ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
20 мая 2021 года | г. Вологда | Дело № А05-10771/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено мая 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Форест» ФИО1 по доверенности от 01.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской областина решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 февраля 2021 года по делу № А05-10771/2020 ,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Форест» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 164270, <...>; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: 163069, <...>; далее – министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия материалов лесоустройства на арендуемых заявителем на основании договоров аренды от 28.12.2017 № 2136, от 16.02.2018 № 2138 лесных участков, находящихся в Приозерном лесничестве (Самковское участковое лесничество (участок Самковское), кварталы 4, 5, 34, 143, 144; Лелемское участковое лесничество, кварталы 8, 9, 109 – 112, 121; Ундозерское участковое лесничество, кварталы 202-205; Коневское участковое лесничество (участок АОЗТ «Коневское»), кварталы 105, 106, 107, 109, 110) и Плесецком лесничестве (Липаковское участковое лесничество (участок Липаковское) кварталы 40 – 42, 67, 68, 100, 101; Оксовское участковое лесничество (участок Оксовское), кварталы 43, 86, 87; Пуксинское участковое лесничество (участок Пуксинское), кварталы 21, 27, 38; Плесецкое участковое лесничество (участок Шелекское), кварталы 47 – 50, 55, Плесецкое сельское участковое лесничество (участок АОЗТ «Красновское»), квартал 126) и невнесении документированной информации в государственный лесной реестр, а также о возложении на ответчика обязанности в течение десяти календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу ввести в действие материалы лесоустройства, осуществленного в отношении лесных участков, представленных обществу по договорам аренды лесных участков от 28.12.2017 № 2136 и от 16.02.2018 № 2138, и внести их в государственный лесной реестр.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адреса: 109316, Москва, проспект Волгоградский, дом 45, строение 1; далее - учреждение), Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 113184, Москва, улица Пятницкая, дом 59/19; далее – агентство, Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 февраля 2021 года по делу № А05-10771/2020 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое бездействие министерства признано незаконным. На министерство возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу ввести в действие материалы лесоустройства, осуществленного в отношении лесных участков, предоставленных обществу по договорам аренды лесных участков от 28.12.2017 № 2136 и от 16.02.2018 № 2138, и внести их в государственный лесной реестр. Кроме того, с министерства в пользу общества взыскано 9 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что заявителем пропущен срок давности обращения в суд, поскольку отказ ввести материалы лесоустройства в действие содержится в письмах министерства от 17.01.2020 № 204-04/295, 204-04/293, а письмо министерства от 05.10.2020 № 204-04/9843 является ответом на письмо общества от 07.09.2020. Отражает, что в указанном споре принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам, принятие решений о выделении особо защитных участков лесов (ОЗУ), установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, не осуществлено.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалоб не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Агентство в отзыве жалобу поддержало, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Министерство, третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, министерство (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договоры аренды лесных участков, предоставленных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, от 28.12.2017 № 2136 и от 16.02.2018 № 2138.
Согласно пунктам 1, 4 обоих договоров арендодатель обязуется предоставить, а арендатор – принять во временное пользование лесные участки, находящиеся на землях лесного фонда, определенные в пунктах 2 этих договоров, в целях использования лесов для заготовки древесины.
В соответствии с пунктами 24 этих договоров срок их действия составляет 49 лет с даты государственной регистрации договора.
Общество и учреждение заключили договор от 15.03.2017 № 29-2018-79ЛУ на выполнение работ по таксации леса и проектированию мероприятий по использованию, восстановлению, охране и защите лесов на лесных участках, переданных в аренду с целью заготовки древесины в Плесецком лесничестве по договору № 2138, и договор от 07.03.2018 № 29-2017-65ЛУ на выполнение работ по таксации леса и проектированию мероприятий по использованию, восстановлению, охране и защите лесов на лесных участках, переданных в аренду с целью заготовки древесины в Приозерном лесничестве по договору от 28.12.2017 № 2136 .
Согласно пунктам 1.3 договоров на выполнение лесоустроительных работ стороны определили и согласовали в техническом задании (приложения 1 к договорам) состав, порядок выполнения, технологию работ и перечень сдаваемых материалов.
На основании пунктов 4.1 технических заданий к этим же договорам материалы в количестве одного экземпляра согласно перечню направляются в министерство на утверждение.
Стороны подписали акты выполненных работ к этим договорам без замечаний.
По завершении лесоустроительных работ, проведенных на лесных участках, материалы работ переданы в министерство. Работы по лесоустройству выполнены в соответствии с лесоустроительной инструкцией и на основании принятых решений на первом лесоустроительном совещании.
Министерство, рассмотрев обращения общества от 09.12.2019 о приемке материалов лесоустройства на арендуемых обществом на основании договоров аренды от 28.12.2017 № 2136 и от 16.02.2018 № 2138 лесных участков, находящихся в Приозерном лесничестве и Плесецком лесничестве, в письмах от 17.01.2020 № 204-04/293, от 17.01.2020 № 204-04/295 сообщило обществу, что в представленных на рассмотрение материалах выявлено изменение площадей эксплуатационных, защитных лесов и ОЗУ участковых лесничеств Плесецкого лесничества Архангельской области и Приозерного лесничества Архангельской области, в границах которых расположены переданные в пользование лесные участки. В связи с этим министерство указало, что введение в действие материалов лесоустройства, а также внесение их в государственный лесной реестр возможно после принятия Рослесхозом решения об изменении границ защитных лесов и ОЗУ участковых лесничеств Плесецкого лесничества и Приозерного лесничества либо после принятия соответствующего решения в отношении Плесецкого лесничества и Приозерного лесничества.
Общество сочло, что министерство незаконно уклонилось от принятия материалов лесоустройства на арендуемых обществом по договорам лесных участках, от внесения документированной информации в государственный лесной реестр и тем самым нарушило права и законные интересы общества, в связи с этим обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) в редакции, действующей до 30.06.2019, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В статье 69.1 ЛК РФ предусмотрено, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Согласно статье 69.2 ЛК РФ при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий. При проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам (лесопаркам), участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам. Требование к проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов устанавливаются лесоустроительной инструкцией, указанной в части 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
В статье 70 ЛК РФ предусмотрено, что выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 (далее - Лесоустроительная инструкция № 516), проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 201-ФЗ).
В силу пункта 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее – Лесоустроительная инструкция № 122), проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 ЛК РФ и статьей 10 Закона № 201-ФЗ. Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование.
В соответствии с пунктом 59 Лесоустроительной инструкции № 516 границы объектов работ по таксации лесов определяются заказчиком. Минимальным объектом работ по таксации лесов является: при выполнении работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским и лесным законодательством физическими и юридическими лицами, использующими леса - лесной участок (подпункт «б»).
Аналогичные положения содержаться в пункте 34 Лесоустроительной инструкции № 122.
В статье 87 ЛК РФ предусмотрено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до 10 лет.
Как указано в части 5 статьи 87 ЛК РФ,в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В заявлении общество указало, что на момент заключения договоров аренды при описании лесных участков использовались качественные и количественные характеристики лесных участков, составленные по материалам лесоустройства, проведенного в 1999 году.
Как правомерно указал суд первой инстанции, из системного толкования приведенных выше положений законодательства следует, что обязанность по проведению лесоустройства является обязанностью органа государственной власти или может производиться физическими и юридическими лицами, использующими леса. Лесохозяйственный регламент подлежит обновлению не реже чем раз в 10 лет. Лицо, которому лесной участок предоставлен в пользование (аренду), обязано осуществлять его использование в соответствии с разрабатываемым таким лицом проектом освоения лесов, который разрабатывается в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Согласно пункту 68 Лесоустроительной инструкции № 516 перед началом работ по таксации лесов проводится лесоустроительное совещание. Лесоустроительные совещания организуются заказчиком работ по таксации лесов. На лесоустроительном совещании до начала работ определяются особенности проведения таксации лесов в объекте работ и рассматриваются основные технические и организационные вопросы. Решения, принятые на совещании, фиксируются в протоколе лесоустроительного совещания.
На основании пункта 9 Лесоустроительной инструкции № 122 для обеспечения выполнения работ, оказания услуг по лесоустройству проводятся лесоустроительные совещания перед началом (далее - первое лесоустроительное совещание) и по окончанию (далее - второе лесоустроительное совещание) работ.
Лесоустроительные совещания при выполнении лесоустройства на землях лесного фонда проводятся уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, а на землях иных категорий (в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, а также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса) проводятся органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
На втором лесоустроительном совещании рассматриваются результаты работ по таксации лесов, обследованию лесных участков (лесных культур, молодняков естественного происхождения), проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и результаты анализа выполненных за период с момента проведения предыдущего лесоустройства мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, отражающие динамику состояния лесов (распределение площадей и запасов покрытых лесной растительностью земель по древесным породам и группам возраста, классам бонитетов, полнотам).
Решения, принятые на совещаниях, фиксируются в протоколах лесоустроительных совещаний.
В силу пункта 39 статьи 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (Рослесхоза) в области лесных отношений относятся принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов.
Согласно пункту 147 Лесоустроительной инструкции № 122 по результатам таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.
Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются при поступлении первичных документов, на основании которых вносятся данные в государственный лесной реестр не позднее месяца с момента их поступления.
Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия, или уполномоченным им лицом.
Со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении лесоустроительная документация вводится в действие.
В силу статьи 91 ЛК РФ (в действующей редакции) государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержатся документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5 Порядка ведения государственного лесного реестра, утвержденного приказом Минприроды России от 15.01.2019 № 10 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение», утвержденные приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 (далее - Порядок № 10), ведение государственного лесного реестра осуществляется непрерывно путем внесения в него документированной информации, отражающей сведения о лесах, а также документально подтвержденные изменения сведений о лесах, установленные при проведении лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, в результате осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, использования лесов, стихийных бедствий, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на лесные участки, на основании документов, предусмотренных частью 2.1 статьи 91 ЛК РФ.
Пунктами 8 и 9 Порядка № 10 установлено, что в государственный лесной реестр вносится документированная информация, представляемая в обязательном порядке на безвозмездной основе в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляющих ведение государственного лесного реестра в соответствии с переданными полномочия Российской Федерации: лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов - в сроки, установленные для представления отчетов об использовании, об охране, защите и о воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, в течение месяца со дня поступления документированной информации, указанной в пункте 8 настоящего Порядка, составляет соответствующий документ, предусмотренный частью 2.1 статьи 91 ЛК РФ, и вносит документированную информацию в государственный лесной реестр.
В соответствии с пунктом 12 Порядка № 10 изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случае выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию.
На основании пункта 2.1 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденного приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496, документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие акты: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1), акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2).
Пунктом 2.2.9 названного Перечня установлено, что основанием для внесения документированной информации в акты является в том числе лесоустроительная документация.
Пунктами 4.1 и 4.2 приложения к Перечню предусмотрено, что акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются не позднее месяца с момента поступления первичной документации, перечень которой утвержден приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496. Акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия, или уполномоченным им лицом.
Согласно части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществление, в частности, следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку лесоустроительные работы, проведенные на лесных участках, переданных в аренду обществу по договорам от 28.12.2017 № 2136 и от 16.02.2018 № 2138, выполнены в соответствии с Лесоустроительной инструкцией № 122 и на основании принятых решений на первом лесоустроительном совещании, в силу вышеуказанных положений законодательства министерство обязано ввести в действие материалы лесоустройства, осуществленного в отношении указанных лесных участков, и внести их в государственный лесной реестр.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что введение материалов лесоустройства до издания агентством об отнесении лесов к защитным лесам является нарушением лесного законодательства, являлся предметом подробного исследования в суде первой инстанции, ему дана мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.
Согласно пункту 5 Лесоустроительной инструкции № 122 проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ и статьей 10 Закона № 201-ФЗ.
Арендатор лесного участка, в силу пункта 5 Лесоустроительной инструкции № 122, вправе произвести на арендованном участке только таксацию лесов и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии с пунктом 16 Лесоустроительной инструкции № 122 проектирование эксплуатационных, защитных и резервных лесов осуществляется в пределах лесничества, лесопарка на основании анализа состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых природных территорий с учетом документов территориального планирования.
Как правильно установил суд первой инстанции, представленные материалы не содержат информации о географических координатах характерных точек границ ОЗУ, что в данном случае не имеет значения.
На основании пояснений учреждения в отзыве и его представителя ФИО2 в судебном заседании 20.01.2021 и 27.01.2021 суд первой инстанции установил, что условия заключенных с обществом договоров на выполнение лесоустроительных работ и технические задания к ним не предусматривали выполнение работ по определению географических координат характерных точек границ ОЗУ или перечня координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». На момент заключения сторонами этих договоров данные условия и не могли быть предусмотрены, так как вносимые законодательно и нормативно новые требования по определению ОЗУ (Федеральный закон от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 27.12.2018 № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий», приказ Минэкономразвития России от 23.11.2018 № 650) изданы и вступили в силу в период действия договоров, заключенных между обществом и учреждением. Новых заявок и предложений от заказчика на осуществление дополнительного объема работ в связи с новыми требованиями к определению характеристик ОЗУ, определению их географических координат, а также согласования изменения стоимости из-за увеличения объемом работ, учреждению не поступало, поэтому работы выполнены в объемах и по технологии, которые изначально определены сторонами при заключении указанных договоров.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу пункта 5 Лесоустроительной инструкции № 122 общество вправе произвести на арендованных лесных участках только таксацию лесов и проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, что и сделано по договорам от 15.03.2017 № 29-2018-79ЛУ и от 07.03.2018 № 29-2017-65ЛУ в отношении арендуемых обществом лесных участков.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции признал обоснованными доводы общества о том, что со стороны министерства допущено незаконное бездействие, выразившееся в уклонении от принятия материалов лесоустройства на арендуемых обществом на основании договоров аренды от 28.12.2017 № 2136 и от 16.02.2018 № 2138 лесных участков, находящихся в Приозерном лесничестве и Плесецком лесничестве, и в невнесении документированной информации в государственный лесной реестр. Это бездействие не соответствует приведенным выше положениям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с этим суд первой инстанции посчитал подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании незаконным указанного бездействия министерства.
Учитывая обстоятельства данного дела, а также то, что указанное бездействие министерства носит длящийся характер и не прекращено, суд первой инстанции посчитал возможным восстановить пропущенный заявителем срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частью 1 статьи 115 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным Федеральным законом.
На основании части 2 статьи 117 и части 4 статьи 198 АПК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом, если арбитражный суд признает причины пропуска уважительными.
Доводы апеллянта о том, что общество о незаконности отказа ввести материалы лесоустройства в действие узнало из писем министерства от 17.01.2020, поэтому срок подачи заявления пропущен, коллегией судей не принимаются как не имеющие правового значения, поскольку суд первой инстанции восстановил срок на обращение в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 174 АПК РФ и с учетом положения пункта 147 Лесоустроительной инструкции № 122 и пункта 9 Порядка № 10 в редакциях, действовавших на момент представления рассматриваемых материалов лесоустройства в министерство, суд определил срок для исполнения решения суда в части возложения на министерство обязанности ввести в действие материалы лесоустройства: в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 февраля 2021 года по делу № А05-10771/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Е.А. Алимова |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.В. Мурахина |