ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-2992/2021 от 28.10.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 ноября 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-2992/2021

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2021 года .

В полном объеме постановление изготовлено ноября 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Севералмаз» на решение Арбитражного суда Архангельской области  от 01 сентября 2021 года по делу № А05-2992/2021,

установил:

акционерное общество «Севералмаз» (адрес: 163069, <...>; ИНН <***>,                                  ОГРН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (адрес: 163069, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Терправление) с требованиями:

признать недействительным решение Теруправления, выраженного в письме от 15.01.2021 № 29/157 об отказе в заключении дополнительного соглашения от 12.12.2020 № 1 к договору аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности от 04.09.2019 № 264/22, как не соответствующее пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее – Постановление № 516);

возложить на Теруправление обязаннность в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ему проекта дополнительного соглашения о внесении изменений в текст заключенного договора аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности от 04.09.2019 № 264/22, которое в соответствии с пунктом 1 Постановления № 516 будет предусматривать согласование рубок деревьев, кустарников, произрастающих на арендуемых земельных участках, кадастровыми номерами: 29:16:030101:55; 29:16:030101:60; 29:16:030101:82; 29:16:030101:93; 29:16:030101:99; 29:16:030101:100; 29:16:030101:119; 29:16:030101:235; 29:16:030101:285; 29:16:030101:354; 29:16:030101:355; 29:16:030101:360, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельных участков в соответствии с их видом (видами) разрешенного использования (с учетом уточнения заявителем требований, принятых судом по правилам главы 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – Министерство природных ресурсов), Министерство имущественных отношений Архангельской области (далее – Министерство имущественных отношений).

Решением суда от 01.09.2021 в удовлетворении требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Согласно договору о предоставлении в аренду земельных участков Теруправление, предоставляя земельные участки, проверило и установило, что для разработки месторождения алмазов и строительства на указанных земельных участках объектов капитального строительства соответствующих виду разрешенного использования препятствий нет. Суд неправильно применил Постановление                № 516, не учел полномочия Общества для выдачи разрешений на рубку деревьев и кустарников, произрастающих на земельных участках, находящихся в федеральной собственности. Отсутствие законодательно урегулированного порядка реализации древесины, вырубленной на землях отличных от земель лесного фонда, также не является препятствием для выдачи разрешения/согласия на вырубку такой древесины, поскольку вырубленная арендатором древесина не выбывает из федеральной собственности (письмо Министерства имущественных отношений от 22.09.2020 № Д27-30917).

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. От Теруправления поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Общество (арендатор) и Теруправление (арендодатель) заключили договор аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, от 04.09.2019 № 264/22.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 договора арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду 96 земельных участков общей площадью                                 2 454,699 га согласно перечню земельных участков (приложение 1): категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования – недропользование. Земельные участки предоставляются в аренду для целей разработки месторождения алмазов им. М.В. Ломоносова в соответствии с лицензией на пользование недрами АРХ 01569 КЭ, сроком действия – 31.12.2026 (зарегистрирована Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу 26.12.2016 в реестре за № 788), а также проектной документацией «ГОК на месторождении алмазов им. М.В. Ломоносова». На земельных участках расположены объекты, принадлежащие Обществу на праве собственности. По информации заявителя на предоставленных ему в аренду земельных участках произрастает древесно-кустарниковая растительность, которую необходимо вырубить для проведения инженерно-геологических изысканий, для разработки проектной документации «ГОК на месторождении алмазов им. М.В. Ломоносова. Расширение отвалов пустых пород № 1 и 2», и для строительства указанного объекта.

Пунктом 8.2 договора предусмотрено, что разрешение на вырубку особо ценных пород деревьев и деловой древесины арендатор обязан получать в соответствующих органах власти.

Заявитель 01.07.2019, 17.02.2020 направил  заявления Теруправлению, 13.05.2020 – Росимуществу,  21.10.2020 – муниципальному образованию «Приморский муниципальный район», 26.08.2020 – Минэкономразвития России, 02.12.2020 – Министерству природных ресурсов, о выдаче разрешения на вырубку деревьев и кустарников на арендованных земельных участках.

Министерство природных ресурсов 15.12.2020 разъяснило Обществу, что, поскольку земельные участки, предоставленные заявителю по договору аренды от 28.09.2019 № 29/5414,  относятся к землям  - промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а Министерство в силу положения, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 04.03.2014 № 92-пп, осуществляет полномочия собственника в отношении лесных участков, находящихся на землях лесного фонда, принятие решения о выдаче разрешения на вырубку деревьев и кустарников на землях иных категорий возложена на собственника таких земель. 

Общество 16.12.2020 направило Теруправлению проект дополнительного соглашения от 02.12.2020 № 1 к договору, в котором предложило новую редакцию указанного пункта, а именно: «арендодатель согласовывает арендатору вырубку особо ценных пород деревьев, деловой древесины и кустарников, произрастающих на предоставленных по настоящему договору земельных участках в объеме, согласно прилагаемому таксационному описанию. Приложено таксационное описание».

Теруправление 15.01.2021 отказало в подписании дополнительного соглашения к договору и возвратило Обществу, сославшись на отсутствие в положении о Теруправлении полномочий на выдачу разрешений на вырубку древесины.

Считая решение Теруправления  об отказе в подписании дополнительного соглашения к договору незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, является характер правоотношений между органом государственной власти (органом местного самоуправления) и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность.

Сущность этих отношений основана на властном подчинении одной стороны другой. При этом признаком ненормативного правового акта, оспариваемого на основании главы 24 АПК РФ, является наличие в нем предписаний (правил поведения) властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого такой акт касается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008                № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее – Положение № 432), в соответствии с которым Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

В порядке пункта 4 Положения № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктом 1 Положения о Теруправлении, утвержденного приказом Росимущества от 18.03.2016 № 100 (далее – Положение № 100), определено, что Теруправление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

Как правомерно указал суд первой инстанции, ни Положение № 432, ни Положение № 100 не предусматривают полномочий Теруправления в сфере использования лесов, определения порядка рубки лесных насаждений и реализации древесины на землях, находящихся в федеральной собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009                   № 604 утверждены Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда (далее – Постановление), в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

Согласно пункту 2 Постановления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет функции по реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в отношении рассматриваемых земель промышленности указанный порядок применению не подлежит. Порядок предоставления разрешения на вырубку деревьев и кустарников на землях промышленности, находящихся в федеральной собственности, с последующей передачей древесины Теруправлением действующим законодательством на момент выдачи его ответа не предусмотрен.

В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.

Согласно  статье 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В силу статьи 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Принятые во исполнение части 3 статьи 16 ЛК РФ и указанные в ней правила, распространяются на земли лесного фонда и не регулируют такие правоотношения для земельных участков иных категорий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно пункту 1 статьи 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 39.33 ЗК РФ регулирует случаи и основания использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, которое в силу подпункта 1 пункта 1 осуществляется в случае проведения инженерных изысканий.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства. Иных ограничений не предусмотрено.

В статье 39.34 ЗК РФ регламентирован порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в целях проведения инженерных изысканий на срок не более одного года.

Действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

Пунктом 2 статьи 39.35 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны: привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием; выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

Как правомерно указал суд первой инстанции, вопросы, связанные с порядком использования земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, разрешаются в выдаваемом уполномоченным органом разрешении.

Порядок выполнения работ по приведению земельного участка в соответствие с его целевым назначением устанавливается в соответствии с проектом рекультивации земель.

Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 (далее - Порядок № 1244).

Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Приведенные нормы не регулируют порядок выдачи уполномоченным органом разрешений на рубку лесных насаждений на землях промышленности.

Довод подателя апелляционной жалобы о том, что отсутствие порядка, регламентирующего предоставление услуги и/или выдачу ненормативного акта, не может и не должно являться основанием для отказа в выдаче такого ненормативного акта и не должно приводить к нарушению прав и законных интересов заявителя, был предметом исследования в суде первой инстанции. Как указал суд, издание органом, осуществляющим публичные полномочия, ненормативного правового акта, принятие решения или совершение действий, не предусмотренных действующим законодательством, регулирующим деятельность этого органа, свидетельствует о совершении таких действий с превышением предоставленных полномочий, что является безусловным основанием для отмены принятых актов.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае оснований для удовлетворения требований Общества не имеется.

Постановлением № 516 федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, при предоставлении земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в аренду, безвозмездное пользование предложено в соответствующих договорах в качестве условий предусматривать возможность осуществления рубок деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом (видами) разрешенного использования, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением № 516 внесены изменения в Порядок № 1244, в соответствии с которым в заявлении о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, должна быть указана информация о необходимости осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в отношении которых подано заявление, - в случае такой необходимости.

Как правильно указал суд первой инстанции, порядок предоставления Теруправлением разрешения на вырубку деревьев и кустарников на землях промышленности, находящихся в федеральной собственности, до введения указанной нормы действующим законодательством не предусмотрен. В рассматриваемом случае оспариваемый отказ выдан Теруправлением в связи с отсутствием такого порядка и до настоящего времени.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований у суда первой инстанции не имелось.

Оснований не согласиться с  выводом суда первой инстанции  у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 сентября                2021 года по делу № А05-2992/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Севералмаз» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

     А.Я. Зайцева

Судьи

     Н.В. Чередина

      А.Н. Шадрина