ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-2350/2021 от 09.12.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 декабря 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-2350/2021

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .

В полном объеме постановление изготовлено декабря 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «СпецТехника» представителя ФИО1 по доверенности от 20.03.2021, от кадастрового инженера ФИО2 представителя ФИО1 по доверенности от 10.11.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «СпецТехника», кадастрового инженера ФИО2 на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 сентября 2021 года по делу                                      № А05-2350/2021,

установил:

Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский проспект, дом 21б;                          ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Архангельской области к обществу с ограниченной ответственностью «СпецТехника» (адрес: 164262, Архангельская область, рабочий поселок Плесецк, дом Маслозавод; ИНН <***>,                                 ОГРН <***>; далее – Общество) с иском о признании отсутствующим право собственности Общества на земельный участок, площадью 51 638 кв.м, кадастровым номером 29:15:000000:4839, расположенный по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, муниципальное образование «Оксовское», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; отражении в решении суда, что решение суда о признании отсутствующим права собственности Общества на земельный участок, кадастровым номером 29:15:000000:4839, является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о границах земельного участка, кадастровым номером 29:15:000000:4839, снятия земельного участка, кадастровым номером 29:15:000000:4839, с государственного кадастрового учета; признании отсутствующим право собственности Общества на земельный участок, площадью 71 946 кв.м, кадастровым номером 29:15:000000:4851, расположенный по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Федовское», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; отражении в решении суда, что решение суда о признании отсутствующим права собственности Общества на земельный участок, кадастровым номером 29:15:000000:4851, является основанием для исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка, кадастровым номером 29:15:000000:4851, снятия земельного участка, кадастровым номером 29:15:000000:4851, с государственного кадастрового учета; признании отсутствующим право собственности ООО «СпецТехника» на земельный участок, площадью 608 091 кв.м, кадастровым номером 29:15:110201:11, расположенный по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, ТОО «Светлый Путь», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; отражении в решении суда, что решение суда о признании отсутствующим права собственности Общества на земельный участок, кадастровым номером 29:15:110201:11, является основанием для исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка, кадастровым номером 29:15:110201:11, снятия земельного участка, кадастровым номером 29:15:110201:11, с государственного кадастрового учета.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (адрес: 163000,   <...>;                            ИНН <***>, ОГРН <***>), федеральное государственное бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (адрес: 107078, Москва, ФИО3 переулок, дом 10, строение 1; ИНН <***>,                           ОГРН <***>; далее – Палата), Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163069, <...>; ИНН <***>,                                 ОГРН <***>; далее – Министерство), федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» (109316, Москва, проспект Волгоградский, дом 45, корпус 1; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Учреждение), кадастровый инженер ФИО2.

Решением судаот 17.09.2021 исковые требования  удовлетворены.

Общество,ФИО2 с решением суда не согласились, обратились с апелляционными жалобами, в которых просили его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

Доводы подателей жалоб сводятся к следующему. В подтверждение правильности изложенных в заключении Учреждения от 16.11.2020 № 02/1298-7.2 (заключения № 2, 3 и 4) выводов ФИО2 представил письменные подробные обоснованные доводы, которые подкреплены схемами и выкопировками по спорным земельным участкам. В списке из 236 участков земельные участки, кадастровыми номерами 29:15:000000:4839, 29:15:000000:4851, 29:15:110201:11 отсутствуют. В уведомлении Палаты от 17.09.2020 № 03-14/7 указано, что при внесении в ЕГРН сведений о Плесецком лесничестве земельные участки, кадастровыми номерами: 29:15:000000:4839, 29:15:000000:4851, не включаются в территорию лесничества, участок, кадастровым номером 29:15:110201:11, не упоминается. Письменные доказательства, основанные на таксационных описаниях Плесецкого лесничества, не подтверждают и не опровергают факт наложения границ спорных земельных участков категории земель - земли сельскохозяйственного назначения на границы земельного участка, кадастровым номером 29:15:000000:4482, из категории земель лесного фонда. В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 201-ФЗ) в случае если данные государственного лесного реестра (далее – ГЛР) не соответствуют данным ЕГРН, изменения вносятся в ГЛР (не наоборот).  Суд неправильно применил приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении перечня, формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в Государственный лесной реестр и ее изменение», пункт 16 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении лесоустроительной инструкции», не учел выкопировку из Схемы территориального планирования Плесецкого муниципального района, согласованную с правительством Архангельской области (письмо от 23.01.2015 № 02-45/5), утвержденную решением Совета Депутатов муниципального образования «Плесецкий район» от 23.04.2016 № 50 с нанесенными на план границами земельных участков колхоза «Светлый путь», совхоза «Федовский», ТОО «Светлый путь»;  письма Агентства Архитектуры и градостроительства Архангельской области от 27.06.2014 № 301/542; от 29.07.2014 № 301/646; письмо правительства Архангельской области от 23.01.2015 № 02-45/5; решение совета народных депутатов Плесецкого муниципального района Архангельской области  № 50, подтверждающие утверждение и согласование схемы территориального планирования Плесецкого муниципального района Архангельской области.Заключением по форме приложения 1 к Регламенту устанавливаются не координаты поворотных  точек границ земельных участков, категории земель лесного фонда, а координаты поворотных  точек границы пересечения части земельного участка иной категории с картографическими лесотаксационными материалами.  Заключения № 2, 3, 4 Учреждения не содержат сведений о координатах поворотных  точек границ земельных участков, категории земель лесного фонда, из которых можно было бы сделать вывод о границах земельного участка категории земель лесного фонда, кадастровым номером 29:15:000000:4482. За границу земель лесного фонда в заключениях Учреждения выдана граница залесенной и таксационно описанной территории леса (опушка леса). Суд неправильно применил статьи 3, 12 Лесного кодекса РСФСР 1978 года,статью 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»,указ Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284.Вывод суда о том, что  земельные участки, кадастровыми номерами: 29:15:000000:4839, 29:15:000000:4851, 29:15:110201:11, образовались из земельного участка, кадастровым номером 29:15:000000:4482, противоречит материалам дела. Кадастровые работы по разделу участка, кадастровым номером  29:15:000000:4482, ФИО2 не проводил. Земельные участки, кадастровыми номерами: 29:15:000000:4839, 29:15:000000:4851, 29:15:110201:11, образовались путем выдела доли (долей) из земельных участков, кадастровыми номерами: 29:15:000000:5, 29:15:000000:7.  Истец не оспаривает действия кадастрового инженера, проводившего кадастровые работы, в результате которых сформированы межевые планы от 04.10.2018,  02.04.2019,  25.04.2012 по образованию земельных участков путем выдела долей из земельных участков, кадастровыми номерами: 29:15:000000:5, 29:15:000000:7; действия регистрирующего органа, в результате действий которого образованы оспариваемые земельные участки, сведения о них внесены в ЕГРН, а также сведения о регистрации права собственности Общества на них.В материалах дела отсутствуют межевые планы от 04.10.2018,  02.04.2019,  25.04.2012 по образованию земельных участков путем выдела долей из земельных участков, кадастровыми номерами: 29:15:000000:5, 29:15:000000:7, их копии.

Представитель Общества иФИО2 в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просил их удовлетворить.

Департамент и Учреждение в отзывах на жалобы возразили против изложенных в них доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Выслушав представителя Общества и ФИО2, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобах, отзывах на них, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, согласно сведениям из ЕГРН Общество является собственником следующих земельных участков: площадью                             51 638 кв.м, кадастровым номером 29:15:000000:4839,  расположенного по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, муниципальное образование «Оксовское», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (право собственности зарегистрировано 21.02.2019); площадью 71 946 кв.м, кадастровым номером 29:15:000000:4851, расположенного по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Федовское», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (право собственности зарегистрировано 07.05.2019); площадью 608 091 кв.м, кадастровым номером 29:15:110201:11, расположенного по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, ТОО «Светлый Путь», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (право собственности зарегистрировано 28.12.2018).

В результате проверки законности возникновения у Общества прав на земельные участки Департамент установил, что спорные земельные участки расположены в границах земельного участка лесного фонда, площадью                           674 813 878 кв.м, кадастровым номером 29:15:000000:4482, местоположение: Архангельская область, Плесецкий район, Плесецкое лесничество, категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования - ведение лесного хозяйства, а именно: земельный участок, кадастровым номером 29:15:000000:4839, расположен в квартале 15 Плесецкого сельского участкового лесничества (участок ТОО «Светлый путь») Плесецкого лесничества Архангельской области, площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 51 638 кв.м; земельный участок,  кадастровым номером 29:15:000000:4851, расположен в квартале 14 Плесецкого сельского участкового лесничества (участок с-з «Федовский») Плесецкого лесничества Архангельской области, площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 49 830 кв.м; земельный участок,  кадастровым номером 29:15:110201:11, расположен в <...> Плесецкого сельского участкового лесничества (участок ТОО «Светлый путь») Плесецкого лесничества Архангельской области, площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 127 517 кв.м.

Право Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда, кадастровым номером 29:15:000000:4482, зарегистрировано 14.08.2008 (запись регистрации в ЕГРН от 14.08.2008 № 29-29–12/009/2008-261).

Полагая, что у ответчика не возникло право на  спорное имущество, неправомерно зарегистрировано право собственности, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалоб.

Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ) защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 (далее - Положение), Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Учреждение осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Как правильно установил суд первой инстанции, Департамент является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня.

На основании Положения, утвержденного приказом Учреждения от 19.06.2015 № 199 «Об утверждении Положения о Департаменте лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу», Департамент осуществляет свою деятельность в пределах полномочий в области лесных отношений, перечисленных в Положении, в том числе организация использования лесов, охрана лесов, их защита на землях лесного фонда, а также осуществление мероприятий по охране и защите лесов.

Согласно приказу Учреждения от 23.01.2018 № 14 Департамент уполномочен на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации.

Статьей 7 ЛК РФ предусмотрено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и статьями 67-70.1 ЛК РФ.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

В силу части 2 статьи 91 ЛК РФ документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в ГЛР.

Приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» предусмотрено, что основанием для внесения документированной информации в ГЛР являются материалы лесоустройства.

Как правомерно указал суд первой инстанции, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, является информация из ГЛР.

Статьей 83 ЛК РФ закреплена передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе ведение ГЛР в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.

Суд установил, что на территории Архангельской области таким уполномоченным органом является Министерство.

Согласно материалам лесоустройства спорные земельные участки частично располагаются в границах Плесецкого сельского участкового лесничества Плесецкого лесничества Архангельской области, а именно, на территории лесного участка, кадастровым номером 29:15:000000:4482. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо выписки из ЕГРН о праве собственности Российской Федерации, является информация из ГЛР в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду, предоставленная Министерством. Доказательством отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда являются заключения Учреждения от 16.11.2020 № 02/1298-7.2 (заключения  № 2, 3 и 4), согласно которым в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границ спорных земельных участков установлено, что спорные земельные участки, кадастровыми номерами: 29:15:000000:4839, 29:15:000000:4851, 29:15:110201:11, частично находятся в границах земельного участка лесного фонда Плесецкого сельского участкового лесничества Плесецкого лесничества Архангельской области.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2.4, 3.2.5 устава Учреждения основными целями и предметом его деятельности и его филиалов является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Рослесхоза в области лесных отношений. К основным видам деятельности Учреждения и его филиалов также отнесены, в частности, полномочия по осуществлению государственной инвентаризации лесов, обобщению документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что Учреждение и его филиалы обладают необходимыми данными для определения границ пересечения земельных участков иной категории с землями лесного фонда. Форма заключения утверждена Регламентом (приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 01.02.2018 № 41), подписывается заключение директором филиала Учреждения и удостоверяется печатью.

Из материалов дела видно, что в подтверждение правильности изложенных в заключении Архангельского филиала Учреждения от 16.11.2020 № 02/1298-7.2 (заключения № 2, 3 и 4) выводов в материалы дела представлены письменные подробные обоснованные доводы, которые подкреплены схемами и выкопировками по спорным земельным участкам. В данном заключении приведены данные о границах пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда с указанием координат поворотных точек границы, а также площади наложения.

Согласно части 1 статьи 4.2 Закона № 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В силу части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ) план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются также юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Как правомерно указал суд первой инстанции, ни Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), ни иными нормативными правовыми актами не предусматривается требований к правообладателям земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, по определению местоположения их границ и внесению соответствующих сведений в ЕГРН. В связи с этим данные процедуры осуществляются на усмотрение правообладателей таких объектов (письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2017 № ОГ-Д23-4466). Исходя из приведенных выше положений законодательства, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается относящимся к землям лесного фонда по материалам лесоустройства, которые являются единственным и официальным документом, подтверждающим границы и площадь лесного участка. При отсутствии в ЕГРН сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесного участка возможно определить по материалам лесоустройства.

Суд также обоснованно указал, что письмо Архангельского филиала Учреждения от 16.11.2020 № 02/1298-7.2 (заключение № 2, заключение № 3, заключение № 4), содержащее заключение о наличии пересечений лесного участка с земельным участком иной категории и картографические материалы, является относимым и допустимым доказательством в рамках рассматриваемого дела, поскольку выдано уполномоченным лицом - организацией, непосредственно осуществляющей лесоустроительные работы на территории Архангельской области; содержит картографические материалы, позволяющие достоверно определить имеющееся пересечение земель разных категорий; подготовлено на основании материалов лесоустройства, непосредственно подтверждающих отнесение части спорного земельного участка к землям лесного фонда.

Закон № 280-ФЗ вступил в силу 11.08.2017, предусматривает при установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель приоритет сведений ЕГРН над сведениями ГЛР, но не одних сведений ЕГРН над другими сведениями ЕГРН.

Законом № 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) и в Закон № 218-ФЗ.

В силу части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в редакции Закона № 280-ФЗ, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила названной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Пунктом 3 части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в редакции Закона                      № 280-ФЗ предусмотрено, что положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что Департамент обратился в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) с запросом о проведении административного обследования спорных земельных участков на предмет их использования по целевому назначению или их использования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Управление направило Департаменту акты административных обследований объектов земельных отношений: от 11.12.2020 № 08/А-09.2-13 в отношении земельного участка, кадастровым номером 29:15:000000:4839: разделен на два контура, на которых не осуществляется сельскохозяйственное производство, зарос древесной растительностью (закустаренность /залесенность), не относится к сельскохозяйственным угодьям, имеются нарушения статьи  13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –                ЗК РФ), пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1482; от 01.02.2021 № 08/А-09.2-01 в отношении земельного участка, кадастровым номером 29:15:000000:4851: сельскохозяйственное производство на земельном участке не осуществляется, зарос древесной растительностью (закустаренность/залесенность) на всей площади земельного участка, имеются нарушения статей 13, 42 ЗК РФ, пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1482; от 11.12.2020      № 08/А-09.2-12 в отношении земельного участка, кадастровым номером 29:15:110201:11: сельскохозяйственное производство на земельном участке не осуществляется, установлено, зарос древесной растительностью, имеются нарушения статей 13, 42 ЗК РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020       № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» предусмотрено, что признаки, указанные в пункте 1 настоящего постановления (к таковым относятся: наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением, поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель; наличие признаков, указанных выше, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям), считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка.

Из материалов дела видно, что согласно уведомлению Управления Росреестра от 17.09.2020 № 03-14/7 при внесении в ЕГРН сведений о Плесецком лесничестве Архангельской области органом регистрации прав выявлено наличие пересечения его границы с границей земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН, а именно с границей земельных участков, кадастровыми номерами: 29:15:000000:4839, 29:15:000000:4851.

В силу статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также                ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

Частью 3 статьи 6 ЛК РФ предусмотрено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе,  земли лесного фонда.

Подпунктом 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.

Ограничения в обороте лесного фонда содержал и ранее действовавший Лесной кодекс от 29.01.1997, согласно статье 12 которого оборот лесного фонда не допускался.

В соответствии со статьей 3 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением ВС РФ от 06.03.1993 № 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

Согласно статье 3 Лесного кодекса РСФСР 1978 года леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.

В статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» прямо установлено, что отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.

Лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (пункт 2.1 указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284).

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что земельные участки, кадастровыми номерами: 29:15:000000:4839, 29:15:000000:4851, 29:15:110201:11, образованы из земельного участка, кадастровым номером 29:15:000000:4482, из состава земель лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

При этом суд указал, что части спорных земельных участков (в части имеющихся пересечений) являются лесными участками из состава земель лесного фонда и не могут находиться в частной собственности.

Незаконное нахождение земель лесного фонда в собственности физического лица нарушает права Российской Федерации как собственника лесного участка, а также публичные интересы государства и общества.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют федеральные органы государственной власти (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ, пункт 1 статьи 125 и пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).

Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку в данном случае уполномоченный на распоряжение спорными земельными участками (в части имеющихся пересечений) орган не принимал решение о его предоставлении Обществу, либо решение о переводе спорных участков (в части имеющихся пересечений) в земли другой категории, о передаче их в собственность муниципального образования, правовые основания как для постановки на государственный кадастровый учет, так и для регистрации права собственности ответчика на спорные земельные участки (в части имеющихся пересечений) отсутствовали. Право собственности Общества на спорные участки (в части имеющихся пересечений) возникло на незаконных основаниях.

Суд также указал, что части   спорных   земельных   участков, кадастровыми номерами 29:15:000000:4839, 29:15:000000:4851, 29:15:110201:11, (в части имеющихся пересечений) являются лесными участками из состава земель лесного фонда, не могут находиться в частной собственности, в связи с этим исковые требования подлежат удовлетворению.

В абзаце втором пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российская Федерация и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российская Федерация от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22) разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.

Доводы подателей жалоб  об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права обоснованно не приняты судом первой инстанции.

Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Российская Федерация является собственником лесного участка в силу прямого указания закона, который включает в себя земли лесного фонда в границах Плесецкого участкового лесничества Плесецкого лесничества Архангельской области.

Право Российской Федерации на земельный участок из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 29:15:000000:4482 зарегистрировано 14.08.2008, об этом в ЕГРН сделана запись регистрации № 29-29-12/009/2008-261 от 14.08.2008, что подтверждается выпиской реестра.

Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.

Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 29:15:000000:4839 расположен в квартале 15 Плесецкого сельского участкового лесничества (участок ТОО «Светлый путь») Плесецкого лесничества Архангельской области. Площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 51638 кв.м; земельный участок, кадастровым номером 29:15:000000:4851 расположен в квартале 14 Плесецкого сельского участкового лесничества (участок с-з «Федовский») Плесецкого лесничества Архангельской области. Площадь пересечения земельного участка с лесным участком составляет 49830 кв.м; земельный участок, кадастровым номером 29:15:110201:11 расположен в <...> Плесецкого сельского участкового лесничества (участок ТОО «Светлый путь») Плесецкое зарегистрированы за ООО «СпецТехника».

Российская Федерация владеет лесным участком, в том числе в части, пересекающейся со спорным земельным участком, поскольку на данном участке находятся принадлежащие Российской Федерации многолетние лесные насаждения, в отношении которых уполномоченными органами осуществляется комплекс мер по их охране, защите, мониторингу состояния.

В данном случае и истец, и суд первой инстанции правомерно указывают на то, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда не просто по формальным основаниям расположения в границах лесничества в соответствии с данными ГЛР, но и в соответствии с фактическим использованием (акты административных обследований объектов земельных отношений, согласно которым спорные земельные участки более чем на 90% покрыты древесно-кустарниковой растительностью).

В пункте 52 Постановления № 10/22 разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случаях, когда запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.

Как правильно указал суд первой инстанции, такой способ защиты, как признание права отсутствующим, допустим в случаях, когда право не может быть защищено иным способом.

Доводы подателей жалоб относительно отсутствия у Департамента оснований признания отсутствующим права собственности Общества на спорные земельные участки и не исследованности судом первой инстанции всех обстоятельств дела, не принимаются во внимание, поскольку опровергаются материалами дела.

В апелляционных жалобах указано на образование спорных участков в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с тем, исходя из материалов дела, что также установлено судом первой инстанции, граница земельного участка, кадастровым номером 29:15:000000:7, из которого образованы спорные земельные участки, не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРН от 11.04.2021 № 99/2021/386671549, раздел 1, «Особые отметки».

Кроме того, исследование вопроса законности постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, кадастровыми номерами: 29:15:000000:7, 29:15:000000:5, рассмотрены Плесецким районным судом Архангельской области в рамках судебного дела № 2-2/2019, 2-24/2020 по иску прокурора Плесецкого района Архангельской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО4 и ФИО2 о признании недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельного участка, истребовании из незаконного владения ФИО5, ФИО4 в собственность Российской Федерации.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда по делу № 2-2/2019 иск прокурора о признании недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельного участка, кадастровым номером  29:15:000000:4496, истребовании из незаконного владения ФИО5 в  собственность Российской Федерации части земельного участка, кадастровым номером  29:15:000000:4482, общей площадью 599 468 кв.м, удовлетворен.

Третий кассационный суд 01.09.2021 принял кассационное определение по делу № 2-24/2020 об отказе в удовлетворении кассационных жалоб ФИО4 и ФИО2 и оставил без изменения судебные акты об удовлетворении иска прокурора Плесецкого района Архангельской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО4, ФИО2 о признании недействительными результатов межевания земельного участка и об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения в собственность Российской Федерации.

Архангельским областным судом в апелляционном определении от 14.05.2019 по делу № 33-2530/2019, от 06.04.2021 по делу № 33-1833/2021 исследовалась правовая  природа формирования, регистрации права и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, кадастровым номером 29:15:000000:7.

После вступления в силу ЛК РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ распоряжением главы администрации Архангельской области от 09.06.2007 № 506р «О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда» в целях конкретизации и реализации изменений федерального законодательства лесные земли категории земель «сельскохозяйственного назначения» были переведены в категорию земель «земли лесного фонда», в том числе лесные земли всего Плесецкого сельского лесхоза. Данные земли, относящиеся к лесному фонду, поставлены на государственный кадастровый учет со статусом «ранее учтенные», которым присвоен кадастровый номер 29:15:000000:4482.

Законность данного распоряжения проверена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Архангельской области по делам № А05-2947/2017 и А05-3033/2017, согласно которым применительно к действовавшему при издании этого акта законодательству порядок перевода земель из одной категории в другую не нарушен. Оспариваемым распоряжением исполнено императивное положение законодательства о землях лесного фонда, исправлено ошибочное отнесение земель к категории «сельскохозяйственного назначения».

Приказом Рослесхоза от 09.07.2007 № 340 весь Плесецкий сельский лесхоз отнесен к Плесецкому лесничеству,  приказом от 03.09.2008 № 240 Плесецкий сельский лесхоз упразднен и входившее в него Плесецкое лесничество стало Плесецким сельским участковым лесничеством в составе Плесецкого лесничества.

Доводы подателей жалоб о том, что отсутствие точных координат границ лесного участка не позволяют определить, имеется ли наложение спорного земельного участка с землями лесного фонда, были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, основании не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется. Данные доводы опровергаются имеющимися в деле заключениями, описаниями со ссылками на источники, выписками и информацией из ГЛР, согласно которым уполномоченными органами установлены границы пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда с указанием координат поворотных точек границы, а также площади наложения.

Представленные в материалы дела выписки из ГЛР и заключения Архангельского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» подтверждают факт нахождения в собственности юридического лиц земель лесного фонда.

Таким образом, Департаментом установлен факт нахождения в собственности юридического лица (ООО «СпецТехника») части земельного участка, относящейся к землям лесного фонда, и в силу части 1 статьи 8 ЛК РФ, являющейся федеральной собственностью.

План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются также юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (часть 6 статьи 47 Закона № 221-ФЗ).

Таким образом, доводы подателей жалоб о том, что ГЛР  на основании лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ, являются необоснованными, опровергаются материалами дела. Доказательств, опровергающих сведения, изложенные в вышеперечисленных документах, представленных истцом, податели жалоб в порядке статьи 65 АПК РФ  в суд не представили, имеющиеся в деле документы, в том числе, на которые ссылаются податели жалоб, такие сведения не содержат.

Кроме этого, как правомерно указал суд первой инстанции, лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 1 статьи 4.2 Закона № 201-ФЗ).

Из материалов дела видно, что суд неоднократно предлагал  ответчику и третьему лицу заявить ходатайство о проведениисудебной землеустроительной экспертизы. Однако от проведения судебной землеустроительной экспертизы участвующие в деле Общество и кадастровый инженер отказались.

Доводы подателей жалоб относительно  неправильной оценки судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств, ошибочном применения норм  материального права, а также ссылка на отсутствие в деле  доказательств, подтверждающих  образование земельных участков, доводы, на которых основывает истец свои исковые требования,  не принимаются во внимание, поскольку не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на своем понимании  подателями жалоб  содержания документов, в том числе, на которые они сами и ссылаются.

Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции  у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически все доводы подателей жалоб направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта по доводам жалоб.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 сентября               2021 года по делу № А05-2350/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «СпецТехника», кадастрового инженера ФИО2 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

          А.Я. Зайцева

Судьи

          Н.В. Чередина

          А.Н. Шадрина