ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-4304/18 от 09.10.2018 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 октября 2018 года

г. Вологда

Дело № А05-4304/2018

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2018 года .

В полном объеме постановление изготовлено октября 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. Романовой А.В. и при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Поморский лесной технопарк» представителя ФИО1 по доверенности от 25.04.2017, от Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области представителя ФИО2 по доверенности от 27.12.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 августа 2018 года по делу № А05-4304/2018 (судья Шапран Е.Б.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Поморский лесной технопарк» (место нахождения: 163020, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Министерство) о взыскании 12 778 296 руб. 51 коп. в возмещение расходов по договорам на выполнение лесоустроительных работ, заключенным с федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» (далее – Учреждение), от 08.06.2015 и 31.07.2015, в отношении лесных участков, предоставленных        Обществу по договорам аренды от 30.10.2014 № 1734 и от 10.11.2014 № 1735 для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов (с учетом изменения иска, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (место нахождения: 113184, Москва, улица Пятницкая, дом 59/19; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее - Агентство).

Решением суда от 01.08.2018 иск удовлетворен.

Министерство с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Поскольку истец знал о нарушении его права как арендатора ранее заключения договоров на выполнение лесоустроительных работ согласно письмам от 17.10.2014, 30.12.2014, 21.01.2015, срок исковой давности пропущен. Министерство не получало от Общества дополнительные документы, представленные в суд 28.06.2018. Законодательством и приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 «Об утверждении лесоустроительной инструкции» не устанавливается периодичность проведения лесоустроительных работ. Статья 87 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) не имеет отношения к данному спору, поскольку понятия «лесохозяйственный регламент» и «материал лесоустройства» не идентичны.

Представитель Министерства в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.

Общество в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Агентство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Выслушав представителей Министерства и Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договоры аренды лесного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, от 30.10.2014 № 1734, от 10.11.2014 № 1735.

В соответствии с пунктами 1.1 договоров арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор – принять в аренду лесные участки площадью 19 112 га в Плесецком лесничестве  Плесецкого района Архангельской области и площадью 61 818 га в Коношском лесничестве Коношского района Архангельской области.

Лесные участки предоставлены Обществу для реализации приоритетного инвестиционного проекта  в области освоения лесов, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов приказом Минпромторга России от 18.08.2014 № 1612.

Договоры заключены на срок 49 лет и прошли государственную регистрацию в установленном порядке.

Общество (заказчик) и Учреждение (исполнитель) заключили договоры на выполнение лесоустроительных работ от 08.06.2015, 31.07.2015.

Согласно пункту 1.1 договора исполнитель принял на себя обязательство выполнить лесоустроительных работ в Коношском лесничестве с составлением Государственного лесного реестра по лесному участку, переданному Обществу в аренду по договору от 10.11.2014 № 1735, в Плесецком лесничестве с составлением Государственного лесного реестра по лесному участку, переданному Обществу в аренду по договору от 30.10.2014 № 1734, а заказчик – принять и оплатить работы.

В силу пунктов 1.3 договоров  на выполнение лесоустроительных работ состав, порядок выполнения, технология работ и перечень сдаваемых материалов приводится в техническом задании (приложении 1).

В технических заданиях указано, что при проведении работ по таксации лесов исполнитель проводит полевые работы, камеральные работы и сдает один экземпляр материалов лесоустройства в Министерство. После утверждения материалов лесоустройства Министерством исполнитель передает документы: таксационное описание, планшеты на бумажной основе, планы лесонасаждений, векторную картографическую  базу данных, государственный лесной реестр. Все изготовленные по договорам документы передаются Министерству, таксационное  описание, планшеты на бумажных носителях и планы лесонасаждений передаются заказчику (Обществу), ряд документов также передается в лесничество.

Общество и Учреждение 01.12.2016  подписали акт №0029-000183 о выполнении лесоустроительных работ  по договору от 31.07.2015 по участку в Плесецком лесничестве, 16.12.2016  и 26.12.2016 подписали акты                                      № 0029-000157 и № 0029-000210 о выполнении лесоустроительных работ  по договору от 08.06.2015 по участку в Коношском лесничестве.

Стоимость работ по лесоустройству по договору от 08.06.2015 по Коношскому лесничеству составила 11 855 530 руб. 51 коп. и оплачена Обществом в полном объеме по платежным поручениям в период с 26.06.2015 по 13.02.2017.

Стоимость работ по лесоустройству по договору от 31.07.2015 по Плесецкому лесничеству составила 1 632 766 руб. и оплачена Обществом в полном объеме по платежным поручениям в период с 27.08.2015 по 28.12.2016.

Работы по лесоустройству выполнены, их результаты сданы, в том числе заказчику и в Министерство.

Как следует из искового заявления, в соответствии с нормами ЛК РФ по лесоустройству, включающие в себя проектирование лесничеств и парков, эксплуатационных, защитных, резервных лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков,  эксплуатационных, защитных, резервных лесов, таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов  должны проводиться органами государственной власти не реже чем раз в 10 лет. На территории Архангельской области полномочиями на проведение своевременного лесоустройства наделено Министерство. На момент заключения в 2014 году договоров аренды № 1734 и  1735 результаты таксации лесов в Плесецком и Коношском лесничествах существенно устарели, так как были проведены в 1999 году и с этого времени не обновлялись. Общество как арендатор лесных участков обязано использовать лесные участки в соответствии с Проектом освоения лесов, который разрабатывается и должен соответствовать материалам лесоустройства. Не проведение своевременно Министерством работ по лесоустройству на лесных участках, предоставленных Обществу в аренду, несоответствие лесов по количественным и качественным характеристикам требовало разработки актуальных материалов лесоустройства.

Поскольку Министерство такие работы не выполнило, Общество, будучи заинтересованным в использовании лесов, выполнило такие работы за свой счет.

Общество 26.02.2018 направило Министерству претензию с требованием возместить расходы, связанные с проведением лесоустроительных работ.

Претензия оставлена Министерством без ответа.

По расчету истца, стоимость расходов, произведенных по договорам на выполнение лесоустроительных работ, заключенным с Учреждением 08.06.2015 и 31.07.2015, в отношении лесных участков, предоставленных Обществу по договорам аренды от 30.10.2014 № 1734 и от 10.11.2014 № 1735 для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, составила 12 778 296 руб. 51 коп.

Поскольку обязанность по проведению лесоустроительных работ является обязанностью органа государственной власти, понесенные расходы должны быть возмещены ответчиком, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно статье 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов, несоблюдение требований указанных документов является снованием дл досрочного расторжения договора аренды лесных участков.

В соответствии со статьей 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 1 статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В статье 69.1 ЛК РФ предусмотрено, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

В соответствии со статьей 69.2 ЛК РФ  при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется определение видов и объемов соответствующих мероприятий. При проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам (лесопаркам), участковым лесничествам, лесным кварталам, лесотаксационным выделам. Требования к проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов устанавливаются лесоустроительной инструкцией, указанной в части 2 статьи 67 настоящего Кодекса.

Статьей 70 ЛК РФ предусмотрено, что выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 5 приказа Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» (действовал в спорный период) проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В статье 87 ЛК РФ предусмотрено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:  1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и  другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

В соответствии со статьей 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как правильно указал суд первой инстанции, обязанность по проведению лесоустройства является обязанностью органа государственной власти. Лесохозяйственный регламент подлежит обновлению не реже чем раз в 10 лет. Лицо, которому лесной участок предоставлен в пользование (аренду), обязано осуществлять его использование в соответствии с разрабатываемым таким лицом Проектом освоения лесов, который разрабатывается в соответствии с лесохозяйственным регламентом   

Суд первой инстанции установил, что на момент заключения договоров аренды с Обществом в 2014 году при описании лесных участков использовались качественные и количественные характеристики лесных участков, составленные по материалам лесоустройства 1999 года.

Из материалов дела видно, что приказом Министерства от 25.12.2015                 № 301  введены в действие материалы лесоустройства по Пуксинскому участковому и Оксовскому участковому лесничествам Плесецкого лесничества, предоставленные Обществу в аренду по договору от 30.10.2014 № 1734.

Министерство 14.01.2016 сообщило Обществу о том, что в связи с введением приказом от 25.12.2015 № 301 в действие материалов лесоустройства необходимо внести изменения в договор аренды и проект освоения лесов разработать в соответствии с такими материалами, указав, что подача лесной декларации на 2016 год возможна только после регистрации дополнительного соглашения к договору аренды и проекта освоения лесов, имеющего положительное заключение экспертизы.

Министерство и Общество 10.02.2016 заключили соглашение о внесении изменений в договор аренды от 30.10.2014 №1734, как указано в преамбуле, «в связи с введением в действие материалов лесоустройства лесного участка             2014 года».

По заявке Учреждение разработало проект освоения лесов  с целью заготовки древесины в Плесецком лесничестве по договору аренды от 30.10.2014 № 1734, который  19.05.2016 получил положительное заключение государственной экспертизы № 76  и утвержден приказом Министерства от 03.06.2016 № 785р.

Приказом Министерства от 28.12.2016 № 286 введены в действие материалы лесоустройства по Коношскому лесничеству.

Как установил суд, планы лесонасаждений и альбомы планшетов направлены Обществу с сопроводительным письмом от 08.08.2017 № 89 ДСП. Учреждение составило Проект освоения лесов  по лесному участку в Коношском лесничестве, переданному Обществу в аренду по  договору от 10.11.2014 № 1735. Данный Проект на экспертизу не передан, поскольку Министерство заявило требования о досрочном расторжении всех договоров аренды, в том числе договора от 10.11.2014 № 1735, предоставленных Обществу для реализации приоритетного инвестиционного проекта. Общество не воспользовалось результатами работ (разработанными по заявке Общества материалами лесоустройства по Коношскому лесничеству).

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что после заключения договоров аренды возникла необходимость в проведении работ по лесоустройству в отношении лесных участков, поскольку имевшиеся материалы лесоустройства  устарели, сведения, внесенные в них, не соответствовали действительным характеристикам лесов. Проекты освоения лесов Общество могло разрабатывать только на основании и в соответствии с материалами лесоустройства, отражающими действительное состояние лесов.

Как правильно указал суд первой инстанции, доводы Министерства о том, что Общество использовало лесной участок в Коношском лесничестве на основании договора аренды от 10.11.2014 № 1735, об этом свидетельствует отчет об использовании лесов, не опровергает обоснованность позиции Общества. Представитель Общества в суде первой инстанции пояснил, что, учитывая значительную площадь лесного участка в Коношском районе, использование его какой-то части после заключения договора аренды действительно возможно.

Согласно статье 83 ЛК РФ  передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, в частности, следующих полномочий в области лесных отношений: 1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; 2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), 5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Суд обоснованно указал, что, поскольку полномочия по проведению лесоустройства в отношении лесных участков, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, переданы органам государственной власти соответствующих субъектов, следовательно, ссылка Министерства на то, что оно является ненадлежащим ответчиком, несостоятельна. 

Как правильно указал суд первой инстанции, тот факт, что выделение субвенций из федерального бюджета на мероприятия по лесоустройству недостаточно, не является основанием для освобождения Министерства от исполнения обязанностей, предусмотренных лесным законодательством.

Довод подателя жалобы о том, что Общество добровольно приняло на себя обязательство по проведению лесоустроительных работ, поэтому расходы на проведение таких работ не могут быть взысканы с Министерства, являются несостоятельными.

Как правильно указал суд первой инстанции, Общество действительно заключило договоры на проведение лесоустройства с Учреждением, действуя своей волей и в своем интересе. Однако заключение таких договоров само по себе не означает, что тем самым Общество намерено освободить Министерство от исполнения  его обязанностей. Из материалов дела следует, что заключению таких договоров предшествовала переписка с Министерством, в котором последнее рекомендовало Обществу заключить договоры на проведение лесоустроительных работ именно с Учреждением.

Из материалов дела видно, что Общество согласилось с добровольным принятием на себя обязательств по несению расходов на проведение лесоустройства по Коношскому лесничеству в размере 710 000 руб. при заключении соглашения о взаимодействии с правительством Архангельской области от 17.08.2015 № 02-21/87  (подпункт «а» пункта 1 части 3.3. соглашения). В связи с этим на указанную сумму Общество уменьшило размер исковых требований в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, доводы  подателя жалобы в этой части правомерно не приняты судом первой инстанции.

Довод подателя апелляционной жалобе о пропуске Обществом  срока исковой давности также является необоснованным, был предметом исследования в суде первой инстанции.

Как правильно указал суд первой инстанции со ссылкой на статью 200 ГК РФ, доводы Министерства о том, что Обществу при заключении договоров аренды были известны  даты проведения работ по лесоустройству, не свидетельствуют о том, что  содержащиеся в тексте договоров описание характеристик лесных участков не соответствует  действительному состоянию лесов, а документы  собственника по лесоустройству не отвечают требованиям закона. Кроме того, сведений о том, что Министерство не имеет намерений проводить работы по лесоустройству, у Общества не имелось. С учетом срока действия договоров, их актуальности для истца и бездействием ответчика, Общество понесло заявленные расходы, которые должны быть возмещены ответчиком. 

Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.

Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 августа                   2018 года по делу № А05-4304/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

          А.Я. Зайцева

Судьи

          Ю.В. Зорина

          А.В. Романова