ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-3131/2021 от 24.12.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 декабря 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-3131/2021

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено декабря 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В.,судей Фирсова А.Д. и                       Холминова А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания                         Кругликовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 октября 2021 года по делу № А05-3131/2021,

у с т а н о в и л :

федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 105066, <...>; далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                          (далее – АПК РФ), к Архангельской области в лице министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163004, <...>) о взыскании 96 888 747 руб. 76 коп. убытков, возникших за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение,

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Архангельской области, Министерство обороны Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 октября     2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд не обосновал и не доказал причинно-следственную связь между убытками учреждения и действиями органов государственной власти Архангельской области.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил доводы жалобы. Кроме того с жалобой поступил проект мирового соглашения, направленный от Правительства Архангельской области. Истец в отзыве не изъявил намерений заключить названное мировое соглашение.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора № 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва)», ФГБУ «ЦЖКУ» переданы функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами с 01.04.2017.

Основными целями деятельности учреждения согласно уставу является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем в соответствии с предусмотренными уставом основными видами деятельности.

Во исполнение приказа от 02.03.2017 № 155 истец выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, услуги по тепло, водоснабжению, водоотведению потребителей Министерства обороны Российской Федерации на территории Архангельской области.

Приказом директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.07.2017 № 1822дсп «О закреплении недвижимого и движимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» переданы объекты ВКХ и ТХ (котельные).

Постановлениями агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12.12.2019 № 80-т/11 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.08.2017 № 38-т/10» (тепловая энергия), от 20.12.2019 № 84-т/63 «О внесении изменений: в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.08.2017 № 38-т/11» (горячее водоснабжение), от 20.12.2019 № 84-в/79 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.08.2017 № 74-в/26» (горячее водоснабжение на территории ГО АО «Новая Земля»), от 19.11.2019 № 69-в/2 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.08.2017 № 38-в/2 (питьевое водоснабжение на территории ГП «Мезенское» Мезенского муниципального района АО»), от 13.12.2019 № 81-в/21 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.08.2017 № 38-в/3» (питьевое водоснабжение на территории ВГ № 24, п. Ненокса ГО АО «Северодвинск»), от 19.11.2019 № 69-в/1 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.08.2017 № 38-в/6» (питьевое водоснабжение и услуги водоотведения на территории городское поселение «Коношское» Коношского муниципального района АО), от 19.11.2019 № 69-в/3 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области                            от 24.08.2017 № 38-в/7» (техническая вода и услуги водоотведения, на территории военного городка № 9, расположенного в поселке Савватия сельского поселения «Черемушское» Котласского муниципального района АО),                         от 20.12.2019 № 84-в/78 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.08.2017 № 38-в/8» (питьевое водоснабжение и услуги водоотведения на территории ГО «Город Архангельск»), от 20.12.2019 № 84-в/45 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области                         от 24.08.2017 № 38-в/9» (питьевое водоснабжение и услуги водоотведения на территории городских округов АО «Котлас», «Мирный», (военный городок               № 15), «Северодвинск» (военный городок № 4 о. Ягры), а так же сельского поселения «Боброво-Лявленское» Приморский муниципального района АО»,      от 20.12.2019 № 84-в/80 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.08.2017 № 40-в/2» (тепловая энергия, водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение на территории Архангельской области) установлены тарифы на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение для потребителей ФГБУ «ЦЖКУ», в том числе на 2020 год.

Согласно перечисленным постановлениям агентства по тарифам и ценам Архангельской области тарифы для населения и потребителей, приравненных к населению, установлены на уровне ниже, чем тарифы для прочих потребителей.

Во исполнение целей, установленных уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и пунктом 3 приказа от 02.03.2017 № 155, истцом в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 осуществлялась поставка тепловой энергии, горячей и холодной воды, а также оказание услуг водоотведения потребителям Министерства обороны Российской Федерации на территории Архангельской области, том числе с применением тарифов ниже экономически обоснованных.

Ссылаясь на недополученные за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 доходы в размере 96 888 747,76 руб., определенные как разница между начислениями населению и потребителям, приравненным к населению, к оплате за услуги отопления, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения и фактически произведенными затратами ФГБУ «ЦЖКУ» на оказание услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и по размеру.

Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 2 указанной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. При этом отмечено, что вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16 и 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.

Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.

В обоснование заявленного требования ФГБУ «ЦЖКУ» указывает на возникновение межтарифной разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для льготной категории потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с уточненным расчетом учреждения общая сумма недополученных доходов ввиду межтарифной разницы за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 составила 96 888 747,76 руб.

Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.

Аналогичные разъяснения содержатся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87                  «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», согласно пункту 3 которого по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.

За органами публичной власти различных уровней в пределах их полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленным ниже экономически обоснованного).

Ценовое регулирование тепловой энергии производится на основе главы 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 7 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 названного Закона. В числе названных тарифов указаны тарифы на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона № 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования (часть 9 статьи 15 и части 5 статьи 17 Закона № 190-ФЗ).

Статья 10 Закона № 190-ФЗ предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.

При этом наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. Перечень потребителей или категорий потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, имеющих право на льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (за исключением физических лиц), подлежит опубликованию в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (части 14 и 15 статьи 10 Закона № 190-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Закона Архангельской области от 02.07.2012 № 512-32-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций» (далее - Закон № 512-32-ОЗ) в рассматриваемый период право на льготы было предоставлено населению и потребителям, приравненным к населению.

К потребителям, приравненным к населению, в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона № 512-32-ОЗ относятся лица, приобретающие

- тепловую энергию в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению населению;

- тепловую энергию для отопления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, не предоставленных в установленном порядке гражданам по договорам социального найма жилых помещений, договорам найма жилых помещений, договорам найма специализированных жилых помещений, договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями или на ином законном основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

- тепловую энергию для отопления жилых помещений частного жилищного фонда, не предоставленных гражданам по договорам найма жилых помещений, договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями или на ином законном основании, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

- тепловую энергию для производства горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования), в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению;

- тепловую энергию в качестве компонента горячей воды, поставляемой с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению.

Как указано в статье 6 Закона № 512-32-ОЗ, в редакции, действовавшей в спорный период), компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета.

Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 данного Закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель (статья 5 Закона № 512-32-ОЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона                       от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 4 Закона Архангельской области от 26.09.2014 № 168-10-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» (далее - Закон № 168-10-ОЗ) право на льготы имеют население и потребители, приравненные к населению.

Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 1 статьи 3 Закона № 168-10-ОЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) население - физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, владеющие (пользующиеся) жилыми помещениями на законных основаниях, приобретающие питьевую и (или) техническую воду и услуги по водоотведению для собственных коммунально-бытовых нужд, питьевую и (или) техническую воду для общедомовых коммунально-бытовых нужд.

К потребителям, приравненным к населению, относятся лица, приобретающие: горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, питьевую воду, техническую воду и услуги по водоотведению в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению населению; питьевую воду и (или) техническую воду для производства горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования), в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению; питьевую воду и (или) техническую воду для производства горячей воды с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению.

Как указано в подпункте 5 пункта 1 статьи 3, статье 6 Закона № 168-10-ОЗ, компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, производится указанным организациям путем предоставления субсидий из областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, заключенных между данным органом и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно статье 5 Закона № 168-10-ОЗ основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 этого закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса, и главным распорядителем бюджетных средств по этой статье расходов, является министерство.

Таким образом, на территории Архангельской области предусмотрен правовой механизм компенсации потерь посредством предоставления субсидий. Данный механизм подлежит применению при наличии материального права ресурсоснабжающей организации на получение полной стоимости ресурса, который оплачивается ей по социальному (заниженному) тарифу, что порождает возникновение у лица выпадающих доходов в виде межтарифной разницы.

Следовательно, осуществив в спорный период деятельность по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению, а также водоотведению потребителей Министерства обороны Российской Федерации по установленным льготным тарифам, истец вправе требовать возмещения убытков в соответствии с вышеназванными нормами права Архангельской области.

Положения статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в данном случае неприменимы, поскольку предметом спора является взыскание убытков, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающей организации (далее – РСО), вызванных межтарифной разницей.

Право РСО на компенсацию своих потерь, вызванных межтарифной разницей, не зависит от организационно-правовой формы организации, оказывающей услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. Исходя из принципа равенства участников гражданских правоотношений, истцу не может быть отказано в возмещении недополученных доходов лишь по причине того, что он является государственным бюджетным учреждением.

В рассматриваемый период (2020 год), каких-либо мер, направленных на компенсацию потерь истца как ресурсоснабжающей организации, не было предусмотрено, следовательно, возникшая межтарифная разница является убытком, и истец вправе требовать их возмещения по правилам ГК РФ.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

Следовательно, обязанность по возмещению истцу его расходов обусловлена самим фактом наличия установленных публичными субъектами тарифов на уровне ниже экономически обоснованных, и является следствием реализации соответствующими органами своих полномочий, ввиду чего при рассмотрении требований истца установление противоправности действий ответчика не требуется.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 АПК РФ истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.

Из материалов дела следует, что истец в спорный период осуществлял поставку тепловой энергии, горячей и холодной воды, оказывал услуги водоотведения населению и потребителям, приравненным к населению на территории Архангельской области.

В расчетах с населением и потребителями, приравненными к населению, истец применил льготные тарифы, установленные постановлениями агентства по тарифам и ценам Архангельской области.

Компенсация таких потерь в пределах экономически обоснованных затрат, но не полученных ресурсоснабжающей организацией при поставке ресурса населению по регулируемой цене, направлена исключительно на их восполнение, без получения дополнительных выгод. В случае отказа в таком возмещении истец безосновательно лишается гарантированного права на получение полной стоимости отпускаемого им товара в рамках регулируемой деятельности.

Иного способа получения денежных средств, связанных с осуществлением регулируемой деятельности в части поставки тепловой энергии населению и потребителям, приравненным к населению, кроме как возмещение затрат за счет лица, обязанного в силу закона их возмещать, у истца не имеется.

На основании изложенного, поскольку истец в рассматриваемый период отпускал тепловую энергию населению и обоснованно применял при этом тарифы ниже экономически обоснованных, он вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов за этот период.

Согласно расчету истца общая сумма недополученных доходов ввиду межтарифной разницы за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 составила 96 888 747,76 руб.

Ответчиком на основании представленных истцом данных бухгалтерского учета и первичных учетных документов проверены объемы тепловой энергии, ХВС, ГВС и водоотведения за спорный период. Согласно представленному ответчиком итоговому расчету сведений об объемах услуг тепловой энергии, ХВС, водоотведения, ГВС и размере убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов в 2020 году данными бухгалтерского учета и первичными учетными документами подтверждены убытки в размере 79 714 951,45 руб., в том числе: тепловая энергия - 76 113 248,58 руб., холодное водоснабжение - 1 541 198,85 руб., водоотведение - 1 416 889,38 руб., горячее водоснабжение - 643 614,64 руб.

Министерство полагает, что истцом не подтверждены данными бухгалтерского учета и первичными учетными документами убытки в размере 17 173 796,32 руб. (из них: 17 165 140,12 руб. - тепловая энергия, 1240,48 руб. - холодная вода, 7415,72 руб. - ГВС в части компонента на ХВ).

Возражения ответчика в части суммы 17 173 796, 32 руб. касаются поставленных коммунальных ресурсов в пустующий жилой фонд Министерства обороны Российской Федерации.

Вместе с тем в подтверждение размера убытков в отношении пустующего жилого фонда истцом были представлены в материалы дела ведомости реализации, составленные на основании квитанций, и бухгалтерские справки. При этом ответчик не опровергается ни сам факт, ни объем ресурсов, оказанных услуг, поставленных (оказанных) истцом, в том числе в отношении пустующего жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации.

Истцом убытки в заявленном размере обоснованны и документально подтверждены.

Приводя доводы о недоказанности размера межтарифной разницы податель жалобы конкретных доказательств, влияющих на данный размер и контррасчет не приводит.

 Доказательств того, что Министерство обороны Российской Федерации выделяло истцу в 2020 году денежные средства для компенсации выпадающих доходов в результате осуществления деятельности по предоставлению коммунальных услуг населению на территории Архангельской области, как и доказательства компенсации истцу образовавшейся разницы за счет иных источников, в материалы не представлено.

При этом, как верно установлено судом первой инстанции, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса, и главным распорядителем бюджетных средств по этой статье расходов, является министерство. В соответствии с положениями статьи 1071, пункта 3 статьи 125 ГК РФ, пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации именно министерство в рассматриваемом случае выступает в суде от имени Архангельской области.

На основании изложенного, причиненные убытки в размере 96 888 747,76 руб. правомерно взысканы судом первой инстанции за счет казны Архангельской области, так как регулирование тарифов осуществляется органами государственной власти Архангельской области.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 октября 2021 года по делу № А05-3131/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Журавлев

Судьи

А.Д. Фирсов

А.А. Холминов