,01 руб.

Принимая во внимание установленные обстоятельства недостоверности данных о стоимости выполненных работ и материалов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что бюджетные средства использованы с нарушением бюджетного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является (в том числе) контроль:

- за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;

- за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Часть 2 статьи 260.2 БК РФ предусматривает, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, направляются объектам контроля представления.

Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и обязательное для исполнения в установленный в представлении срок требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий, о чем указано в пункте 1 части 2 статьи 270.2 БК РФ.

Как установлено, контролирующий орган в пределах предоставленных законом полномочий и в соответствии с установленными обстоятельствами выдал заявителю представление, которое соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, не возлагает на него не предусмотренных законом обязательств.

Кроме того, как указано в отзыве на апелляционную жалобу Администрацией фактически признаны допущенные нарушения бюджетного законодательства и приняты меры к  исполнению представления.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при доказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; изложенные в решении выводы  соответствуют обстоятельствам дела; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба – удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 сентября  2021 года по делу  № А83-10211/2020    оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым -  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                                   О.Г. Градова

Судьи                                               В.Е. Кравченко                                                                                                               С.Ю. Кузнякова